Все новости

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Живопись

Версия для печати


 Супермен с планеты Вильно


Уже несколько десятилетий ведется горячий спор о том, является ли Супермен евреем, методистом или родом с планеты Криптон? Но в конечном итоге было установлено, что Супермен определенно…протестант неарийского происхождения. Многие герои комиксов необычного происхождения представлены интереснейшими экспонатами на выставке под названием «От Супермена до Кота раввина», проходящей с 27 января в Музее еврейского искусства и истории в Париже. Ее целью называют изучение влияния еврейского опыта на развитие искусства комиксов.

Во Франции создание комиксов считается настоящим искусством. В 1964 году французский историк Клод Бейли назвал его «Девятым искусством». В наши дни во французском городе Ангулем ежегодно проходит исключительный по своему содержанию фестиваль комиксов. На нем представлено около 230 американских и европейских работ начиная с 1890, включая также комикс 1940 года «Как Супермен закончил бы войну».

«Как бы я хотел врезать вам в челюсть не по-арийски», - как будто бы грохочет Стальной Человек, волоча Адольфа Гитлера и обвиняя его в преступлении против человечества. Художник комиксов Уилл Эйснер придумывал и создавал того, кто мог бы защитить французский народ, «нуждающийся в герое, способном защитить от практически непобедимой силы», от все более разрастающегося фашизма.

Супермен Джерри Сигала и Джо Шустера, созданный в 1938 году, был только началом – и так же, как Бэтмен Боба Кейна в 1939, Капитан Америка Джека Кирби в 1940 и многие другие – он был придуман сыном еврейского иммигранта живущего в Нью-Йорке.

Как и их герои, многие из этих писателей вели двойную жизнь. Как говорит консультант на выставке, автор и историк комиксов Дидье Пасамоник: «В то время в Америке существовал своего рода рассеянный антисемитизм, и чтобы привлечь больше читателей лучше было использовать доброе американское коммерческое имя». И в то время как Роберт Кан становился Бобом Кейном, а Яков Курцберг – Джеком Кирби, их супергерои отражали часть той личности, которую авторы так сильно маскировали. Герои олицетворяли собой еврейский принцип «tikkun olam» - исправление и восстановление мира посредством социальных действий; они были продолжением легенды о пражском Големе - средневековом герое еврейского фольклора, созданного раввином из глины для защиты общины от грозящей опасности.

Многие годы спустя некоторые супергерои комиксов в действительности будут отождествляться с евреями. Это и выживший в Освенциме Магнето, и мифическое олицетворение Голема – Бен Гримм (Существо) из фильма «Фантастическая Четверка».

«Но что бы ни говорили, Стальной Человек все-таки не суперчеловек», - говорит Пасамоник. «Супермен – не еврей», - утверждает он. «Когда Супермен женится, то происходит это не в синагоге!»

Пасамоник не упустил из виду то, как много из еврейской культуры присутствовало в герое Сигала и Шустера: полет Супермена-младенца в похожем на колыбель корабле и последующее его усыновление - это история Моисея. Недаром к имени Супермена Kal-El добавлено слово «El» - «Б-г» на иврите. «Но методистское воспитание и внеземное происхождение Супермена, - говорит Пасамоник. - позволяет описать его, как героя “неарийского происхождения”».

А почему бы и нет? Слово «неарийский» как нельзя лучше походит для описания большинства иммигрантов из южно- и восточно-европейских и азиатских стран, которые пересекли океаны вместе с Сигалом, Шустером, Канном и Куцбергом в конце XIX-начале ХХ века. Для Жюля Файффера, художника-мультипликатора, получившего Пулитцеровскую премию, супергерои времен Второй мировой войны воплощают собой американскую мечту бессчетного числа иностранцев. «Супермен прибыл не с планеты Криптон; а с планеты Минск или Лодзь или Вильна или Варшава», - написал Файффер в своем эссе «Минская теория Криптона». «Супермен был последней фантазией ассимиляции».

После Второй мировой войны жанр комиксов стал малоперспективным средством гражданских протестов и усиления воспоминаний. «Момент ассимиляции иммигрантов сменился борьбой за права меньшинств и гражданские права», - объясняет Пасамоник. Харви Куртцман в своем сатирическом журнале «MAD» использовал холодную войну и маккартизм как средство борьбы с расовой сегрегацией. В 1955 году, когда всеобщая обеспокоенность Холокостом ослабла, Бернард Кригштейн и Аль Фельдштейн повергли всех в шок, снова посетив концентрационные лагеря в своей графической истории «Высшая раса». В 60-х – 70-х годах жанр комиксов открыл себя совсем с другой стороны, банальной и биографической, благодаря полной черного юмора работе Пекара и Крамба «Американское великолепие», а также благодаря знаменитой графической истории Эйснера «Контракт с Б-гом».

«Эйснер придал абсолютно революционный размах комиксам, сделав их инструментом для воспоминаний», - говорит Пасамоник. В конце концов, после признания созданной в 1944 году работы Эдмонда Франсуа Кальво «Чудовище мертво», в которой он для рассказа о Второй мировой войне использовал животных, Арт Шпигельман принес мировую славу комиксам и получил Пулитцеровскую премию за свое сказание о Холокосте - «Маус».

По всему миру существует огромное количество последователей Эйснера и Шпигельмана - от француза Жоана Сфара («Раввин и его кот») до иранки Марьяне Сатрапии («Персеполь»). Выставка «От Супермена до Кота Раввина» с уважением относится ко всем этим авторам, приглашая посетителей обдумать подтекст комиксов даже о людях в трико.



Time , Пер. Sem40.Ru

| Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.



Наш архив