Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Функция Храма в мире

Следует понять, в чем же состоит функция Храма в мире, потому что события трех недель, начинающиеся с 17-го Тамуза, ведут к 9-ому Ава - к самому тяжелому дню года, который является как бы полюсом всех самых тяжелых неприятностей, которые случались с евреями на протяжении истории, и самые страшные из них - это разрушение Храмов. В чем же сущность трагедии событий, связанных с разрушением Храма? Есть мудрецы, которые высказывают такую точку зрения, что Храм нужен в уступку людям, которые не доросли до того, чтобы напрямую взаимодействовать с совершенно нематериальным и "абстрактным" Б-гом. Поэтому-то, по мнению этих мудрецов, людям дается некоторая "система упражнений", чтобы они могли, не нарушая основных инструкций, все-таки чувствовать какой-то прикладной характер взаимодействия с Б-гом. Современные "просвещенные" люди на протяжении многих лет спокойно принимают "отсутствие" Б-га или понимание его, как некой абстракции. Если Храм - это только уступка всем таким людям, то почему же мы так сокрушаемся о потере Храма?

Основную идею необходимости построения Храма сформулировать очень непросто, особенно трудно выразить это в виде определенного правила. Главное же здесь заключается в том, что Всевышний хочет Своего обитания в этом материальном мире. Для этого этот материальный мир и создан. Если мы станем говорить, что духовное должно обитать в Высоких Сферах, а материальное - в низких, то тогда вроде бы нет никакой проблемы, за исключением того, что при этом теряется одна "маленькая деталь": при этом теряется понятие Жизни, потому что Жизнь (в полном смысле этого слова) - это есть соединение материи и духа. В Торе слово "жизнь" впервые употребляется только с сотворением человека. Несмотря на то, что животные обладают живой душой, они двигаются, они дышат и т.д., слово "жизнь" относится в Торе только к человеку, потому что только человеческое существование может быть названо жизнью в полном смысле этого слова, и оно означает обитание духовного в материальном. Поэтому, основная задача Сотворения Мира и всей истории развития этого Мира состоит в том, чтобы создать Полноту Жизни, то есть в материальном мире создать достойное обиталище для духовного, для того, чтобы Б-г мог обитать "в нижнем мире".

Символика кедра и мха. Получение Торы - связь между ничтожеством и вознесением

Для объяснения этих вопросов попробуем немного вернуться к тому, что в законах принесения Пасхальной жертвы в Египте были некоторые особенности. Там требовалось взять связку некоторых растений: кедра и мха (как самого низкорослого из растительности). Эти же растения используются и в других заповедях, например, в процедуре очищения от нечистоты мертвого препаратом из пепла красной коровы. При принесении Пасхальной жертвы в дальнейшем эти растения уже не требуются. Зачем же они нужны были для Пасхальной жертвы в Египте, когда этой связкой пользовались для того, чтобы кропить кровью от Пасхального ягненка? Много раз уже упоминались слова мудрецов о том, что евреи в Египте были, как зародыш животного в чреве матери. Когда говорится, что Б-г берет "народ из среды народа", то это Он как бы из чрева египетского народа вынимает зародыш еврейского народа. Галаха говорит, что зародыш - это как один из органов материнского тела, и если материнское тело является негодным, то тогда и зародыш находится в том же статусе, и если материнский организм является нечистым, то и зародыш является нечистым. Поэтому и неудивительно, что евреи в Египте дошли до такого низкого состояния - до 49-ой ступени нечистоты. Заповеди Песаха и Брит Мила были даны для того, чтобы заставить этот зародыш шевелиться, и чтобы он проявил признаки отделения от материнского организма, когда уже возможно вмешательство повитухи и сами роды.

Когда мы говорим "дух чистоты" или "дух нечистоты", надо помнить, что само существование "духа нечистоты" возможно только из-за того, что имеется Сокрытие Божественного Лица. Иными словами, развитие (и действие) может быть направлено в сторону чистоты и святости, и оно может быть направлено в противоположном направлении, в сторону нечистоты. При этом всякая нечистота в духовном смысле является результатом и проявлением Сокрытия Божественного Присутствия. В том случае, если Божественное Присутствие вдруг откроется нам явно, то никакой нечистоты не может оставаться просто по определению. Объяснялось уже, почему Всевышний не мог сразу открыться в Египте, что могло бы вроде бы тут же снять всякое сопротивление Его Воле, а Ему понадобилось совершить все 10 казней. 10 казней нужны были для того, чтобы открыть Египту, евреям и всему миру Свет десяти Высказываний, которыми Сотворен Мир. Когда же в конце всех этих казней Всевышний вдруг является, чтобы совершить 10-ую казнь - казнь первенцев, то тогда все египетские идолы немедленно убегают, потому что там уже нет им никакого места. Когда Всевышний "открылся", наступил конец всей египетской нечистоте, которая обволакивала "зародыш" еврейского народа.

