Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Анти-коллекционер

27 января этого года Англия отметила День памяти жертв Холокоста. Вскоре после этого на сайте английских лейбористов появилась карикатура. Еврейский лидер оппозиционной Консервативной партии Майкл Говард изображался там в виде Фейгина, стереотипного образа льстивого, скаредного еврея из романа Чарльза Диккенса «Оливер Твист».

Еврейской общине Британии к таким совпадениям уже не привыкать. Двумя годами ранее «Индепендент», лево-центристская английская газета, в своем номере как раз от 27 января (!) разместила карикатуру с изображением раздетого Ариэля Шарона, пожирающего окровавленного палестинского ребенка. Подпись гласила: «Что такое? Вы что, никогда не видели, как политик целует детей?»

Карикатура на Говарда вызвала шквал критики и вскоре была убрана с сайта. Карикатура в газете «Индепендент» также была обвинена в разжигании антисемитизма путем обращения к средневековому кровавому навету о том, что евреи якобы используют кровь христианских младенцев для приготовления пасхальной мацы.

В марте 2006 г. эта карикатура появится на выставке антисемитских экспонатов. Ее устроитель – лондонский врач-терапевт Саймон Коуэн. Он последовательно собрал около 300 экспонатов на тему антисемитизма, от средневековых изображений евреев, убивающих христианских младенцев, до нацистской пропаганды, изображающей евреев паразитами-недочеловеками, и современной антиизраильской пропаганды, также основанной, как предполагается, на антисемитских стереотипах.

Коуэн – правоверный иудей. (Есть два вида людей, которые коллекционируют антисемитские предметы. Это неонацисты и евреи. Так написал в еврейском еженедельнике «Форвард» один собиратель). Коуэн надеется, что его выставка просветит людей и таким образом изобличит тех, кто бесцеремонно использует антисемитские выражения и зрительные образы. Однако поможет ли демонстрация ненависти в борьбе с ненавистью? Еврейская община Британии не очень в этом уверена.

На людях Коуэн весьма скромно комментирует свою страсть к собирательству. Однако у себя дома в Голдерс-Грин, еврейском районе в Северном Лондоне, он не в силах сдержать своего энтузиазма. «Это великолепно», – говорит он, указывая на немецкую карикатуру. На ней изображен дородный еврейский магнат, похотливо разглядывающий молодую христианку. «Это совершенно отвратительно».

Далее следует международный парад антисемитских материалов. Вот голландские, финские, итальянские плакаты, обвиняющие евреев в разжигании войны и в тайном стремлении к мировому господству. Вот немецкий плакат, обвиняющий евреев в распространении коммунизма. Вот советский плакат, обвиняющий евреев в распространении капитализма. Вот сербский плакат, обвиняющий евреев в распространении коммунизма и капитализма сразу.

– Мой энтузиазм по поводу этих вещей неуместен, – говорит он робко.

Еврейские собиратели антисемитских предметов отличаются от большинства серьезных коллекционеров тем, что их отталкивает то, что они собирают. Но они похожи на них тем, что они тоже фанатично преданы своему делу. Их спрос помог создать целый рынок антисемитской продукции, хотя во многом он и подпольный. Этих материалов было особенно много в оккупированных в свое время нацистами странах Европы вроде Франции и Польши. Здесь производство антисемитской продукции было поставлено на поток в рамках государственной политики эпохи Второй мировой войны.

Интерес Коуэна к антисемитике возник после того, как зять его сестры погиб от рук террориста-смертника в Израиле. Один делец показал Коуэну, когда тот был собирателем иудаики, предвыборный французский плакат 1889 г. Ад. Виллетта, кандидата-антисемита». На нем был следующий лозунг: «Евреи велики только потому, что мы стоим на коленях». Рядом было изображено несколько французов, прогоняющих крючконосого, горбатого еврея.

Коуэна беспокоило распространение того, что он считал сходством карикатур в ближневосточных и западноевропейских газетах. У него появилась идея. Он решил создать хронологическую коллекцию и устроить выставку антисемитики, «чтобы показать связь между образами». Он надеялся, что логика выставки убедит таких, как Дэйв Браун. Браун – автор карикатуры на Ариэля Шарона в газете «Индепендент». По мнению Коуэна, он использовал антисемитский стереотип, а затем от этого открестился. (Браун заявил, что он опирался на известную картину Гойи «Сатурн, пожирающий одного из своих сыновей»). Если карикатура Брауна так похожа на рисунки в пропагандистской газете нацистов «Дер штюрмер», продолжает Коуэн, то эта гадкая родословная будет неоспорима и удержит от подобных рисунков остальных.

– Я хочу приложить все усилия для того, чтобы эти картинки не воспринимались как законные антиизраильские карикатуры, – отметил Коуэн. – Люди могут не соглашаться с политикой Шарона. Но, когда его изображают пьющим кровь, – это уже слишком.

Изначально Коуэн надеялся показать свою коллекцию в Соединенных Штатах. Однако обход нескольких возможных устроителей выставки – Антидиффамационной лиги, Центра Симона Визенталя, Американского еврейского комитета – закончился, по сути, ничем.

– Мы показываем антисемитику, но в более широком контексте Холокоста, – объяснил Луис Левин из Музея еврейского наследия в Нью-Йорке. – Посвятить антисемитике отдельную выставку – значит оказать ей слишком большую честь.

Как бы то ни было, довольно скоро Коуэн всё равно нашел место для проведения своей выставки. Хотя Лондонская галерея карикатур оказалась весьма неожиданным выбором. Ведь еще в 2003 г. Общество карикатуры, связанное с этой галереей, присудило свою ежегодную награду за лучшую английскую карикатуру этому весьма специфическому рисунку в газете «Индепендент». Тим Бенсон, основатель этого общества, – еврей по происхождению. За это решение его общества его похвалили неонацисты. А потому он решил дистанцироваться от этой истории. Благодаря этому правоверный иудей – собиратель антисемитики договорился провести выставку своей коллекции в галерее, ассоциирующейся с тем, что некоторые считают самым гнусным антисемитским рисунком в новейшей истории Британии.

