Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Швеция и евреи. Часть 2

Валленберг проявлял необыкновенную изобретательность в способах спасения людей и оказания им помощи. Таким образом были спасены десятки тысяч людей. Валленберг был арестован советскими военными властями в Будапеште в январе 1945 г. Судьба его неизвестна. Некоторые в Швеции и других странах верят, что он затерялся под присвоенным ему чужим именем в одном из советских лагерей и был жив еще долгое время.

В конце 1944г. Швеция приняла 250 евреев из Финляндии. В самом конце войны Швеция спасла из лагерей уничтожения и приняла около 20 тысяч человек. В первые месяцы после войны в Швецию были привезены ещё 10 тысяч узников концлагерей. Им была оказана всяческая помощь, включая лечение и реабилитацию, но не всех удалось спасти. В этих двух группах было примерно 10 тысяч евреев. Около 4 тысяч из них остались в Швеции. Остальные вернулись в свои страны или переехали, в основном, в США и в Израиль.

В 1956 г. Швеция приняла около 600 еврейских беженцев из Венгрии, а во время антисемитской кампании в Польше в 1969-1971 гг. – около 2 тысяч евреев из Польши. В начале 90-х гг. около 500 евреев из бывшего Советского Союза получили разрешение остаться в Швеции.

За последние годы численность еврейской общины остаётся практически неизменной. Потери от ассимиляции возмещаются за счёт прозелитов и небольшого числа иммигрантов. Сегодня в Швеции около 16 тысяч евреев. Примерно половина из них живут в Стокгольме, около 2-х тысяч – в Мальмё/Лунде и столько же – в Гётеборге. Небольшие еврейские общины есть в Боросе, Эскильстуне, Карлскруне, Хельсингборге, Уппсале, Вестеросе и Вексшё. В Норчёпинге, где была одна из первых в Швеции еврейских общин, в послевоенные годы была закрыта синагога ввиду отсутствия прихожан. Эта небольшая красивая синагога, построенная в 1858 г., лишь на несколько лет позже первой в Швеции синагоги в Гётеборге, все эти годы охранялась городскими властями. В 1995 г., благодаря частным пожертвованиям и помощи местных властей, синагога была вновь освящена в присутствии представителей городского совета и церквей Норчёпинга, а также почётных гостей из еврейской общины Стокгольма.

Общины представляют собой добровольные объединения, которые служат центрами религиозной, социальной и культурной деятельности. С 1981 г. они называются Еврейскими общинами вместо прежнего названия – Моисеевы. Этим подчёркивается, что евреи воспринимают себя как народ, а не только как религиозную общность.

Во главе стокгольмской общины стоит правление из 25 человек, избираемых всеобщим голосованием каждые 3 года.

В Стокгольме три синагоги. Большая синагога примерно на 1000 мест размещается в великолепном здании, построенном в 1870 г. в восточном стиле по проекту шведского архитектора Фредрика Вильгельма Шоландера. Она расположена в одном из центральных и красивейших районов города. Синагога эта либерального направления. Богослужение проводится с органом и хором, в субботу и праздники на органе играет нееврей. С 1986 г. в зале справа от прохода женщины могут молиться вместе с мужчинами, левая часть зала оставлена для мужчин, желающих следовать более ортодоксальной традиции, галерея наверху – для женщин. В двух других синагогах богослужения проводятся по ортодоксальному образцу. В Гётеборге есть две синагоги, из которых большая, на 300 мест, - консервативного направления, хотя женщины и мужчины молятся раздельно; в Мальмё – одна ортодоксальная синагога. У более мелких общин есть свои центры, которые служат как для богослужений, так и для других видов общинной деятельности.

Стокгольмская община содержит дом для престарелых и больницу на 60 коек. Небольшой дом для престарелых есть и в Гётеборге. Уже много лет действуют благотворительные организации: «Родеф хесед», основанная в 1869 г., и «Озер далим», основанная в 1922 г. В городах с крупными и средними общинами есть еврейские кладбища. Крупные общины имеют магазины с кошерными продуктами. Почти во всех общинах имеются библиотеки. В Стокгольме есть еврейский театр и еврейский музей.

