Все новости

13-12-2017, 22:40
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Религия

Версия для печати


 Евреи, живущие вдоль Транссибирской магистрали


Говоря о маце в Сибири, нельзя не почувствовать горького привкуса той свободы вероисповедания, которую имеют ныне живущие здесь евреи.

По всей необъятной России, территория которой простирается на 7 часовых поясов - что превышает площадь США и Европы, вместе взятых, - наступающий праздник Пасхи и маца являются ежегодными символами свободы вероисповедания, обретенной российскими евреями 13 лет назад после крушения коммунистического режима.

На востоке страны, в Екатеринбурге, ряды ящиков свежей мацы, недавно полученные из московской пекарни и складированные в комнате раввина, почти достают потолка. Когда наступит Пасха, около 3000 евреев соберутся на пасхальную трапезу в помещении городского цирка - одного из самых крупных сооружений в городе.

Но для евреев, живущих в Иркутске - городе с населением в 675 тыс. человек, в котором находится старейшая сибирская синагога, - наступление Песаха связано с горьким напоминанием об утерянном искусстве выпечки мацы, которым ранее славилась здешняя община.

В то время как советская власть повсеместно стремилась вытравить из российских евреев их национальное самосознание, власти каким-то образом забыли о существовании иркутской синагоги, где этот аспект религиозной жизни общины продолжал свое существование.

Более столетия местные евреи выпекали здесь мацу в печи высотой почти 2 метра и размером с автомобильную стоянку. Печь была разобрана в 1999 году после того, как в результате вековой эксплуатации стенки печи, выложенные из крупных красных кирпичей, стали разрушаться.

До последнего момента 72-летний житель Иркутска Якоб Левкович ежегодно проводил в пекарне два весенних месяца, добровольно занимаясь выпечкой мацы. Одетый в меховую шапку сибиряк демонстирует доказательство своей работы: припрятанный кусок мацы, замешанной за несколько недель до того, как в 1999 году работа печи была остановлена. Слоеные хрустящие хлебцы на удивление сохранили свежесть. Они также намного тоньше мацы западного производства, которую международные еврейские организации распространяют по всей России перед Песахом.

"Сегодня весь процесс производства мацы, распространяемой международными организациями, изменился, - рассказывает Левкович. - До революции это было нашей еврейской традицией. В других городах даже не знали, как выпекать мацу. К нам поступали заказы из соседних городов - Улан-Уде, Читы и Ангарска".

Политические ссыльные из Польши начали прибывать в Иркутск и осели здесь в конце 19-го века. Сюда прибывали также евреи, жившие за чертой оседлости, - так называлась часть российских земель, где евреям разрешалось селиться во времена царизма. Многие из них занялись торговлей мехами, что превратило иркутских евреев в богатых купцов, чьи украшенные резьбой деревянные дома сохранились в городе до сегодняшнего дня. Собранные ими деньги были отданы в 1881 году на строительство иркутской синагоги, а также печи по выпечке мацы. Двухэтажная выкрашенная в голубой цвет синагога считалось в советское время единственной в стране действующей синагогой к востоку от Москвы.

Сегодня она является домом для активной ортодоксальной иркутской общины, возглавляемой раввином Давидом Дороховым, рожденном в Иркутске и принявшем иудаизм.

Снисходительность, проявленная в советское время местными властями по отношению к иркутским евреям (по сравнению с другими городами, где многие из них стали жертвами суровых репрессий), во многом объясняется, как считают местные обозреватели, их экономическим процветанием, благодаря которому они завоевали необычайное уважение местных властей.

"Мнением еврейской общины невозможно было пренебречь, - рассказывает Евгений Соломон, местный историк. - Евреи были золотоискателями, помещиками, владельцами магазинов, и они отчисляли в казну немалые налоги".

В советские времена маца для здешней общины во многом оставалась последним связующим звеном с еврейской традицией. Так что Иркутск имеет более глубокие корни по сравнению со многими другими сибирскими городами, куда евреи начали прибывать только после установления советской власти.

