Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

«Джойнт»: тайное становится явным

Тайное всегда становится явным. Эта сентенция приходит на ум, когда знакомишься с многочисленными критическими публикациями о деятельности в бывшем СССР Американского еврейского распределительного комитета «Джойнт». Публикации такие появлялись и ранее – особенно запомнилось массовое возмущение, вызванное среди евреев Киева (да и не только среди евреев, и не только Киева) скандальным джойнтовским проектом строительства общинного центра в Бабьем Яре. В прошлом же году возмущенные публикации пошли сплошным потоком – из Москвы, Петербурга, Харькова, Ташкента, Баку. К концу года дошла очередь и до наших краев. Куда уж больше – в Кишиневе еврейские лидеры подали на «Джойнт» в суд, о чем весьма подробно проинформировала читателей газета «Еврейское местечко» (?? 43 и 44 за 2007 г.). Впрочем, и это не новость.

В Иерусалиме уже длительное время идёт судебный процесс, возбужденный против джойнтовского руководства бывшим директором офиса этой организации в Москве (его уволили за то, что он заподозрил начальство в коррупции и потребовал расследования). В Одессе обратился в суд бывший директор закрытого «Джойнтом» одесского хэсэда. В своё время судилось с «Джойнтом» и руководство харьковской общины…

Казалось бы, парадокс: деятельность крупнейшей благотворительной организации, вкладывающей в местные еврейские общины весьма значительные средства, вместо благодарности вызывает в этих самых общинах массовое недовольство, причем – повсеместно. Особый «вирус черной неблагодарности», вдруг поразивший самых разных людей в весьма удаленных друг от друга концах «одной шестой части суши»? Или, может быть, бесчисленные сотрудники пиар-служб «Джойнта» недорабатывают? Видимо, дело всё-таки в порочности самой политики этой организации – порочности настолько существенной, что никакими финансовыми подачками и пиаровскими усилиями ее уже не скроешь.

Невнятность и непредсказуемость политики «Джойнта», антидемократизм и непрозрачность процесса принятия решений, сомнительные операции с недвижимостью и непомерные расходы на собственный аппарат, некомпетентность, цинизм и хамство джойнтовских представителей «на местах», очковтирательство и строительство «потёмкинских деревень» для приезжающих с миссиями американских спонсоров — всё это переполнило в конце концов чашу терпения руководителей еврейских организаций. Отсюда и публикации, и судебные процессы, и вся та нездоровая атмосфера, которая, увы, стала неотъемлемой чертой еврейской жизни в «опекаемых» «Джойнтом» общинах – и у нас в Молдове, и в других постсоветских странах.

Придя к руководству бельцкой общиной семь лет назад, я сразу же обратил внимание на то, что у «Джойнта» «странный», но до боли знакомый стиль. Взаимоотношения представителей этой организации с лидерами еврейских общин напомнили мне отношения работников партийных органов с директорами предприятий в советское время. То же культивирование лизоблюдства и беспрерывных славословий, только вместо «Слава КПСС!» на каждом шагу должно было звучать «Спасибо «Джойнту»!». А любое неповиновение исходящим из «Джойнта» указаниям, подобно указаниям партийных номенклатурщиков, строго наказывалось.

Да что там неповиновение! Неугодным становился любой мало-мальски заметный и независимый человек, попавший каким-то образом в подведомственные джойнтовским благодеяниям структуры. С ужасом наблюдал я позорную травлю, развязанную кишиневским офисом «Джойнта» против руководителя Союза еврейских организаций Кишинева Риты Клейман. В результате этот яркий человек, тонкий интеллектуал, видный ученый-гуманитарий, столь много сделавший для привлечения в общину еврейской интеллигенции, была вынуждена уйти, а СЕВРОК, авторитетная организация с многолетней историей, окончательно уничтожена.

Удалены были и многие другие достойные люди, ведь «Джойнту» нужны лишь бессловесные исполнители. А еще лучше, чтобы местные еврейские организации попросту стали подразделениями «Джойнта», а их руководители – бесправными джойнтовскими служащими низового уровня. Замена независимых местных общинных структур на подразделения американского распределительного комитета началась вскоре повсеместно.

Стоит ли удивляться, что весьма быстро впал в немилость и автор этих строк. Впрочем, по существу, то, что происходило в последние годы у нас в Бельцах, мало чем отличалось от происходившего во многих других общинах по всему бывшему СССР…

Для начала «Джойнт» перестал финансировать Ассоциацию еврейских организаций Бельц – организацию давнюю, авторитетную, демократическую; вместо этого создали так называемый общинный культурный центр, который в дальнейшем был переподчинен «хэсэду» и прекратил своё существование. При этом на «хэсэд» были возложены несвойственные этой организации обязанности: культурные и детские программы, молодежный клуб и т.д. Иными словами, в противовес местной общине был создан второй центр общинной жизни, в котором и сосредоточилось всё джойнтовское финансирование. Началось дублирование программ, «перетягивание» их участников.

