Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Три мидраша. Часть 2

Психологический анализ мидраша о смерти Арана. Несостоятельность позиции колеблющихся

Меня интересует противостояние Нимрода и Авраама и участие в этой сцене Арана. Почему он сгорел? Потому что белки, жиры и углеводы не обладают огнеупорностью. Человек, когда его бросают в печь, как правило, сгорает. Почему же не сгорел Авраам? Потому что он жил тем, что хотел быть в связи с настоящим Богом. Поэтому, как говорит мидраш, Всевышний, когда Авраама бросили в печь, сказал: "Я один на небе, Авраам один на земле, и гоже одному спуститься и спасти одного". Бог, спасая Авраама, совершает чудо, потому что он находится на уровне, когда он уже неподвластен законам природы. Народное предание рассказывает про Бааль Шем-Това, основателя хасидизма. 3адумавшись, он шагал по горам и так глубоко погрузился в раздумья, что не заметил, как дошел до края горы и занес ногу в пропасть. Противоположная гора сказала: "Что происходит? Цадик сейчас упадет в пропасть!" Она подъехала, подставилась под ногу, он ничего не заметил, на нее ступил и пошел дальше. Когда цадику очень нужно было для хороших размышлений, чтобы не отвлекаться, так и гора подъедет. Но рассчитывать на это нельзя. ? ? ?

Образ Арана для нас необычайно важен. В современной нашей прессе такая позиция называется "плавающими голосами". Человек до дня выборов колеблется, за кого отдать свой драгоценный голос. Потом сосед говорит: "Я тебя прошу, проголосуй за такого- то". Человек решает: "Раз ты попросил - пожалуйста". Таких людей не один и не два, таких может быть подавляющее большинство. И борьба между Нимродом и Авраамом - это схватка двух гигантских сил. Про Нимрода, как вы помните, сказано, что он первым начал быть сильным на земле, это сильная личность. Он выражает некоторый принцип, он хочет, чтобы поклонялись его божеству - огню. А на самом деле, огонь бушует в нем, он хочет, чтобы его самого считали божеством. И в этом кратком варианте есть канва, это классический сюжет: то, как Аран сгорает в печке. На примере Арана нам легко понять безумно важную мораль: колеблющиеся никогда не выигрывают. Если я сначала подожду, кто пойдет первым, и присоединюсь к нему, то завтра все перевернется, и тогда будет плохо. Т.е. человек, который не имеет своего принципа, заведомо проиграет сравнительно быстро. ? ? ?

Колебаться - это трудно, но это лучше, чем определять свою жизненную позицию по каким-то случайным обстоятельствам. Уверяю вас, что на каждого производит наверняка неизгладимое впечатление, если он видит, как человека бросают в горящую печь и он оттуда выходит живой и здоровый. Но такие яркие впечатления - очень непрочное основание для жизненной позиции. Ну, произошло чудо. Ты знаешь, почему это так, что для тебя тоже сделают такое чудо? Посмотрите другую ситуацию, когда пророк Элиягу собирает на горе Кармель пророков Баала. Это самый страшный, самый сильный идол. В царствование Ахава культ Баала распространился на Северное царство Израиль, и пророк Элиягу вызывает на поединок 400 пророков Баала. Каждый строит жертвенник, кладет своему богу жертвоприношение и просит, чтобы с неба спустился огонь и поджег их. У этих пророков ничего не получается многие часы, а Элиягу просит залить все водой, и с неба спускается огонь, и сгорает все вместе с этим морем воды. ? ? ?

Эффект, который это производит на присутствующий народ, очень силен. И все кричат: "Всевышний - это Бог, Всевышний - это Бог!" Откуда мы знаем? Потому что спустился огонь. Это большое чудо, ну и что? А если бы это был фокус? Кстати, пророки Баала хотели на всякий случай посадить подсадную уточку под жертвенник, чтобы, если загорится, сказать, что это фокус, а не с неба. Наоборот, они подсадили человека под свой жертвенник, чтобы он поджег и чтобы можно было сказать "с неба", но Всевышний послал змею, она его ужалила и он не выполнил своего долга. Тут есть много интересных сторон, но факт тот, что народ полностью покорен этим спектаклем, показанным пророком Элиягу. И весь народ дружно говорит: "Всевышний - это Бог". Назавтра Элиягу бежит от царицы Изевель, которая хочет его убить за то, что перебил пророков Баала. Народ безмолвствует. Он крикнул: "Всевышний - это Бог" - и удалился в кусты. Они действуют, может быть, не так, как Аран, но как тот обыватель, который пока не решил, что правда. А пока он не решил, он ничего не делает. Он немножко поклоняется Баалу, немножко Всевышнему. ? ? ?

Это грустная позиция, но так устроен мир. Элиягу не мог этого вытерпеть, поэтому он был отправлен в почетную ссылку. Не может выдержать, он им говорит: "Вы уже решите что-нибудь. Если Всевышний - настоящий Бог, служите Ему, если Баал - служите ему, но перестаньте хромать на две ноги". В этом мире это требование очень понятное, но неосуществимое. И поэтому Элиягу убирают до лучших времен, пока не появится возможность жить в этом мире по полной правде. А пока это то, что называется в Каббале "алма де-шикра", "мир лжи". Нет тут полной правды. И поэтому вы правильно сочувствуете такому человеку, у которого нет своей позиции. Что ему делать? Во всяком случае, голосовать в зависимости от того, у кого дубина сильнее - это не лучший путь. И мидраш с Араном учит нас в первую очередь этому. ?

Продолжение

  • 1-04-2003, 20:46
  • Просмотров: 450
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

Ещё в разделе:
Вопросы религии




    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список