Все новости

13-12-2017, 22:40
12-12-2017, 21:31
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Политика

Версия для печати


 Король Абдалла, друг евреев


Инициатива Аммана, начатая Абдаллой II, в июле свела вместе богословов восьми основных направлений ислама. Они выпустили фетвы, ставящие вне закона террористов, заявляющих, что они действуют во имя ислама. В первую очередь речь идет об Аль-Кайеде и ее вожде Осаме Бен Ладене.

Следующий шаг – донести послание до евреев и христиан. Об этом сообщил Джозеф Люмбард, молодой американский мусульманин, нанятый королем, чтобы согласовывать проведение этой акции.

– Мы хотим преодолеть представление о столкновении цивилизаций и заменить его диалогом цивилизаций, – отметил Люмбард. – Мы хотели бы расширить понятие «иудео-христианская традиция», превратив его в «иудео-христиано-исламскую традицию».

Абдалла и его родившаяся в Палестине супруга, королева Рания, встретились недавно с папой Бенедиктом ХVI. В тот же день они произнесли программную речь в Католическом университете Вашингтона.

Их выступление называлось «Иудаизм и ислам: больше, чем терпимость». Его слушало более 80 раввинов со всех Соединенных Штатов. Они специально собрались для этого в Вашингтоне.

– Наши общины должны понять, что у них общее наследие и общее будущее, – сказал король. Его речь, полная цитат из Корана и еврейских учений, предписывающих терпимость и уважение к другим монотеистическим верам, получила теплый прием.

– Это было весьма впечатляюще, красноречиво и справедливо, – отметил рабби Ави Шафран, директор по общественным делам организации «Агудат Израиль». – Хотелось бы надеяться, что подобный взгляд укоренится в исламе и поспособствует развитию взаимного уважения между мусульманами и евреями.

Более, чем какой-либо другой арабский вождь, включая даже его отца, покойного короля Хусейна, Абдалла обращен лицом к Западу. Он открыл иорданские рынки и намерен провести у себя в стране западные демократические реформы.

Как и его отец, Абдалла единственный из арабских вождей посчитал нужным заключить с Израилем по-настоящему теплый мир. В прошлую пятницу на сессии Генассамблеи ООН он встретился с премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном.

Тесно связана с Западом и его биография. Его мать – британка. Образование он получил в США и в Англии. Всё это, равно как и его мирные, прогрессивные цели, лишило Абдаллу любви простых арабов, которые обычно вообще-то любят своих вождей. Не помогает даже его благородное происхождение. Хашимитские короли считаются прямыми потомками Мухаммеда.

Абдалла планирует использовать самую мощную движущую силу арабского мира – ислам, чтобы подтолкнуть его к умеренности. Июльская встреча в Аммане, на которую собралось 180 мусульманских богословов из 45 стран, закончилась тем, что 17 наиболее авторитетных богословов выпустили религиозные предписания, сводящиеся к двум принципам. Во-первых, фетвы, выпускаемые мусульманами, не имеющими настоящего исламского образования, являются незаконными. Во-вторых, мусульмане не должны называть других мусульман отступниками.

Оба этих заявления были явно направлены против Аль-Кайеды и ее вождей. Люмбард – мусульманский богослов, который живет и работает в Каире. Он помог устроить эту встречу. Он утверждает, что авторитет собравшихся в Аммане богословов придал весомость их фетвам. Другие многочисленные попытки привести ислам к умеренности, многие из которых предпринимались западными столицами, были лишены этого преимущества.

Увенчается ли успехом это усилие, пока неясно. Люмбард признает, что даже те богословы, какими бы они ни были уважаемыми, были отдалены от арабской улицы. Виной тому агрессивная антизападная и антиизраильская пропаганда, ведущаяся во многих арабских СМИ, включая сетевые издания и спутниковые телеканалы. Следующим шагом, по словам Люмбарда, должно стать соревнование в этих областях с радикалами, призывающими к террору.

43-летний Абдалла уделяет большое внимание молодежи. Дело в том, что половине иорданцев не больше 18 лет. Его первым мероприятием в Соединенных Штатах стала встреча с группой учеников двух государственных средних школ Вашингтона, студентов Еврейской академии Роквилла, штат Мэриленд, и Исламской академии в Фэерфэксе, штат Вирджиния.