Все общины уделяют много внимания вопросам воспитания. В больших общинах есть детские сады. Стокгольмская община имеет начальную школу с 6-тилетним образованием, а также еврейские классы с 7 по 9 в одной из стокгольмских школ. Помимо общих для шведских школ предметов в еврейской школе преподают иврит, ТАНАХ, еврейскую историю и культуру. Еврейская школа – «Школа Гилеля» – расположена в Еврейском центре, где находится небольшое еврейское издательство и некоторые другие еврейские учреждения, а также действуют разные кружки. Почти все общины организуют религиозные школы для детей и взрослых, где занятия проводятся раз в неделю по вечерам. Стокгольмской общине принадлежит летний лагерь в Рослагене – живописном месте на побережье; лагерь открыт для всех еврейских детей Швеции. На морском побережье вблизи Мальмё в Хелльвикене находится общинная усадьба, где располагается летний лагерь для детей, а также устраиваются курсы по выходным дням, семинары и конференции.

Молодёжные и студенческие еврейские клубы проводят обширные культурные, спортивные и социальные программы. Еврейский студенческий и культурный клуб в Лунде издаёт свой ежемесячник. С 1920 гг. существует еврейский женский клуб. В Лунде действует Институт еврейской культуры, располагающий богатым собранием материалов учебного и информативного характера, записями еврейской музыки. Часть этих материалов составляют сотрудники института, работающие безвозмездно. Институт снабжает своими материалами еврейские и нееврейские организации и частных лиц.

С 1928 по 1966 г. в Швеции выходил научный журнал «Юдиск тидскрифт» (Еврейский журнал). Его издателем был вначале Маркус Эренпрайс, затем известный историк, сионист и общественный деятель Гуго Валентин (1888-1963). В 1932 г. один из активнейших деятелей Стокгольмского сионистского общества Даниэль Брик (1904-1987) основал культурно-политический журнал сионистской направленности «Юдиск крёника» (Еврейская хроника). Сегодня журнал выходит 6 раз в год. По замыслу его редактора Яки Якубовского, журнал должен способствовать тому, «чтобы мы были не только хорошими скандинавами, но и хорошими евреями, чего мы можем достигнуть, добавив к нашим общим культурным ценностям наше еврейское наследие». Журнал содержит информацию о важнейших событиях в жизни евреев Швеции и других стран, об Израиле, о вопросах еврейской истории, религии и культуры. Он отличается богатством и разнообразием материала и высоким литературным уровнем.

С конца 1993 г. в Стокгольме действует местное еврейское «Радио Шалом». Программы радиопередач включают интервью, дебаты и репортажи на актуальные еврейские темы, новости из еврейского Стокгольма, еврейского мира и Израиля, еврейскую и израильскую музыку.

Судьба еврейских беженцев в 1930-х – 1940-х гг. и катастрофа европейского еврейства, а также восстановление еврейского государства и достижения народа Израиля как в отстаивании независимости страны и в её защите, так и в строительстве страны, в возрождении её природы, в развитии экономики и культуры, изменили самосознание шведских евреев. Сегодня они ощущают себя частью еврейского народа, ответственными за его судьбу. Практически все евреи Швеции настроены произраильски. Уже в Войне за независимость в 1948 г. участвовали еврейские добровольцы из Швеции. Шведские евреи, особенно учёные и молодёжь, часто посещают Израиль и иногда остаются в стране на более или менее длительные сроки в рамках различных программ. В Израиль ежегодно прибывают около 50-ти олим из Швеции. Сегодня в Израиле живут около 2,5 тысяч шведских олим.

В Швеции есть отделения всемирных еврейских организаций, таких, как Всемирный Еврейский Конгресс, Сионистская федерация, Международная женская сионистская организация (ВИЦО), Еврейский Национальный фонд (Керен каемет), Объединённый Еврейский призыв, ОРТ, Бней-Брит, молодёжная организация Бней-Акива, спортивное общество Маккаби и другие. Объединённый Еврейский призыв издаёт журнал «Менора» на шведском языке, посвященный, прежде всего Израилю. Еврейские организации и отдельные люди принимают участие в разъяснительной работе и в публичных дебатах в поддержку Израиля и против антисемитизма. Это главный раввин Стокгольма Мортон Нерроу, журналист Яки Якубовский, профессор-онколог и писатель Георг Клайн, учёный-славист Кришан Гернер, раввин и писатель Роберт Волков, писательница Инга Готфарб, социолог Юлиан Илицкий.

