Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

От любви до ненависти только один вздох

Известен физический закон о силе действия, которая неизменно равна силе противодействия. Не уверен, но почему-то кажется, что тот же закон можно наблюдать и в психологии, и в социологии, и в общественной жизни. Правда трудновато определить, как протекает взаимодействие двух проходящих одновременно процессов, да и никто не в состоянии оценить силу прямой и обратной связи.

Скажем, ни для кого не является секретом сила воздействия учителя на класс, но редко кто замечает обратный процесс: влияние учеников на учителя. Трудно отрицать давление полиции на преступный мир, но где-то подспудно ощущается мощная сила противодействия.

Менее понятно такое явление в социальной жизни. Скажем, нельзя отрицать влияние Израиля на прибывших в страну эмигрантов, но менее заметно обратное действие - изменения в израильской жизни под влиянием эмигрантов. Примеры можно множить...

Но есть в этом законе один нюанс, который никак не может проявиться в физике, зато хорошо виден в социологии. А именно: позитивное или негативное отношение к партнеру, к противоположной стороне в той или другой форме обязательно отзовется и вызовет ответную реакцию с другой стороны.

Предположим, некто разрывает себе грудь, вынимая пламенное сердце, чтобы осветить им кромешную тьму и спасти заплутавших в лесной чаще человеков. В ответ такой мученик ожидает от людей благодарной памяти (во всяком случае, можно надеяться на это).

Естественно спросить: куда, собственно, клонит автор, и сколько еще примеров он будет приводить? Давайте взглянем на социологические опросы, проведенные недавно в Израиле, а уж потом сделаем выводы.

Что показывают результаты опросов?

Если проследить за результами опросов общественного мнения, проведенных в Израиле в последние годы, то увидим результаты, которые не могут не повергнуть в панику.

В опросе, проведенном недавно на сайте ISRAland, приняли участие более 5 тыс. человек. То есть выборка серьезная. Читателям был задан вопрос: «Как вы оцениваете отношение израильского общества к репатриантам из стран СНГ?» - «очень хорошо» - ответили лишь 1,55%; - «хорошо» - 12,57% из опрошенных; - «нейтрально» - 33,36% респондентов; - «плохо» - 52,5%, то есть абсолютное большинство опрошенных.

А теперь не нужно быть ученым, чтобы предсказать, что ответная реакция коренных израильтян по отношению к новым репатриантам даст если не сходные, то близкие к полученным результаты.

Ну, здесь комментарии излишни. Читателю и без специальных опросов известно отношение израильского общества к репатриантам, давайте лучше посмотрим, как складываются отношения между израильтянами и арабами, а также внутри самого общества: между поселенцами и другими общественными секторами.

Опрос, проведенный институтом социологических исследований "Дахав", показал такие результаты: - 59% опрошенных считают, что Израилю необходимо в одностороннем порядке отделиться от палестинцев; - 55% респондентов-поселенцев заявили, что «в случае новых эвакуаций поселений уровень насилия и острота столкновений поселенцев с полицией и армией существенно возрастут»; - 18% не исключают вероятности применения огнестрельного оружия; - 42% заявили, что в Израиле может начаться гражданская война.

Опять же не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, куда ведет выбранная дорожка, о чем свидетельствует такой опрос.

И последний опрос, проведенный хайфскими исследователями, который так и назван «коэффициент ненависти израильтян». - самый высокий коэффициент ненависти к себе вызывают в обществе арабы (37% опрошенных); - следом идут поселенцы (26%), именно столько израильтян считают их правыми экстремистами и признались в нетерпимом отношении; - 14,3% жителей страны ненавидят светских; - 13% опрошенных от души ненавидят ортодоксов; - 9% - последняя точка ненависти поставлена по отношению к сторонникам левых взглядов.

Думается, что такой накал напряженности, взаимных обид и нетерпимости, если и не приведет к мгновенному взрыву, к бесповоротным решениям, к гибели страны, то неминуемо доведет до кризиса отношений, до настоящей гражданской войны.

Мы видим, как с каждым днем усиливается напряжение в обществе, вырастает стена непонимания, нарастают противоречия между различными группами населения. Если раньше такой процесс еще можно было охарактеризовать как недовольство друг другом, то затем оно переросло в отчуждение, потом стало вызывать раздражение. Сейчас же исследователи впервые применили страшный термин «ненависть».

