Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Танах в мидрашах

B чeм гpex зaмыcлa cтpoитeльcтвa Baвилoнcкoй бaшни. Cпeцификa пoлoжeния eвpeйcкoгo нapoдa, cyщнocть eгo Бoжecтвeннoй избpaннocти.

Нимрод является руководителем этого проекта. Люди сказали: "Построим город и башню, уходящую головой в небо, сделаем себе имя". Чувствуется, что сделать себе имя - не очень благородная задача. Они хотели возвыситься выше Бога (есть такие мидраши), это нехорошо.

Есть классический мидраш, который объясняет так. У Нимрода были довольно понятные замыслы - поставить все человечество под свою власть, но, поскольку ни в какую эпоху не был, по-видимому, популярен лозунг: "Люди, я придумал, как вас сделать моими рабами", - не все могли бы прийти к согласию. Конечно, люди в разные эпохи могут быть устроены очень по-разному. Говорят, что в людоедских племенах очень большим оскорблением считается, если вождь отказывается скушать кого-то из своих подданных. Во всяком случае, Нимрод, по-видимому, предлагает своим людям нечто более вдохновляющее, а именно - он говорит: "Посмотрите, жизнь в этом мире очень неплохая. Места полно, земля вполне плодородная. Есть одна проблема: раз в 1656 лет происходит катаклизм, небеса распарываются, и начинается всемирный потоп. Это неприятно, и, хотя у нас осталось еще много времени, примерно полторы тысячи лет, это висит над человечеством и не дает покоя. Поэтому давайте покончим с этой проблемой: построим башню до неба, и дальше это небо заштопаем, порубим, подопрем".

Вся суть в том, что потоп был наказанием за безнравственное поведение. И демагогия заключается в том, что Нимрод превращает это в игру стихийных сил. Человек, вообще, очень склонен, столкнувшись с неприятностями, которые ему посылаются по принципу "мера за меру", - говорить: "Это случайность". Возьмите историю с человеком, который нарушил заклятие, наложенное Йегошуа на город Йерихо. Йегошуа запретил строить на этом месте другой город с любым названием, или город с таким названием в другом месте. И сказал, что у того, кто осмелится строить, на старшем сыне заложен этот город, и на младшем прикрепится суд к воротам. Страшное заклятие. И через много поколений находится человек, который знает об этом заклятии, и закладывает город. Хоронит старшего сына и продолжает строительство, и заканчивает его, и приклепляется суд, и хоронит последнего сына. И говорит: "Это случайность". Если это случайность, то что такое закономерность? Тебе предсказали, что так будет, если ты осмелишься это сделать, и ты говоришь, что все это ерунда.

[В работах ряда современных авторов отмечается, что бич нашего поколения, болезнь СПИД, является наказанием за безнравственное поведение заметной части человечества. И нельзя сказать, что это мнение не имеет под собой разумной почвы. Правительства одно за другим выделяют гигантские средства на поиски способов борьбы с этой болезнью, и при этом - чем дальше, тем шире санкционируют нарушение тех законов, за которые послано наказание. Поэтому не надо думать, что такая нелогичность была в те стародавние времена, а сегодня все люди умные. Это все продолжается на новом уровне. Бог управляет этим миром и контролирует нравственность поведения людей тем, что либо дает условия процветания, либо посылает им проблемы, которые рано или поздно заставят спохватиться, только и всего.

Итак, мы видим, что эта Вавилонская башня есть замысел, с точки зрения мидраша, в любом случае нехороший. Кстати, есть одно объяснение, совсем неожиданно простое и прямолинейное. Они приводят один довод: чтобы нам не быть рассеянными по всей земле. Как мы расценим - это хорошее соображение? Чтобы был какой-то центр, объединяющий нас, город или башня. Не быть рассеянными - это хорошо, дружный коллектив? Мудрецы сказали, что в этом главный криминал строителей Вавилонской башни. Бог сказал: "Наполняйте землю". Вы должны расселиться по земле, а эти негодяи задумали восстать против Божественного постановления и все собраться здесь в кучку.

Почему это так плохо? Можно сказать: плохо потому, что они негодяи. Если бы это были хорошие люди, то было бы ничего. Но если этот царь Нимрод будет держать под своим зорким оком все человечество, то не остается места для инакомыслящего, диссиденту некуда спрятаться.

Оказывается, главный криминал этого проекта Вавилонской башни был в том, что они не хотели оставить возможность Аврааму развиться и дойти до того, чтобы сообразить, что есть настоящий Бог. Идея такая. Бог сказал: "Наполняйте землю", т.е. люди должны расселиться по разным местам. Допустим, нехорошо, что они говорят: "Сделаем нам имя". Они хотят вознестись. Это нехорошо. Человек не должен свое имя ставить выше задачи быть преданным исполнителем воли Творца. Это плохо, но такое мы видели в прошлом, и в настоящем, увидим и в обозримом будущем. 3а это Бог не стал бы их наказывать. Идолопоклонство появилось уже в третьем поколении, и с тех пор не исчезает.

Но вот то, что они совершают политико-географический криминал и хотят все сделать открытым, как на ладони, чтобы некуда было человеку деваться из-под этого контроля злодейского царя, - это недопустимо, потому что это ставит конец игре. Богу нужно, чтобы где-то созрело то зерно, из которого вырастет исполнитель задачи, ради которой сотворен мир. Он сказал: "Сделаем человека". А что делает поколение Потопа? Они говорят: "Мы придумали способ, как отгородиться от этих моральных проблем, они нам уже осточертели, и мы будем жить довольными скотами". 3амечательное решение проблемы. Человеческая жизнь в самом деле сложна, нам труднее, чем животным, труднее, чем ангелам, потому что нам надо эти две половины все время таскать за собой, и не разорвешь. А это поколение, если не для каждого человека, но в целом для человечества придумало: мы отгородимся от неба, пускай это небо постановляет, что хочет". Идеал: сытно, хорошо, красиво, никакой морали, никакого контроля.

Вся специфика человеческого положения - в том, что Бог контролирует, насколько я веду себя по-человечески или по-скотски. И в этом специфика положения народа Израиля среди всех народов. Вовсе не в том, что мы самые сильные, или самые умные, или самые моральные. Все это неправда и вздор. Мы - избранные потому, что мы все время находимся под зорким наблюдением неба. Если мы ведем себя хорошо, тогда нам дают дождь вовремя. А если мы ведем себя хуже, то нам не дают дождя.

Продолжение следует?

www.machanaim.org

  • 7-03-2003, 13:47
  • Просмотров: 629
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

Ещё в разделе:
Вопросы религии




    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список