Все новости

Вчера, 22:40
12-12-2017, 21:31
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Религия

Версия для печати

 Стратегия и практика эффективного хинуха (продолжение)

Предыдущая статья

ГЛАВА ШЕСТАЯ. МЕТАПОЗНАНИЕ: ОБУЧЕНИЕ ДУМАТЬ

Содержание главы

  • Как важно учить думать
  • Определения познания, метапознания и стратегии
  • Пользуйтесь когнитивными и метакогнитивными стратегиями, чтобы приучить ваших учеников эффективно думать выполнение задачи или решение проблемы составление плана помнить о цели пользуясь моделью действовать систематически улучшить понимание сбор информации подтверждение мыслей использование прежних знаний выдвижение гипотезы: предсказание пересказ мониторинг понимания рефлексия (осознание) и оценка проверка стратегий вопросы, способстующие метапознанию размышление о стратегиях обеспечение обратной связи
  • Обучение сценариям урок талмуда урок математики
  • Именно для вас Возьмите на заметку Для обсуждения

КАК ВАЖНО УЧИТЬ ДУМАТЬ

Интересную историю рассказывают о выдающемся ученом раввине, авторе книги ?Ор Самеах?. Один человек пришел к нему и спросил, где находится некий комментарий к Талмуду. Тот долгое время перелистывал разные трактаты и, наконец, нашел это место. Человек поблагодарил его за помощь, которая потребовала значительных усилий, и ушел. А через несколько недель он встретил Гаона (гения) из Рогачева (который умер в нашем веке) и задал ему тот же вопрос. Рогачевер тут же показал ему нужный лист Талмуда с этим комментарием. Скорость ответа поразила того человека, и он решил разобраться, в чем дело. Он вернулся к автору Ор Самеах и спросил его, в чем разница, почему Гаон сразу показал ему нужное место. Тот ответил: ?Гаон имеет обыкновение каждые несколько недель просматривать весь Талмуд. Поэтому он видел этот комментарий совсем недавно. А я учил этот трактат относительно давно, поэтому мне потребовалось немало времени, чтобы найти это место?.

Очевидно, существуют два способа найти ответ. Гаон помнил весь огромный Талмуд наизусть, поэтому сразу нашел ответ. А автор книги "Ор Самеах" мог его найти, поскольку достаточно хорошо знал текст и представлял, где нужно искать. Хотя Талмуд говорит, что лучший способ учения - запоминать информацию, но из этой истории ясно, как важно уметь искать и то, что вы не знаете.

Не менее важно научиться искать то, что вы не знаете.

Все учителя согласны с тем, что без запоминания материала, без знания фактов, невозможно учиться. Но в своей книге Джейн Хили предупреждает учителей, что такой тип учения недостаточен.

К несчастью, учителя часто забывают, что нет особой пользы в запоминании информации, пока дети не научатся концентрировать свое внимание, видеть материал в перспективе, размышлять о смысле изученного, планировать и конструктивно применять знания: все это является фундаментальными компонентами решения проблем.

Обязанность учителя - научить обдумывать информацию.

Учителя обязаны передавать ученикам информацию, но, в не меньшей степени, они обязаны научить их ею пользоваться. Рав Шимшон Рефаэль Гирш подчеркивает значение обоих типов учения.

...прежде всего, формулируйте материал так, чтобы его легко было запоминать, и только тогда представляйте его ученикам таким образом, чтобы побудить их думать, а это приведет к пониманию и ясности. Этому еврейские мудрецы древности придавали огромное значение и делали это с величайшим искусством.

Итак, мы должны давать ученикам информацию. Но кроме этого - научить искать необходимые данные и пользоваться ими, чтобы они могли создавать новые идеи. Задача учителя - учить как думать, а не только о чем думать. Если, например, в этом году ученик не узнал некоторые детали недельного раздела Торы, он может с ними познакомиться в следующем году. Но если он не научится думать, он вообще не сможет стать хорошим учеником.

