Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Миф, с которым пора покончить

Все попытки палестино-израильского урегулирования за последние 10-15 лет, включая и сегодняшний план "Дорожная карта", основывались на формуле "земли в обмен на мир". Мысль, будто это единственный путь к миру, настолько въелась в наше сознание, что мы не только не видим иных путей, но даже и не пытаемся их искать.

Возможно, это связано с тем, что мы путаем разные вещи: необходимость территориального размежевания или, точнее, отмежевания от палестинских арабов и способ достижения с ними мира.

Очевидно, что размежевание действительно необходимо. Численность арабского населения Палестины стремительно растет, и если не провести границы между собственно Израилем и территориями, где арабы составляют подавляющее большинство, то Израиль перестанет быть еврейской страной. Таким образом, у Израиля остается только два варианта действий. Первый - "трансфер", то есть депортация палестинцев в соседние арабские страны. Осуществить это невозможно: израильское общество не пойдет на такую меру по моральным соображениям, даже если допустить невероятное - что мировое сообщество закроет глаза на подобный шаг, а арабские страны согласятся впустить к себе депортируемых. Второй вариант - выделить вышеназванные территории в некую самостоятельную единицу, не допустить их смешения с Израилем.

Но можно ли считать, что таким образом будет совершена сделка "земли в обмен на мир"? Ни в коей мере. Потому что размежевание - это то, что нужно нам и только нам. А сделка, в хорошем смысле слова, представляет собой некий обмен, выгодный обеим сторонам.

Строго говоря, принцип "земли в обмен на мир" никогда не был реализован в чистом виде. Идеальным примером такой договоренности принято считать установление мира с Египтом в 1977 году. Действительно, тогда в ходе мирного урегулирования Израиль вернул своему арабскому соседу Синайский полуостров, но для Египта главным побудительным мотивом заключения мира было не только и не столько возвращение Синая, сколько перспективы экономической помощи Запада. В середине 70-х прагматичный Анвар Садат постепенно сменил просоветскую ориентацию на проамериканскую. В Египет стали поступать иностранные инвестиции, быстро выросли частный бизнес и средний класс. В то же время произошло неизбежное сокращение госслужащих, положение бедных слоев общества ухудшилось, что почти всегда случается на первой стадии рыночных реформ. Правительство Египта отчаянно нуждалось в помощи Америки и Международного валютного фонда. Молодой египетский бизнес стремился к расширению связей с Западом. Постепенно для правящих кругов Египта экономические соображения вышли на первое место, вытеснив на второй план навязчивую идею об уничтожении еврейского государства. В условиях советско-американского противостояния, когда Запад в большей степени поддерживал Израиль, установление мира становилось для Садата главным условием получения финансовой помощи. В ноябре 1977 года он приехал в Иерусалим, где выступил с беспрецедентной речью в Кнесете. "Народ Египта доверил мне это святое послание, послание безопасности и мира каждому мужчине, женщине и ребенку в Израиле. Я поддерживаю ваше руководство в стремлении к миру. Пусть все усилия будут направлены на строительство огромной крепости мира вместо строительства военных укреплений и площадок со снарядами разрушения", - заявил Садат. Так было положено начало мирному договору и установлению дипломатических отношений с Египтом - страной, которая на протяжении тридцати лет была самым сильным противником Израиля и развязала против него четыре войны.

Обратимся теперь к другому (и на сегодняшний день последнему) примеру заключения мира с арабской страной. Речь идет о договоре с Иорданией, подписанном 26 октября 1994 года. Вот что говорит по этому поводу известный израильский политолог Алек Эпштейн. "Участие Иордании в процессе ближневосточного урегулирования было нацелено на выход из изоляции, в которой страна оказалась вследствие поддержки Ирака в ходе военной операции "Буря в пустыне". В ситуации, когда страна нуждалась в срочных широкомасштабных экономических преобразованиях, она не могла позволить себе сохранять прохладные отношения с Западом. В Аммане мирный договор с Израилем рассматривали как лучший способ спасти королевство от политических и экономических трудностей". Кроме того, как заявляли руководители Иордании, заключение мирного договора с Израилем означало "снятие вопроса об альтернативной родине для палестинцев".

Слова об "альтернативной родине" требуют пояснения. Дело в том (и об этом мало кто сейчас вспоминает), что территория, которая отводилась под арабское палестинское государство по решению ООН от 29 ноября 1947 года, и территория, на которой предполагается создать палестинское государство сейчас, - это не одно и то же.

