Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Один город, два народа

Пока Шарон и Ольмерт борются за судьбу Иерусалима, в самом городе дебаты кажутся уже делом прошлого

Если от Меа-Шеарим, известного израильского ортодоксального района пойти на восток, то через несколько минут вы пересечете широкий бульвар, поделенный на две части островком посреди дороги, засаженном деревьями. На первый взгляд, обе стороны улицы, которая официально называется улицей Хайма Бар-Лева, но все называют ее просто Первой улицей, кажутся одинаковыми: вдоль них протянулись современные каменные здания.

Однако стоит перейти дорогу, как вы заметите, что характер города резко меняется. Исчезают кипы. Вместо синагог появляются мечети. Все знаки и указатели - на арабском языке.

Вы вошли в Восточный Иерусалим. Арабский восточный Иерусалим, который находился под иорданским владычеством до тех пор, пока в 1967 году не был занят вместе с остальной частью Западного берега Израилем. Вдоль Первой улицы, которая на протяжении 19-ти лет была израильско-иорданской границей, нет никаких указателей, анонсирующих географическо-политическую реальность, с которой знакомы все израильтяне и большинство туристов.

В эти дни, спустя почти четыре года после начала второй интифады, Первую улицу в восточном направлении пересекают лишь единицы евреев и туристов с Запада. Восточный Иерусалим состоит из нескольких арабских кварталов, разделенных еврейскими анклавами, а не является единым монолитным блоком, как, например, Восточный Берлин до падения Берлинской стены и воссоединения с Западным Берлином. Спустя 37 лет после того, как Израиль снес колючую проволоку, он до сих пор остается отдельной территорией.

В эти дни будущее Иерусалима - объединенной еврейской столицы или формально разделенного между евреями и арабами города - вызывает все больше дебатов. Покуда израильские общественные и политические деятели обсуждают предложения премьер-министра Ариэля Шарона по односторонней сдаче сектора Газы и части Западного берега палестинцам, становится все очевиднее четкий раскол или смена отношения к проблеме Иерусалима, которая издавна была одним из самых горячих вопросов мирного процесса.

Заместитель премьер-министра Эхуд Ольмерт, бывший мэр Иерусалима, недавно предложил, чтобы Израиль в свете отсутствия мирного договора с палестинцами, заключение которого становится все менее вероятным, передал контроль над некоторыми арабскими секциями города в палестинские руки. Эти районы от еврейского Иерусалима могли бы отделить стены, и это снизит физическую угрозу и психологическое бремя. Предложение Ольмерта, отмечают политические обозреватели, однозначно получило благословение Шарона.

Затем Шарон сменил курс. В своей речи во время открытия в Иерусалиме Центра наследия Менахема Бегина (покойного бывшего премьер-министра Израиля от партии "Ликуд") Шарон пообещал, что Иерусалим останется "неделимой вечной столицей еврейского народа". Повторив фразу, которую провозглашали израильские лидеры с 1967 года, Шарон умиротворил сторонников жесткой линии, которые считают весь Иерусалим еврейской территорией, однако проигнорировал то, что в последние годы стало в самом Иерусалиме общепризнанным фактом - что на самом деле дебаты уже окончены, что Иерусалим уже во многих отношениях является двумя разными городами, что сегодняшний Восточный Иерусалим показывает израильтянам, как будет выглядеть соседнее палестинское государство.

Если Восточный и Западный Иерусалим будут отделены друг от друга либо в рамках израильско-палестинского мирного договора или путем односторонних израильских действий, окажется, что многое из того, что потребуется Восточному Иерусалиму для поддержания жизни, уже на месте. День за днем евреи и арабы Иерусалима ведут две разные жизни. Хотя в магазинах Западного Иерусалима можно встретить людей в куфиях и хадорах, лишь немногие евреи рискуют заходить в арабские районы.

В Восточном Иерусалиме существует де-факто и де-юре отдельная образовательная система, отдельные религиозные суды, отдельные автобусные линии и отдельная система такси. Там есть собственные госпитали и клиники, и многие жители Восточного Иерусалима помещают свои сбережения в палестинские банки. Магазины Восточного Иерусалима до сих пор принимают иорданскую валюту. Сфера жилья Восточного Иерусалима формально определяется общими действующими в Иерусалиме правилами, однако жители Восточного Иерусалима открыто нарушают их, возводя незаконные постройки, чтобы удовлетворить потребности своих разрастающихся семей.

Только в коммунальных услугах восток встречается с западом. Действует единая телефонная сеть, однако Восточный Иерусалим имеет отдельный код. В Восточном и Западном Иерусалиме действует единая система водоснабжения и канализации - это физическая необходимость, которая объединила два тогда еще разделенных муниципалитета между 1948 и 1967 годом. Также действует единая система электроснабжения.