Раши, великий комментатор Торы (который жил восемьсот лет назад), объясняет, что стих ?И вот законы, которые ты положишь перед ними? указывает на обязанность учителя. Его задача заключается в том, чтобы ученики поняли материал, а не просто его запомнили.

Если ученик не научится думать, он никогда не будет хорошим учеником.

Вс-вышний сказал Моше: ?Не думай: Буду повторять им законы два-три раза, пока они их в точности не запомнят, но не стану утруждаться, вдаваясь в объяснения и разъясняя причины. Ведь сказано: ?...которые ты разложишь перед ними?, - как на накрытом столе, готовом, чтобы человек мог начать есть.

Рав Калонимус Шапиро, знаменитый педагог, теоретик и практик, рекомендовал учителям: ?Дело не в том, чтобы навести дисциплину и внедрить учение, а в том, чтобы вселить в ученика сознание его потенциального величия, чтобы он принял участие в своем собственном развитии?. Я думаю, возможно выполнить эту задачу, только приучая наших учеников направлять и концентрировать свои мысли.

Ученика нужно научить видеть собственный потенциал.

Ави Шульман, известный педагог и лектор, подчеркивает, как важно давать детям возможность подумать. Согласно Торе, говорит он, ум действует так же, как мышцы. ?Чем меньше они работают, тем слабее становятся... (также и ум), когда его не используют, он становится бессильным. А когда перед ним ставят проблемы и его стимулируют, он становится сильнее и острее?.

Физик и педагог, Вильям Глассер обсуждает важность обучения думать.

Признаем мы это или нет, школа должна иметь дело с потенциально мыслящими людьми. Если школа не предоставляет, в достаточной мере, возможность думать и обсуждать идеи... обнаруживается, что многие ученики вообще перестают думать или думают только вне школы, или начинают бунтовать, или выбиваются из колеи и перестают учиться, и во всем этом виновата школа

Дж. Гиббс цитирует исследование, проведенное Комиссией по Обретению Необходимых Умений Рабочего Секретариата Американского Департамента, которое остро ставит эту проблему. Она приходит к выводу: ?Школы должны учить новому набору умений, чтобы молодые знали, как идентифицировать и организовывать информацию, как использовать ресурсы и как вести себя по отношению к другим людям...?. Она призывает учить мыслить критически, принимать решения, решать проблемы, учиться и рассуждать, ставить перед собой цели, контролировать прогресс, успешно общаться и использовать эффективные техники обучения, чтобы приобретать и прилагать новые знания и умения.

В словаре современной психологии и педагогики все чаще появляется слово ?техника?, которое в отличие от привычного слова ?методика? предполагает владение не только общими принципами, но и глубинными механизмами того или иного подхода. (Примечание редактора перевода).

Школы должны учить мыслить критически.

Большинство учеников учатся естественно и инстинктивно. Они активны в учении и осмысленно обращаются с информацией. Они подходят к задачам систематически и разрабатывают план действий, который помогает им решать проблемы. Они понимают, когда делают ошибки, и успешно их исправляют.

Но многие ученики ?пассивны? и во время урока мало понимают, что происходит. Их способы получения информации, ее обработки и (или) подготовки ответа неэффективны. Если таких учеников обучать стратегиям и метапознавательному мышлению, они будут учиться намного успешнее.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЗНАНИЯ, МЕТАПОЗНАНИЯ И СТРАТЕГИИ.

Прежде, чем обсуждать, как обучить этому детей, определим сами термины.

Познание (когнишн) связано с мышлением. В процесс познания входит получение, хранение, восстановление и использование знаний. Познавая, мы запоминаем, общаемся, разрешаем проблемы и принимаем решения.

Познание (когнишн) связано с мышлением. В процесс познания входит получение, хранение, восстановление и использование знаний.

