Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Как спасти Израиль от неучей

Как и у каждого человека на нашей доисторической родине, у меня довольно рано сложилось представление о смысле слова «комиссия». Но однажды, еще в отроческом возрасте, прочитав у Грибоедова фразу «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом», я от кого-то услышал или сам додумал, что в архаичном смысле слово «комиссия» означало «напасть», «проблема». Мне такое объяснение понравилось, оно оставляло, как вы сами понимаете, массу возможностей для иронии, но, заглянув по привычке в словарь, убедился, что я был не прав. Оказалось, что изначально слово «комиссия» означает «поручение», а в привычном для нас смысле речь просто идет о группе лиц, это поручение выполняющих.

Эти давние филологические изыскания вспомнились, когда вокруг все в Израиле заговорили о «комиссии Доврата». Подумалось, что, в соответствии с тем самым изначальным смыслом, общество поручило г-ну Доврату и его соратникам очень важное дело — усовершенствовать систему школьного образования в стране, иначе говоря, реформировать его. Справилась ли «комиссия» с этой миссией?

Не скажу ничего нового, напомнив, что образование в жизни евреев (во всяком случае тех, среди которых мы все росли и формировались) играет особую роль. Еще в стародавней Российской империи еврейские дети отличались от всех прочих именно тем, что уже с трех-четырех лет учили «алеф-бет». В наши времена высшее образование в еврейских семьях было не достижением, а не обсуждаемой нормой. Образование, по сути дела, было единственной базой, на которую можно было опереться в антисемитском мире. Казалось бы...

Однако в Израиле с системой образования явно не все шло гладко. Сперва — осторожная, а потом — все более громкая критика в адрес израильского образования явно демонстрировала его нездоровье. Крики апологетов и профессиональных патриотов о том, что не вам, дескать, судить, разумеется, болезнь не лечили, а лишь загоняли ее вглубь. Наконец, стало очевидно, что «дальше так жить нельзя». Количество детей, сдающих экзамены на аттестат (если говорить в привычных нам терминах), падало из года в год. По международной оценочной шкале качества образования (есть и такая) Израиль опускался все ниже. Победы и призы мировых олимпиад по точным наукам Израиль обходили стороной.

Что же касается предметов гуманитарных, то вот совсем свежее впечатление. Накануне 9 мая в одном из весьма крупных городов Израиля девочка пришла из школы и рассказала маме как проходила Вторая мировая война. Как им объяснили, дело было так. Гитлер напал на Марокко, Америка возмутилась и вместе Англией надавала Гитлеру по шее. После этого война закончилась победой над немцами.

Понятно, что общество вряд ли удовлетворено результатами израильского школьного образования. С кем бы я ни говорил, все в один голос утверждали, что реформа необходима. Но какая? И наконец вот она — реформа. Как ее называют, «реформа Доврата», результат деятельности одноименной комиссии. Что же она сулит израильтянам?

Учителя

Когда речь заходит о реформе школы, то, естественно, первыми хватаются за валерьянку учителя. И, судя по всему, волновались они не напрасно. Первым реальным и конкретным результатом реформы стало увольнение 4500 учителей. Накануне недавних праздников (видимо, в качестве подарков) заместитель генерального директора министерства образования Менахем Коэн направил в районные отделы образования письмо с указанием подготовить списки учителей, которые будут уволены в ближайшие дни. С кого начали? По решению министерства просвещения, увольнению подлежат три группы учителей: преподаватели дисциплин, утративших свою актуальность (учителя домоводства, труда, пения и т.п.); преподаватели, увольнение которых планировалось ранее в рамках досрочного выхода на пенсию; т.н. «уставшие преподаватели». В последнюю категорию включены учителя, показатели работы которых не удовлетворяют руководство системы просвещения.

