Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Левая угроза под моим окном

В начале этого года мне довелось участвовать в публичной дискуссии в рамках программы, проводившейся одной из ведущих епископальных церквей Филадельфии. Темой обсуждения были общественно-политические позиции различных конфессиональных групп. Когда речь зашла об Израиле и "Интифаде", я заметил, что многие собравшиеся здесь важные персоны враждебно настроены по отношению к Израилю. Теракты смертников, по мнению некоторых, были ответом на "империалистические амбиции" еврейского государства.

- А что еще остается делать арабам? - риторически вопросил один из слушателей.

Этот инцидент лишь укрепил мое подозрение, что в отношении левых ко многим вопросам, касающимся евреев и особенно их государства, произошел значительный сдвиг. В течение некоторого времени после Второй мировой войны евреи вместе с церковными либералами и другими левыми объединениями боролись с бедностью и за равноправие людей, оказавшихся в трудном социальном положении. Кроме того, они совместно поддерживали государство Израиль. Между тем, в последние годы левые перешли на сторону арабов в ближневосточном конфликте. Более надежным союзником Израиля оказались правые. Как же произошло это изменение? И что оно предвещает на будущее?

Истоки этой перемены лежат еще в расовых противоречиях 1960-х годов и перерастании борьбы за гражданские права в расовую революцию. Когда расовые волнения в крупнейших американских городах распространились по всему государству, достигнув пика после убийства Мартина Лютера Кинга в 1968 году, появилась новая группа афро-американских лидеров. Они отвергали стратегию объединения Кинга и других умеренных черных. Они утверждали, что достижения Кинга в борьбе за гражданские права недостаточно глубоко проникли в тлеющие гетто городской Америки. Они призывали к поиску новых подходов. Радикалы, в том числе Малколм X, Стоукли Кармайкл (впоследствии переименовавший себя в Кваме Туре) и Карл Форман, глава Студенческого ненасильственного координационного комитета (СНКК), подталкивали черное движение к размежеванию с белыми союзниками и требовали "власти черных". Они призывали также афроамериканцев присоединиться к борьбе цветных народов всего мира с колониальным империализмом. В этой новой парадигме Израиль стал восприниматься - и изображаться - как форпост западного империализма на Ближнем Востоке. Всё это случилось после блестящей победы Израиля в Шестидневной войне 1967 года.

Дату раскола левых с Израилем можно установить почти точно. В 1967 году на выходных после Дня труда на конференции "Новая политика" в Чикаго собрался ряд вроде бы как прогрессивных деятелей, озабоченных надвигающейся раздробленностью в стане левых. В числе участников был и Мартин Перец, владелец "Нью Рипаблик". Однако эта встреча быстро окончилась неудачей. Перецу, вложившему в борьбу за мир и права человека сотни тысяч долларов и входившему в управляющий комитет мероприятия, даже не дали высказаться. Основного докладчика конференции, Мартина Лютера Кинга, освистали черные экстремисты. Заглушая его речь, они орали: "Бей белую сволочь!" Кинг, как и Перец, в знак протеста покинул зал заседания. Конференция продолжалась без них. На ней был принят ряд резолюций. Наиболее агрессивной из них была та, что осуждала "империалистическую войну сионистов". Эта конференция в Палмер-Хаусе знаменовала собой последнюю серьезную попытку сформировать национальную межрасовую коалицию левых сил.

Дальнейшая деградация левого движения выразилась еще в целом ряде инцидентов. Так, в 1968 году по городу Нью-Йорку прокатилась ужасающая волна школьных забастовок. Они были подготовлены Фондом Форда. Одновременно черные экстремисты захватили контроль над школьным округом Оушн-Хилл в Бруклине. Там они застрелили 13 еврейских учителей. В 1970-х годах разразился грандиозный скандал вокруг предполагаемого наличия расовых предпочтений, или квот, как называли их критики, при приеме в университеты и профессиональные училища. А в 1979 году Эндрю Янг, главный помощник Кинга, назначенный президентом Картером американским посланником в ООН, был вынужден уйти в отставку после встречи с членом ООП в городе Нью-Йорке.