Мне нужно найти хороший перевод книги "Ор самеах?. (Это осознание проблемы). Я хочу спросить, есть ли экземпляр у рава Клайна. (Это решение проблемы).

Метапознаниесвязано с мышлением о том, как вы думаете, или, как это определяет Джейн Хили: ?Это искусство осознания собственного сознания?. Этот процесс постижения хода мышления или слежения за работой сознания используется в каждом аспекте нашей жизни, в школе и дома, на работе, в синагоге и в любом другом месте; в общении с друзьями, учителями, родителями, продавцами и в деловых связях. Метапознание больше связано с процессом решения проблем, чем с результатом. К нему относится понимание своей способности выполнить определенную задачу и выбор способов достижения цели. И еще размышление о том, что было сделано, оценка эффективности избранных стратегий, а также понимание того, что вы понимаете и что нет.

Метапознание связано с мышлением о том, как вы думаете. К нему относятся понимание своей способности выполнить определенную задачу и выбор стратегий для достижения цели.

Мне нужно найти перевод книги ?Ор самеах?. Где бы его найти? ( Постановка вопроса и Разработка плана действия) В еврейской библиотеке, наверное, есть эта книга, но у меня нет времени туда идти. (Понимание своих ограничений.) У кого из моих знакомых может быть эта книга? Посмотрим в моей записной книжке, может быть, у меня появится какая-то идея. (Создание альтернативного плана действий.) А, рав Клайн, для этого самый подходящий человек. У него большая библиотека, и он, наверное, поможет мне найти то, что мне нужно. (Оценка эффективности плана.)

Стратегия - это метод и ход принятия решений, действия, которые предпринимают, чтобы решать проблемы. Когда, например, ученица читает незнакомое слово, есть целый ряд стратегий, чтобы его понять и узнать. Применяя фонетический метод, следует прочесть слово вслух. Или исходить из контекста предложения, определяя, какое слово подходит по смыслу. Можно применить здесь и метод ?прохода?, тогда отмечают это слово и читают дальше, пока значение слова не станет ясно. Тогда можно вернуться к этому слову и вновь его прочитать, чтобы увидеть, обрело ли оно смысл. Она может сделать и грамматический анализ слова, разделив его на приставку, корень и суффикс. Или воспользоваться целым комплексом средств, определяя его значение.

В следующем диалоге рав Коэн пользуется метакогнитивными техниками, помогая ученице понять поставленную задачу:

Эстер: Рав Коэн, я не поняла, что я должна сделать.

Рав Коэн: Ты прочла инструкцию?

Эстер: Да, но не поняла.

Рав Коэн: Скажи, а как ты ее поняла.

Эстер: Я думаю, мы должны расположить эти высказывания по порядку.

Рав Коэн: Откуда ты знаешь? (Он побуждает ее думать о том, как она получила этот ответ.)

Эстер: Я слышала, вы это сказали.

Рав Коэн. Правильно. А есть на этой странице ключ к тому, что следует сделать?

Эстер: Здесь за каждым предложением следуют короткие линии.

Рав Коэн: Откуда ты знаешь, что они означают?

Эстер: У нас есть другие задания, которые выглядят как это.

Рав Коэн. Правильно. А как еще можно догадаться, что нужно сделать?

Эстер: Снова прочесть инструкцию.

Рав Коэн: Попробуй. Может быть, это поможет.

Эстер: (прочитав инструкцию). А, теперь я понимаю, что мы должны делать! Сначала поставить эти высказывания по порядку, а потом сказать, в каких стихах их можно найти.

Рав Коэн: Очень хорошо. А ты можешь сказать, почему ты вначале это не поняла?

Эстер: Я думаю, что прочла это слишком быстро и не успела понять.

Рав Коэн: Как ты думаешь, что тебе нужно делать, если ты в следующий раз не поймешь, что говорится в инструкции? (Он хочет, чтобы она подумала и осознала пройденный ею путь.)