Но, во-первых, где написано, что эти предметы «утратили актуальность», какими исследованиями, кроме желания сэкономить деньги, руководствовались реформаторы? А во-вторых, последние критерии вроде бы не лишены смысла, но так ли обстоит дело на практике? Передо мной письмо Зои Рудинской, учительницы математики из Офакима, которую собираются уволить. Высшее университетское образование по специальности «математика и компьютеры» и израильские курсы преподавателей, 28 лет учительского стажа, из которых 12 — в Израиле, на одном месте. Ни нареканий, ни претензий. Мать-одиночка.

Другой учительнице математики с почти 30-летним стажем, вдове с тремя детьми Эстер Шапиро из Цфата директор сообщил об увольнении прямо на уроке. Невозможно объяснить причин увольнения учителя физкультуры с огромным стажем Ильи Ленского из Беэр-Шевы. Впрочем, определенная логика в таких действиях школьной администрации есть. Но сперва — мнение замминистра абсорбции Марины Солодкиной, которая обратилась с официальным письмом к министру образования Лимор Ливнат. «В соответствии с решением министерства образования, в рамках проводимых ныне сокращений не будут увольняться учителя, которые преподают необходимые предметы, учителя с наиболее высокой квалификацией, учителя предпенсионного возраста, матери-одиночки и учителя, чей муж/жена являются безработными», — пишет Солодкина. Однако в канцелярию Солодкиной одно за другим поступают письма от учителей-репатриантов, которых увольняют после 12-14 лет безупречной работы в израильской системе образования.

Речь идёт о людях с высшим образованием и общим стажем в 25-30 лет. Их увольняют, хотя они преподают необходимые предметы (например, математику), а работой их довольны и ученики, и родители. Одну из учительниц уволили, хотя её муж — безработный, другую — несмотря на то, что она мать-одиночка. В одной из школ на юге страны письма об увольнении получили трое из четырех работающих там русскоязычных учителей. «Создаётся впечатление, что в ряде случаев увольнения производятся не по профессиональным критериям, а на базе соображений этнического характера, из-за конфликтов на личной почве и т.п.», — подчёркивает Марина Солодкина.

Получается, что система образования практически отторгает учителей-репатриантов, отказывается в первую очередь именно от них, ссылаясь на правило (интересно, кто его установил?), по которому последнего пришедшего увольняют первым. «При этом израильский учитель с большим стажем может себе позволить уйти на преждевременную пенсию, — говорит председатель Федерации русскоязычных репатриантов Софа Ландвер, — а у его коллег-репатриантов такого же возраста этой возможности нет».

А теперь о логике, которая прослеживается в этой волне увольнений. Как остроумно заметила в разговоре со мной одна очень опытная учительница, реформа Доврата, серьезного специалиста в мире бизнеса, заслуживала бы всяческих похвал, если бы речь шла о производстве холодильников. Но здесь-то речь идет о специалистах уникальной профессии — учителях, создающих Людей.

Что предлагает реформа? Она повышает зарплату начинающим педагогам и лишает льгот и стимулов учителей опытных. При этом нагрузка учителя резко возрастает, поскольку, формально ограниченная 40 часами в неделю (24 — на уроках), проведенными в школе, теперь — в две смены, она, безусловно, не оставляет времени, необходимого для подготовки к урокам, проверки тетрадей, методических и иных совещаний и многого другого, без чего учительского труда не бывает. Все равно придется добирать за счет личного времени (опытные педагоги говорят, что часов 14-15 в неделю). Более того, директору школы, наделенному той же реформой практически диктаторскими полномочиями, предоставляется фиксированный фонд заработной платы, и ему, естественно, выгодно взять двух начинающих учителей, чем держать опытного специалиста, зарплата которого в соответствии с большим стажем выросла наконец до солидных размеров. Отсюда и выбор...

Ученики

Краеугольный камень реформы — продленный день в школе, обязательный как для учителей, так и для учеников. Но.... Пять раз в неделю. Где ребенок будет находиться в пятницу, когда большинство родителей работают, авторов реформы не заинтересовало.

