Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Больше, чем ошибка…

В картину этой чересполосицы густой мазок сегодня добавляет несовпадение в оценках итогов минувшего года у различных слоев населения. Так, власть имущие по данному поводу испытывают эйфорию - у "них" экономический подъем, рост ВВП на душу населения, снижение безработицы, впечатляющее увеличение объемов частного потребления, а значит, народного благополучия.

Рядовые граждане о "росте благополучия" знают исключительно понаслышке. Перед их глазами совсем иная картина: стремительно поднимаются цены практически на все, в стране пугающий кризис образования, коррупция и криминал усиливаются, почти прекратилась алия и буйно цветет бюрократии. Настолько буйно, что содержание многотысячной армии канцеляристов обходится налогоплательщику в сумму, составляющую шестую часть бюджета, - более, чем в 50 миллиардов шекелей в год. И ладно бы улучшалась их работа. Так нет же…

В "русской" среде бытует стойкое убеждение, что именно репатрианты больше всего страдают от небрежной работы чиновников. С их документами часто происходит путаница, задерживаются или вовсе игнорируются ответы на обращения, в недрах ведомств невесть куда деваются "тики"… Когда из полиции пропал иск членов амуты "Дети войны" к "Клеймс конференс", многие говорили: с коренными израильтянами такое безобразие никогда не произошло бы. А наше "дело" можно и потерять… Но подобные выводы - всего лишь "олимовская" мнительность… Чиновничья халатность не знает этнических, национальных и прочих границ.

Супруги Маргарита и Габор Мойнеры репатриировались в Израиль из Румынии 36 лет назад. Их никак не отнесешь к социально уязвимым слоям населения - и с ивритом все в порядке, и со знанием местных порядков. Многие годы они успешно вели бизнес, здесь выросли две их дочери, один за другим появилось 5 внуков… Словом, все, как говорится, шло по накатанной дороге. Пока в один мало прекрасный день Габор не узнал, что он приходится своим внукам не дедушкой, а… бабушкой. Нет, он не менял пола. Просто сотрудники "Битуах леуми" допустили ошибочку. Ничего катастрофического в ней не было бы - как говорится, хоть горшком назови, только в печь не сажай, - да вот повлекла она за собой совсем не смешные последствия.

В конце минувшего года вышла на пенсию жена Габора. И тут сотрудники "Битуах леуми" с изумлением обнаружили, что почтенная дама замужем за… женщиной. Впрочем, экзотическая версия отпала, когда Габор Мойнер предстал перед чиновниками воочию. Но ошибка привело к тому, что Габору, поскольку он числился женщиной, пенсию начислили раньше положенного срока. Сумму переплаты на данный момент составила 15 тысяч шекелей…

Выход из сложившейся ситуации чиновники нашли, не мудрствуя лукаво: из пособия пенсионеров стали ежемесячно изымать 500 шекелей… - Но ошибся ведь ваш сотрудник, - возмущались Мойнеры. - Почему же наказывают нас? На этот вопрос им ответили философски: - Но кто-то же должен возместить переплаченную сумму? - Естественно. Тот, кто совершил ошибку, - резонно предположили супруги.

Столь наивная логика у начальства "Битуах леуми" вызвала саркастическую ухмылку. Супруги взяли адвоката. Однако вскоре он отказался вести их дело, честно признавшись: не видит смысла сражаться с "Битуах леуми".

Мойнеры обратились за помощью в партию пенсионеров. Председатель репатриантского штаба этой партии Алекс Тенцер рассказывает: - Они пришли ко мне в офис в тяжелом душевном состоянии. Мойнеры отказывались понимать, почему должны компенсировать чью-то небрежность. Тем более что минус 500 шекелей - серьезная дыра в месячном бюджете пенсионеров.

- Мое вмешательство принесло результат, - говорит Тенцер. - В "Битуах леуми" согласились уменьшить сумму возврата, и долг с 500 шекелей сократили до 200.Но это сделано как бы в виде исключения из правил. А практика такова: за недосмотр сотрудников службы расплачиваются клиенты. Я знаю множество случаев, когда с людей задним числом взимают и 30 и 50 тысяч шекелей… Может возникнуть вопрос: почему, обнаружив у себя на счету сумму денег непонятного происхождения, человек сам не бьет тревогу?