Однако в целом - на культурном уровне, административно - в 2004 году Восточный Иерусалим во многом является независимым, так же как и до 1967 года.

Это статус-кво, который, по словам евреев и арабов, опрошенных The Jewish Week, работал в интересах обеих сторон с 1967 года.

Из 700 тысяч жителей Иерусалима более 100 тысяч живут в районах, которые до 1967 года принадлежали Иордании, и это почти равно, по некоторым оценкам, количеству арабов в Восточном Иерусалиме. За исключением нескольких смешанных районов, таких как Абу-Тор, пути евреев и арабов редко пересекаются.

Город становится все более разделенным

"Это совершенно разделенный город, который живет раздельной каждодневной жизнью - и становится все более разделенным", - замечает Дэвид Горовиц, редактор The Jerusalem Report.

"Существует два функционирующих города... два народа.... несмотря на тот факт, что между ними нет физической стены, - говорит Назми аль-Джубех, директор Центра сохранения памятников архитектуры, находящегося в Восточном Иерусалиме. - Социальные, экономические, культурные стены выше, чем стена, которая существовала до 1967 года. Сложно использовать термин "один город".

Действительная стена вокруг арабских районов Иерусалима - в дополнение к барьеру безопасности, который сейчас Израиль возводит вдоль границы 1967 года с Западным берегом - стала на шаг ближе к реальности, когда Ольмерт предложил, чтобы Израиль передал контроль над частью арабских районов палестинской администрации, в то же время сохранив Старый город в еврейских руках.

"В будущем, в рамках усилий по улучшению демографического баланса граница должна проходить так, чтобы лагеря беженцев Иссавия, Кафр-Акаб, Зур-Бахер, Ум-Туба, Шуафат и Аната находились к востоку или к северу от барьера, а не под руководством Израиля", - заявил Ольмерт изданию Maariv.

Считается, что Ольмерт, наперсник Шарона, получил одобрение премьер-министра, прежде чем открыто выступать с предложениями о разделении Иерусалима.

"То, что говорит Ольмерт, может быть способом, с помощью которого Шарон посылает сигнал скептически настроенному миру, что отделение не ограничится Газой и четырьмя поселениями в северной Самарии (на Западном берегу) ", - говорилось в статье в газете The Jerusalem Post.

Реальность становится очевидной на входе в Старый Город: большинство людей, проходящих через Яффские ворота (Западный Иерусалим) - евреи или жители западных стран, в то время как через Дамасские ворота (Восточный Иерусалим) входят, в основном, арабы. Реальность становится очевидной и в том случае, если проехать несколько миль в северном направлении по Первой улице, где двумя совершенно разными жизнями живут еврейский район Писгат-Зеев и арабский поселок Бейт-Ханина, хотя они и находятся друг от друга на расстоянии брошенного камня.

И так происходит несмотря на клятвы израильских политиков на протяжении многих лет - начиная от лейбористов Ицхака Рабина и Эхуда Барака до ликудников Биньямина Нетаньяху и Шарона - о том, что Иерусалим останется "вечной неделимой столицей Израиля".

"Я бы назвал это ложью, - отмечает Дан Шуефтан, старший научный сотрудник Центра исследований по национальной безопасности Хайфского университета, который издавна поддерживал идею одностороннего отделения от палестинцев. - Он никогда не был единым городом. Единство Иерусалима никогда не было возможным".

Решение судьбы Иерусалима в связи с его символической важностью среди прочих самых противоречивых вопросов, рассматриваемых израильскими и палестинскими переговорщиками во время ныне мертвого "мирного процесса Осло", было отложено до переговоров о "финальном статусе", которые сегодня кажутся гораздо более далекими, чем когда бы то ни было.

"Стороны конфликта давно договорились, по крайней мере, молчаливо, отложить урегулирование по вопросу Иерусалима до последней фазы мирного процесса", - писал Аднан Абу Одех, глава Королевского хашемитского суда Иордании, в издании Foreign Affairs еще 12 лет назад.

Если будет заключено обоюдное мирное соглашение или Израиль примет одностороннее решение об отколе от Восточного Иерусалима, то все увидят, что Восточный Иерусалим уже логически и психологически стоит на собственных ногах, подчеркивают наблюдатели с обеих сторон.