Следующим этапом стало строительство в Бельцах общинного дома. Значительную сумму местной общине (более 30 тысяч долларов) пожертвовала на это еврейская община города Гринсборо (Северная Каролина, США). Собственником построенного здания стал, разумеется, «Джойнт». В здании разместился «Хэсэд Яаков», попутно реорганизованный. Ранее его учредителями был ряд физических лиц – бельчан, теперь учредитель один – «Джойнт». Автоматически «Джойнт» стал и собственником целого ряда квартир, завещанных хэсэду в предыдущие годы.

Местная еврейская община ютится сейчас в небольшом арендованном помещении и финансируется – весьма скромно – Еврейским конгрессом Молдовы. Так и выглядит теперь еврейская жизнь Бельц: ставший подразделением «Джойнта» хэсэд, сосредоточивший практически всю общинную работу и все ресурсы, и независимая местная община почти без средств… Вот так это делается. Фактически «Джойнт» превратился в финансового киллера местных общин. И отнюдь не только в Бельцах.

В это же время ликвидировались хэсэды в маленьких городах Молдовы – Сороках, Оргееве, Дубоссарах, даже в Бендерах, якобы из-за нехватки финансирования. А ведь в них теплилась еврейская жизнь! Ни с кем в Молдове это решение не обсуждалось, никаких доводов не выдвигалось и контрдоводов не выслушивалось, никакого поиска альтернативных решений не велось. Одним росчерком чиновного пера в иерусалимском офисе «Джойнта» малые общины Молдовы были практически уничтожены, перечеркнута многолетняя работа многих людей, их планы и надежды.

Как-то эта самая «нехватка финансирования» не сказывается на собственных расходах «Джойнта». В то же самое время, когда закрывались малые хэсэды, для самого «Джойнта» было приобретено дорогостоящее офисное помещение в центре Кишинева. Не заметно что-то ни сокращения штатов в кишиневском представительстве этой благотворительной организации, ни каких-либо ограничений в не-отъемлемых приметах джойнтовской деятельности, ставших уже притчей во языцех, – бесчисленных командировках мелких чиновников, с дорогими гостиницами, машинами к подъезду, банкетами…

А за несколько миллионов долларов был выстроен предмет нынешних судебных разбирательств – КЕДЕМ, чьи помещения сдаются в аренду коммерческим и прочим организациям. И при этом попутно с финансирования был снят старейший культурный центр Кишинева – Еврейская библиотека им. Ицика Мангера, что привело к закрытию множества программ…*

Отмечу знаковую черту в деятельности «Джойнта»: разительное несоответствие слов и дел. Говорится о нехватке средств – на деле же бесчисленные и бессмысленные траты. Говорится о поддержке местного лидерства – на деле же полное нежелание и неготовность вести партнёрский диалог с независимыми местными организациями. Говорится о стремлении «Джойнта» постепенно прекратить свою деятельность в бывшем СССР по мере становления местных общин – на деле же «Джойнт» обзаводится дорогостоящей недвижимостью по всему постсоветскому пространству и подменяет местные общинные структуры собственными подразделениями.

Это не подготовка к уходу – напротив, это целенаправленное закрепление на том «клондайке», коим стали для чиновников «распределительного комитета» стрбны бывшего СССР, где евреев пока еще много, но общины молоды, слабы и потому, как правило, бессловесны, а значит – собранные на Западе средства можно расходовать бесконтрольно и безотчетно.

Возмущенные выступления в печати еврейских лидеров из разных городов, обращения в суд – всё это свидетельствует о том, что всё-таки местные общины перестают быть совсем уж безропотными и бесхребетными, готовыми сносить любые проявления джойнтовского чиновного произвола. Но важнее другое – в России, Украине, Казахстане, других странах начали возрождаться традиции местной еврейской благотворительности. И у нас в Молдове – тоже.

Только создание Еврейского конгресса Молдовы, взявшего на себя финансирование малых еврейских общин, которые я упомянул выше, спасло их от окончательного закрытия. И в этом я вижу основания для умеренного оптимизма. Разрушительная, бесцеремонная, своекорыстная деятельность «Джойнта» убедила нас со всей очевидностью: рассчитывать на заокеанских благодетелей бесперспективно. Необходимо новое, второе после 1990-х годов, возрождение еврейских общин – основанное на ответственном и щедром участии местных благотворителей. Медленно и трудно, но этот процесс начался.



Лев Бондарь, Мы здесь

  • 14-02-2008, 17:42
  • Просмотров: 2086
  • Комментариев: 5
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)
  • 10 октября Моше Немировский Россия

смотреть полный список