Эстер: В следующий раз, прежде всего я посмотрю на страницу, нет ли там чего-то знакомого. Потом медленно прочту инструкцию и повторю каждую часть этой инструкции своими словами.

Рав Коэн: А каким методом ты воспользуешься для проверки правильности своего ответа?

Эстер: Я посмотрю, написала ли я стихи Торы в правильном порядке. Это подскажет мне, правильно ли я выполнила работу. Большое спасибо, рав Коэн.

Эстер не только пришла к ясному пониманию задачи, но и научилась нескольким способам выполнения подобных заданий в будущем.

Пройдя этот процесс с учителем, Эстер не только хорошо поняла свою задачу, но и научилась нескольким альтернативным способам выполнения аналогичных заданий в будущем.

Но такой диалог может состояться только в индивидуальной беседе учителя с учеником или когда весь класс внимательно их слушает. Если вы ведете такую беседу перед целым классом, вы должны сначала научить школьников внимательно и спокойно слушать, пока вы разговариваете с учеником. Вы можете объяснить им, как полезно следить за таким диалогом, потому что новые стратегии помогут им решать в будущем собственные трудности. (Глава 8 излагает методы, которые помогают сохранять дисциплину в классе во время такого диалога.)

Во время практических занятий я попросила группу учителей определить числовое значение буквы "Р" в ?магическом квадрате? (в котором суммы цифр во всех рядах, по вертикали, по горизонтали и по диагонали, равны).

P C 40
35 25 15
Т В Ю

Когда все закончили упражнение, я не просто спросила правильный ответ, а предложила одной учительнице описать стратегию, которую она для этого использовала. Она ответила: ?Я и раньше решала подобные задачи, поэтому я сложила 40 и 15, чтобы получить Ю. Но потом поняла, что этот пример устроен иначе, и снова прочитала инструкцию. Внимательнее посмотрев на квадрат, я увидела, что нужно получить сумму среднего горизонтального ряда. Осознав, что сумма каждого ряда должна быть 75, я сложила 40 и 15 и получила числовое значение буквы Ю. Потом я сложила 20 и 25, вычла их сумму из 75 и получила, что Р равно 30?. Потом я спросила несколько других учительниц, как они получили ответ. И по нескольким рассказам мы поняли, что есть разные стратегии решения этой задачи.

И по нескольким рассказам мы поняли, что есть разные стратегии решения этой задачи.

Интересно, что одна из учительниц сказала, что Р равно 15. Она пришла к этому, сложив числа в среднем ряду и получив 75. А затем она предположила, что Р - это 15, потому что это достаточно маленькое число, чтобы прибавить его к 40 (из верхнего ряда), и тогда еще останется достаточно для третьего числа, чтобы получить в результате 75. Я спросила ее, произвела ли она какие-то вычисления, чтобы убедиться в правильности своего ответа. А она ответила, что собиралась проверить, подходит ли число 15, но потом этого не сделала. Если бы в моем классе ученица дала такой ответ, я бы непременно отвела какое-то время, чтобы разобраться, объясняется ли эта ошибка результатом неправильно выбранной стратегии для выполнения этой задачи или же такой подход характеризует ее способ решения вообще всех жизненных проблем.

Всех учеников, независимо от интеллектуального и академического уровня, следует учить техникам метапознавательного мышления. Тренировка этого мышления в равной мере полезна и для одаренных, и для отстающих, в интеллектуальном плане, учеников. Я недавно отстаивала свою позицию в споре с группой учителей. Мы обсуждали, стоит ли просить учеников рассказывать о своей стратегии чтения. Учителя считали это потерей времени. Одна из них высказалась об этом вполне категорично: ?Хорошие читатели знают, как читать. Так зачем им знать, что они для этого используют? А у плохих читателей все равно нет представления о том, что они делают?. Я ответила ей так: ?Чем больше мы думаем о том, что делаем, тем лучше можем это делать. Хорошие читатели должны осознавать, как они это делают, чтобы употребить эти стратегии для своего совершенствования. А плохим читателям нужно учиться стратегиям, чтобы догадываться о незнакомых словах в тексте и научиться понимать, о чем они читают?. Хотя я не уверена в том, что она убедилась в важности обучения этим умениям, но в конце дискуссии она сказала, что хочет больше узнать о концепции метапознания.