Многие шведские интеллектуалы известны своей деятельностью в том же направлении. Среди них писатель и журналист Пер Альмарк, в прошлом – председатель Либеральной партии, заместитель премьер-министра и министр труда; писатель и историк литературы Кнут Анлунг – член Шведской академии; дипломат Пер Ангер – сотрудник Р. Валленберга в Будапеште во время войны; профессор истории и журналист Йорген Вейбулл; профессор теологии епископ Кристер Стендаль; доктор теологии, публицист и писатель Йоран Ларшон, директор Шведского теологического института в Иерусалиме, получивший в 1990 г. в Стокгольме приз Фонда Ноймана «за сохранение и укрепление еврейской идентичности в Швеции». Эта особая награда присуждена была христианскому теологу в признание его заслуг в искоренении антиеврейских традиций в христианской теологии. В 1993 г. доктор Йоран Ларшон был одним из 12-ти, кто зажёг факел в День независимости Израиля – впервые этой чести удостоился человек, не являющийся гражданином страны.

В Швеции есть много дружественных Израилю и евреям общественных и христианских организаций: Общество дружбы Швеция-Израиль, Шведское общество друзей киббуцов и др. Большую роль в сотрудничестве шведских и израильских учёных, в оказании всякого рода помощи израильским учебным заведениям, больницам и другим учреждениям, играют Общество друзей Еврейского университета, Общество друзей Тель-Авивского университета и многие подобные объединения.

Комитет солидарности с евреями Советского Союза (теперь – бывшего Советского Союза) создан был для борьбы за права советских евреев и против советского антисемитизма. Комитет солидарности с Израилем противостоит анти-израильским тенденциям в Швеции. Совет сотрудничества евреев и христиан ставит своей целью покончить с тенденциозным толкованием еврейской веры христианами, добиться взаимного уважения и доверия и совместно противостоять антисемитизму.

Шведский теологический институт в Иерусалиме в своих курсах и печатных изданиях отвергает широко принятую в христианском мире теологию замещения, согласно которой церковь заменила Израиль; признаёт ответственность христиан за антисемитизм и занимается его разоблачением, разъясняет христианам истинную суть иудаизма согласно еврейским источникам и его значение для христианства, отказывается от миссионерства среди евреев, поддерживает сионистскую идею и Государство Израиль.

Более десятка небольших периодических изданий в Швеции посвящены иудаизму, евреям и Израилю и выдержаны в объективном и доброжелательном тоне. Кроме того, в Швеции издаётся большое количество книг на еврейские темы и переводов произведений еврейских и израильских писателей.

Шведский Комитет против антисемитизма посылает материалы в средства массовой информации, политическим деятелям и судебным властям с тем, чтобы не допустить распространения антиеврейской, расистской и неонацистской пропаганды, способствует ознакомлению шведского общества и особенно школьников с ужасами нацизма и противостоит отрицанию Катастрофы, так называемому ревизионизму.

В послевоенной Швеции, вследствие шока, вызванного разоблачением нацистских преступлений, антисемитизм был некоторое время крайне непопулярен. Но вскоре он стал вновь проявляться, часто связанный с неонацизмом. В 1956 г. в Швеции было основано неонацистское движение. В 1960 г. по всей стране состоялись расистские и антисемитские демонстрации.

Недавно обнародованные секретные документы Комиссии Сандлера показали, что около 1000 нацистских военных преступников или лиц, активно сотрудничавших с нацистами, нашли после войны убежище в Швеции. Все они получили шведское гражданство, и ни один не был предан суду или выдан другой стране. Также не были преданы суду шведские добровольцы, служившие в подразделениях СС, в отличие от всех других скандинавских и большинства западноевропейских стран, где такие добровольцы были осуждены на длительные сроки тюремного заключения.

Современный антисемитизм нередко выступает в виде антисионизма. «Критики» Израиля проводят кампанию ненависти против еврейского государства. Но и классический антисемитизм даёт о себе знать. Старые антисемитские обвинения и стереотипы, дожившие до наших дней, исходят из кругов крайне левых и крайне правых, из исламской среды (в Швеции более 400 тыс. мусульман), и даже от некоторых политиков, учёных и духовных лиц. Наибольшей остроты антисемитская и антиизраильская кампания в прессе достигла в 1982 г. в связи с Ливанской войной. Израильтян сравнивали с нацистами, а сионизм – с расизмом. Издание организации «Рэдда барнен» (Спасите детей) объявило, что израильтяне сбрасывают на Ливан бомбы в форме игрушек и яблок. А в газете «Афтонбладет» появилось обвинение в ритуальном убийстве арабского ребёнка.

