Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Недетская история.

Содержание школьных учебников по отечественной истории вновь стало объектом жесткой критики. Научные сотрудники ведущих институтов РАН РФ и Российский еврейский конгресс обвинили авторов учебных изданий в некомпетентности, антисемитизме и замалчивании важных фактов из жизни еврейского народа. Независимые эксперты полагают, что очередной скандал вызван отсутствием стандартов в историографии и демонстрирует проблему российского общества, где история является одним из инструментов в идеологической борьбе.

Более четырех месяцев экспертная группа под руководством старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Александра Локшина изучала учебники, учебные пособия и хрестоматии, утвержденные Министерством образования для изучения в среднеобразовательных школах. Исследование было инициировано Российским еврейским конгрессом (РЕК) и, как утверждает его исполнительный вице-президент Николай Пропирный, затронуло ключевые исторические моменты, «выходящие за рамки еврейской темы и еврейской общины».

Выводы, к которым пришли ученые, неоднозначны. В докладе, оказавшемся в распоряжении «НГ», прямо указано на замалчивание важных тем либо тенденциозность в их изложении, допущенные составителями. В ряде учебников Холокост, например, вообще не отражен, замечают исследователи. «В других случаях, – отмечают ученые, – мы не встретим представление Холокоста как, пожалуй, единственного случая в мировой истории, когда некое государство предприняло попытку полностью уничтожить отдельный народ».

«Наследие советской историографии, – сообщил в беседе с корреспондентом «НГ» Александр Локшин, – где тема евреев вместе с погромами, Холокостом и государственным антисемитизмом отсутствовала, просматривается и в ряде современных учебников». «Раньше это было фигурой умолчания, и темы многовекового присутствия евреев в российской истории не существовало. Начиная с 90-х годов эти сюжеты мало-помалу начали появляться в учебниках. Но есть учебники, которые продолжают прежнюю традицию. В теме Холокоста и Великой Отечественной войны это наследие заявляет о себе достаточно негативно – авторы замалчивают общемировую катастрофу», – полагает Локшин.

Есть у авторов и другие претензии к составителям учебников отечественной истории. По их мнению, в тех книгах, где еврейский народ все же упоминается, существует явное искажение фактов. «Ни в одном учебнике знаменитое «дело врачей» не представляется как апогей антисемитской кампании, только в одном учебнике мы прочитали о еврейских погромах Гражданской войны, имевших огромные масштабы и жертвы», – замечает Локшин. «В учебнике Зырянова «История России. XIX век» сообщается, что иудаизм исповедовали 175 тысяч человек, а куда делись остальные 5 миллионов, проживавших в то время на территории России?» – возмущается ученый. Ионова, автора учебника истории XIX – начала XX века, эксперты вовсе обвиняют в непрофессионализме, «граничащем с антисемитизмом». Учебник Ионова, по словам Локшина, попал к нему из рук школьных учителей. «Издание учебника, где автор прямо сообщает, что иудеи плохо относились к лицам других народов, продолжает использоваться в учебном процессе», – говорит Локшин.

Исследователи резюмируют, что нет ни одного учебника, который бы они могли рекомендовать в качестве адекватного и полного представления еврейского народа в России. Однако депутат Мосгордумы Евгений Бунимович полагает, что дело не столько в некомпетентности или тенденциозности авторов, сколько в отсутствии школьных стандартов. «Скандалы, возникающие в последнее время вокруг исторических учебников, не имеют никакого отношения к школе – они связаны с борьбой взрослых за идеологию», – полагает Бунимович. По его мнению, последнее исследование служит явным тому подтверждением. «Уверен, что слово «Холокост» должно быть внесено в стандарты школьной программы. Все остальные вопросы – погромов, «дела врачей» – являются более сложными, – заявил Бунимович. – Думаю, такие претензии к авторам учебников могут появиться и у остальных народов и религий России, поскольку в обществе нет главного – согласия по вопросам идеологии и истории».

Уже на этой неделе авторы упомянутого доклада намерены обратиться в московский Департамент образования и Министерство образования РФ с просьбой рассмотреть претензии к упомянутым учебникам.

Из доклада экспертной группы в составе старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Александра Локшина, старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, преподавателя истории Елены Лебедевой и кандидата исторических наук, преподавателя Красногорского лицея Натальи Моськиной

История государства и народов России. XX в. 9 класс. – М., Дрофа, 2004. В главе, посвященной СССР в послевоенный период, упомянуто «дело врачей», но не сказано о его антисемитском характере.

Первое издание учебника Ионова И.Н. Российская цивилизация. Явно тенденциозная, граничащая с антисемитизмом оценка и характеристика иудаизма. Крайне тенденциозным является использование летописного рассказа в целях дискредитации иудаизма как одной из мировых религий. Наблюдения над партикуляристским характером иудаизма сопровождаются крайне шаблонными выводами: «Главной мыслью иудаизма является мысль о предпочтении Богом евреев всем другим народам, об обещании Бога восстановить и возвеличить еврейское государство, в результате чего будет установлено царство Божие на земле, в мире воцарится вечная гармония. В связи с этим иудаизм устанавливал двойной моральный стандарт отношения к евреям и неевреям, что не способствовало объединению многонациональных обществ».

Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров. История отечества XX – начала XXI веков. Русское слово, Московский учебник. В параграфе, посвященном революции 1905 года, обращаясь к теме погромов, прокатившихся по стране, отмечается: «Погромы не были направлены против представителей какой-либо конкретной нации».

Документы и справочные материалы под общей редакцией академика А.О.Чубарьяна, 11 класс. – М., Просвещение, 2005. Приведен обширный фрагмент из сообщения ТАСС от 13 января 1953 года об аресте группы врачей-вредителей. Это единственный документ в хрестоматии, касающийся еврейской темы и антисемитизма.

Учебник Загладина Н.В. Всемирная история. История России во всех изданиях и Загладина Н.В., Симонии Н.А. История России и мира. Как достаточно рискованное, граничащее с антисемитизмом можно истолковать заявление авторов, противопоставляющих эмиграцию евреев и неевреев из царской России и считающих «показательным» преобладающее число евреев в сравнении с украинцами и русскими. Авторы не сочли возможным объяснить, что причины такой диспропорции кроются в неравноправном положении евреев, массовых антиеврейских насилиях – погромах и крайне тяжелом экономическом положении.



Лилия Мухамедьярова, "Независимая газета"

  • 13-02-2008, 12:35
  • Просмотров: 840
  • Комментариев: 3
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список