Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Важная особенность мидраша - буквальное толкование некоторых слов и выражений из ТаНаХа

Пример - мидраш к истории о том, как Каин убил Эвеля. Там очень важная концовка. Стих говорит: "И говорил Каин Эвелю, и было это, когда они находились в поле, и поднялся Каин и убил Эвеля". Основной вопрос мидраша вы должны угадать сразу. Что должен спросить мидраш к этому стиху? Первый вопрос - о чем они говорили? Стих меня провоцирует, он говорит так: "И говорил Каин Эвелю, и это было". Что было? Основной мидраш, очень интересный, разбирает вопрос содержания их беседы. Мы сейчас не будем этим заниматься. Но конец этого мидраша задает вот какой вопрос: что значит - Каин поднялся? Чаще всего мидраш сразу дает ответ, но по ответу мы можем восстановить, какой вопрос заботит мидраш. Сказано - поднялся Каин. В какой ситуации человек поднимается? Когда он до этого лежал или, по крайней мере, сидел. 3начит, мидраш немедленно рисует нам сцену: Эвель был сильнее Каина, повалил его, Каин взмолился и сказал: "Ну хорошо, нас только двое, ты меня убьешь. Ты придешь - что ты скажешь отцу?" Эвель наполнился жалостью к брату, отпустил его, тот поднялся и убил Эвеля. Мидраш кончается очень выразительной фразой, дает нам важный совет: "Плохому хорошего не делай, и плохое к тебе не прилипнет".

Меня это интересует не только для того, чтобы получить конкретные сведения о тех или иных личностях, я хочу, чтобы мы немного научились понимать какой-то технический почерк мидраша. 3десь у нас простая фраза, что Аран умер перед лицом своего отца. Я говорю, что очень легко согласиться понимать пшат, что "перед лицом" не обозначает физического соседства, а обозначает то, что отец еще жив, а сын уже умер. Пшату очень легко так понять. Но мидраш чаще всего не соглашается понимать такие фигуры в переносном смысле. И в качестве примера, может быть не самого яркого, я привел вам фразу "поднялся Каин". Хотя слово "поднялся" в Торе сплошь и рядом употребляется не для описания изменения физического положения. "Поднялся" означает то, что он предпринял какое-то активное действие, как по-русски, когда говорят "взял и бросил". Не обязательно, чтобы он взял. Это описывается начало какого-то действия. Так же и здесь: "поднялся Каин" по пшату обозначает, что Каин совершил активное действие, поднялся и убил брата.

Мидраш описывает все это очень непосредственно, буквальным образом: раз сказано "поднялся", значит - до этого он был повален. И такой ход мы встречаем часто, например в мидраше к книге "Эстер", где Мордехай раскрыл заговор против царя Ахашвероша. Там сговаривались два стражника, он сообщил Эстер, Эстер от имени Мордехая передала царю. И сказано: "Было разыскано, найдено и их повесили". Мидраш говорит: "Что значит - было разыскано?" Что разыскивается? То, что пропало. А что пропало? Уголовный розыск, как известно, разыскивает не только то, что пропало. Но мидраш говорит: "раз сказано "разыскано", значит - что-то пропало". Что пропало? Эти заговорщики подложили ядовитую змею в кувшин с водой, чтобы царь попил и отравился. Увидев во дворце переполох, они эту змею оттуда забрали, и поэтому никаких улик не было, змея пропала. Но ее искали, Всевышний сотворил новую змею, ее нашли и их повесили. И мидраш нам это описывает.

Сплошь и рядом мы видим, что мидраш хочет понять буквально, геометрически, в смысле взаимного положения. В том мидраше, который мы обсуждали, ангелы стоят над ним. А потом он их угостил, он стоит над ними. У пшата вообще этих проблем не рождалось и не возникало. Пшат говорит нам: "Он увидел, что они стоят перед ним, потом он дал им поесть и стоит возле них". Проблема, даже не появилась. Но мидраш, зацепившись за этот оборот, выводит далеко идущие следствия.

3десь у нас получается такая картина, что Аран умер, по-простому говоря, при жизни отца, а мидраш приходит объяснить нам, как выглядела эта сцена, что он умер прямо перед лицом отца. Отец не такой простой человек, как может показаться. Профессия у него, на наш взгляд, довольно унылая. По тем временам это была очень почтенная профессия - изготовлять и продавать идолов. Наверное, это считалась идеологической работой. Но Терах не так прост. В том варианте, который мы начинали в прошлый раз, Авраам начинает выяснять с отцом, он хочет понять, кто сотворил все, и его в том числе. И Терах дает ему ответ: "Все сотворили мои боги". Он не говорит: "Тебя сотворили боги". Он честный человек, применительно к путанице в мозгах, которая всегда у людей бывает. Он не может сказать: "Тебя сотворили мои боги", потому что у него есть некоторые личные сведения о том, как появился на свет Авраам.

После дискуссии он видит, что ничего не помогает, Авраам упорствует и не признает его богов. И тогда он предает его в руки Нимрода. Это совершенно поразительное действие, как отец своими руками отдает сына властям, чтобы они разбирались. Но такие случаи известны и в наше время. Если Павлик Морозов не является исторической реальностью, то, по крайней мере, это идеал большевиков. А кроме того, и в следующем поколении, еще совсем недавно, были родители, которые доносили на "заблудшего" сына, "продавшегося сионистам или религиозным", где он прячется от военкомата, и отдавали в Советскую Армию, чтобы "спасти его от скверны". Это не всегда кончаловь хорошо. Не то, что его бросали в горящую печь, но иногда избивали до полусмерти. И надо сказать, что Терах в тексте Торы больше не появляется. 3десь будет сказано, что он умер, а на самом деле он умрет много десятилетий спустя после того, как Авраам уйдет от него по приказу Бога. Но Терах, как нам сообщает устная традиция, в конце своих дней раскается, перестанет поклоняться идолам и станет очень приличным человеком. Продолжение следует?

  • 26-03-2003, 16:34
  • Просмотров: 614
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

Ещё в разделе:
Вопросы религии




    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список