В 1986 г. на выставке, посвящённой исламу в Историческом музее Стокгольма, свободно продавались «Протоколы сионских мудрецов», несмотря на протесты еврейских и шведских общественных организаций. В начале 90-х гг. несколько раз были осквернены еврейские кладбища в Стокгольме и в других городах. Антисемитизм в Швеции стал настолько заметным явлением, что когда в 1992 г. в Норвегии был создан Норвежский комитет против антисемитизма, в который, в отличие от шведского, состоящего из евреев и неевреев, вошли только неевреи (среди них – известная актриса Лив Ульман) одной из целей этой организации было остановить «шведскую заразу».

В 1987 г. местное стокгольмское радио отвело определённое время для передач «Радио Ислам». Его ответственным редактором и ведущим был иммигрант из Марокко Ахмед Рами. «Радио Ислам» меньше всего занималось исламом или Кораном. Его передачи, в которых участвовали такие известные шведские антисемиты, как Пер Гартон, Ян Мюрдаль, Кристофер Юлин, содержали самую грубую и злобную антисемитскую пропаганду в Европе со времён II Мировой войны. В них обильно цитировались «Протоколы сионских мудрецов», «Майн кампф» Гитлера, нацистская газета «Дер Штюрмер» Юлиуса Штрайхера, а также антисемитские статьи из Шведской прессы времён нацизма и неонацистские писания. «Радио Ислам» сообщало о всемирном еврейском заговоре, о захвате евреями всех средств массовой информации, о подрыве ими нравственности народов. Убийство 6-ти млн. евреев во время II Мировой войны было объявлено сионистским пропагандистским блефом, придуманным и используемым евреями с целью шантажа западного мира. Ахмед Рами заявлял, что «для еврея убийство нееврея является мицвой, то есть заповедью во славу Бога. Ещё большей мицвой является убийство нееврейского ребёнка, т.к. таким образом устраняется будущий враг».

Пропаганда антисемитизма по шведскому радио продолжалась более двух лет, прежде чем Канцлер Юстиции Ханс Старк по материалам, присланным ему Шведским Комитетом против антисемитизма, возбудил в Отделе по делам о свободе печати Стокгольмского городского суда дело по обвинению Ахмеда Рами в разжигании ненависти против группы населения согласно закону, принятому в 1948 г., прежде всего, с целью воспрепятствовать пропаганде антисемитизма. В ноябре 1989 г. на продолжавшемся почти три месяца процессе Ахмед Рами был признан виновным и приговорён к 6-ти месяцам тюремного заключения; в октябре 1990 г. Верховный суд Швеции отклонил кассационную жалобу Рами и подтвердил приговор. В виду того, что шведский закон о свободе печати исключительно либерален, приговор можно считать достаточно суровым. «Радио Ислам» было закрыто на год – шведский закон не допускает подобных санкций на более длительный срок. В сентябре-октябре 1992 г. в Стокгольмском городском суде состоялся третий процесс против «Радио Ислам». Давид Янсон, числившийся, по крайней мере официально, ответственным редактором передач, был приговорён к четырём месяцам тюрьмы. «Радио Ислам» прекратило свои передачи.

Процесс Рами послужил началом бурных публичных дебатов и академического скандала, продолжавшихся более пяти лет. Одним из свидетелей защиты на процессе был профессор истории религий из университета в Уппсале Ян Бергман. Он был приглашён защитой как эксперт в области иудаизма для установления, имеются ли теологические основания для заявления Ахмеда Рами. В своём свидетельстве Ян Бергман обнаружил крайнюю тенденциозность и некомпетентность в истории и религиозных традициях иудаизма. Он защищал антисемитские высказывания Рами, заявив, среди прочего, что убийство нееврея является мицвой в иудаизме, и что эта мицва широко применяется сегодня со ссылкой на галахические нормы и служит основой обращения израильской армии с арабским гражданским населением. Бергман не смог привести каких-либо доказательств из еврейских религиозных или других источников для подтверждения своих заявлений. Он уклонился от своей задачи и пытался представить Рами как защитника палестинского дела в политическом конфликте.

Свидетельство Бергмана вызвало резкую реакцию шведской общественности – евреев и неевреев. Раввины Мортон Нерроу и Роберт Волков от имени Центрального совета еврейских общин Швеции потребовали от ректора университета профессора Стига Стрёмхольма отстранить Яна Бергмана от преподавания и исследовательской деятельности в сфере иудаизма и еврейской литературы ввиду его некомпетентности в вопросах иудаизма и отсутствия научной объективности. Однако коллеги Бергмана из Теологического института Уппсальского университета и некоторые теологи и церковные круги встали на его защиту, объявив нападки на Бергмана кампанией преследования со стороны еврейских и близких к ним кругов против академической свободы профессора Бергмана и его права на собственное мнение. Ректор не нашёл достаточных оснований в соответствии с действующими правилами отстранить Бергмана от преподавания иудаизма.