Вот что говорит по этому поводу мать-одиночка Алла Митницкая: - Во-первых, большинство людей, особенно репатрианты, стараются обращаться в это учреждение лишь в случае крайней надобности. Не все, конечно, но многие сотрудники "Битуах леуми" так неохотно обслуживают посетителей, так пренебрежительно разговаривают, что лишний раз идти туда мало радости. Для меня, например, каждый визит в "Битуах леуми" - тяжкое испытание. А я начинаю ненавидеть себя за тот заискивающий тон, который появляется у меня, когда нужно что-то разузнать у служащей… Особенно любят демонстрировать свою власть "наши", русскоязычные. Поэтому даже когда возникают вопросы, человек оттягивает срок выяснения… К тому же многие убеждены: больше, чем нужно, в "Битуах леуми" не начислят. И когда сумма на счету увеличилась, человек склонен думать: значит, так и нужно. Инструкции и законы в Израиле меняются с такой скоростью, что не всякий уследит за новшествами… В конце концов, почему рядовой человек должен контролировать работу ведомства?

От себя добавим: бдительность клиента тоже не панацея от неприятностей. Ведь пкида, к которой обращается человек со своим недоумением, смотрит в компьютер. И разъяснение дает в соответствии с тем, что показывает экран. Ошибка вскроется, но потом, в результате очередной проверки, без связи с обращением клиента. Так, например, произошло с пенсионером из Бат-Яма. Он неожиданно стал получать пособие на триста шекелей больше, чем обычно, и, как честный человек, явился в "Битуах леуми" сообщить о неположенном ему "подарке". Сотрудница, заглянув в компьютер, раздраженно сказала: - Зря только время отнимаете, все вам правильно начислили… Пенсионер успокоился. А через восемь месяцев с него востребовали переплаченную сумму. Но он на радостях потратил деньги на велосипед внуку, купил себе отопительный прибор… Для старика, который и без того еле сводил концы с концами, необходимость вернуть 3000 шекелей стала серьезным ударом.

Двести лет назад знаменитый француз Теодор де Банвий подарил миру сакраментальную фразу: "Не ошибается только тот, кто не работает". С тех пор безответственные люди ее используют как своего рода индульгенцию. От ошибок, действительно, не гарантирован никто. Но, во-первых, любой сбой в работе должен восприниматься, как ЧП, а не как невинное недоразумение. Во-вторых, за прокол ответить должен тот, кто его допустил. Нет сомнения, в "Битуах леуми" работает немало ответственных и компетентных сотрудников. Тем не менее данное учреждение, по мнению репатриантов, чемпион по накладкам. И самое печальное: "крайним" в этих случаях делают клиента.

Михаил Турбовский - стопроцентный инвалид. Репатриировался из Казахстана с женой и двумя детьми. Материальное положение семьи в определенный момент сложилось удручающее - оформление инвалидности занимало время, жена из-за аллергии вынуждена была отказаться от работы, связанной с химикатами, и лишилась пособия по безработице. Все надежды Михаил связывал с получением безвозмездной сохнутовской ссуды. Она в ту пору составляла 9 тысяч шекелей. Однако сотрудница "Битуах леуми" надежду отсекла напрочь: - По новым правилам ссуда перестала быть подарком.

Спустя какое-то время Михаилу в руки попал документ, из которого следовало: пкида утаила одну существенную деталь - в случае, если высокий процент инвалидности подтвердится, ссуда превращается в подарок. То есть Турбовский имел право на так ему необходимые 9 тысяч. С документом в руках он вновь отправился к служащей.

- Срок получения ссуды уже истек, вы опоздали, - заявила та. - Но ведь опоздал по вашей вине… помогите исправить положение. Сотрудница пожала плечами: ма питом? Ту же невозмутимость русскоязычная пкида проявила и при встрече с журналистом. - А вы садитесь на мое место, - язвительно посоветовала она. - И я посмотрю, как вы будете справляться с этим контингентом. Мало ли, что я ему сказала… Я его вообще не помню. "Турбовских" много, я одна.

