Все новости

Вчера, 22:40
12-12-2017, 21:31
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Антисемитизм

Версия для печати

 Новогоднее пожелание

Каждый раз в канун нового года я испытываю некие «муки политкорректности»: уместно ли поздравлять читателей? Ведь у нас-то на дворе 5767 год! И каждый раз, поломавшись сам перед собой, признаю – уместно. Читатели – тоже люди, живут, как говорится, «в реале» по христианскому летоисчислению.

Но на сей раз героями новогоднего рассказа будут настоящие раввины.

Дело в том, что некоторое время назад, когда я писал в «Лехаиме» об очередном витке «дела Копцева», я позволил себе слегка (вполне добродушно) поиронизировать над раввином синагоги на Большой Бронной – где, собственно, «юный герой» и свершал свои подвиги.

Причина легкой иронии была в том, что, на мой взгляд, уважаемый раввин (который вообще достоин всяческого уважения: на него напал бандит с ножом, он не растерялся, отбивался, в общем, вел себя более чем достойно и мужественно) слишком уж громко выражал «личное сочувствие» этому самому Копцеву, жалел его.

Опять же, не отрицая общечеловеческого благородства такого сочувствия, я все-таки заметил, что «подставлять левую щеку» и «любить ненавидящих вас» – это, скорее, христианские идеалы. Иудаизм, по-моему, много практичнее: не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. Ну а уж если сделал, то – не взыщи дружок – «око за око и зуб за зуб».

Впрочем, понятно, что я еще не настолько спятил, чтобы спорить с раввинами о толковании Священного Писания…

Как бы то ни было, через какое-то время получился настоящий еврейский анекдот.

«Нам сказали, что вы сказали, что мы сказали, что в Одессе плохо с мясом. Таки вы ошиблись – в Одессе плохо без мяса».

Мясо тут не причем, а вот «нам сказали, что вы сказали, что мы сказали» – в самый раз.

Так вот. Через какое-то время «мне сказали» (а кто сказал – страшным шепотом просил не называть!), что «ему сказали», что раввин синагоги на Большой Бронной сказал, что ему (раввину) сказали, что я кому-то сказал, что та, написанная мною статья, была «обычным заказом» мне от других раввинов.

Излишне говорить, что я, естественно, никому не говорил, что эта (или любая другая) статья была мне «заказана». Во-первых, потому, что никто мне статей ни в «ЕС», ни в «Лехаиме» не заказывает (а жаль! За заказные статьи хорошо платят!), а во-вторых, потому, что если бы статью заказали, то я бы, понятно, тем более об этом помалкивал.

Вот такая история…

Но что же в ней святочного? И что столь поучительного, что я ее пересказываю в статье?

Прежде всего перед нами – замечательно сохранившаяся патриархальная простота нравов (если, конечно, принять, что мне сказали правду про то, что раввин с Бронной сказал, что ему сказали про то, что я сказал). Именно так, как мне представляется, веками шла отчаянная конкуренция в скученных еврейских местечках. Жуткая конкуренция между торговцами, портными, зубными врачами, сватами, коммивояжерами – и, конечно же, между талмудистами. И между раввинами.

Читайте Шолом-Алейхема. В «московском местечке» – то же самое.

Все это, конечно, очаровательно – когда читаешь.

Менее очаровательно – когда сталкиваешься на практике.

Но в любом случае полно, видимо, глубокого смысла.

Один из известных мифов – «еврейская солидарность». Замечательно, что в эту мягкую разновидность «еврейского заговора» верят не только антисемиты и люди, евреев в глаза не видавшие, но часто и сами евреи! А уж кому-кому, но им должно быть известно, что при, несомненно, развитой еврейской благотворительности (солидарности) в остальном нет нигде такой жестокой, беспощадной конкуренции, как между евреями. Мы хорошо знаем слабые места друг друга – и с обычной еврейской живостью бьем друг друга именно туда.

Как? Мало того, что евреи извне испытывают все прелести христианской любви, так они еще изнутри друг друга поедом жрут… Ну не безумцы?!

Однако уникальный опыт выживания говорит: нет, совсем даже не безумцы. Постоянная тренировка в ходе конкуренции – это как раз то, что УСИЛИВАЕТ популяцию, делает ее в целом куда более жизнеспособной. Давление изнутри УРАВНОВЕШИВАЕТ давление извне. Больше того, в ходе этой борьбы, этого «спартански-местечкового воспитания» закаляются и отдельные люди. Кто прошел школу местечковой борьбы за существование – чего ему еще бояться в большом мире! Семечки…

Так что конкуренция – высшая форма солидарности. Хитрый народ…

Впрочем, иногда эта конкуренция приносит поистине необычные плоды.

Что есть самый известный пример внутриеврейской конкуренции?

Известно, что этот пример описан в «Новом Завете».

Отчаянной, с истинно еврейским темпераментом и непримиримостью, была борьба Христа с «книжниками и фарисеями, лицемерами». «Змии, порождения ехидны! Как убежите вы от осуждения в геенну?» И далее, выплеснувшись за пределы еврейского мира, эта борьба стала источником христианского антисемитизма – со всеми известными для евреев и христиан последствиями.

Отсюда новогоднее пожелание: чтобы «внутриеврейские разборки» больше никогда не выходили за стены еврейского дома!



Л. Радзиховский, Еврейское слово (Р)

Источник: | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.