Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Этика иудаизма и медицина

начало статьи

?Если жив пока еще, - гимнастика!? О пользе гимнастики говорил еще Маймонид, средневековый медик и талмудист.

3. Забота о собственном здоровье. Профилактическая медицина

Во все времена и у всех народов одним из приоритетных направлений в медицине являлось профилактическое. "Болезнь легче предупредить, чем лечить".

Галаха тоже уделяет большое внимание профилактике заболеваний. Ее главная идея - не стоит относиться к возникновению болезней, как к чему-то неизбежному, а надо предпринимать все возможное, чтобы их не было. Цель и венец сотворения мира - человек. "Один человек равноценен всему сотворенному миру" и "Каждый, спасающий одну душу, как бы спасает весь мир" (Вавилонский Талмуд).

В Еврейской Библии господствует представление о единстве всего сущего, и человек не делится на два раздельных элемента - тело/плоть и душу/дух. Человек в целом - это "живая душа", живой человек. Сотворение человека - единый акт. В связи с этим в еврейской традиции забота о собственном здоровье, а не только о душе, считается одним из главных галахических принципов, основанных на законах Торы. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье, о своем организме, беречь его, ибо слова Торы "Берегите же очень души ваши" (Дварим/Второзаконие 4:15) понимаются в Талмуде и комментариях еврейских мудрецов, как галахическое правило ("Шмират hа-Гуф"), гласящее, что каждый из нас должен поддерживать свое здоровье, "душу", используя самые современные медицинские достижения. Никому не дано права наносить себе увечья, губить себя, принимать разрушительные наркотики или совершать самоубийство. "Особенно же кровь вашу, за души ваши взыщу: со всякого животного взыщу и со всякого человека, с одного за другого взыщу душу человека" (Берешит/Бытие 9:5). "Сыны вы Господу, Богу вашему: не делайте на себе надрезов и плеши не делайте; ибо ты народ святой для Господа Бога твоего и тебя избрал Господь быть ему особым народом из всех народов, которые на земле" (Дварим/Второзаконие 14:1-2). "И царапин по умершим не делайте на теле вашем, и наколотой надписи не делайте на себе" (Ваикра/Левит 19:28). Эти последние запреты имеют прежде всего цель отдалить евреев от обычаев, распространенных у идолопоклонников, но забота о сохранении здоровья, возможно, также проявляется в них. Мы не имеем права подвергать себя опасности безрассудно. Не нужно рисковать напрасно в надежде, что нас спасет чудо. Провидение не защитит нас и не спасет, если мы ведем себя беспечно. Это указание распространяется и на заботу родителей о физическом здоровье и благополучии детей. "Человек должен почитать свою жену и сыновей, обеспечивая их одеждой и едой больше себя, ибо они зависят от него, а он зависит от Всевышнего, сотворившего Вселенную", - говорится в Талмуде. Для сохранения здоровья, согласно Галахе, человек обязан стремиться к правильному питанию, устранять вредные элементы из своего внешнего окружения, избавляться по возможности от психосоциального стресса и получать всестороннюю медицинскую помощь в случае заболевания. Когда речь идет о детях, ответственность за их здоровье и развитие несут родители.

Одним из величайших представителей средневековой медицины является ученый, философ и талмудист Рамбам ( Маймонид, XII век), который, кроме многих написанных им специальных книг по медицине, уделил в своих философских и законодательных трудах большое внимание медицине профилактической. В числе прочих мер Маймонид уделял внимание гимнастике как лечебному и профилактическому фактору. Он считал, что физические упражнения следует проводить регулярно, но умеренно: они не должны вызывать одышку или переутомление. Врач должен определить степень допустимой физической нагрузки с учетом состояния здоровья человека. "До тех пор, пока человек достаточно двигается, не ест чрезмерно и заботится о нормальном режиме пищеварения, никакая болезнь его не постигнет. Сидящий же без дела и не выполняющий никаких физических упражнений всю жизнь будет страдать от различных недугов, силы его будут чахнуть, даже если он следит за здоровым питанием". Маймонид придавал первейшее значение правильному питанию - для сохранения здоровья, и диете - при лечении больных. Этика и диететика у него взаимосвязаны. Маймонид был противником обильного питания. "Чрезмерная еда, - считал он, - это смертельный яд для организма. Большинство болезней, которые постигают человека, происходят от неправильного питания, и в первую очередь - от чрезмерной еды. Незрелые фрукты опасны и действуют они на организм, как кинжал. Определенные пищевые продукты исключительно вредны; к ним относятся испорченная рыба, испорченное мясо или сыр, грибы? а также свежее вино из-под пресса. Фиги, виноград и миндаль всегда полезны, - как в свежем, так и в засушенном виде. В летний период человек должен есть на треть меньше, чем зимой. ? Есть следует лишь тогда, когда чувствуешь голод, и не пить, когда не испытываешь жажды. ? Нельзя набивать желудок, и следует покинуть трапезный стол еще до того, как приходит чувство полной сытости и успокоения аппетита. Нельзя садиться за трапезный стол без предварительных активных телодвижений. Регулярное переутомление после еды может привести к тяжелому заболеванию". Маймонид советовал здоровым людям (взрослым и пожилым) принимать за едой несколько глотков разбавленного в воде вина; он находил в этом пользу для пищеварения, а при укусах ядовитых животных и насекомых - даже в больших количествах. Но он предупреждает также об опасности употребления напитков в количествах, вызывающих опьянение, ибо "ими увлекаются противники Бога и они вредны для здоровья; кто напивается допьяна - грешник, потерявший разум до непристойности".