Скандал вышел за пределы Швеции. К ректору обратились учёные из разных стран мира, выражая беспокойство по поводу происходящего в университете, и надежду на то, что он примет необходимые меры, чтобы не допустить ущерба для репутации университета и шведской теологической науки. Письма были переданы руководству Теологического факультета. Ответы префекта (главы факультета) Сигберта Ахсельсона содержали дезинформацию о деле Бергмана и заявление о хорошо организованной международной компании против него и Теологического факультета, в которой участвуют раввины Нерроу и Волков.

В декабре 1992 г. профессор истории религий Еврейского университета в Иерусалиме Цви Вербловский, известный и почитаемый в научных кругах многих стран, направил открытое письмо ректору Университета в Упсале Стигу Стрёмхольму, которое получили также многие университеты и исследователи в разных странах мира. В этом и в трёх последующих письмах профессор Вербловский убедительно показал научную некомпетентность и невежество Яна Бергмана, обратив особое внимание на его заявление о мицве, повелевающей убийство неевреев. Он подчеркнул полное отсутствие со своей стороны интереса к личности Яна Бергмана и к его отношению к евреям и Государству Израиль, так как «даже университетский профессор имеет элементарные человеческие права, и среди них право быть полным предрассудков, лгать, быть сколь угодно глупым, безрассудным, злым, низким и невежественным». Вербловский выразил беспокойство, что профессор уважаемого университета делает подобные заявления не как частное лицо, а как эксперт под присягой, и что его поддерживает руководство университета, которое уже своим молчанием предаёт благородные традиции своего университета. Ответы ректора содержали ссылки на результаты порученного им Теологическому факультету расследования, защищали «академическую свободу» и обходили молчанием основные пункты письма Вербловского. В результате расследований Теологического факультета была составлена «Промемория ректору», большая часть которой принадлежала Сигберту Аксельсону. Этот документ содержал защиту Яна Бергмана и позиции Теологического факультета. В заявлении для прессы говорилось, что деканат Теологического факультета отклоняет еврейскую критику против Яна Бергмана.

Социолог из того же университета доктор Юлиан Илицкий на основании тщательного изучения всех документов составил рапорт под названием «Оправдание антисемитизма», изданный Шведским комитетом против антисемитизма в сентябре 1993 г. Илицкий показал, что аргументы «Промемории ректору» основаны на искажении высказываний Бергмана на процессе и прямой лжи. В этом рапорте Илицкий привёл ещё один документ, составленный Аксельсоном и названный им «Анафема II» (под «Анафемой I» понималось осуждение иранскими властями Салмана Рушди). В этом документе Аксельсон заявил, что определённые лица, а том числе Нерроу и Илицкий, участвуют в гигантском сионистско-израильском заговоре с целью «атаковать свободу слова, свободу науки, университет, церковь, народное образование и социал-демократию» и «повлиять на судопроизводство в западных демократиях, чтобы сделать там незаконной политическую критику Израиля». В открытом письме в газету «Дагенс Нихетер» несколько видных шведских учёных, а также епископ Ингмар Стрём и профессор из Нью-Йорка Леннарт Филипсон отметили, что «этот документ содержит классические, хорошо известные антисемитские заявления, имеющие столь же малое отношение к конфликту на Ближнем Востоке, как и утверждения Яна Бергмана о еврейской религии на суде».

В апреле 1993 г. профессор иудаики из университета в Южной Флориде Джейкоб Нойснер предложил свой план примирения, согласно которому Ян Бергман должен был отказаться от своих антисемитских высказываний и принести извинения еврейской общине. Длительные переговоры ни к чему не привели, так как предложенное Яном Бергманом «извинение» было, в сущности, ещё одной попыткой обвинить своих критиков и оправдать себя, при этом он вскоре повторил свои антисемитские высказывания.

Руководство Теологического факультета по соглашению с ректором поручило провести расследование независимому профессору Инге Лённингу, бывшему ректору университета в Осло. Заключение профессора Лённинга было опубликовано в марте 1994 г. под названием «Антисемитизм как юридическое, интеллектуальное и нравственное явление». Этот документ содержит резкую критику Теологического факультета, не отмежевавшегося от антисемитизма, и ещё более резкую критику «Анафемы II» Сигберта Ахсельсона. Инге Лённинг подверг критике и ректора Стрёмхольма за то, что руководство университета не осудило подобные явления.