Детские обиды

Как вы думаете: от чего зависит восприятие чужой страны? Что чаще всего влияет на судьбоносное решение: остаться в Израиле или побыстрее улизнуть? Такими вопросами я задаюсь всегда, когда впервые вхожу в класс, состоящий из детей, приехавших по программе НААЛЕ (ученики приезжают без родителей). Вначале Израиль открывается любопытному детскому взору как нечто пестрое, экзотическое, завораживающее, но бесконечно чужое. Первые годы притирки, изучения иврита, привыкания к месту и климату, погружения в странный израильский мир, преодоления различных барьеров чаще всего приводят к яростному внутреннему отторжению. Всегда есть процент детей, покинувших программу, не выдержавших тяжелых взрослых испытаний, сбежавших в прежнюю жизнь.

Собственно говоря, зачем я все это рассказываю? Ради чего плету словесную паутину и какую муху хочу в нее хочу поймать?

Небезынтересно, думается мне, проследить: кто же остается в программе, несмотря на очевидные трудности и недостатки, а кто покидает ее, проклиная тот день, когда решился на эту авантюру? Почему при сходных исходных данных на входе — одинаковых внешних условиях, порой равных учебных достижениях — мы получаем столь разные результаты на выходе? Почему на одной и той же почве вызревают столь разные плоды?

Вначале весь класс с одинаковым чувством превосходства и чуть ли не презрения смотрит сверху и свысока на окружающих и делит всех на «они», то есть местные аборигены, лишенные культурных традиций и высоких помыслов, и «мы», то есть воспитанники русской школы, знающие, что такое настоящая культура.

Но чем дольше живет здесь новичок, чем пристальнее вглядывается в окружающую его действительность, чем больше свыкается со школой, чем лучше, наконец, понимает иврит, тем шире распахиваются глазенки, тем чаще он задумывается, тем большие сомнения вкрадываются в душу. Вот с этого момента неуверенности, равноудаленности между Россией и Израилем, баланса между прошлым и настоящим, сравнения и поиска истины и начинается расхождение во взглядах.

Одни начинают прозревать и понимать – эта жизнь может мне подойти, я смогу влиться в нее, она мне интересна. Другие не менее убежденно решают: как здесь все мерзко и противно, какие убогие и глупые нравы, как ненавижу я страну и готов бежать отсюда в любую сторону.

С одной стороны барьера выстраиваются те, кто сумел пристально оглядеться вокруг, попытался уяснить себе еврейский взгляд на мир и принять нелегкое решение - разделить свою судьбу с Израилем. С другой же стороны группируются те, кому здесь плохо, неуютно и неудобно. Может быть, здесь играет роль детская обида, может, плохо усвоенный язык, может сыграли свою роль неудачно сложившиеся отношения с сабрами, может беспокоят непростые отношения с нашими воинственными соседями, бесчисленные теракты и постоянная опасность, но итог один – неприятие и отторжение.

Таким образом, не существует в сознании детей единого и цельного Израиля, а есть лишь образ страны, напрямую связанный с выбором позиции, зависящий от точки зрения, от того, раскрылось ли в душе чувство понимания или, наоборот, завяло и скукожилось.

Что ты сознательно выбираешь в израильском пейзаже? Или любуешься его красотой: морским пейзажем, старинной улочкой в Яффо, Стеной плача, - или жалуешься на адскую жару, религиозное засилье и загаженную пустыню. Ведь Израиль дает нам обе возможности.

Каким представляется будущее: или хорошие перспективы в учебе, работе, карьере, или - тусклые будни в съемной квартире без малейшей возможности подъема, унылая работа, чужая страна.

Взрослые претензии

Интересно, что и у взрослых процесс протекает так же, как у детей, только еще более резко выражен и от безысходности – окрашен нотками трагическими. Сначала вновь прибывшие ошарашены экзотикой, солнцем и пальмами. Особенно это сильно действует на туристов. Такое чувство, будто бы попал в курортный город, где беззаботные люди весело отдыхают.

Помнится, как на заре нашего прибытия в страну один из знакомых в ульпане сказал незабываемую фразу: «У меня такое чувство здесь, в Израиле, как будто бы я в бесконечном отпуске».