Исторически европейские антисемитские картинки использовали евреев для воплощения христианских пороков и страхов. Так, в Средние века образы евреев, тайно припрятывающих монеты, предостерегали христиан от ростовщичества. В 13-м веке церковь приказала изображать Христа, ранее царственного и сильного, более измученным и униженным. Иными словами, более близким простонародью, которое церковь надеялась таким образом привлечь к религии. Евреи же, в свою очередь, стали изображаться прожорливыми и потакающими своим прихотям. Когда же церковь стала видеть в науке угрозу, евреев стали изображать с научными инструментами. Часто их рисовали в очках, чтобы показать таким образом слепоту и дряхлость народа, который придерживается ветхой, ушедшей навсегда веры.

Хотя такая атрибутика заслуживает пристального внимания ученых, неясно, заслуживает ли она публичной выставки.

– Не хотелось бы слишком прочно связывать евреев с отрицательными образами, – считает Пол Сэлмонс, директор отдела Холокоста в Лондонском императорском музее войны. – Это может усилить убеждение, что они всего лишь жертвы. Перебор с такой атрибутикой может ужаснуть и шокировать. Но может ли ужас побудить к глубокому изучению? Глядя на образцы нацисткой пропаганды, иные люди, напротив, могут поддаться ее воздействию.

Джеральд Зальтман, профессор факультета предпринимательства Гарвардского университета, сказал, что он не уверен, что эта выставка сможет изменить людей. Он разработал технику извлечения метафор имени себя. В ней используются образы, порожденные самими же испытуемыми. Они позволяют раскрыть их подсознательные чувства по поводу любого предмета, от колготок до Ближнего Востока.

– Если нужно помочь людям вынести на поверхность то, что они, сами того не подозревая, знают, то зрительные образы здесь будут более действенны, чем традиционные материалы, – сказал он. – Но если показать человеку сильно действующий образ, то он вытащит из его подсознания уже существующие там представления и лишь подтвердит уже готовые чувства.

Иными словами, шокирующие образы, конечно, могут заставить людей с тайными предрассудками осознать их предосудительность и несправедливость, но, скорее всего, они не убедят их отказаться от этих предрассудков.

Весной 2001 г. Еврейский музей Флориды в Майами-Бич провел выставку «Искусство ненависти». На ней была представлена антисемитская атрибутика начиная со Средних веков. Некоторые из средневековых экспонатов были произведениями искусства.

– Мы дольше обсуждали название выставки, чем ее содержание, – признался мне Генри Абрамсон, куратор мероприятия. – Как могут люди понять смысл выставки, не оценив ее экспонатов?

Собирание современной антисемитики может показаться странным времяпрепровождением. Но в свое время ее образы нередко появлялись и в признанном, центральном искусстве. Так, «Свенгали» Жоржа дю Морье, финансисты Энтони Троллопа, поэзия Т.С. Элиота и «Портреты на бирже» Эдгара Дега, мастерское изображение еврея в цилиндре, заговорщически шепчущего что-то на ухо крючконосому земляку, осложняют предположения Коуэна, поскольку их предрассудки неотделимы от самобытности искусства.

По мнению Тима Бенсона из Общества карикатур, едкость – профессиональная обязанность карикатуриста. «Когда Мартин Роусон рисует карикатуру на еврея Алана Ентоба, творческого директора Би-би-си, преувеличивая самые выдающиеся черты его внешнего облика, его нос и его очки, – является ли это антисемитизмом?» Такой вопрос задал мне Бенсон, когда я пришел к нему в галерею. Это длинное двухэтажное здание, относящееся к оживленным торговым рядам на Tottenham Court Road. «А посмотрите, как он меня нарисовал! – восклицает он. Он имеет в виду свой большой нос, подчеркнутый на рисунке Роусона в честь второго юбилея галереи. – Это вообще несправедливая форма искусства. Карикатуры по своей природе враждебны».

Бенсон – светский левак. Он любопытным образом контрастирует с Коуэном – правым ортодоксом. Однако главная проблема для критиков мероприятия Коуэна в общине британских евреев – это сомнительный выбор места. Ведь эта галерея, как уже было сказано, не так давно признала лучшей карикатурой года картинку из «Индепендент».

– Галерея карикатур замарала себя антисемитизмом, – считает Барри Козмин из Института еврейской политики. – Она обросла плохими ассоциациями.

Лорд Гревилл Дженнер, председатель Образовательного фонда Холокоста, сказал мне:

– Когда вы устраиваете выставку атрибутики антисемитизма, вы должны быть готовы к тому, что туда придут не только противники антисемитизма, но и его сторонники. Люди увидят антисемитизм в его историческом развитии. Они подумают: «Евреи всегда были такими. Такие они и сейчас». Антисемитизм не является плодом рассудка. Логикой его не перебороть.

Коуэн уже знаком почти со всеми этими возражениями, но идея проведения выставки всё равно кажется ему правильной.

– Она и задумана как некая провокация, – поясняет он. – Я бы хотел, чтобы антисемитские образы, которые маскируются порой под антиизраильскую пропаганду, были поставлены вне закона, как расистские карикатуры на чернокожих людей. Я не хочу, чтобы какой-либо род антисемитизма считался политкорректным.



Б. Фишман, The New York Times Перевод В. Черновецкого, Sem40.Ru (Р)

  • 29-08-2005, 15:08
  • Просмотров: 429
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список