Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Франция с бородой

В середине января 2004 года президент Франции Жак Ширак и министр образования Люк Ферри внесли на рассмотрение в парламент законопроект, который запрещает ношение религиозной одежды в школах и вузах страны. 10 февраля Национальное собрание (нижняя палата парламента) одобрила его: 494 депутата проголосовали "за", и лишь 36 - "против". Теперь закон должен быть утвержден в Сенате, верхней палате парламента, который займется этим в марте. Ожидается, что закон начнет действовать с сентября 2004 года. Согласно новому законодательному акту, в школах и вузах Франции будет запрещено ношение мусульманских женских платков, еврейских кип, сикхских тюрбанов, христианских крестов крупных размеров и другой религиозной атрибутики. Обсуждавшийся ранее запрет на бороды введен не будет. Видимо, депутаты так и не смогли провести черту между бородой, являющейся религиозным символом, и просто бородой, а, быть может, не захотели ставить сикхов перед выбором - оставить бороду и нарушить закон или сбрить бороду и предать веру.

Президент о вере

Закон назрел. Приверженцы ислама во Франции жили давно, во многом благодаря тому, что до середины XX века мусульманские Алжир, Марокко и Тунис были колониями этой страны. Задолго до инициативы Ширака в школу не принято было ходить в мусульманском платке или другой религиозной одежде, что никогда не вызывало протеста. Однако на фоне увеличения количества мигрантов и сокращения белого населения, а также роста угрозы исламского терроризма, отношение французов к арабам стало меняться. Например, в ноябре 2003 года в городе Обервилье двух девушек-мусульманок исключили из школы за ношение платков, а в парижском пригороде Бобиньи от участия в судебном процессе отстранили женщину - присяжного заседателя за то, что она пришла на слушания в хиджабе. Подобные случаи на руку пропагандистам радикального ислама.

Интересно, что легальные и нелегальные мигранты-мусульмане готовы на все, лишь бы остаться во Франции, поэтому они редко выставляют свои религиозные убеждения напоказ. Однако мусульмане, уже прочно обосновавшиеся в стране, чувствуя изменение общественной атмосферы, стремятся подчеркнуть свою религиозную принадлежность, поэтому появляются в общественных местах одетыми нарочито по-мусульмански.

Для того чтобы успокоить общество и пресечь подобные случаи на корню, президент Франции Жак Ширак с помощью законопроекта о запрете на ношение религиозной символики в учебных заведениях решил напомнить обществу, что принцип светскости закреплен в первой статье конституции страны.

Ширак даже выступил по этому поводу с речью. По его мнению, разделение религии и государства - шанс для Франции. "Именно нейтральность публичного пространства позволяет гармонично сосуществовать различным религиям. Как любая другая свобода, свобода вероисповедания может быть ограничена лишь свободой других людей и необходимостью соблюдения правил поведения в обществе". Чтобы не злоупотреблять свободой религии, "которую наша страна уважает и защищает", надо соблюдать принцип светскости государства, который обеспечивает "тонкое, бесценное и хрупкое равновесие" между убеждениями и законами, "терпеливо создававшимися в течение десятилетий". "Ислам - сравнительно новая религия на территории Франции - занимает свое полноправное место среди крупных религий, представленных в стране".

"Подготовка французских имамов", утверждение "ислама с французской культурной индивидуальностью" наряду с "беспощадной борьбой с ксенофобией, расизмом и, особенно, с антисемитизмом" - государственные задачи. Закон ограничивает свободу, дабы она не превращалась в анархию. "Школа - это республиканское святилище, инструмент приобщения к республиканской идее". Есть права личности, но закон выше этих прав как залог равноправия всех граждан.

"Наша цель - пробудить умы и раскрыть сердца", - подытожил Ширак.