В заявлении для прессы, составленном Теологическим факультетом, а также в газетных публикациях ректора, видна попытка обойти критику Лённинга и оправдать свою позицию. Эти заявления мгновенно вызвали резкую реакцию учёных и журналистов. В апреле 1994 г. ректор счёл нужным сделать обстоятельное заявление под названием «Затянувшийся конфликт. Попытка отчёта». В этом отчёте ректор назвал свидетельство Бергмана на суде «крайне неудачным», осудил «Анафему II» Аксельсона и очень осторожно признал ошибки Теологического факультета и свои собственные в отношении к делу Бергмана и справедливость некоторых пунктов рапорта Лённинга, но он тут же попытался объяснить и оправдать свою позицию. Теологический факультет, за исключением бывшего и настоящего деканов и префекта Аксельсона, заявил о своём согласии с критикой Лённинга против свидетельства Лённинга против свидетельства Бергмана на суде и его защиты Аксельсоном. Прежняя реакция факультета была объяснена «смутным представлением об организованной еврейской кампании против Яна Бергмана». Факультет принял решение свести к минимуму участие Яна Бергмана в преподавании и исследованиях в области иудаики, а также предложить декану и префекту оставить свои посты, если они не присоединятся к решению факультета.

Те теологи и церковные круги, что защищали Бергмана, подвергли теперь нападкам как рапорт Лённинга, так и решение факультета. Заявления ректора были по-прежнему уклончивыми. Лишь к концу 1995 г. Ян Бергман был, наконец, отстранён от всякого участия в преподавании иудаики. Префекту Сигберту Аксельсону пришлось оставить свой пост.

Дело Рами-Бергмана показало не только наличие антисемитизма в благополучной демократической европейской стране в конце ХХ в., но и нежелание общественности более мириться с этим явлением.

Отношения между Швецией и Израилем на государственном уровне были с самого начала несколько омрачены вследствие убийства в 1948 г. в Иерусалиме шведского графа Фольке Бернадотта, племянника короля Густава V. Бернадотт был посредником ООН в арабо-израильском конфликте. Он был убит группой Штерна, считавшей его план соглашения с арабами неприемлемым и опасным. Израильское правительство, хотя и не имело отношения к убийству, принесло извинения правительству Швеции. Тем не менее, при голосовании о приёме Израиля в ООН в 1949г. Швеция воздержалась – единственный случай, когда Швеция не голосовала «за» по вопросу о приёме какой-либо страны в ООН. Дипломатические отношения между двумя странами были установлены с некоторой задержкой – в 1950 г., на уровне послов – в 1957 г.

В середине 50-х гг. и в начале 60-х при премьер-министре, социал-демократе Таге Эрландере между Швецией и Израилем установились довольно дружеские отношения. Однако в шведской внешней политике нередко проявляются про-арабские и анти-израильские тенденции, особенно после 1969 г., когда Улоф Пальме, также социал-демократ, сменил Таге Эрландера на посту премьер-министра. Это происходит в силу причин политических (стремление завоевать расположение как можно большего количества стран-членов ООН и антиамериканские настроения), экономических (импорт нефти и экспорт промышленных товаров и оружия) и идеологических (влияние левых идеологий на социал-демократические правительства Швеции и дружеские отношения с левыми диктатурами).

В 1982 г. Улоф Пальме, будучи лидером оппозиции, сравнил еврейских детей в нацистских гетто и концлагерях с палестинскими детьми, «преследуемыми точно таким же образом». Шведский министр иностранных дел Стен Андершон и глава канцелярии этого министерства Пьер Шхори в продолжение многих лет односторонне осуждали Израиль, иногда в крайне резких выражениях. При этом между Швецией и Израилем поддерживаются достаточно развитые торговые, научные и культурные связи.

Когда премьер-министром Швеции стал лидер социал-демократической партии Йоран Першон (1996 г.), отношение шведского правительства к Израилю изменилось к лучшему. Это проявилось прежде всего в оценке правительством роли Швеции во Второй мировой войне и её позиции по отношению к Катастрофе и к еврейским беженцам до войны и в её начале.

Летом 1997 г. по инициативе Йорана Першона был начат проект, получивший название Живая История. Целью проекта было сообщить как можно большему числу людей знание о Катастрофе, передать это знание следующим поколениям, противостоять попыткам отрицания Катастрофы, предупредить об опасности молчания перед лицом зла, напомнить о необходимости защищать нравственные ценности и идеалы гуманизма.

Лидеры всех политических партий, представленных в Риксдале, поддержали проект.