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ КОГНИТИВНЫМИ И МЕТАКОГНИТИВНЫМИ СТРАТЕГИЯМИ, ЧТОБЫ ПРИУЧИТЬ ВАШИХ УЧЕНИКОВ ЭФФЕКТИВНО ДУМАТЬ

Свои знания о метакогнитивном мышлении я почерпнула из изучения работ доктора Реувена Фейерштейна из университета Бар-Илан, который развил теорию опосредованного учения и применения вспомогательных средств обучения. Его программа основана на серии классных работ и дискуссий, в ходе которых ученики привыкают пользоваться метапознавательными стратегиями, у них развивается соответствующее мышление, и, в результате, повышается их способность учиться. Доктор Фейерштейн уверен, что благодаря этим методикам и тренировкам возрастает способность человека функционировать и мыслить. Он считает, что на родителях и учителях лежит ответственность научить тех, кого они воспитывают, правильно интерпретировать то, что происходит в жизни.

Благодаря обучению метакогнитивным стратегиям способность ученика функционировать и мыслить возрастает.

В обычном, ?не опосредованном? опыте ученику дают что-то прочесть, а учитель в это почти не вмешивается. А в ?опосредованном? занятии ученик с учителем проводят время в обсуждении смысла заглавия, делая предположения о том, как будут развиваться события в рассказе дальше, и разъясняя значение специфических слов.

Фокус заключается в том, чтобы предлагать ребенку помощь ровно в таких размерах, которые ему необходимы, чтобы справиться с задачей. Если интеллектуальная помощь взрослого чрезмерна, сознанию ребенка не нужно расти, и ребенок становится из-за этого слишком зависимым.

Поскольку эти стратегии можно применять во всех сферах жизни, не ограничивайте обучение строго академическими рамками. Используйте каждую возможность, каждую перемену или время перерыва на обед, работайте с другими учителями и одноклассниками, чтобы расширить применение метакогнитивных стратегий.

Поскольку эти стратегии можно использовать во всех жизненных ситуациях, не ограничивайте ваше обучение строго академическими сферами.

Метапознавательные стратегии, которые здесь обсуждаются, можно разделить на три категории: 1.

решение проблем (разработка плана действий, систематический поиск и постоянная концентрация на задаче) 2.

улучшение понимания (сбор информации, выдвижение идей, построение гипотез, пересказ, контроль понимания) 3.

самооценка

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАЧИ ИЛИ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

Встречаясь с незнакомой задачей или проблемой, некоторые ученики действуют импульсивно, а другие даже не начинают действовать.

Встречаясь с незнакомой задачей или проблемой, некоторые ученики действуют импульсивно и начинают выполнение, не особенно задумываясь о том, что они делают. А другие даже не приступают к действиям, потому что у них нет стратегии, нет никакого представления о том, что делать. Такие ученики постоянно испытывают чувство провала не из-за отсутствия мотивации, а потому что у них нет стратегии выполнения задачи. Их нужно учить создавать ?план действий?, который поможет им работать эффективно, а также ограничивать их импульсивное поведение, позволяя им решать проблемы систематически. Когда вы обучили их стратегии решения проблем, вам уже не нужно каждый раз вдаваться в детали, помогая ученикам разработать план действий.

Далее следует стратегия решения проблем. Прежде всего, нужно определить проблему, затем составить план, постоянно следить за его выполнением и, наконец, оценить его эффективность. Следующие четыре вопроса могут помочь ученикам решать их проблемы.