Однако свобода в жизни еврейской общины в Иркутске имела свои ограничения. Сотрудники органов в гражданской одежде вели постоянное наблюдение за синагогой, и в период, предшествовавший смерти Сталина в 1953 году, она была несколько раз закрыта.

В советские времена празднование Пасхи начиналось накануне праздника вечером и продолжалось в течение трех дней. Евреи стекались в синагогу, чтобы взять свою порцию мацы, а наиболее бесстрашные оставались и молились в ней в течение дня. Мацу ели дома, обычно обмакивая ее в мед.

"Но мед следует запекать до тех пор, пока он не станет красным", - добавляет Левкович.

"Евреи с осторожностью проявляли свои религиозные чувства, но они обычно приходили в синагогу на Пасху. Возможно, они даже не знали про другие праздники. Это просто традиция. Мы не знаем, почему. Может быть, потому что этот праздник связан с выживанием народа, а сибиряки служат образцом по части выживания", - говорит Ольга Сосна, менеджер Еврейского культурного центра, находящегося на первом этаже синагоги и спонсируемого Американским еврейским объединенным распределительным комитетом ("Джойнотом").

По воспоминаниям Фаиги Новисовой, которая в течение десятков лет помогала выпекать мацу в пекарне при иркутской синагоге, где в 1946 году состоялась ее свадьба, кирпичные стенки отличались свойством очень хорошо удерживать жар. Она также вспоминает, как в предпраздничные дни из печных труб выходили клубы дыма.

После закрытия синагоги властями в 1934 году иркутским евреям пришлось выпекать мацу дома. Однако выпечка мацы в печи возобновилась в 1946 году, когда государство вернуло еврейской общине второй этаж здания. В советское время официально зарегистрированное Еврейское Религиозное Общество обычно закупало муку для мацы на местных складах. Однако в послевоенные годы, когда повсеместно ощущалась нехватка продовольствия и муку было трудно достать, местные евреи приносили в пекарню свою муку, обычно не более килограмма, и проводили около трех часов в ожидании своей порции мацы.

Во время "оттепели " 60-х годов Общество осмелилось запросить на местном заводе электрическое оборудование для раскатки теста в процессе приготовления мацы. Благодаря управляющему-еврею, синагога приобрела две установки с катками, снабженными иглами - чтобы делать дырочки в тесте. Эти машины находятся в иркутской синагоге по сегодняшний день.

В настоящее время основной целью еврейской общины Иркутска является сохранение здания синагоги, которое с 1995 до 2000 года несколько раз подвергалось ремонту. Так, была отремонтирована крыша, лестница, побелены потолки.

Однако надвигающаяся беда очевидна - недавняя оценка состояния здания синагоги, произведенная городским архитектором, ответственным за памятники культуры, показывает, что стены и потолок, в котором видны трещины, требуют незамедлительного ремонта.

Даже не склонный паниковать настоятель синагоги, 56-летний Жора Файлаваев, родившийся в Узбекистане, так напуган состоянием здания, что не собирается афишировать грядущие мероприятия по празднованию Пасхи, ведь здание синагоги не может вместить более 200 человек.

Файлалиев оценивает стоимость грядущих ремонтных работ примерно в 32 тыс. долларов. Несмотря на заверения местных властей и Еврейского Объединенного комитета, он по-прежнему занимается поиском новых спонсоров, однако, столкнувшись со сложностью этой задачи, уже подумывает о переезде в Израиль - чтобы не видеть, как рушится святыня.

"В начале 80-х, - говорит Файлалиев, - умерли все старые религиозные евреи. Самому старому из них было 104 года. Они наказали мне сохранить синагогу действующей, потому что никто больше не верил в Б-га. Вот я и приходил сюда все эти 32 года, задолго до появления всяких международных еврейских организаций. Я был раввином, настоятелем, слесарем, уборщиком туалета и водителем. Я замечательно со всем справлялся и делал это совершенно бесплатно. Теперь, если Б-г не оставит нас, синагога будет восстановлена".

Адам Б. Эллик

Перевод С. Меламеда

На фотографии Якоб Левкович (справа) и Файга Навизова рядом с установкой по производству мацы в иркутской синагоге.


Источник: | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.

Ещё в разделе:
Вопросы религии




Наш архив