В рамках проекта, по заказу Канцелярии правительства, была издана книга о Катастрофе «Об этом необходимо рассказать». В книге приведены редкие документы и фотографии, рассказано об отдельных человеческих судьбах в контексте страшной исторической правды. Книга распространяется безвозмездно. Сразу после выхода в свет она была предложена 700 тыс. шведских семей, где были дети школьного возраста. Почти половина из них приняла предложение. Вскоре более миллиона экземпляров книги было распределено в Швеции. Книга была переведена на 7 языков. Десятки тысяч людей ознакомились с проектом через Интернет. Четверть миллиона детей в шведских школах просмотрели фильмы о нацизме и о сопротивлению ему. По всех Швеции были проведены семинары для учителей. Школы и университеты, культурные и просветительские учреждения и общества приняли участие в проекте.

В 1998 г. в Уппсальском университете был создан Национальный исследовательский и образовательный центр по изучению катастрофы. С самого начала проект «Живая история» получил положительные отклики лидеров других стран и способствовал усилению международного сотрудничества в этой области. До 1999 г. к проекту присоединились 9 стран.

В мае 1998 г. на Стокгольмской конференции по Катастрофе «…И расскажи сыну своему» был создан специальный комитет для содействия международному сотрудничеству в области исследования и преподавания Катастрофы и увековечения памяти о ней. Комитет поставил своей задачей побудить больше стран учредить национальные дни памяти и распространять знания о Катастрофе через средства массовой информации, образовательные и культурные учреждения.

В октябре 1999 г. Йоран Першон посетил Иерусалим с официальным визитом по приглашению института Яд-ва-Шем, где он рассказал о проекте. Это был первый официальный визит в Израиль главы шведского правительства с 1962 г., когда Израиль посетил Таге Эрландер.

В январе 2000 г. в Стокгольме состоялась трёхдневная Международная конференция по Катастрофе. Это был самый большой и влиятельный форум такого рода. В нём приняли участие политические лидеры более сорока стран, среди них премьер-министр Израиля Эхуд Барак, шведская королевская чета, председатель Всемирного еврейского конгресса Эдгар Бронфман, более восьмидесяти виднейших учёных – исследователей катастрофы из разных стран, среди них глава института Яд-ва-Шем профессор Иегуда Бауэр, а также пережившие Катастрофу. Председательствовал на конгрессе лауреат Нобелевской премии по литературе Эли Визель. По его предложению было решено сделать Стокгольмскую конференцию ежегодной. Одним из важных событий конференции была траурная церемония в память жертв нацизма в Стокгольмской синагоге, где присутствующие стоя приветствовали Йорама Першона.

Еврейская община Швеции приняла решение посадить в Израиле лес в честь Йорана Першона. Такой чести удостоился только ещё один европейский лидер, также шведский премьер-министр – Таге Эрландер.

Хотя еврейская община Швеции существует лишь немногим более 200 лет, и всегда была очень немногочисленной, многие шведские евреи внесли большой вклад в культурную и экономическую жизнь страны. Прежде всего можно назвать семейство Юсефсон. Композитор Яков Аксель Юсефсон (1818-1870) писал песни для хора, которые поют и сегодня. Его брат Людвиг Юсефсон (1732-1899) был крупным театральным деятелем, руководителем Королевского драматического театра в Стокгольме. Наиболее известный представитель этой семьи, Эрнст Юсефсон (1856-1906) - один из крупнейших художников Швеции. Рагнар Юсефсон (1891-1966) был руководителем театра Драматен, профессором истории искусств и писателем, членом Шведской академии. Вместе с профессором Маркусом Эренпрайсом, ещё одним замечательным культурным деятелем Швеции, он издал сборник переводов новой израильской лирики. Эрланд Юсефсон (р. В 1923 г.) – известный сегодня артист и писатель, был директором Драматического театра, исполнял ведущие роли в фильмах Ингмара Бергмана.

Почётное место в шведской литературе принадлежит поэту и литературному критику Оскару Левертину (1862-1906). В его поэзии любовь к шведской природе и культуре и глубокое их понимание выражены с той же силой и красотой, что и его причастность к еврейству. Его критические статьи и работы по истории литературы оказали большое влияние на читающую публику и многих научили любить шведскую литературу.

Известные историки литературы: профессор Карл Варбург (1852-1918) и члены Шведской Академии Генрик Шюк (1855-1947) и Мартин Ламм (1880-1950) были еврейского происхождения.

