Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Тема гражданских браков, разумеется, для тех, кто действительно хочет решить эту наболевшую проблему, стала чем-то вроде сизифова камня. Вкатывают его на гору, вкатывают, а он все назад возвращается.

Помню, как Роман Бронфман в конце 90-х, тогда еще депутат Кнессета от «Исраэль ба-алия», подал, впервые, законопроект о гражданских браках для неевреев... Он, кажется, даже прошел в предварительном чтении. Я, между прочим, тогда пошутил, что у такой постановки вопроса есть «антисемитский» оттенок - как что-то хорошее, так опять только для гоев. Но, ладно, как для первого раза, так тоже был шаг смелый. Казалось, вот он - прорыв! С тех пор прошел добрый десяток лет, на календаре век сменился, а молодые люди, не соответствующие галахическим требованиям (а то и соответствующие, но не желающие кланяться раввинату, я и таких знаю немало), все еще ездят заключать брак в чужие страны, словно у них своей нет. Налоги платят исправно, в армии служат, нередко кровь в боях проливают (в отличие, кстати сказать, от многих из тех, кто стремится лишить их этого исконного человеческого права), а вот жениться в своей стране - это нет. Просто какое-то племенное табу. Нельзя сказать, что все относились к этому с равнодушием. Билась как могла партия «Демократический выбор» во главе с тем же Бронфманом, что-то, хоть и не очень внятно, говорил «Шинуй», который мог бы быть и понастойчивей со своими пятнадцатью мандатами, были и другие попытки. И все без толку, все вязло во всем известной трясине. Теперь вот новая попытка, законопроект о гражданских браках подал депутат Кнессета от НДИ Давид Ротем. Сможет ли он переломить сложившуюся тенденцию?

Хочу оговориться, специально для наших национально-патриотических цензоров. Я с огромным уважением отношусь к желанию людей соблюдать традицию, но столь же уважаю и право соблюдать ту же традицию в том объеме, в котором каждый считает нужным. Я уже не говорю о тех, кто, являясь, вроде бы, полноправным гражданином, в этой сфере в силу происхождения стал каким-то ущемленным в правах пасынком.

Я вырос в семье, хоть и не религиозной, но достаточно традиционной. Соблюдались еврейские праздники, дети знали их названия... В истории нашей семьи есть сюжет, достойный пера Шолом-Алейхема и Бабеля. Дети старшего брата моего деда оказались людьми, способными на неординарные поступки. Сын его стал ярым сионистом, и советская власть, тогда еще очень молодая, выслала парня в Палестину. А вот дочь вышла замуж за русского молодого человека. И мой двоюродный дед порвал, как рассказывают, на груди рубаху и отсидел по дочери шиву, как по умершей. С ней было запрещено общаться. Папа, уже после войны, разыскал ее в Москве, и не меньше, чем боевыми наградами, гордился тем, что нашел в себе мужество первым нарушить закон клана. Что тут скажешь?

При понятном отношении к событиям почти столетней давности, все-таки должен сказать, что, наверное, семья имеет право на определенное отношение к поступкам своих членов (если, разумеется, это отношение не выходит за рамки уголовного кодекса). Вероятно, такое право имеет и община, члены которой заключили некий договор - внутренний устав; не хочешь соблюдать предписанные традицией правила - выходи из общины, откажись от ее покровительства. Но государство, тем более демократическое, или хотя бы объявляющее себя таковым, дело совсем другое. Все его граждане должны иметь равные права. У нас же получается, что все вроде бы и равны, но некоторые «ровнее других»... Не хочу никого обидеть, но для меня запрет гражданских браков мало чем отличается от обязательного требования, скажем, носить кольцо в носу. А тех диссидентствующих вольнодумцев, которые пытаются от этого требования увильнуть, шаманы тут же обвиняют в покушении на «кольценосистый» характер племени. Потому что - табу!

Чего только не придумывали, чтобы как-то обойти надоевший и мешающий людям запрет. Тут недавно объявили, что готовится (очередной!) законопроект о гражданских браках, в связи с чем достигнута договоренность между министром юстиции Даниэлем Фридманом и главным сефардским раввином Шломо Амаром. Но затем стало понятно, что ортодоксальные раввины согласились позволить законодательно ввести в еврейском государстве институт гражданских браков опять-таки лишь для пар, в которых оба не являются евреями (как будто после законопроекта Бронфмана не прошло десяти лет, разделивших тысячелетия «на гражданском календаре»).