Ладно пятница — тут бы с остальными днями разобраться. По мнению знающих людей, а я при подготовке этого материала беседовал со многими, «продленка» может быть предложена, с согласия родителей, тем детям, за которыми некому присмотреть в течение дня. При этом продленный день должен предусматривать отдых ребенка и горячее питание (кто его обеспечит?), подготовку уроков и занятия в кружках по интересам, причем по доступной оплате, а для неимущих слоев — субсидированных. Ведь все рядом, не может же при этом одному быть доступно все, а другому — ничего.

Домашнее задание ученик должен выполнять самостоятельно, а в условиях обязательного продленного дня, рядом с учителями-предметниками, отвечающими за этот процесс, есть большая опасность, что такая работа вольно или невольно превратится в фактическое репетиторство.

По общему мнению и учителей и родителей, ребенок не может проводить на одном месте больше 5-6 часов (реформа предполагает 8), а уж продуктивно учиться — тем более. Вторая половина дня, считают педагоги с немалым стажем, будет для учебы в таких условиях потеряна.

А по каким критериям отобрано 8 предметов, предполагаемых реформой к изучению, и что будет в начальной школе с географией, музыкой, рисованием и прочими предметами «широкого профиля»? И т.д. и т.п. и др.

...И другие

Могут спросить, а видят ли автор и его консультанты у этой реформы достоинства? Честно отвечаю: видят. Хорошо, что учителя без соответствующего образования не будут допускаться к работе в школе (наконец-то!). Хорошо, что будет повышена роль начального образования. Хорошо, что предполагается не более 35 учеников в классе (хотя надо бы, считают специалисты, 25-27). Но как собираются добиваться этого, увольняя учителей?

Учитель Леонид Бравштейн, возглавляющий движение «С тобой и для тебя», считает, что когда, с одной стороны, планируется увеличение количества часов занятий, а с другой — увольняют тысячи учителей, то это еще раз показывает, что реформа Доврата — просто пиаровский акт министра просвещения Лимор Ливнат. «К сожалению, — говорит он, — почему-то у нас не увольняют работников таких государственных компаний, как «Хеврат хашмаль» или «Безек», а избавляются от тех, кто отвечает за воспитание наших детей. А потом все израильское общество удивляется, почему оно стало такое агрессивное, почему в молодежных ночных клубах почти каждую пятницу происходят драки и убийства».

Увы, при всех достоинствах, перечисленных здесь и не упомянутых, количество недостатков у реформы таково (никакие украшения не спасут корабль, который не держится на плаву), что, честное слово, стоило бы с ней повременить. И потом, кто гонит министерство образования с немедленным и повсеместным внедрением предлагаемых новшеств, при всей необходимости реформировать систему? Почему было не провести эксперимент в одной школе, в одном районе, округе? Как заметил один очень опытный и уважаемый учитель, «создается впечатление, что этим людям когда-то здорово насолили учителя и одноклассники, ничем иным происходящее объяснить нельзя».

Между прочим, уже и Гистадрут тут как тут. Он готов сражаться с министерством образования за авторитет в учительской среде до последнего академического часа школьных занятий. Кто выиграет в этой войне — неизвестно, но проиграют все равно самые слабые — дети.

Как отражается реформа на учениках и учителях, мы уже видели. А как вы думаете, кто в системе образования не испытал ее негативного влияния? Это любимый герой моих публикаций, израильский бюрократ. Из числа административных работников системы образования не был сокращен ни один — ни в министерстве, ни на городском уровне, ни в школах (а в крупных у директора 3-4 заместителя). Непотопляемые люди...

Есть известное выражение: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться!» В самом деле, если так относиться к сегодняшним учителям и ученикам, то у кого будут учиться завтрашние?



М.Горин, Курсор

  • 24-05-2005, 11:38
  • Просмотров: 659
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список