Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Израильско-турецкий диалог: нефть и политика

Недавняя поездка в Турцию министра инфраструктуры Израиля Беньямина Бен-Элиэзера дала новый толчок нескольким проектам, которые, по мнению израильских чиновников, могли бы оказать сильное положительное воздействие на регион.

Главной целью поездки Бен-Элиэзера было подписание сделки с турецкой компанией. За 360 миллионов долларов последняя обязуется построить в Израиле электростанцию. Однако министр использовал свою поездку и для обсуждения возможности сотрудничества в целом ряде далеко идущих энергетических и водных проектов.

– Это стратегические проекты очень высокого уровня, – сказал JTA Пинхас Авиви, посол Израиля в Турции. – Теперь мы переходим на фазу воплощения этих идей в жизнь.

Один из предложенных планов – строительство трубопровода, который бы позволял доставлять воду из Турции в Израиль. В прошлом году Израиль подписал контракт на 20 лет на импорт питьевой воды с завода на турецкой реке Манавгат.

Изначально идея состояла в том, чтобы доставлять воду в Израиль на больших танкерах. Но это оказалось непозволительно дорого. Вместо этого израильские чиновники предлагают построить трубопровод из современного пластика. Он будет частично погружен в Средиземное море. В настоящее время Турция строит подобный трубопровод для доставки воды с южной части своей основной территории на Северный Кипр.

Израильские чиновники сообщают, что трубопровод можно продлить так, чтобы он доставлял воду и в засушливую Иорданию и Палестинскую автономию. Помимо прочего, это может укрепить и стабильность в регионе. А возможно, и привлечь иностранную помощь в прокладке трубы.

Другое обсуждавшееся предложение, по словам израильских чиновников, состоит в том, чтобы использовать Израиль как перевалочный пункт для нефти, поступающей в Турцию через трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан. Длина трубы составит 1093 мили. Стоимость проекта – 4 миллиарда долларов. Он позволит поставлять каспийскую нефть и природный газ на средиземноморское побережье Турции из Азербайджана через Грузию.

"Труба" заканчивается в турецком порту Джейхане. Но теперь внимание приковано к тому, какую пользу сможет этот трубопровод принести Израилю. Его можно использовать и как источник энергии для самого Израиля, и как возможность сделать Израиль перевалочным пунктом для нефти, поступающей из Азербайджана в бедные нефтью, но остро нуждающиеся в ней страны Азии.

Географическое положение и малый размер Израиля могут обернуться для него стратегическим преимуществом. Поскольку крупнейшие нефтяные танкеры не могут плыть через Суэцкий канал, нефть, доставляемую в Джейхан и переправляемую в Азию, пришлось бы везти через всю Африку. Это долго, а потому, скорее всего, экономически невыгодно. Поставка через Израиль представляется более перспективной. Первая нефть поступит в Джейхан в конце этого года.

Один из обсуждаемых вариантов – поставка нефти через Израиль из Средиземного моря в Красное. Там она будет грузиться в танкеры, которые перевезут ее в Азию.

– Это определенно создаст новые возможности, – считает Бренда Шаффер, профессор азиатского страноведения и политологии Университета Хайфы. – В Турцию станет поступать больше нефти. И от нас туда всего день плавания. А в Азии спрос продолжает расти. Если Израиль поймет что к чему, он сможет извлечь из этого не только торговую, но и политическую выгоду. Это может укрепить безопасность и стабильность в регионе.

Для Турции, у которой мало своих источников энергии, трубопровод станет первым шагом к становлению крупным энергетическим игроком, не производителем нефти, а транзитным пунктом. В наше время, когда страны стремятся увеличить количество своих поставщиков нефти, Турция надеется стать своего рода энергетическим супермаркетом. Она полагает, что контроль над нефтяными и газовыми маршрутами окажется столь же стратегически ценным, как и сама добыча этих полезных ископаемых.

– Турция обладает рядом географических преимуществ. И мы хотели бы использовать их для того, чтобы сделать Турцию поставщиком энергоресурсов, расположенных на востоке, и поставлять эти ресурсы на нуждающиеся в них рынки. Турция вполне способна это сделать, – заявил высокопоставленный сотрудник Министерства иностранных дел Турции, занимающийся вопросами энергии.

У Израиля уже есть трубопровод Эйлат – Ашеклон (ТЭА). Его длина – 158 миль. Его можно использовать для переправки нефти из Средиземного моря в Красное. Он был построен в 1968 г. Изначально он предназначался для транспортировки нефти из шахского Ирана в противоположном направлении, с востока на запад.

– БТС создает выгодный Израилю стратегический альянс. Но теперь Израилю нужно выполнить свою задачу – использовать трубопровод Эйлат – Ашкелон для переправки нефти в Красное море, а оттуда – конечным покупателям на Дальнем Востоке, в том числе Японии, – отметил Эфраим Сне, депутат от Партии труда и бывший министр транспорта Израиля.

Но Барри Сверски, израильский сопредседатель нефтяной компании Big Sky Canada, работающей в Средней Азии, сказал, что еще остаются вопросы о том, примет ли нефтяной мир Израиль в качестве транзитного пункта для сырой нефти.

– Не будут ли корабли заноситься в черный список? Если да, то как отреагируют на это владельцы кораблей? – спросил он.

Сверски указал также, что в настоящее время ведутся работы, направленные на то, чтобы Суэцкий канал смог пропускать и более крупные танкеры. Если эти работы увенчаются успехом, это лишит ТЭА его конкурентного преимущества.

Египет использует также трубопровод Сумед. Он идет вдоль Суэцкого канала. Главным образом он переправляет нефть Персидского залива на Средиземное море. Конкурентное преимущество ТЭА будет еще больше подорвано, если Египет наладит поставку нефти по Сумеду и в обратном направлении.

Более важно, по словам Сверски, то, как повлияет увеличение транспорта нефти на танкерах на экологически чувствительный залив Акабы.

– Не уверен, что вопрос о целесообразности превращения престижного морского курорта в крупный нефтяной порт, был как следует изучен, – отметил он. – А ведь дело это очень серьезное.

Несмотря на то, что ни о каких конкретных сделках объявлено пока не было, компания, которая управляет ТЭА, недавно усовершенствовала свой трубопровод. Теперь нефть по нему можно качать и в обратном направлении, из Ашеклона в Эйлат.

Тем временем министр нефти и природного газа Индии Мани Шанкар Аияр предложил недавно переправлять азербайджанскую нефть в свою страну через Израиль.



Й. Шлейфер, JTA Перевод В. Черновецкого, Sem40.Ru (Р)

  • 24-10-2005, 14:47
  • Просмотров: 445
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.



    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список