Уважаемый Шломо Амар подчеркнул, что никаких послаблений для смешанных браков евреев с неевреями не предвидится. В случае, если один супруг нееврей, а второй еврей, в заключении гражданского брака на территории страны им будет отказано. При этом для разрешения на гражданский брак надо будет принести справку из раввината о том, что будущие супруги не являются евреями. Бродит и мысль о том, чтобы уговорить государство возмещать затраты на зарубежные поездки для заключения брака. Но люди-то хотят иметь право жениться без ведома раввината в своей стране, и, между прочим, многие евреи тоже.

Казалось бы, абсолютно справедливое требование. И все-таки... Не хочется вселенского конфликта, не хочется революций, даже если речь идет о подлинной справедливости. Впрочем, какие революции не клялись «подлинной справедливостью»? Не хочется призывать «ломать через колено», добиваться победы... Над кем? Над самими собой?

Внимательно вглядываясь в процесс борьбы за гражданский брак в течение почти пятнадцати лет, и всегда поддерживая тех, кто к этому стремился, я, тем не менее, видел ущербность этой борьбы именно в том, что она обязательно означала проигрыш одной из сторон. А нельзя ли без этого, нельзя ли решить наболевший вопрос так, чтобы это решение ничье достоинство не ущемляло? ...И вот появляется законопроект депутата Кнессета от партии НДИ Давида Ротема. Когда я ознакомился с сутью этого законопроекта, то понял, что готов надеть дедушкину шляпу (без которой он, как ортодоксальный еврей, не появлялся на людях), чтобы снять ее перед депутатом Ротемом. Впрочем, давайте предоставим слово ему самому, поскольку я не расскажу смысл этого документа лучше его автора.

Итак, вот что говорит депутат и адвокат Давид Ротем, отвечая тем, кто набросился с нападками на разработанный им и предлагаемый к обсуждению Закон о гражданской регистрации брака. По словам парламентария, значительная часть критических замечаний связана с тем, что, якобы, такой закон может нанести серьезный ущерб еврейскому характеру Государства Израиль (как же без этого?!) Как соблюдающий заповеди иудаизма ортодоксальный религиозный еврей, говорит Давид Ротем, «...я отвечаю всем своим критикам следующее. Первое: Еврейское государство не вправе вынуждать лояльных граждан, несущих на себе всю полноту гражданских обязанностей, включая службу в рядах Армии обороны Израиля, выезжать за границу для реализации элементарного права создать семью в своей стране;

Второе: Сохранение еврейского характера Государства Израиль не имеет ничего общего с ущемлением элементарного права каждого жителя страны на создание семьи. Более того. Предложенный Закон никоим образом не ущемляет еврейское религиозное право (Галаху), не имеющую и не могущую иметь ничего против гражданской регистрации браков, заключенных вне рамок религиозного обряда. Третье: Настоящий законопроект не несет в себе никакого ущерба еврейскому облику Государства Израиль - напротив, он призван его укрепить. Если бы наша фракция действительно собиралась в чем-то ущемить еврейский характер своего государства, то она бы выдвинула, или поддержала бы законопроект не о гражданской регистрации браков, а об аннулировании полномочий раввинских судов в подведомственных им вопросах брака и семьи. Мы же делаем четкое разграничение - браки, заключенные по еврейскому религиозному обряду, могут и должны быть подведомственны раввинским судам, а вопросы семьи и брака, зарегистрированного вне рамок Галахи - должны быть подведомственны гражданским инстанциям». Браво! Мне не раз объясняли сведущие в традиции люди, что знаменитое «Б-гу - Б-гово, кесарю - кесарево!» дело нееврейское. Но, может быть, юный возраст развития нашей государственности просто не успел прийти к этому простому понятию? Ничего в этом стыдного нет, то, на что другим народам требовались столетия и тысячелетия, мы успели понять всего лишь за шестьдесят лет.

Как утверждает Давид Ротем, текст выдвигаемого им законопроекта согласован с видными и авторитетными в области Галахи раввинами, а также с представителями религиозных инстанций, которым, надо полагать, вопрос сохранения еврейского характера государства важен. Наконец-то! И все же, все же, все же... Рука не поднимается завершить эти заметки под праздничный марш Мендельсона. Обсуждая эту тему с коллегами, я увидел, что мои собеседники не верят в счастливый исход очередной попытки прийти к цивилизованному и мудрому решению наболевшей проблемы. Хорошо известные нам круги вряд ли поступятся своей монополией на эту чувствительную сферу жизни. Вместо гражданских браков нам предложили возрожденное министерство религии. Вместо обручальных колец мы можем удовлетвориться торжественным вдеванием кольца в нос. Под марш Мендельсона...



Марк Горин, Мнения

  • 6-02-2008, 17:00
  • Просмотров: 594
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список