Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

История Лота, ее значение для понимания сути борьбы между Нимродом и Авраамом

Продолжением линии борьбы между Авраамом и Нимродом за этих колеблющихся, за Арана, является вся история с Лотом. Лот - это сын Арана. Когда Авраам получает приказание покинуть родную землю, своего отца, он, конечно, берет с собой свою жену, все свое хозяйство. С ним идет также его племянник Лот. Лот следует за Авраамом на протяжении всего первого периода его передвижения, когда Авраам приходит в Ханаанскую землю, вместе с ним Лот спускается в Египет. И после сравнительно краткого пребывания в Египте они вместе выходят, нагруженные богатством, стадами и прочим. И тут они расстаются. Авраам видит, что больше у них нет возможности жить вместе. Это сказано в 5-м стихе 13-й главы книги "Берешит": "И также у Лота, шедшего с Авраамом, был мелкий и крупный скот, и шатры". И 6-й стих: "И не выносила их земля, чтобы они жили вместе, потому что было их имущество велико и не могли они жить вместе". 3десь приводятся два довода, почему их не выносила земля: во-первых, у них было много имущества, а во-вторых - они не могли вместе жить. Первый довод является вполне достаточным для того, чтобы написать заявление в исполком: "Прошу расширить мою площадь, потому что у меня не помещается имущество". Главная причина в том, что они не могли жить вместе.

Лот выбирает себе цветущую долину Сдома (где сейчас Мертвое море). Она описана в Торе совершенно необыкновенно: "Поднял Лот глаза и увидел всю долину Иордана, что вся она напоена". Проблема нашей земли в том, что мы зависим от дождя. А про эту долину сказано, что она " как сад Всевышнего, как земля Египетская." Две местности для сравнения: сад Всевышнего - имеется в виду Ган-Эден, райский сад, где все цвело и процветало, а земля Египетская не нуждается в дождях - разливается Нил, орошает все, и там прекрасно растет урожай. А вот Ханаанская земля, 3емля Израиля, не такая. Моше, перед тем, как евреи входят в эту землю, говорит: "Учтите, что наша земля не такая, как Египетская. Глаза Всевышнего обращены на нее от начала года и до конца года. Вы ведете себя хорошо - получите дождь вовремя и в нужном количестве, ведете себя нехорошо - дождя нет". Это очень высокое качество земли, но не очень удобное.

[Есть один вопрос, напрашивающийся и довольно непростой. Когда Бог наказывает участников истории с деревом познания, Он говорит: "Ты, Адам, будешь в поте лица есть свой хлеб; ты, женщина, будешь в муках вынашивать и рожать". 3мей получает проклятие, что он будет прахом питаться. Я не говорю о том, насколько это биологически верно. Спрашивается, что же это за проклятие, это благословение. Представьте себе, что я проклинаю какую-то страну: "Для вас камни будут съедобными, идите отсюда!" Прекрасно, экономика процветает. Почему это проклятие для 3мея? Потому что у нормальных детей есть какое-то расслоение. В играх все очень неравномерно: одни дети верховодят, других принижают, кого-то бьют. Но самое худшее - когда ребенку говорят: "Мы с тобой не хотим водиться". Бог говорит 3мею: "Для тебя прах будет съедобным, Я тебя знать не хочу". Это страшное проклятие.

А человек получает наказание, но он остается в связи с Богом. С самого начала - зачем нужно было делать дерево, единственное предназначение которого - запретить от него кушать? 3атем, что если Я ничего Своему воспитаннику не запретил, то между нами как бы нет никаких личных отношений. Одна девушка из очень богатой семьи, попавшая в юном возрасте в тюрьму, рассказывала раву, который посещал малолетних преступников: "Во всем виноваты мои родители. 3а всю жизнь, что бы я у них ни просила, они мне ни разу не отказали. Получи - и убирайся. Разве это родители были? Они же меня ненавидели! Как это может быть - чтобы родители ни в чем не отказали? Должен быть какой-то интерес к человеку. Надо поставить где-то границу и сказать: только до сих пор". Так вот, Ханаанская земля устроена таким образом, что дождь идет в зависимости от того, насколько нравственно люди ведут себя.]