Характерно, что наиболее скептически восприняли речь Абдаллы и его супруги мусульмане из финансируемой Саудовской Аравией академии. Когда одна молодая женщина в хиджабе выразила сомнения в том, что умеренность Абдаллы совпадает с царящими в арабском мире настроениями, королева Рания сумела ответить лишь то, что многие арабы выразили сочувствие Америке в связи с разрушительными последствиями урагана Катрина.

Еврейские же студенты, напротив, были явно восхищены.

– Взяв на себя столь сложную задачу, он проявил немалое мужество, – сказал Моше Бродер, студент последнего курса Еврейской академии. – Он настоящий первопроходец.

Абдалле придется начинать со своей собственный страны. И уже там ему будет совсем не легко. Изменение крайне консервативной и племенной политической культуры Иордании всегда было трудной задачей. Так, недавняя кампания против убийства женщин, призванного «смыть позор» с их семейств, прошла в лучшем случае с переменным успехом. А готовность королевского двора поддерживать теплый мир с Израилем отнюдь не разделяется другими иорданскими элитами, не говоря уже о простых иорданцах.

Королю придется приложить усилия, которые прикладывал время от времени его отец, чтобы переубедить скептиков, которые считают, что он продался Западу. Такого мнения придерживается Хиам Навас, иорданский эксперт по политическому исламу.

– Абдалле придется потратить изрядную долю своего политического капитала, если он хочет, чтобы его идеи хоть как-то укоренились в Иордании, – утверждает она.

Один из способов убедить народ в необходимости модернизации – это показать, что она приносит плоды. А потому Абдалла не только проповедует мир между религиями, но и призывает Запад к расширению торговли и политических связей с арабским миром.

– Хотя мы и боремся за мир, не следует забывать и об экономическом развитии, – сказал он на сессии Генассамблеи на прошлой неделе. – Когда развитые страны займутся всё более активной экономической поддержкой арабского мира, они станут двигать прогресс для всех. Мир знает, что нам нужно. Это свободная торговля, увеличение прямой помощи и облегчение долгового бремени.

Для этого нужно убедить Запад, что ислам готов занять место рядом с иудаизмом и христианством и общаться с ними на равных. Для этого-то Абдалла и совершает свою нынешнюю поездку.

Ему придется убеждать многих. Как бы ни была хорошо воспринята на Западе и в Израиле встреча в Аммане, на ней всё же не были особо обсуждены теракты или, скажем, бушующий в мусульманском мире антисионизм и антисемитизм, которые отказывают Израилю, а порой и самим евреям, в праве на существование.

Марк Гопин – раввин и профессор религии Университета имени Джорджа Мэйсона в Вирджинии. Он помог устроить встречу Абдаллы с раввинами. Он считает, что евреи могут рассматривать июльские фетвы как решительный первый шаг в вытеснении экстремизма на обочину ислама.

– Это поможет обрезать терроризму ноги, потому что терроризм основывается на фетвах, – сказал он. – Этого явно недостаточно для разрешения палестино-израильского конфликта. Но в целом это прекрасная задумка, которую нам следует поддержать.

Эддс Эрик Йоффи, президент Союза иудеев-реформистов, сказал:

– Мы весьма обрадованы и воодушевлены тем, что он делает и говорит. Хорошо бы и все остальные вожди и политики Ближнего Востока вели себя так же.

Обратившись к религиозным лидерам, Абдалла обратился заодно и к той ипостаси конфликта, которой дипломаты зачастую пренебрегают, отметил Роберт Айзен. Он возглавляет факультет богословия Университета имени Джорджа Вашингтона. Дело в том, что жители Ближнего Востока в глубине души считают этот конфликт не столько попыткой прояснить границы, сколько столкновением двух вер. Король сумел доказать, что язык религии – это основа не только для конфликта, но и для примирения.

– Евреи и мусульмане разделяют общие моральные ценности, которые должны позволить нам найти общую почву для борьбы с экстремистами в наших верах, – заключил он.



Р. Кэмпис, JTA Перевод В. Черновецкого, Sem40.Ru (Р)

Источник: | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.



Наш архив