Все новости

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Еврейский календарь

Версия для печати


 История золотого тельца


Итак, перейдем непосредственно к этим трем тяжелым неделям еврейской истории. Хронологически они начинаются с 17-го Тамуза. Обычно, везде указывается (в том числе и в "Шульхан-арух"), что на протяжении еврейской истории в этот день произошло 5 трагических событий. Самое первое из них случилось через 40 дней после стояния у Синая, когда евреи сделали золотого тельца. Те самые люди, которые несколько недель назад сказали: "наасэ вэнишма" - "сделаем и услышим", скатились вдруг к такому состоянию, что сделали себе какого-то литого бога. Надо понять, в чем собственно заключалась вина евреев, и почему за эту провинность из поколения в поколение этот день начинает полосу тяжелых неприятностей.

Что же тогда произошло? Моше ушел получать Скрижали, на которых Божественной Рукой были начертаны 10 Заповедей, а евреи стояли у горы Синай, где они только что слышали от Всевышнего, каждый из них непосредственно, первую Заповедь: "Я - Господь, Б-г твой...", и вторую Заповедь: "...Не делай себе других богов...". Следующие 8 заповедей они попросили Моше пересказать им, так как им было страшно прямое общение со Всевышним. Поскольку Моше не вернулся по прошествии 40 суток, как он обещал, евреи стали волноваться, и текст Торы довольно сокращенно описывает, в чем выражались эти волнения. Описано, как они пришли к Аарону и сказали, что непонятно, что стало с этим человеком - Моше, и потребовали, чтобы Аарон дал им богов, которые поведут их дальше. Мы знаем, что по дороге они встретились с еще одним руководителем, которого оставил Моше для выяснения проблем, которые могут возникнуть, и это был - Хур, родственник Моше. Когда евреи сказали Хуру то же, что потом они сказали Аарону, а именно, что Моше не пришел, а они не могут находиться в такой далекой от всего им привычного обстановке без подходящего руководителя, Хур их попытался успокоить и сказал, что мы просто ошиблись в счете и 40 дней еще не прошло, и что Моше должен прийти завтра. Известно, как повели себя евреи в этом "диспуте" - они убили Хура и пошли дальше. Очень трудно представить себе, как мог совершиться такой "переход": от состояния, когда они сказали, что заранее подписываются выполнять любое повеление Всевышнего, даже не понимая его, до того состояния, в котором они совершили убийство человека только за то, что у него есть особое мнение?

Аарон понимает, что с ним могут поступить так же, как с Хуром. Мидраш говорит, что если бы евреи убили еще и Аарона, то осуществился бы сразу стих "Плача Йиремии" о том, что "убили Первосвященника и пророка". Действительно, евреи в конце эпохи Первого Храма так и поступили, убив прямо в Храме Первосвященника, который был и пророком, и который увещевал их вернуться от их ужасных путей. Аарон вовсе не из боязни за свою жизнь, а для того, чтобы не дать так глубоко пасть этому народу, попытался лавировать, чтобы выиграть время. Он предложил собрать все кольца и серьги жен, понимая, что женщины не так легко расстаются со своими украшениями и будут спрашивать: "Для чего это надо?" Известно, что женщины не так быстро "падают" в своем поведении, как мужчины, и праведность еврейских женщин ни раз спасала народ в критические моменты истории, и именно благодаря праведности наших жен мы были выведены из Египта. Поэтому, Аарон надеялся, что когда женщины узнают, что их украшения нужны для изготовления самодельных богов, они как-то помогут ему выиграть это дополнительное время. К сожалению, мужчины оказались очень проворными и отдали свои собственные украшения, которые тогда у мужчин тоже имелись. После этого, Аарон, хоть и пытался по возможности оттянуть время, все-таки вынужден был бросить эти украшения в печь, и оттуда каким-то образом вышел телец. Важно то, что даже тогда, когда уже этот телец появился, Аарон сказал: "Завтра праздник Всевышнему!", надеясь, что утром прийдет Моше, и все уладится. Однако евреи поднялись очень рано, еще до света, и начали, смеясь, праздник, но вовсе не Всевышнему, а праздник вокруг тельца, который превращался таким образом, в 100%-ую гнусность - в идолопоклонство, в разврат и в кровопролитие. Там, где в Торе употребляется слово "смеяться", оно обозначает именно эти три вещи или одну из них.

Моше было сказано Всевышним, чтобы он быстро спускался, потому что развратился народ, который "ты вывел из Египта". То есть, как бы имелось в виду, что "поднят" был Моше на Небесные высоты не потому, что он такой хороший, а только из-за этого народа, и если он упал, то и Моше здесь делать нечего. Моше спускается, разбирается, вершит суд над зачинщиками и т.д. Основной вопрос заключается в том, что же такого трагического было в этом событии? - Трагедия, конечно, состоит уже в том, что в результате этого действия погибли тысячи евреев. Мы знаем, что гибель даже одного еврея - это крушение всего мира. К несчастью, бывали в истории периоды, когда гибло еще больше евреев, но, однако, мы не относим их к числу тех трагедий, которые мы из года в год отмечаем, как начало самого тяжелого периода в году. Что же такое особенное случилось в этот день, что на протяжении всей истории евреев именно в этот день - 17-ого Тамуза, происходят трагические события такого же типа: пробиваются стены Иерусалима, в Храме устанавливают статую идола, какой-то негодяй сжигает книгу Торы. Все такого рода "неприятности" имеют, очевидно, одну общую основу.


| Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.


Наш архив