Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Три мидраша. Часть 3

Противостояние Авраама и Нимрода как великого праведника и великого злодея. Глубокий нравственный смысл этого противостояния

Мы должны прежде всего посмотреть на то, что мир устроен таким образом. Авраам появляется только в двадцатом поколении. Сколько бы ни было праведников до него, никто с ним не может сравниться. Нимрод появляется задолго до него. Т.е. такой чистый праведник и такой чистый злодей, как, по крайней мере, описывает Нимрода мидраш, бывают очень редко. Это выдающиеся гиганты с белой и черной стороны. А между ними есть море людей, который колеблются и находятся в серой области. Спрашивается: что с ними будет? И каждый из гигантов пытается прежде всего дать практический ответ на этот вопрос, они воюют за это, за эти голоса. ?

(Ответ на вопрос из зала.) Я повторяю ваш вопрос. Мы в мидраше видим, что позиция Арана непоследовательная, колеблющаяся, из его слов, что "если победит один, то я буду за него, а другой - буду за него". Понятно, что он, грубо говоря, приспособленец, или человек, который слабо понимает, что такое доказательные опыты. Именно этого касается вопрос. Давайте отойдем немного от приспособленца и поставим вопрос: а как быть человеку, который колеблется и еще не нашел правильного решения? Как ему быть? Может быть, Аран не просто человек, у которого нет никаких внутренних проблем, нет никакой внутренней правды. Он просто увидит в этом доказательство. Если Авраам действительно так страстно проповедует, что есть настоящий Бог, то, если я теперь увижу, что этот Бог меня спасет, это будет для меня доказательством того, что это в самом деле настоящий Бог. ?

(Ответ на вопрос из зала.) Почему Аран так жестоко поплатился за то, что ему требовалось какое-то доказательство, демонстрация того, что действительно Бог, до которого додумался Авраам, - это что-то реальное, а не выдумка? Его никто не судит за то, что он колеблющийся. Мало того, чтобы сказать, что он получил прямо приговор в небесном суде, надо еще подумать. Его бросил в печь деспот за то, что он слишком легковесно принял решение и действовал согласно ему. Он мог прикусить язык, когда его спросили, за кого он - за Авраама или за Нимрода. Одной демонстрации недостаточно, повремени. Почему ты решил, что если Бог Авраама - настоящий Бог, то он обязательно будет спасать каждого. Его об этом не спросили, это правда. Но он же видит, что Нимрод восстает против Бога Авраама, а не против Авраама. И если сторонников этого Бога Авраама он бросает в печь, то надо было поостеречься. ?

Рисковать быть брошенным в печь можно, если ты обладаешь огнеупорностью. В частности, если ты понимаешь, как, например, друзья пророка Даниэля. У Даниэля было три друга: Хананэль, Мишаэль и Азарья. И царь Навуходнецар (много поколений спустя после Нимрода был такой страшный царь в этих краях) велел построить гигантскую статую своему царскому величеству и представителям всех народов велел кланяться ей. В частности, друзьям Даниэля он тоже предложил поклониться, а если они откажутся, то их бросят в печь. Это очень интересный мидраш, как они ходят и советуются, как им поступить: поклониться ли статуе царя? Это ведь даже не идолопоклонство в собственном смысле, это воздание почестей царю. Поклонение царской статуе - это не поклонение богу. ?

Эти трое друзей Даниэля, посоветовавшись с мудрецом Даниэлем и с пророком Иехезкелем, ни от кого из них не получили указания, что надо погибнуть и отказаться. Сам Бог им передал, что Он от них не требует, чтобы они погибали. Они подумали и решили, что дело слякотное - бросайте в печку, не будем кланяться. Их троих бросили в печку, Навуходнецар велел раскочегарить ее получше. ?

И тогда на небе возник спор между ангелами. Рафаэль (тот, кто лечит) сказал: "Я пойду в огонь и его спасу". Гавриэль, ангел Огня, сказал: "Я спасу". Это куда более эффектно - когда ангел Огня спасает из огня. Гавриэль сделал огонь снаружи горячее, а внутри холодным, (это как у холодильника: чем холоднее внутри, тем горячее задняя панель). И когда Навуходнецар послал проверить, сгорели ли они уже, его посыльный увидел четыре фигурки, бегающие в огне. Он доложил об этом Навуходнецару, тот посмотрел, увидел. Навуходнецар был очень впечатлительный юноша, и он сказал: "Разойдитесь все, я сейчас буду петь такие хвалы Всевышнему, которые затмят Псалмы Давида". Мидраш кончается довольно любопытно. Спустился ангел и ударил его по губам. (Мы как-нибудь обсудим, что это за прием у ангелов: дать зуботычину тому, кто хотел воспевать Всевышнего так, чтобы посрамить самого Давида.) ?

Как бы то ни было, мы видим, что в огонь лучше не ходить. Но если уж ты решаешься идти на это, не про нас будет сказано, то только в том случае, если ты не видишь другого пути жить. А если ты видишь другой путь, воспользуйся им. Человеку дана жизнь не для того, чтобы бросаться ею. И в этом вся штука. Авраам просто не видел другого жизненного пути, это был его жизненный путь. А Аран видел в этом какую-то биржу, а биржа в огне не сохраняется. ?

В прошлый раз мы обратили внимание, что, когда описывается родословная потомков Хама, в десятой главе (седьмой стих) говорится: "Сыновья Куша Сва, Хавила и т.д.", а восьмой стих говорит: "И Куш родил Нимрода". Мы удивлялись, почему список сыновей Куша не содержит, не включает Нимрода, а потом говорится, что Куш родил Нимрода. Тот мидраш, который мы обсуждали в прошлый раз, по-видимому в оригинале не сохранился. Его пересказывает один из очень важных ришоним, Рабейну Бхайе. Там приводятся обсуждения вопросов мироздания между Авраамом и Терахом, его отцом: "Кто сотворил все и кто сотворил меня?" И те же вопросы он задает Нимроду:"И кто сотворил тебя?" И когда Нимроду надоедает спор с Авраамом, он говорит: "Хватит множить слова, я сам себя сотворил". Нимрод договорился до того, что он сам является божеством. И Авраам сказал: "Тогда все дело очень просто, я немедленно готов тебе поклониться, но если ты действительно бог, сделай один раз, чтобы было не совсем обычно. Обычно солнце встает на востоке и садится нао западе. Сделай один раз, чтобы оно зашло на западе и село на востоке, и я немедленно начну тебе поклоняться". Тогда он швырнул его в печь. А что ему еще оставалось с таким упрямцем? ?

Этот вариант мидраша как раз объясняет замеченную трудность в том, что сказано. Остальные сыновья Куша - ладно. Но про Нимрода.Тот хвалится, что он сам себя породил -Тора записывает простой медицинский факт: "И Куш родил Нимрода". И не надо мне говорить, что ты бог, полубог. Тора очень настаивает на таких вещах. Она подчеркивает это про героев черных и про героев белых. Когда Тора рассказывает нам о появлении на свет нашего величайшего пророка и учителя Моше, то сначала даже не сообщает имен его родителей и говорит: "Пошел человек из дома Леви, и взял дочь Леви, и она зачала и родила". И не рассказывайте сказки, что Моше - полубог. Он достиг совершенно необычайных высот в своих качествах и в своей судьбе. Но при этом он человек. Верить во всякие глупости, будто какой-нибудь человек является божеством - очень вредно и опасно. Нельзя поклоняться человеку. ?

Продолжение следует

  • 1-04-2003, 20:50
  • Просмотров: 581
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

Ещё в разделе:
Вопросы религии




    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список