До 1967 года большинство протестантских религиозных групп - термин, обозначающий, в частности, Объединенную методистскую церковь, Евангелистскую лютеранскую церковь в Америке, Епископальную церковь, Пресвитерианскую церковь (США) и Объединенную церковь Христа - поддерживало Израиль. Создание еврейского государства рассматривалось ими как компенсация за Холокост и часть прогрессивной идеологии. Однако военный успех Израиля коренным образом изменил его восприятие левыми. Из обижаемого и одинокого государства он превратился в агрессивную державу-захватчицу, орудие западного колониализма. В июле 1967 года Исполнительный комитет генерального собрания национального совета церквей выпустил заявление. Речь в нем шла преимущественно о бедственном положении палестинских беженцев. Характерно, что в заявлении полностью игнорировался контекст этого действительно прискорбного момента. Так, ни слова не было сказано о том, что в свое время сами же арабские страны приказали палестинцам бежать из своих городов и деревень, чтобы не мешать объединенным арабским войскам разрушить Израиль и произвести второй Холокост. Палестинцам было обещано также, что они смогут вернуться, как только война закончится. Между тем, большинство церковных групп как будто не замечало, что в отличие от Израиля, принявшего на свою территорию значительное число еврейских беженцев, изгнанных из арабских стран сразу после его создания, арабские страны намеренно отказались принять у себя палестинских беженцев, хотя территории у них для этого более чем достаточно. (В отличие, опять же, от крошечного Израиля). И это легко объяснимо. Арабские страны использовали и продолжают использовать палестинцев в качестве пешек в своей игре по уничтожению Израиля.

С одной стороны, все эти церковные органы утверждают, что они признают за Израилем право на существование и тоже хотели бы положить конец терактам-самоубийствам. С другой стороны, они критикуют военные меры, предпринимаемые еврейским государством для защиты своих граждан. Они призывают Израиль немедленно уйти с оккупированных территорий. Так, в мае 2002 года вышло очередное заявление Объединенного методистского совета епископов. Там выражается сожаление по поводу "непропорционального применения силы" израильтянами. Там утверждается, что нынешнюю тотальную войну можно якобы вести так, чтобы при этом совсем не страдали невинные люди. В августе 2001 года управляющий совет лютеранской церкви вообще призвал правительство США прекратить военную помощь Израилю.

- У лютеранских церквей нет единого мнения по поводу того, насколько продуктивно было бы назначать своими представителями людей, упорно не желающих видеть обе стороны вопроса, а не только одну, - заявил недавно Дель Лепке. Он является руководителем Рабочей группы по Ближнему Востоку чикагского отделения евангелической лютеранской церкви Америки.

А историк церкви Мартин Марти, явно имея в виду основную массу протестантских течений, отметил следующее:

- Нападки на Израиль стали неотъемлемой частью оппозиционной доктрины. Это фирменный знак тех, кто хочет идентифицировать себя с угнетенными массами и странами третьего мира.

С резкой критикой тактики Израиля в его войне с терроризмом и Интифадой выступила не только основная масса христианских церквей. Ряд склоняющихся влево евреев также поддержали эти критику. Основной функцией новой организации, "Евреи за мир в Палестине и Израиле", стало проведение съездов в поддержку ООП.

- В Америке есть много евреев, которых откровенно ошарашивает тот факт, что премьер-министр Израиля виновен в военных преступлениях, - заявил исполнительный директор организации. Как и основная масса церквей, большая часть этих пропалестинских еврейских организаций утверждает, что она якобы продолжает поддерживать еврейское государство. Однако такие фигуры, как Наум Чомски и Норман Финкельштейн, уже открыто ругают Израиль. В декабре 2001 года в Бейруте, столице Ливана, Финкельштейн произнес скандальную речь. В ней он сравнил поведение израильтян с "практикой нацистов" времен Второй мировой войны.

