Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Хороший враг, с которым предстоит заключить мир

Еврейская история неполна без анализа арабского взгляда на нее. Еврейская литература тоже не полна без ее арабского компонента. Об этом свидетельствует новый сборник лирики средневекового еврейского богослова и поэта рабби Шломо ибн Гвироля, полученный мной из Израиля. Насколько мне известно, впервые его стихи опубликованы, как они были написаны – замечательные ивритские стансы, классика ивритской поэзии свободно перемежается арабскими рифмами и строфами.

Дискуссия об истории Страны Израиля не может быть полна без голоса ее арабских жителей. Дневники выдающегося палестинского педагога и общественного деятеля Халиля Аль-Сакакини легли в основу книги историка Сегева «Пора анемонов» (вышедшей по-английски под заглавием «Вся Палестина, целиком») ставшей важной вехой в понимании современной израильской истории. Теперь они переизданы на иврите в замечательном переводе Гидеона Шило «Вот я, господа» (изд. Цивоним)

В честь Сакакини в Восточном Иерусалиме названа улица и школа, в Рамалле – культурный центр. Всю жизнь он вел дневник, описывающий события начиная еще с турецких времен. Его острый и просвещенный взгляд помогает понять мироощущение палестинцев, что необходимо нам для того, чтоб выжить на Ближнем Востоке, где расположено наше государство. Сакакини – по- европейски просвещенный человек, и вместе с тем - глубоко связанный со своим народом арабский патриот.

В дневнике Сакакини – повседневная жизнь города, заботы и проблемы, философские размышления. Он озабочен порочной клановой структурой своего собственного общества, связывающей здесь любую инициативу. «Если надо избрать представителя в городской совет, или в школьный совет, или в национальное собрание, то он проголосует за своего отца, своего брата, своего кузена, и любой совет, любая комиссия, где нет его родственников, неизбежно воспринимается как враг». Политика в Палестине, Ливане или Ираке показывает, что за без малого сто лет мало что изменилось.

Сакакини – потомок старой патрицианской иерусалимской семьи, жившей в городе много столетий. В отличие от мусульманских иерусалимских родов – Нусейбе, Аль-Хусейни, Нашашиби, Деджани, Халади – Аль-Сакакини – православные христиане. Он глубоко переживал положение в Иерусалимской православной патриархии, где большинство прихожан – арабы, а клир – исключительно греки. Сегодня мало кто помнит, что национальное палестинское движение началось не борьбой с сионизмом, а борьбой против греческой гегемонии в Иерусалимской поместной церкви. Первая палестинская газета «Палестина» была основана в начале ХХ века как рупор арабских прихожан, и ее редактор, видный идеолог палестинского национализма Иса ибн Иса, начинал свою общественную деятельность с борьбы за интересы прихожан-арабов в церкви. Сакакини записал в дневнике «Я больше не могу принимать главенства этих попов – темных и испорченных».

Сакакини отнюдь не друг сионизма, вроде картинных, но абсолютно недостоверных арабских шейхов из романов Леона Юриса. «Я ненавижу их за то, что они пытаются построить свое, разрушив своего ближнего», - пишет он о сионистах.

Интересно, что когда дело дошло до соседских отношений с евреями, то Сакакини проявил благородство и укрыл у себя дома от преследований турецких властей еврейского соседа Альтера Левина. Левин – человек известный в еврейском ишуве начала ХХ века, страховой агент, участник многих сделок по выкупу земли для еврейского поселения. Вероятно, до краха самодержавия он сотрудничал с российской разведкой. Опыт Левина пригодился во время создания спецслужб и разведки «еврейского государства в пути».

Когда Левин скрывался в доме Сакакини, времена еще были патриархальные, и он не особо прятался, а однажды, чтоб достать себе кошерной еды, просто высунулся из окна и попросил прохожих помочь ему. После этого турецкая полиция арестовала и Левина, и Сакакини. Лишь наступавшие британские войска освободили обоих из тюрьмы в Дамаске.

После Декларации Бальфура Сакакини записал: «Народ, теряющий свою страну, теряет все». Сакакини ушел с семьей в изгнание в 1948 году и умер в Каире в 1953 году. В его особняке в Тальбие сегодня размещается какая-то женская организация, а книги из его богатой библиотеки переданы Иерусалимскому университету.

Дневник Сакакини – важный документ нашей совместной истории. Мир делают не с друзьями. Хороший враг, как известно, лучше худых друзей. Бесполезно требовать от арабов признания правоты сионизма. Достаточно того, что они смирились с фактом нашего существования. Ведь достижение нашей независимости сопровождалось Накбой – разрушением палестинского общества.



Михаэль Дорфман, Мнения

  • 22-02-2008, 13:23
  • Просмотров: 794
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

Ещё в разделе:
Выборы в Израиле - 2006




    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список