Лот, побывав в Египте, почувствовал: как все-таки хорошо иметь гарантированный кусок хлеба! Я очень люблю честный труд, но если бы у меня была рента, я чувствовал бы себя гораздо спокойнее. Я могу понять Лота: Лот - обыватель. Он очень приличный человек, в высшей степени. Когда ангелы после Авраама приходят в Сдом, он очень уговаривает их прийти к нему ночевать, хотя в Сдоме запрет гостеприимства под страхом смертной казни. Есть один из вариантов мидраша про старшую дочь Лота. Был какой-то пришелец на улицах Сдома, который уже умирал от голода и жажды. И дочь Лота придумала способ: она подкладывала в кувшин кусок хлеба и, проходя мимо него, незаметно подбрасывала. Жители удивились, почему он никак не умирает, выследили ее и сожгли.

Причем не подумайте, что это были какие-то изверги, маньяки. Это просто была страна очень высокого порядка, строгого закона: все для блага человека. Сегодня вы не найдете страны, в которой не было бы поставлено препон, чтобы так просто приходили и мешали экономике: хочешь ввозить товар в мою страну - плати пошлину. Сдом был цветущей долиной, в ней жили богато и хорошо, а вокруг люди нередко голодали. И чтобы каждый, кому не лень, не приходил есть их хлеб, запретили на корню всякое гостеприимство. Такое решение доводит до полной завершенности стремление защитить свои интересы. Это очень разумный закон. Конечно, это жестокость, но они поплатились не за то, что они были жестокими, жестоких людей всегда хватало, а за то, что у них это было возведено в ранг закона. Беззаконие - вещь очень неприятная, но людоедский закон намного хуже. Самое страшное - это не стихийная вспышка жестокости, а хладнокровная, бесчеловечная система, которая очень разумно считает, что мы будем жить лучше, если это будет исключено. Какое может быть гостеприимство?

Перед нами два полюса: Авраам, главное качество которого не то, что он такой умный и додумался до того, как устроен мир. Но его главное качество - это его гостеприимство; на этом стоит он и его дом. И Сдом, у которого закон номер один - это категорический запрет гостеприимства. Это два полюса. И Лот выбирает Сдом не потому, что в нем запрещено гостеприимство, а потому, что там живут богато и моральные критерии не такие уж придирчивые. Полиция нравов никому особенно большого удовольствия не доставит. Там смотрят сквозь пальцы и даже не без удовольствия на всякие вольности. И Лот там живет и является уважаемым гражданином.(Сам он вовсе не влился в эту систему. Мы видим, как он воспитывает своих дочерей: они не могут спокойно проходить мимо этого.)

Может быть, у Лота гены такие, может быть воспитание, потому что он воспитывался в доме Авраама, где гостеприимство - первый непреложный закон. И мы видим, что когда эти злодеи, жители Сдома, собираются и говорят: "Выведи к нам своих гостей", то Лот демонстрирует поразительную смесь героизма и патологии. Он говорит: "Братья, не делайте такого злодейства. У меня есть две дочери, не знавшие мужа, я выведу их к вам, и делайте с ними все, что хотите. Только не трогайте моих гостей!" Это героизм и полнейшая патология. Он подключился к нравственным законам этого города и считает, что раз его дочери - гражданки этого города, то они должны подчиняться этим законам.

Лот выведен из города Сдома в сильной степени за заслуги Авраама. Но если бы у самого Лота не было никаких заслуг, то одной протекции не хватило бы. И спрашивается: в чем видят мудрецы заслугу Лота, что он хорошего сделал? По сравнению с людьми из Сдома, он - человек выдающейся праведности. Но что ему ставят в заслугу? Его гостеприимство не упоминают в качестве заслуги Лота. А за что его хвалят? 3а то, что он в Египте не донес на Авраама. Авраам в Египте сказал, чтобы Сарра говорила всем, что он - ее брат. Сарра забрана в гарем фараона, и Авраам получает дорогие подарки в качестве брата фаворитки. Лот, прекрасно знает не только то, что Авраам - не ее брат, но и то, что он, Лот, ее брат. Лот очень любит богатство, и ему требуется заметное усилие над собой, для того чтобы не крикнуть: "Врет он все, это я - ее брат! Убивайте его, а все подарки давайте мне!" В его интересах было донести на Авраама, и он этого не сделал. Поэтому это большая заслуга, это победа над своим естеством, за это человеку полагается награда.

Гостеприимство Лота - это симпатичное качество, но тут нет его личной заслуги, он так воспитан в доме Авраама. Мне рассказывал один человек, что во время войны он чуть не замерз до смерти. Он спал в помещении, где было 40 градусов мороза, и он не мог заснуть, пока не вытащит руки из-под одеяла - так его няня воспитывала хвалить его за это не приходится, это впитано с самого младенчества.

  • 10-04-2003, 15:49
  • Просмотров: 859
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

Ещё в разделе:
Вопросы религии




    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список