Одной из ведущих фигур на этом фланге является раввин Майкл Лернер, редактор "Тиккуна" и давнишний сторонник израильских левых. Лернер любит утверждать, что он желает добра как Израилю, так и палестинцам. Он стремится избегать антиизраильской риторики, но его выдают поступки и связи. Так, в 2002 году он объявил о создании общины Тиккун - крупной национальной организации "либеральных и прогрессивных евреев". Одной из ее главных целей является убеждение Израиля в необходимости больших (территориальных) уступок для достижения мира. Два месяца спустя Лернер вместе с воинствующим черным активистом и по совместительству профессором Принстона Корнелом Уэстом, сопредседателем общины, поместил в The New York Times огромную, на целую полосу карикатуру от имени общины Тиккун. Она была направлена против "жестокой оккупации территорий" еврейским государством. Она поздравляла также израильских резервистов, отказавшихся там служить. В карикатуре ни слова не говорилось о палестинском терроре. Зато там был нарисован крючконосый, подозрительного вида еврей. Израиль сравнивался там с "фараоном", а израильские войска - с нацистами, слепо "повинующимися приказам", нацеленным на продолжение "жестокой оккупации", нарушающей международное право и права человека.

С началом второй интифады в 2000 году всё чаще стали звучать жалобы на антиизраильский уклон либеральных СМИ. Даже такие ведущие газеты, как The New York Times, часто называют террористов просто "боевиками". Центральную радиосеть Америки, финансируемую самим государством, NPR, часто обвиняют в проявлении легкого левого уклона. В эфире регулярно передаются непроверенные и обрывочные обвинения палестинцев в адрес Израиля. При этом не приводится никаких ответных комментариев самого Израиля. Так, 9 января 2004 года радиожурналист Питер Кеньон уделил значительную часть своего "Утреннего выпуска" жалобам палестинцев Наблуса на военную операцию Израиля в их городе. Среди прочего, Израиль обвинялся в разрушении домов, убийстве "безоружных прохожих", разрушении древних улиц и стен, препятствованию палестинским пожарным в их попытках "спасти горящие здания" и повреждении городского водопровода и канализации. Кеньон не привел ни одного высказывания представителей Израиля. Таким образом, слушателям не разъяснили необходимость операций в Наблусе для борьбы с инфраструктурой террора. А ведь между тем за последние три года из этого города вышла четверть всех террористов-смертников.

Как бы то ни было, лучше всего окопались левые в некоторых университетах. Здесь они нашли наиболее благодатную почву для своей оголтелой пропаганды антисионизма и даже антисемитизма. Так, в студенческой газете Ратджерского университета мы наткнулись недавно на следующие любопытные строки: "Умри, еврей, умри, умри, умри, умри, умри. Перестань жить, умри, умри, УМРИ! Сделать нам всем одолжение и построй себе печь". Действующий профессор Джорджтаунского университета вопрошает: "Как же иудаизм, евреи и международные силы позволили сионизму стать диким, хищным животным, способным на такие зверства?" В дополнение к этой агрессивной риторике радикальные профессора многих престижных университетов стали сотрудничать с арабскими студентами, чтобы убедить свои учреждения участвовать в "разоблачении" Израиля и полностью отказаться от сотрудничества с этим "режимом апартеида".

Зато от правых и консервативных групп Израиль получал в последние годы весьма значительную поддержку. Несмотря на то, что после Шестидневной войны традиционные протестантские объединения стали критиковать Израиль, его блестящая победа резко укрепила его положительный образ у многих евангелических лидеров. Последние начали всё более настойчиво призывать руководство США усилить поддержку еврейского государства. От 40 до 60 миллионов евангелистов восприняли успех Израиля в войне 1967 года как знак Б-жьего расположения к нему. Критики утверждают, что такая поддержка объясняется скорее их теологией, чем собственно политикой. Ведь второе пришествие Иисуса связано с возвращением евреев на Святую Землю. Возможно, кто-то и правда рассуждал по такой схеме. Однако опрос, проведенный Международным содружеством христиан и евреев, опубликованный в 2002 году, показал, что более половины участников поддерживают Израиль потому, что это демократическое государство и важный союзник Соединенных Штатов. Кроме того, как заметил покойный исследователь Холокоста Люси Давидович: "Зачем евреям задумываться о теологии "традиционного священника", не посвященного, вообще говоря, в намерения Г-спода? И так ли важны нам его "теоретические отвлечения", если он и так горячий сторонник Израиля?"