ООН в 1947 году выделила арабам следующие части Палестины:

1) участок к юго-западу от Тель-Авива, включая города Ашдод, Ашкелон и Газа;

2) участок к северу от Хайфы, включая Назарет, Акко и Нахарию;

3) Западный берег реки Иордан.

Однако арабские страны, которые не признали решение ООН, в 1948 году начали войну, рассчитывая завладеть всей Палестиной и разделить ее между Египтом и Иорданией. Заметим, что палестинские арабы против этого не возражали и к собственному государству отнюдь не стремились. Отразив наступление, израильские войска овладели на юге Ашдодом и Ашкелоном, заняли весь участок к северу от Хайфы, а также часть Западного берега. Его большая часть осталась под контролем Иордании, а Газа - под управлением Египта. Эти новые границы были подтверждены соглашениями о перемирии. С тех пор Ашкелон, Ашдод, Назарет, Акко, Нахария - израильские города, не имеющие никакого отношения к палестинской автономии.

Захваченная Иорданией большая часть Западного берега оставалась в ее составе почти восемнадцать лет. И все эти годы палестинские арабы опять-таки не выдвигали требований о создании там своего, отдельного от Иордании "национального очага". Такие требования появились только после 1967 года, когда Израиль в ходе Шестидневной войны занял уже весь Западный берег. Но к тому времени осевшие в Иордании неуправляемые банды палестинских боевиков стали для нее костью в горле. У нового короля - Хуссейна - не было особого желания возвращать себе пороховую бочку, в которую превратился Западный берег. Между тем Израиль в ответ на требования отдать эти земли палестинцам абсолютно логично отвечал: "Почему палестинцам? Вот с Иорданией мы готовы вести переговоры. Заключим мир, вернем земли Иордании, и пусть она создает там для палестинцев "национальный очаг". Так возникла концепция "альтернативной родины", которая еще больше осложняла жизнь королю Хуссейну. В конце концов, мудрый монарх принял поистине соломоново решение - отказаться от притязаний на Западный берег, что он и сделал 31 июля 1988 года.

Если при заключении договора с Египтом еще можно говорить о территориальных уступках со стороны Израиля (хотя, как уже говорилось, возвращение Синая было лишь второстепенным фактором), то в случае с Иорданией такие уступки сделала сама Иордания. Правда, Израиль возвратил ей крохотный клочок спорной земли (30 квадратных километров) и подписал договор о разделе водных ресурсов, но это был мелкий нюанс, наподобие дележа колодцев в пустыне.

Как видим, вопреки распространенному мнению, ни в первом, ни во втором случае основой примирения не был принцип "земли в обмен на мир". Но еще меньше оснований думать, будто эта формула применима к палестинцам.

Анализируя отношения между арабами Палестины и соседними арабскими странами, мы видим, что вплоть до конца 60-х годов "палестинцы" не рассматривали себя как отдельную нацию и не задавались целью создать свое отдельное государство. Следовательно, палестинскому национальному самосознанию (даже если оно уже сформировалось) не более тридцати лет. Может ли у едва оформившегося народа за столь короткий срок возникнуть ясное и четкое представление, где его территория, где заканчивается его земля и начинается израильская? Тем более что "под палестинское государство" предлагаются то одни границы, то другие, то третьи. Границы, которые являются, прямо скажем, искусственными, во многом случайными и не имеют никакого исторического обоснования. С какой стати современный палестинец должен считать, что его родина - это Газа плюс Западный берег? Почему мы думаем, что он эмоционально привязан к этим кускам Палестины больше, чем к каким-нибудь другим? Гораздо логичнее, если он воспринимает всю Палестину как свою родину. Нам это неприятно, но такова объективная реальность.

Между тем арабская идея фикс "сбросить евреев в море" гораздо старше, чем палестинский народ. Ей как минимум шестьдесят лет, а то и больше. Более того, эта идея вбивалась в головы палестинским арабам всеми доступными средствами. И именно эта идея является стержнем, вокруг которого формируется эта нация. Получается, что мы, предлагая арабам ту или иную часть Палестины, не можем предложить им ничего такого, что удовлетворяло бы их амбиции и представляло бы для них самостоятельную ценность. Такой ценностью может быть только вся Палестина целиком, но это означало бы самоуничтожение Израиля. А значит, мифологическая формула "мир в обмен на землю", по крайней мере на данном историческом этапе, лишена всякого смысла.

Возникает вопрос, какова же в таком случае альтернатива? Я не знаю. Но мудрые люди говорят: если вы заблудились и не знаете, где верное направление, то первое, что надо сделать, - перестать двигаться в ложном направлении.



Григорий Меламедов, Алеф

  • 13-08-2003, 08:27
  • Просмотров: 282
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список