Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

ПА после Арафата

После ухода с политической арены Арафата палестино-израильские отношения перешли в новую стадию. Многие надеялись, что смена лидера Палестинской Национальной Администрации позволит если не решить палестино-израильский конфликт, то, по крайней мере, сдвинуть его с мертвой точки.

Выборы главы ПНА, прошедшие в январе с.г., как известно, были восприняты международным сообществом положительно. На высокий пост был избран Махмуд Аббас (Абу Мазен). В оценке личности нового лидера ПНА прежде всего выделяли его образованность и «прогрессивные взгляды» на мирный процесс в регионе. В целом, с подобными оценками можно было бы согласиться, однако спустя полгода остаются вопросы: способен ли М. Аббас удержать палестинское общество от раскола, особенно если учесть, что на территории ПНА, кроме проправительственной организации ФАТХ действуют другие, не менее влиятельные группировки (ХАМАС, «Исламский джихад» и др.), и, что не менее важно, способен ли он продолжить позитивную динамику палестино-израильских отношений, начатую шесть месяцев назад?

Несмотря на внешне благоприятный исход формирования нового правительства ПНА, которое эксперты сразу же «окрестили» правительством технократов, сам процесс его формирования заставляет задуматься: ведь первоначальный список, состоявший по большей части из последователей Я. Арафата, был отклонен Палестинским советом (парламентом). Окончательный состав правительства, в который и вошли те самые технократы, был принят лишь со второй попытки. Ахмеду Куреи пришлось снять с постов как минимум семь близких соратников Арафата. Например, Хахама Билави сменил на его посту министра внутренних дел Насер Юсуф, а на место Интисар аль Вазир, вдовы знаменитого палестинского «борца» Абу Джихада, пришла Далаль Салама – общественный деятель, участница многих благотворительных акций.

Подобные уступки были необходимы Махмуду Аббасу для того, чтобы заручиться поддержкой международного сообщества и вызвать одобрение Израиля. Однако то, что глава правительства формирует свой кабинет из представителей «старой власти», которая неоднократно обвинялась в коррупции и показала свою неспособность к конструктивным переговорам, не может не настораживать.

Основными пунктами плана Абу Мазена значились: восстановление мирного процесса, отказ от милитаризации интифады, реформа палестинской администрации, объединение органов безопасности, повышение внимания к экономической жизни и насущным потребностям палестинцев. В целом поставленные задачи палестинский лидер выполнял достаточно планомерно.

Опросы, проводившиеся совместными палестино-израильскими группами ученых в первые сто дней правления М. Аббаса, демонстрировали положительную для «новой власти» динамику: рост доверия М. Аббасу и ФАТХу, снижение поддержки военного характера интифады, улучшение экономической ситуации, которую озвучил в своем заявлении 28 июня координатор действий Армии обороны Израиля генерал-майор И. Мишлев. Опираясь на данные, полученные от палестинских властей, Мишлев отметил увеличение количества туристов в Вифлеем на 137% по сравнению с 103 тысячами туристами в прошлом году.

Количество палестинских владельцев мобильных телефонов увеличилось почти в два раза (с 270 до 405 тысяч). Товарооборот между Израилем и палестинскими территориями возрос на 25% (с 8 до 10 млрд шекелей), поток товаров на Западный берег из Иордании и Израиля вырос на 50% и т.д.

Приход к власти М. Аббаса сопровождался снижением традиционного влияния ХАМАС на территории ПНА, в том числе в секторе Газы. Причиной этого была не столько харизма нового лидера, сколько ослабление ХАМАСа вследствие уничтожения основных его руководителей и вынужденное «перемирие» с Израилем. Кроме того, ХАМАС потерял статус единственного помощника всех бедных; благоприятная экономическая динамика в ПНА, ассоциирующаяся с новым правительством, отняла у ХАМАСа последние козыри.

Снижение популярности подтолкнуло ХАМАС к смене тактики – от неформальных лидеров к легитимации движения. Руководители движения решили, что, перейдя на политическую платформу, ХАМАС в полной мере сможет рассчитывать на укрепление позиций в палестинском обществе и в международном общественном мнении в будущем.

Плоды этой политики не замедлили сказаться на результатах выборов в муниципалитеты, которые прошли в мае этого года. Рост доверия к ХАМАС, особенно на фоне снижения популярности в первом квартале 2005 года, очевиден. Результаты муниципальных выборов: 59,9% у ФАТХа и 33,3% у «Хамаса», не вполне удовлетворили лидеров ХАМАС особенно если принять во внимание пересмотр результатов выборов на некоторых участках.

Следующий необходимый для легитимации шаг – это выборы в Палестинский законодательный совет. В случае получения ХАМАСом значительной доли мандатов движение сможет рассчитывать на места в правительстве ПНА, о чем и заявил лидер ХАМАСа Исмаил Ханиа. Таким образом, легитимация ХАМАСа поставит вопрос о реальности смены правительства ПНА и превращении «правительства технократов» в «правительство национального единства» (на конец июня доверие к ФАТХу снизилось до 40% , а к ХАМАСу составляет 30%).

Несмотря на то, что ХАМАС имеет реальный шанс войти в правительство национального единства, делать он этого, очевидно, не станет. На данный момент ХАМАСу торопиться невыгодно. Войдя в правительство, он возьмет на себя долю ответственности за «договор с Израилем», что, во-первых, испортит имидж движения, а во-вторых, в случае краха соглашений не позволит отмежеваться от решений правительства. С другой стороны, если ХАМАС выдержит паузу, то ничего не потеряет: в случае удачи «плана размежевания» движение спокойно получит на выборах в Законодательный совет свои 30-35%, а в случае неудачи всегда сможет сказать: «Мы в этом не участвовали».

Если же предположить, что правительство национального единства все же будет создано, то под вопросом оказываются палестино-израильские соглашения в принципе, поскольку трудно себе представить, что в Израиле найдется человек, который захочет иметь дело с террористической организацией в качестве официального политического партнера.

В любом случае проигрывает именно М. Аббас. Попытка отсрочить выборы до результатов «разъединения» дает палестинскому лидеру лишь короткую передышку.



И.Баулина, Институт Ближнего Востока (Р)

  • 27-07-2005, 15:37
  • Просмотров: 280
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.



    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список