В результате с начала 1980-х годов ряд еврейских организаций, в том числе Американский еврейский комитет, начал укреплять контакты с евангелистами. Так, в 1983 году Ечел Экштейн, молодой правоверный раввин, работавший некогда в Антидиффамационной Лиге, основал в Чикаго Международное содружество христиан и евреев. Его целью было укрепление связей с евангелистами. "Настоящие христиане - лучшие друзья евреев", - говорил Экштейн. Он открыл также Центр иудео-христианских ценностей в городе Вашингтоне. Целью группы было обретение общей религиозной почвы, утверждение моральных стандартов и усиление чувства общественной ответственности. Важно, что изначальными сопредседателями организации стали сенаторы Джозеф Либерман, демократ от Коннектикута, и Дэн Коутс, республиканец от Индианы. Они считаются в своих партиях скорее центристами и консерваторами. В 2002 году Экштейн сообщил о том, что американские евангелисты, не афишируя своей благотворительности, за последние семь лет передали в качестве гуманитарной помощи более 100 млн. долларов нуждающимся евреям всего мира. Эти средства пошли, в частности, на переселение, плату за жилье, питание, медицинское обслуживание.

За последние два-три года отношение еврейских лидеров к правым существенно изменилось. Еще несколько лет назад евреи называли их антисемитами и критиковали за проповедническую работу среди евреев. Но летом 2002 года региональное отделение Сионистской организации Америки в Чикаго публично выразило благодарность главе Христианской коалиции Пэту Робертсону на ежегодном торжественном обеде в честь Израиля. А 2 мая 2003 года Антидиффамационная, которая резко критиковала Робертсона и других лидеров правых христиан в нашумевшем некогда памфлете от 1994 года, поместило объявление в The Los Angeles Times и The New York Times. Там приводилась фотография Ральфа Рида, бывшего представителя Христианской коалиции. В помещенной там же небольшой статье Рид назвал столь длительное выживание Израиля в столь опасном для него регионе "доказательством Б-жьей силы".

Глава Антидиффамационной Лиги, Эйб Фоксман, подвергся критике за эту акцию. Однако он не жалеет о своем поступке. Он, в частности, заявил:

- Я горжусь своей дружбой с Ральфом Ридом, и мне нравится, что он защищает Израиль.

Фоксман сожалеет лишь о том, что политически либеральные христиане менее склонны к поддержке Израиля.

Между тем, из семян левого антисионизма, давших всходы на съезде "Новая политика" в 1967 году, выросли буйные побеги. Однажды в Нью-Йорке произошел несчастный случай на дороге. Погиб чернокожий ребенок. Местные афроамериканцы поспешили использовать это как повод для расправы с хасидами, живущими в Краун-Хайтс в Бруклине. В результате волнений был убит хасидский богослов. Затем некоторое время было относительно тихо. Но в 1991 году среди чернокожих американцев вновь начался рост антисемитизма. В 2000 году состоялись промежуточные выборы в Конгресс США. В том же году в Палате представителей в Вашингтоне два афроамериканца, известных своими антиизраильскими настроениями, республиканец Эрл Хильярд, демократ от Алабамы, и Синтия МакКинни, демократ от Джорджии, - последняя, кстати, всерьез верит в теорию сионистского заговора, - потеряли свои места в Конгрессе. Они не прошли этап первичных выборов в Демократической партии. Вероятно, это стало следствием масштабной кампании, начатой против них защитниками Израиля. Конфликты между черными и евреями обострились еще и в силу того, что значительная часть афроамериканцев в Палате представителей голосовала против одной из важных резолюций, поддерживающих Израиль.