Огромная заслуга в расцвете шведской литературы принадлежит Альберту Бонниеру (1820-1900), основавшему в 1837 г. книгоиздательство, получившее позже его имя, и его сыну Карлу-Отто Бонниеру (1856-1941). Сегодня издательство Бонниерш – крупнейшее в Скандинавии.

Абрахам Бер, бывший главным кантором Гётеборга, издал в 1877 г. сборник еврейской синагогальной музыки, содержащий 1500 мелодий. Этот сборник стал главным стал главным руководством канторов Европы и выдержал много изданий в разных странах, позднейшее – в США. Мориц Стиллер (1834-1894) был одним из крупнейших кинорежиссёров своего времени.

В области изобразительного искусства, кроме Эрнста Юсефсона, приобрели большую известность Гескель Саломан (1821-1902) – автор жанровых картин и портретов, основатель Художественной школы в Гётеборге, профессор Академии искусств в Стокгольме; Ханна Паули (1864-1940), писавшая интересные и выразительные портреты; Исаак Грюневальд (1880-1946), автор красочных городских пейзажей и ярких портретов, основоположник современной шведской театральной декорации, профессор Высшей школы искусств.

В 1880-х гг. Швеция стала известна во всём мире благодаря особой педагогической семинарии в усадьбе Нэс недалеко от Гётеборга. Эту усадьбу купил Август Абрахамсон (1817-1898) в 1868 г. и на свои средства основал там семинарию, которая по его завещанию потом перешла к государству. Семинарией руководил его племянник педагог Отто-Арон Саломон (1849-1907). Семинария готовила учителей по ручному труду и другим нетрадиционным предметам. Посредством своей педагогической деятельности и неустанной пропаганды в речах, статьях и книгах он добился введения во всех шведских школах таких предметов, как ремесло, спорт и игры, рисование и ведение домашнего хозяйства. В его семинарии, кроме шведских учителей, обучались при его жизни 500 учителей из 40 стран, и он сам посылал инструкции во многие страны. Его сестра Софии Элькан (1853-1921) была в своё время известной писательницей.

Инженер Жак Ламм (1817-1891) основал литейный завод, ставший крупнейшим металлургическим предприятием в стране. Вильгельм Давидсон (1812-1883) открыл ресторан, ставший лучшим в Стокгольме и получивший известность за пределами Швеции. Одним из основателей современной банковской системы был Теодор Маннхаймер (1833-1900).

Еврейские благотворители играли большую роль в культурной жизни Швеции. На средства нескольких еврейских семей были основаны Концертное объединение, Театральный фонд и университет в Гётеборге. Огромное значение для шведского искусства имела деятельность мецената Понтуса Фюрштенберга (1827-1902), завещавшего свою замечательную картинную галерею Гётеборгскому музею искусств. Густав Мориц Ламм (1855-1892), сын Жака Ламма, завещал своё собрание произведений искусства Национальному музею в Стокгольме, а также оставил значительную сумму денег для премий в области искусствоведения.

На средства, собранные шведскими евреями, был установлен величественный памятник в Кристиании (Осло) на могиле известного норвежского поэта Хенрика Вергелана, умершего в 1842 г. в возрасте 37 лет. Вергелан до самой смерти неустанно боролся за права евреев. Надпись на обратной стороне памятника гласит: «Благодарные евреи за пределами норвежских границ установили этот памятник в 1847 г. (евреям было разрешено селиться в Норвегии лишь в 1851 г.)

И в последние десятилетия многие шведские евреи приобрели широкую известность. Среди них – Нелли Закс (1891-1970), поэтесса, которая в 1966 г. поделила Нобелевскую премию по литературе с Агноном; Мосес Пергамент (1893-1977), композитор, дирижёр и музыковед;, автор симфонии для хора «Еврейские песни»; Петер Вайс (1916-1986), художник и писатель; Женя Ларшон (1922-2007), писательница; Пале Грандитский (р. 1923); актёр, режиссёр и театральный деятель; Геогр Клайн (р. 1925), профессор, исследователь раковых клеток и писатель; Ерси Айнхорн (р. 1925), профессор, специалист по раковым болезням и политический деятель; Корделия Эдвардссон (р. 1929), журналистка и писательница; Тобиас Берггрен (р. 1941), поэт; Роберт Волков (р. 1950), раввин, писатель и общественный деятель.

Читайте также:

Швеция и евреи. Часть 1



М. Венгер, Заметки по еврейской истории

  • 17-03-2008, 00:18
  • Просмотров: 2325
  • Комментариев: 1
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список