Все новости













22.09.2017 14:49
Ёлкин и евреи


















21.09.2017 18:02
ИШАЙЯ ГИССЕР




























































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Иудаика на экспорт

13 июля в помещении еврейской школы ? 1311 прошла церемония закрытия юбилейной Десятой молодежной конференции по иудаике, проходившей в Москве 11-13 июля.

Доклады участников конференции, разделившихся на 14 секций, охватывали практически все возможные области иудаики: историю евреев в древности, проблемы иудео-христианского диалога и священных текстов, историю Холокоста, жизнь евреев в черте оседлости и в советскую эпоху.

Практически все руководители и участники секций, выступившие на церемонии, отмечали, что уровень докладов по сравнению с прошедшим годом вырос. Кроме того, в ряде секций содержание докладов вызвало оживленную научную дискуссию.

Юбилей стал также поводом для того, чтобы оглянуться назад. Об истории молодежной иудаики в России и ее нынешнем состоянии корреспонденту Sem40 рассказал Матвей Членов – один из организаторов первых молодежных конференций по иудаике во второй половине 1990-х и создатель сайта eshnav.ru., публикующего материалы о положении иудаики в России.

- С какого момента можно говорить о возникновении в России или шире – на постсоветском пространстве – молодежной иудаики?

- Я думаю, что подобный отсчет можно вести с 1996, когда прошла Первая молодежная конференция СНГ по иудаике, хотя формально первая студенческая конференция по иудаике состоялась двумя годами ранее в РГГУ. Но то начинание как-то заглохло, а наши конференции остались, хотя первоначально мы не знали – будут ли молодежные конференции по иудаике разовыми или перерастут в постоянное явление. Это стало ясно лишь после того, как в следующем, 1997, была успешно проведена вторая конференция, которая была гораздо сильнее профес.сио.нально. Причем надо заметить, что это не было какой-то искусственной конструкцией, придуманной «старшими товарищами». Напротив, решение о проведении конференции было принято студентами – участниками ежегодной конференции по иудаике, проводимой Центром «Сэфер» на круглом столе, который прошел 7 февраля 1996. Моделью для нее послужили «взрос.лые» кон.ференции «Сэфера». Однако, в отличие от последних мы установили четкий воз.растной критерий для участников – с 17 до 35 лет.

Особенностью наших кон.фе.ренций ста.ло участие молодых исследователей, для кото.рых еврейская тематика зачастую, достаточно маргинальна, в результате чего в их рабо.тах затрагиваются сюжеты, не характерные для основ.ных направлений отечественной иудаики. Численность участников молодежных конференций конечно меньше, чем у «взрослых», но тоже вполне солидная. Если в первой конференции участвовало 50 докладчиков, в последующих стабильно принимает участие 120–150 чело.век.

- Какие еще программы включает в себя молодежная иудаика помимо конференций?

- Во время проведения конференций возникла некоторая проблема. Многие из их участников приезжали из городов, где препода.вание иудаики было поставлено на крайне низком уровне, или вообще отсутствовало. В результате, для того, чтобы запол.нять имеющиеся пробелы в образовании была придумана но.вая программа. Речь шла о проведении кратких, но информа.ционно насыщенных, интенсивных курсов по различным от.рас.лям еврейской истории, культуры, литературы и пр. Эти курсы, проходившие первоначально в Подмосковье, получили название школ по иудаике. Первый из подобных курсов, полу.чивший название «шаббатон по иудаике», прошел 5–7 июля 1997, после окончания 2-й молодежной конференции по иудаи.ке. В дальнейшем за этими курсами утвердилось наименование «летняя школа по иудаике». В 1998–1999 проводилось по одной подобной школе в год. В 2000 появилась и вторая – т.н. «зим.няя» школа, проходившая после «взрослой» конференции.

В 1997 возникла и программа «Эш.нав», авторами которой были известный английский иссле.дователь иудаики Д. Клир и Э. Видор. Она предусматривает месячную стажировку лучших российских студентов в Изра.иле – с персональным тьютором (преподавателем), возмож.ностью работы в архивах и библиотеках. Первоначально она была рассчитана на 12, затем на 20 человек. В настоящее время количество участников программы выросло до 30.

- Как бы Вы могли охарактеризовать нынешнее положение молодежной иудаики в России?

- В принципе, в настоящий момент, именно молодежные программы по иудаике (конференции, школы, проект «Эшнав») являются доминирующими в российской иудаике, вытесняя иудаику вузовскую, поскольку еврейские ВУЗы со второй половины 1990-х находятся в кризисе. В настоящее время это кризис привел к тому, что основной контингент поступающих в еврейские высшие учебные заведения составляют маргиналы (в хорошем смысле слова, я не хочу никого обидеть – они вполне могут «гореть» на работе, но они не являются представителями мейнстрима). Кроме того, к сожалению, как сейчас выясняется еврейские ВУЗы в России по большому счету не признаны официальной академической наукой, так же как и не признаны еврейской общиной.

В случае же с молодежными программами ситуация другая. Не важно, сколько евреев будет в стране. Все равно в любом российском ВУЗе время от времени будут находиться люди (возможно с еврейскими корнями, возможно – нет), которые будут стремиться написать курсовую или диплом по еврейской тематике. Для таких людей и существует система молодежных программ центра «Сэфер», позволяющая им найти то, что им самим по вкусу, прослушать курс нужного специалиста и т.д. Здесь я могу согласиться с директором Центра «Сэфер» Викторией Мочаловой, которая заметила, что программы выстраиваются согласно пожеланиям молодежи.

Как достаточно симптоматичный и забавный факт хочу отметить, что если первоначально образцами для наших программ служили какие-то западные аналоги, то сейчас ситуация повернулась с точностью до наоборот, поскольку на Западе просто нет аналогов российским молодежным программам по иудаике. Примером подобного заимствования, к примеру, является Лондонская молодежная конференция по иудаике.



С.Чарный, Sem40.Ru

  • 21-07-2005, 12:05
  • Просмотров: 704
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список