Любопытно, что с того момента, как левые стали отходить от Израиля, политически правые, как в Конгрессе, так и в обществе в целом, напротив, усилили свою поддержку этой страны. В начале июля 2003 году Том Дилэй, лидер большинства Палаты представителей и один из ведущих евангелистов, посетил Израиль и произнес речь в Кнессете. Он пообещал продолжить поддержку еврейского государства и противостоять "Дорожной карте", мирному плану президента Буша, если в ее рамках администрация президента попытается вынудить Израиль к уступкам, которые нанесут ущерб его безопасности.

Впрочем, нынешний президент, в отличие от своего отца, многими поступками доказал свою сильную поддержку Израиля. Так, он всегда отказывался встречаться с Ясиром Арафатом, главой Палестинской автономии, и запрещал членам своего правительства делать это. Президент понимает, что с Арафатом бесполезно говорить о мире. 24 июня 2003 года в Розовом саду у Белого Дома он сделал достаточно жесткое заявление по этому поводу. Он сказал, в частности, что палестинцы только тогда смогут добиться своей цели и основать государство, когда они "выберут себе новых лидеров, создадут новые институты и новые силовые ведомства". Он призвал палестинцев "избрать себе новых руководителей - руководителей, не запятнавших себя террором". Это был довольно прозрачный намек на Арафата. Кроме того, президент косвенно, не называя его по имени, обвинил его в руководстве администрацией, при которой процветает "официальная коррупция". В прошлом месяце Еврейское телеграфное агентство сообщило, что администрация Буша, преодолев некоторую неохоту, готовит доклад в защиту Израиля. Он будет зачитан на одном из слушаний Международного суда правосудия в Гааге по решению Израиля о возведении на Западном берегу Защитной стены. Эту меру, как известно, сильно критикуют левые.

Что же, в конечном счете, можно сказать о произошедших в политическом спектре изменениях? С одной стороны, американские евреи в целом по-прежнему остаются либералами и продолжают голосовать преимущественно за демократических кандидатов. С другой стороны, это уже некий видоизменившийся, "очищенный" либерализм. Стабильность и безопасность Израиля, как и война с террором вообще, остаются центральными моментами, определяющими сегодня политическое поведение американских евреев. Так, бывший мэр Нью-Йорка Эд Кох, последовательный демократ, который по-прежнему не согласен со многими внутриполитическими решениями республиканцев, написал 9 января 2004 года в издании "Форвард": "Президент Буш заслужил мой голос, так как он проявил мужество и решительность, необходимые для войны с террором". Кох добавил: "Я, как американец и как еврей, готов сделать благополучие Израиля своей главной заботой".

А Гарри Розенблатт, весьма уважаемый редактор New York Jewish Week, недавно отметил: "Я верю, что правительство, которое защищает своего близкого демократического союзника, оказавшегося в опасности, проявляет тем самым величайшее понимание прав человека и прогрессивных ценностей и свое большое уважение к ним". Опрос, проводившийся с 25 ноября по 11 декабря 2003 года и опубликованный Американским еврейским комитетом, показывает, что подобная точка зрения может получить в еврейской общине Америки еще большее распространение. Конечно, евреи в целом по-прежнему больше симпатизируют демократам. На тот момент за Буша проголосовал бы 31% евреев. Но это не намного меньше, чем за большинство популярных демократических кандидатов, кроме разве что сенатора Либермана. Это уже примерно в три раза больше, чем на национальных выборах 2000 года Левые продолжают в лучшем случае колебаться в отношении вопросов, положительное решение которых представляет для Израиля, а значит, и большинства американских евреев жизненную необходимость. А потому евреи, как это давно уже предсказывалось, начинают сдвигаться постепенно в правую часть политического спектра.



Мюррей Фридман, FrontPage Magazine
Перевод Вадима Черновецкого, Sem40.Ru

  • 19-02-2004, 08:10
  • Просмотров: 271
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список