Потом подкрадывается ностальгия и начинает преследовать ощущение пустоты и бессмысленности. Непонятно, что тебя душит: не то хочется крепкого морозца, горячей баньки с веничком, не то вспоминается лесная полянка с хороводом березок.

Ностальгия сменяется отчаянной усталостью. Все тело ломит, голова пуста, в ушах звон, состояние отвратительное. Ты тупо выполняешь будничную программу, все более и более погружаясь в депрессию.

И, в конце концов, наши дружные ряды распадаются на две неравные части: меньшая часть принимает здешнюю жизнь такой, какой она сложилась на этой земле. Потихоньку учат язык, справляют Рош а-Шана и Пурим, вливаются в ее ритмы и с удовольствием смотрят Дуду Топаза. Большая же часть все сильнее и сильнее ругает страну, поливая ее грязью, не принимают ни традиций, ни обычаев. Демонстративно справляют Новый год и украшают елку, поздравляют женщин 8 марта, а мужчин 23 февраля, отмечают Первое мая и с не меньшим удовольствием смотрят по телевизору Долину, Диму Билана, Киркорова и Пугачеву.

И нет тогда ничего слаще, чем поиск все новых доказательств несовершенств и даже глупостей израильтян. Израиль тогда не назовут оплотом демократии на Ближнем Востоке, свободной и независимой страной, а обязательно – банановой республикой, хай–тек и передовые технологии израильские — безусловно, липовые – ну, уж никак не американская Силиконовая долина; армия - дерьмовая, правительство – коррумпированное, бездарное и продажное; образование – исключительно бездарное, погоды – мерзкие, цены на квартиры и машины – непомерные, дети – невоспитанные, культура – скромно умолчим о том, чего и в помине не существует, потому что о ней ничего не знаем и знать не хотим, история – убогая, демократия – не то дерьмократия, не то автократия, не то «демократия по-израильски», наука – «назовите мне такую область, которой израильтяне могут гордиться, ни в какое сравнение с русской», города ее – место возле огромных свалок, море – просто помойка, архитектура – сплошное уродство. Да и вообще, можно было бы от евреев ожидать чего-то большего.

Плевок издалека

Особенно же поучительно и наглядно отношение к стране заметно среди тех, кто благополучно вылетел из Израиля и удачно приземлился в других краях. Поговорим о йордим, то есть о спустившихся на другую землю: богатую Америку или бескрайнюю Канаду. Вспомним о тех, кто вернулся снова туда, откуда все мы толпой бежали. Поговорим о тех, кто исчез, испарился, слинял из страны, сжегши за собой мосты, с обидой и злостью в душе.

И здесь мнения о покинутом израильском «рае» разделяются. Одни с ужасом и содроганием, с омерзением и болью вспоминают «золотые деньки», проведенные в краю «непуганых идиотов». «Тахана мерказит» (центральная автобусная станция) для таких – вечный символ Израиля, временная работа - потерянное время, бесцеремонные сабры – дикари и неучи.

Другие же без устали повторяют, как они любят Израиль, как прекрасно они были устроены, какие милые люди их окружали, что они вернулись бы назад, но... Но все стереотипы о прелестях или несовершенстве Израиля и у той, и у другой групп одинаковы. Да и причины, побудившие покинуть страну, тоже лежат на поверхности: подарком-гражданством, что достался тебе по праву рождения, очень легко пренебречь, выбросить из головы и забыть, хотя подлинного рая на новом месте проживания почему-то так никто и не находит.

Но там — не здесь, на новообретенной Земле обетованной никто не решается так открыто и яростно выплескивать накопившееся раздражение на надоевшее правительство, несовершенное образование, глупых аборигенов, отсутствие культуры, глупую моду и распущенную молодежь. Там принято уважать законы и следовать строгим гражданским нормам.

В конце концов, приходишь к печальному заключению: жаль, очень жалко, что не действует в нашем обществе чистый, простой и честный физический закон о силе действия и противодействия. А всегда включается пристрастный, искривленный, человеческий фактор, который и диктует свои законы.



Яков Бендерский, Sem40.ru

  • 15-12-2007, 16:21
  • Просмотров: 698
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список