Поистине несокрушимо во времени и пространстве испытанное оружие советских продавщиц. Но если хамоватые продавщицы, получавшие гроши за нелегкий труд, не особенно дорожили местом в какой-нибудь овощной палатке, то работу в "Битуах леуми" получить не легко, да еще репатриантке… Отчего же пкида, которая ввела в заблуждение клиента, чувствует себя столь неуязвимой? Пожилой репатриант Владимир С-ий вдруг перестал получать пособие по старости. Когда он явился в "Битуах леуми" за разъяснением, услышал такое, отчего едва не упал в обморок. Ему сообщили: "Владимир С-ий, проживавший по такому-то адресу, умер три месяца тому назад". Придя в себя от шока, старый человек пролепетал: - Да как же "умер", вот я перед вами, вот мои документы… Чиновник, не моргнув глазом, отрезал: - Ничего не знаю. По компьютеру Владимир С-ий - покойный.

Здравый смысл явно пасовал перед компьютером… В течение целого года (!) "живой труп" бился головой об стену, опровергая собственную смерть. В конце концов все встало на свои места, пособие пенсионеру восстановили. Правда, заплатил человек за бюрократический бред инфарктом. Его сын пытался выяснить: кого из сотрудников нужно "благодарить" за отцовский инфаркт, хотел подать на него в суд. Ничего этого ему не удалось сделать.

Безрезультатной осталась и попытка привлечь к суду чиновника, который издевательским отношением подтолкнул репатрианта, бывшего летчика, к страшному поступку – он потерял над собой контроль и выбросился из окна одного из присутственных мест в Натании. Предъявить иск за "доведение до самоубийства" оказалось невозможно. Адвокаты разъяснили родственникам: юридическая процедура такого обвинения нуждается в однозначных доказательствах зависимости между поведением чиновника и действиями посетителя. Установить эту связь практически не реально. Высказывая претензии к работе Службы национального страхования, многие спрашивают: почему жалобы остаются без всякой реакции со стороны начальства? В какое министерство следует обращаться в конфликтных ситуациях? Кому подчиняется эта организация? Сотрудница организации "АДВА", социолог Барбара Свирски объясняет:

- Институт национального страхования официально не является подразделением какого-либо министерства. Его управляющий орган - Совет попечителей. Однако бразды правления находятся у генерального директора, которого назначает министр труда и благосостояния. Что касается Совета попечителей, не припомню, когда он собирался. Чтобы его созвать, необходимо разрешение генерального директора, а он не склонен делиться властью. Что касается финансирования Института национального страхования, оно складывается из двух частей - бюджета государства и тех денег, которые мы с вами выплачиваем в качестве страховки.

Иными словами: клиент одновременно является и налогоплательщиком, содержащим эту организацию, в то же время у него нет реальных рычагов влияния на ее работу. Попробуйте добраться до Совета попечителей или генерального директора…

Впрочем, всегда ли в конфликтах между "Битуах леуми" и теми, кого это учреждение обслуживает, повинны чиновники? По мнению одного из руководителей Всеизраильского центра правовой защиты: порой клиенты сами виноваты в недоразумении - неправильно истолковывают смысл полученной консультации. Или, скажем, в инструкции произошли изменения, о чем население информируют через средства массовой пропаганды, но конкретный человек не обратил внимание на нововведение и нарушил правила. В таком случае, он должен сам на себя пенять. Поэтому, говорит руководитель, мы всегда советуем: обращайтесь со своими вопросами письменно, тогда полученный ответ станет документом. Устную консультацию к делу не пришьешь…

Совет дельный, только для русскоязычных репатриантов, особенно пожилых, плохо осуществимый - вести переписку с учреждением на иврите для большинства - не простая задача. Да и отвечают канцеляристы на обращения далеко не всегда. А как быть в ситуациях, когда небрежность или грубое обращение чиновника никак на бумаге не зафиксируешь?

Корень проблемы, по-видимому, не столько в недопонимании или новых инструкциях, сколько в поразительной терпимости, с которой в Израиле относятся к ошибкам.

Бюрократическая система не любит признавать свои промахи. Она монолитна, хорошо организованна, а потому неуязвима. В отличие от тех, кто ее содержит. Каждый из нас переживает чиновничье хамство и результаты непрофессионализма в одиночку. Не припомню ни единого коллективного иска к проштрафившемуся бюрократу. Из-за этой разобщенности и безропотности проигрывают не только те, кто попал в проблемную ситуацию, но все граждане Израиля, без исключения. Ибо сказано: "Об обществе нужно судить не столько по его ошибкам, сколько по тому, как оно к ним относится". В нашем обществе к ошибкам относятся, скажем так, безмятежно.



Инна Стессель, Мнения

  • 4-02-2008, 15:22
  • Просмотров: 1093
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список