В одном из стихов книги Ишаи говорится о том, что Всевышний обитает в невероятных Высях и обитает также в самом униженном. Именно здесь и существует тот парадокс, который все решает. Имеется очень важное правило, что во всех книгах Пятикнижия, в книгах Пророков, в Писании, то есть - во всех частях Танаха, в каждом месте, где говорится о недосягаемой Возвышенности Творца, тут же рядом говорится, что Он - с самым низким, с самым забитым и униженным. Это не просто случайное соединение, а это - тот парадокс, который определяет ситуацию человека в этом мире. Мы знаем, что самым главным свойством Моше, который получил Тору и передал ее евреям, была скромность. Мидраш говорит, объясняя, почему Моше обладал именно этим качеством, что Тора - как вода, и она не держится на высоком месте, а стекает с высоких мест в низкие, и поэтому, чем человек скромнее и незаметнее, тем больше у него шансов получить Тору.

Важно отметить, что при описании всех странствий евреев по пустыне: выход от одной стоянки, переход на другую и т.д., о них говорится всегда во множественном числе. Только тогда, когда евреи в Рош-ходэш Сиван приходят в пустыню Синай, говорится, что Исраэль расположился лагерем, то есть, говорится - в единственном числе. Раши из сопоставления множественного и единственного числа в этих ситуациях, пересказывая мидраш, говорит: "как они пришли в тшуве, так они и вышли из предыдущей стоянки в тшуве". Какая тут связь может быть с тшувой (с раскаянием)? Понятно, что употребление единственного числа свидетельствует о том, что евреи стали едины, что прекратились те дрязги и раздоры, которые были до этого; и говорится, что только, когда евреи образуют единое "тело", один единый организм, они только тогда могут быть достойны получения Торы.

Возвратимся к поставленному ранее вопросу: зачем нужна связка из кедра и мха? Упоминался уже мидраш, который говорит, что Тора не "течет" к высокомерному человеку. Тот человек, который находится в состоянии заносчивости и ощущает свою самодостаточность, он как бы и не нуждается в Торе. Он считает, что может обходиться своим умом и, следовательно, там нет места для Божественного разума. Поэтому, человек должен чувствовать свою явную недостаточность. Он должен чувствовать себя самым низким существом, которое надо учить, спасать, вразумлять. Как объясняет Махараль, евреи находились на Синае в таком состоянии для того, чтобы быть максимально подверженными и восприимчивыми к тому воздействию, которое на них обращено. Человек, который находится в состоянии гордости (не говоря уж о гордыне), не так восприимчив, как человек, который растерян, чувствует свою слабость, незаметность. Поэтому понятно, зачем нужен мох - он самый низкий. С другой стороны, если человек принимает этот Божественный дар - Тору, будучи в состоянии, когда ему представляется, что он совсем ничего не стоит, тогда очень сомнительно, стоит ли ему вообще ее давать. Парадокс состоит в том, что руки получающих Тору должны быть не "трясущимися", а очень крепкими. Человек должен чувствовать себя состоящим в "царской гвардии", и что он стоит выше всех. Как же это может быть сделано и осознано одновременно? Сделать это можно только единственным путем. Человек как бы говорит: "Я сам - ниже любого червяка, и сам по себе не стою ничего, но я принадлежу царской гвардии - народу Израиля, который избран и победил в состязании ангелов". Самые чистые небесные жители претендовали на Тору и просили: "Дай нам, потому, что мы самые достойные!", но Царь присудил дать народу Израиля, поэтому народ Израиля, как целое, стоит выше всего на свете. Гордыня человека состоит в том, что он принадлежит народу Израиля, и ему, как части этого народа, части этого организма, доверено выполнять самую высокую в мире задачу. Однако сам по себе человек очень слаб и мал, и поэтому нужна связка, которая связывает самое высокое растение - кедр, и самое низкое растение - мох. Когда они в связке, то человек находится в человеческом состоянии: он ничтожество, но он одновременно находится и выше всех. Здесь, конечно, много сложностей и тонкостей.

  • 8-09-2002, 13:52
  • Просмотров: 957
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список