Народ о вере

Папа Римский Иоанн Павел II назвал инициативу французского правительства покушением на свободу вероисповедания. Оппозиция высмеяла план Ширака бороться с растущим влиянием радикальных исламистов среди французских мусульман с помощью запрета на хиджаб, а некоторые политические оппоненты президента упрекнули его в том, что он устанавливает "свободу, равенство и братство" не там, где следует. Например, представительница партии "зеленых" Мирей Ферри считает, что Шираку надо заняться равноправием мужчин и женщин. Президент Ирана Мохаммед Хатами призвал Париж пересмотреть свою позицию: "Запрет на ношение платков станет проявлением экстремистских националистических тенденций. Я надеюсь, французское правительство, претендующее на место в авангарде свободы, равенства и братства, отменит это неправильное решение". Обладатель Нобелевской премии мира иранская юристка Ширин Эбади присоединилась к Хатами: "Если появится такой закон, выгоду из него извлекут только фундаменталисты". Пятитысячная парижская община сикхов пригрозила выселиться из французской столицы, если закон примут.

Споры вызвала и президентская трактовка термина "отделение религии от государства". Многие восприняли шаг президента совершенно по-другому - как вмешательство государства в религию, в частную жизнь. Фарина Алям, редактор ведущего европейского мусульманского журнала, говорит: "Я начала носить хиджаб в 21 год вопреки желанию семьи, когда стала президентом отделения Студенческой ассоциации ООН в университете. Я хотела подчеркнуть свое происхождение и разрушить представление о мусульманке в хиджабе как об общественно пассивной, необразованной и неработающей женщине. Разве это не есть отделение религии от государства, когда никто никого не может заставить отказаться от соблюдения никому не мешающих религиозных обычаев?"

Однако ни акции протеста религиозной молодежи (причем не только мусульманской), ни даже молитва перед зданием парламента в день голосования по законопроекту не смогли противостоять введению запрета. Впрочем, демонстрации хоть и прошли по всей стране, но митингующих было немного. Возможно, определенную роль сыграли исторические традиции светского французского государства и направленность запрета против символов всех религий - ислама, христианства, иудаизма и других. Несмотря на шумиху в СМИ, по данным социологических опросов, закон поддерживают 70% французов, причем в их число входят 40% исповедующих ислам французских женщин.

Статистика и вера

Взаимоотношения мигрантов-мусульман и коренных французов - это всего лишь часть более общей проблемы. По данным Комиссии по демографии Совета Европы, 50 лет назад коренное население Старого Света составляло 22% от общей численности населения планеты, сегодня эти цифры сократились до 12%, а еще через полвека белых европейцев останется 6,5%.

Во Франции эта проблема стоит наиболее остро: 25 миллионов из ее 60-миллионного населения составляют мигранты, причем 10 миллионов из них - мусульмане. Это самый высокий показатель в Европе. Министерству труда Франции поручено подготовить законопроект, позволяющий руководителю предприятия ограничивать ношение религиозных атрибутов на работе и увольнять за нарушение регламента. Создается Наблюдательный комитет по вопросам светскости, "в задачу которого будет входить оповещение французских граждан и органов государственной власти о любой угрозе отклонения от этого важнейшего принципа или посягательства на него".

Интересно сравнить меры, которые принимает французское правительство, с царящей в России неразберихой. Среди 140 миллионов россиян - 20 миллионов мусульман. При этом, с одной стороны, церковь в РФ отделена от государства, с другой стороны, мусульманкам разрешено фотографироваться на паспорт в головном уборе, а с третьей - со следующего учебного года в школьную программу вводится такой предмет, как "основы православной культуры".

Конечно, инициативы Ширака не смогут изменить демографических тенденций во Франции, но, по замыслу властей, они сделают сосуществование представителей различных религий менее конфликтным. Французский опыт может пригодиться и в России.



Николай Дзись-Войнаровский, VIP.Lenta.Ru

  • 16-02-2004, 08:12
  • Просмотров: 379
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.



    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список