Маймонид первым из крупных ученых оценил значение санитарного положения в городах. "Дома должны быть высокими и просторными, хорошо освещенными солнцем и продуваемыми северными ветрами, ибо солнце уничтожает плесень и гниль, витающие в воздухе. Уборные следует максимально удалять от мест проживания. И надо улучшать воздух и осушать его благовониями, воскурением и различными ароматами - всем, что может его освежить".

Эти же принципы отражены в широко распространенном бытовом своде правил ортодоксальной нормы еврейской национальной жизни "Кицур Шулхан Арух". Вот несколько выдержек из него.

1. Забота о здоровье своего тела входит в общую задачу служения Богу. Поэтому еврей обязан избегать всего, что может повредить его здоровью, и прилагать все усилия к тому, чтобы поддерживать и укреплять свое здоровье. Это имеет в виду Тора, говоря: "Берегите же очень души ваши" (Дварим/Второзаконие 4:15).

2. Чрезвычайно важное значение для сохранения здоровья имеет правильное пищеварение. Прежде всего, не следует есть слишком много: это мешает желудку работать правильно, подобно тому, как большое количество дров мешает огню разгореться. Множество болезней постигают человека только потому, что он или ест то, что ему вредно, или ест слишком много. Известно высказывание одного ученого о том, что если человек съест немного плохой пищи, это не так повредит ему, как большое количество пищи хорошей. В зависимости от возраста, времени года, погоды следует разнообразить свою пищу. В молодости человек должен есть больше, чем в старости; пища, потребляемая пожилым человеком, должна быть более легкой; летом, в жару, надо есть примерно на треть меньше, чем зимой.

3. Многое из того, что сказано в повествовательной части Торы, может и должно служить нам указанием. Так, слова: "В поте лица своего ешь хлеб" (Берешит/Бытие 3:19) обращают наше внимание на то, что полезно для здоровья заниматься физической работой.

4. Полезно питаться, учитывая особенности своего темперамента: следует выбирать пищу по контрасту. Например, человек эмоциональный и вспыльчивый не должен увлекаться острой пищей и алкоголем - ему полезней кислая пища и прохладительные напитки. И наоборот - человек флегматичный должен есть такую пищу, которая пробуждает человеческое тепло.

5. Есть нужно тогда, когда чувствуешь настоящий голод. От этого надо отличать случаи, когда при виде вкусной еды или даже при мысли о ней появляется аппетит - это не что иное, как просто вожделение к еде.

6. Очень вредно есть рыбу вместе с мясом и даже с мясным соусом. Нельзя готовить рыбу и мясо в одной духовке, если одна из этих кастрюль открыта. Между рыбой и мясом надо съесть кусочек хлеба и запить его. Есть также обычай не есть рыбу и молочную пищу вместе (однако к сливочному маслу он не относится).

7. Считается крайне нежелательным, чтобы на пищу попала даже капля человеческого пота, так как предполагается, что он чрезвычайно вреден (исключение составляет лишь пот лица). По этой причине нельзя прятать пищу под нижней одеждой. Нельзя брать в рот деньги, так как на них может быть пот от рук, даже своих. Кроме того, они проходят через руки множества людей, среди которых могут быть и больные.

8. Считалось также, что если у человека запах какой-либо пищи вызывает слюну, ее нужно сразу же выплюнуть, ни в коем случае не глотать, так как это может нанести вред здоровью.

9. Не рекомендовалось пить воду и другие напитки из сосуда, который стоял открытым без присмотра даже короткое время.

10. Запрещено есть пищу, которая вызывает отвращение или даже хорошую пищу из посуды, которая человеку неприятна. Этот запрет следует из призыва "Не оскверняйте душ ваших" (Ваикра/Левит 11:43). Нельзя есть грязными руками - это подпадает под тот же запрет.

11. Запрещено говорить о еврее что-либо, что содержит даже намек на возможность несчастья. Например, о человеке, судьба которого неизвестна, нельзя сказать: "Если бы такой-то был жив, он пришел бы или хотя бы прислал весточку о себе". Галаха запрещает запугивать ребенка, - например, сказать ему: "Смотри, кошка (или собака) тебя заберет!" Наш долг следить за своим языком. Очень многие слова могут оказать такое воздействие, которое не предвидишь.

Еврейская культура предписывает уважительное отношение к собственному телу. Человеческое тело - самая чудесная и сложная система во Вселенной. Оно предназначено Богом для высшей цели. Поэтому мы должны ценить и уважать свое тело. Подобающий уход за телом, забота о его чистоте, об одежде - это мицва (религиозная заповедь). В то же время иудаизм предостерегает от другой крайности - преувеличенного внимания к своему телу, когда его из орудия, предназначенного для исполнения Божественных планов, превращают в языческого идола, служащего удовлетворению наших низменных потребностей. Как и во многих других бытовых вопросах, иудаизм следует здесь принципу "средней линии". Как иллюстрация такого подхода в еврейской традиции приводится притча "Исполнение мицвы".

Однажды ученики Гилеля Старшего спросили его, куда он направляется. "Я иду исполнить мицву", - ответил он. В ходе дальнейших расспросов выяснилось, что Гилель шел в баню. "И это - мицва?" - удивились ученики. "Подумайте только, - сказал он, - римляне назначают специального человека, единственной обязанностью которого является мыть статуи их великих людей, установленные в залах бань и театров. За это им хорошо платят, с ними поддерживают знакомство выдающиеся люди империи. Так неужели тело, дарованное нам Богом, для нас менее важно?"

продолжение...

www.machanaim.org

  • 14-02-2003, 13:13
  • Просмотров: 805
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

Ещё в разделе:
Вопросы религии




    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список