1. В чем проблема? Необходимо признать, что проблема существует, и определить ее. Многие ученики даже не подозревают, что у них есть проблема. Они так привыкли к вещам, не имеющим смысла или неактуальным, так привыкли не вдумываться и не разбираться, что сделались нечувствительными к наличию проблем. Другие ученики сознают наличие проблемы, но не могут ее идентифицировать. А есть такие, которые видят глобальные проблемы, но не умеют определять частные задачи.

Многие ученики даже не подозревают, что проблема существует. Они так привыкли к вещам, не имеющим смысла или неактуальным, так не привыкли вдумываться и разбираться, что стали нечувствительными к наличию проблем.

Миссис М.: Рахель, я вижу ты еще не начала работать над своим рассказом. В чем проблема?

Рахель: Я не могу это сделать.

Миссис М.: Почему?

Рахель: У меня нет карандаша.

2. Как я могу решить эту проблему? Когда проблема определена, ученице нужно подумать, как ее решить. Важно, чтобы вы побудили ее думать и искать свое решение, а не сразу подсказывали ответ. И если первый подход не принес успеха, нужно помочь ей, чтобы она нашла альтернативные методы. Посмотрите, какие еще могут быть решения, прежде чем предлагать ей продолжать.

Важно побудить ее думать над собственным решением, а не давать свой ответ.

М.М.: И как ты собираешься решить эту проблему отсутствия карандаша?

Рахель: Я его получу.

М.М.: Как ты это сделаешь?

Рахель: Поищу у себя в портфеле.

М.М.: А если не найдешь?

Рахель: Не знаю.

М.М.: У кого еще может быть карандаш?

Рахель: Я спрошу Мирьям.

М.М.: Так какой у тебя план?

Рахель: Я поищу у себя в портфеле и спрошу Мирьям.

3. Как я действую? По ходу выполнения своего плана ученица должна следить за тем, как она продвигается.

По ходу выполнения своего плана ученица должна следить за тем, как она продвигается.

М.М.: Я вижу, в портфеле ты не нашла. Что ты собираешься делать теперь?

Рахель: Я спросила Мирьям, но у нее нет, так что я спрошу Шулу.

4. Как я это сделала? Когда задача выполнена или проблема решена, следующий шаг заключается в оценке эффективности выбранной стратегии.

М.М.: Я вижу, ты нашла карандаш.

Рахель: Я получила его от Дены. Мне нужно было спросить ее с самого начала. У нее всегда есть карандаши.

Когда задача выполнена или проблема решена, следующий шаг заключается в оценке эффективности выбранной стратегии.

Рав Л.: Шимон, ты чем-то расстроен?

Шимон: Я забыл попросить родителей подписать мне разрешение на загородную экскурсию.

Рав Л.: В чем проблема? Еще есть время.

Шимон: Мои родители только что уехали на три недели в Израиль.

Рав Л.: Как ты можешь решить эту проблему?

Шимон: Я могу попробовать связаться с ними. Может быть, они отправят мне разрешение факсом.

Рав Л.: Какая проблема может возникнуть с этим решением?

Шимон: Может быть, у них не будет факса.

Рав Л.: Какое еще решение ты можешь предложить?

Шимон: Может быть, они позвонят главе ешивы и дадут разрешение по телефону.

Рав Л.: Я думаю, ты должен поговорить с главой ешивы сначала.

Позже в этот день рав Л. увидел, что Шимон выходит из офиса главы ешивы.

Шимон: Глава ешивы согласился, чтобы родители ему позвонили. Если они дадут разрешение, тогда мой дедушка, который сейчас остался с нами вместо них, может подписать бланк.

Рав Л: Как ты мог предотвратить возникновение этой проблемы?

Шимон: Надо было сразу дать подписать моим родителям в тот день, когда мне выдали этот бланк, а не дожидаться до последней минуты.

Продолжение следует?

www.istok.ru


Источник: | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.

Ещё в разделе:
Вопросы религии