"В результате, независимо от используемых де-юре формулировок, палестинцы де-факто получат в свою юрисдикцию арабские районы Аль-Кудса (арабское названием Иерусалима) от Шейх-Джаррага до Абу-Диса - хотя и ценой какого-либо участия в израильской экономике, - отмечал в прошлом году офицер дипломатической службы США в отставке Кеннет Стэммерман. - Вместо патрулей и КПП будут барьеры и стены, удерживающие палестинцев, включая палестинских жителей Иерусалима, за пределами Израиля и еврейского Иерусалима".

"Его разделение не только возможно, но и неизбежно - с или без договора, говорит Шуефтан. - И если вы можете представить себе разделение только по условиям мирного договора, то вы мыслите устаревшими понятиями".

"Израиль в одностороннем порядке создаст новую реальность" - реальность, которую, по словам Шуефтана, принимают 40% израильтян, если верить недавним опросам общественного мнения.

Шуефтан предлагает поделить город не строго по границам 1967 года, а по границам районов с еврейским большинством. По иронии некоторые еврейские районы Иерусалима сейчас считаются частью Восточного Иерусалима, а некоторые арабские районы переходят зеленую черту. "Все районы, где имеется большинство еврейского присутствия, становятся Западным Иерусалимом, - говорит Шуефтан. - Все определяет демография".

В то же время некоторые израильтяне и палестинцы указывают, что формальное разделение Восточного Иерусалима т Западного станет катастрофой.

Берлинская модель

Коби Михаель, исследователь Иерусалимского института изучения Израиля, предлагает, чтобы Иерусалим управлялся как "автономный независимый город" - как Западный Берлин под юрисдикцией союзников после Второй мировой войны, с "соответствующими функциями", отписанными израильским и палестинским властям.

Однако, например, Нир Баркат, предприниматель, который был главным оппонентом мэра Ури Луполянски в прошлогодних муниципальных выборах, а сейчас возглавляет оппозиционную фракцию в Городском совете, считает, что сравнение Иерусалима и Берлина в высшей степени некорректно, поскольку берлинцы были связаны общим языком и культурой, в то время как евреи и арабы Иерусалима нет.

Баркат видит Иерусалим "городом, разбитым на куски" с полуавтономными районами, которые лучше всего будут управляться местными комиссиями, как в Нью-Йорке. "Он должен работать как один город", - подчеркивает он.

А если этого не будет?

"Разделение будет болезненным для обеих сторон", - говорит Джубех из Восточного Иерусалима.

"Разделенные города - это уродливые города: подумайте о Белфасте, Никосии, Берлине до 1989 года и Иерусалиме до 1967 года, - говорилось в недавней передовице в The Jerusalem Post - Чем ближе начинаешь рассматривать вопрос о перекройке Иерусалима, тем хуже он выглядит".

The Jerusalem Post назвала предложение Ольмерта "безобразной" идеей: безобразной по сути и во всех вариациях". "Город, разделенный по демографическим линиям, будет таить в себе огромный риск для безопасности. Еврейские жители Иерусалима будут подвергаться обстрелам из недосягаемых палестинских районов, так же, как сейчас это происходит в Гило, только с более близкого расстояния".

Политики, обдумывающие разделение Иерусалима, должны подумать о риске, с которым сталкиваются евреи, живущие в таких районах, как Френч-Хиллз, которые окружены арабскими районами Восточного Иерусалима.

"Я не понимаю, как можно поделить город без того, чтобы погрузить Иерусалим в кошмар зигзагообразных стен, - говорит Йосси Кляйн Халеви, автор и научный сотрудник Исследовательского института Шалем. - Это превратит Иерусалим в Белфаст".

Две подруги, палестинка Лара Салем и еврейка Нога Тарнопольски, согласны. На дворе стоит утро, и они сидят в офисе книжного магазина American Colony Hotel, где Салем работает менеджером. Отель, всего в нескольких стах ярдов от Первой улицы, известен как самое безопасное место в Иерусалиме, место встречи политиков и журналистов, которое пока еще было недоступно для актов терроризма.

Салем и Тарнопольски, журналистка-фрилансер, устраивают различные мероприятия, например, вечера поэзии, чтобы свести вместе и подружить евреев и арабов Иерусалима. Разделенный Иерусалим затруднит проведение таких встреч, если вообще не сделает их невозможными, утверждают они.

"Я не думаю, что это неизбежно, - говорит Тарнопольски о стене, которая отделит Восточный Иерусалим от Западного. - Это будет полной трагедией".

Салем, отхлебывая кофе, кивает головой в знак согласия с подругой. "Разделенный Иерусалим не принесет мира в город, - уверена она. - Это породит Третью мировую войну".



Стив Липман, The Jewish Week
Перевод Ирины Ревякиной, Sem40.ru

  • 30-06-2004, 08:45
  • Просмотров: 914
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.



    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список