Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Спасительная Доминиканская республика

Доминиканская республика занимает две трети площади острова Гаити в Вест-Индии. Здесь тесно переплелась история Старого и Нового Света. Это первая испанская колония в Новом Свете. Ее первым губернатором был Диего Колумб - сын первооткрывателя Америки.

Знаменитый английский пират Дрейк однажды сжег почти всю столицу - город Санто-Доминго. Сейчас замок Колумба отреставрирован, и в нем находится музей. В здании восстановлена обстановка времен первого хозяина. Известно, что Диего и его жена были ярыми католиками, однако на одном из столов в замке Диего стоит минора. Почему?

Об истории евреев на острове в этот период известно мало. После успешной войны за независимость и изгнания испанцев в 1821 г. в Санто-Доминго переселилась небольшая группа сефардских евреев с нидерландских Антильских островов, которая постепенно растворилась среди местного населения.

После погромов в России наметился путь еврейской эмиграции на американский континент. В конце 1882 г. бывший президент Доминиканской Республики генерал Г.Луперон предложил создать в Республике еврейские сельскохозяйственные поселения. Увы, идея не была воплощена в жизнь. В начале ХХ века в Доминиканскую Республику стали прибывать евреи из Восточной Европы и Германии.

В 1930-х годах США, Англия, и Франция практически не осуждали антисемитские действия нацистов, считая это внутренним делом немцев. В то же время в первые годы нацистского правления они принимали еврейских беженцев из Германии. Больше всех евреев приняли в эти годы США - 102 тыс. человек, Аргентина - 63,5 тыс., Англия - 52 тысячи. Но когда из Германии, Австрии и Чехословакии и Польши хлынул поток беженцев, европейские правительства забеспокоились. При всем сочувствии к евреям они не хотели открывать им границы своих стран. Англия, в руках которой находился мандат на Палестину, вместо выполнения обещания создать там национальный очаг для евреев, в угоду арабам ввела строгие ограничения на иммиграцию.

К началу конференции в Эвиане (5 июля 1938 г.) немецкие войска уже вошли и в Австрию в результате «аншлюса» (11 - 12 марта 1938), и под угрозой войны Гитлер требовал от Чехословакии передать ему Богемию. Из Польши евреи бежали из-за местных погромов. Кстати, и в Чехословакии до вторжения немцев случались погромы.

К 1938 г. на Западе усилилось давление внутриполитических сил, испытывавших недовольство наплывом еврейских беженцев. Президент США Франклин Делано Рузвельт предложил провести международную конференцию. Получили приглашения 50 стран, главным образом, уже принявших небольшое количество еврейских беженцев, но приехали представители лишь 32 государств. СССР, на тот момент союзник гитлеровской Германии, своих представителей не прислал без объяснения причин.

5 июля 1938 г. на берегу Женевского озера в городе Эвиане открылась конференция. На этой конференции было принято решение прекратить предоставление евреям убежища и въездных виз не выдавать. Тем самым был подписан смертный приговор сотням тысяч евреев, которые могли бы еще успеть покинуть Германию и оккупированные ею территории в 1938 - 1939 годы. Выступая на Эвианской конференции, делегат Австралии декларировал: «Мы не должны и не будем заниматься расовой проблемой, мы не считаем ее наиболее важной в данное время». Ворота «свободного мира» закрылись. Миллионы европейских евреев были оставлены фашистскому дракону на съедение.

Доминиканская Республика была одной из немногих стран, которая изъявила желание на Эвианской конференции принять от 100 до 200 тысяч еврейских беженцев. Условия военного времени, однако, воспрепятствовали прибытию в страну значительного числа иммигрантов. За годы Второй мировой войны численность еврейской общины в стране возросла с сорока до тысячи человек. Большая их часть после войны переселилась в другие страны.

В 2000 г. в Доминиканской Республике жили около двухсот евреев, причем большая часть в столице, городе Санто-Доминго. Около 30 семей живут в Сосуа, где они во время войны с помощью Агро-Джойнта (Jewish Agriculture Community in New York - «Agro-joint») основали молочные фермы, овощные хозяйства и банановые плантации.

Организация, объединяющая евреев страны, - Еврейская община Доминиканской Республики. В Санто-Доминго и Сосуа функционируют синагоги. В столице действует Воскресная школа, в которой обучаются 10 - 15 человек. Еврейская община издает журнал «Шалом», который выходит раз в два месяца.

В Сосуа есть небольшой еврейский музей. В республике нет ни одного своего раввина, на еврейские праздники раввины приезжают или из Флориды, или из какой-нибудь испаноязычной страны.

Евреи попали и на юг страны в начале 1960-х годов. После воцарения Кастро на Кубе на юге Доминиканской Республики осели тысячи эмигрантов с острова «Свободы», в том числе и евреи. Они помогли превратить до того безлюдный юг Доминиканской Республики в процветающую область.

Между Израилем и Доминиканской Республикой существуют дипломатические отношения. 25-26 сентября 2003 г. президент Доминиканской Республики Х. Меуна посетил Израиль с официальным двухдневным визитом. Это был первый в истории отношений между двумя странами визит президента Доминиканской Республики в Израиль. Во время визита были заключены экономические соглашения между двумя странами. Необычный многонациональный доминиканский город Сосуа с идиллическими пляжами и большим разнообразием развлечений в 15 милях от города Пуэрто-Плата. Эти края на севере страны называют «Янтарным побережьем» благодаря самому богатому в мире месторождению янтаря, обнаруженному в холмах неподалеку отсюда. Я никогда раньше не видел таких больших кусков янтаря. Причем некоторые куски имеют необычайно красивый дымчато-голубой цвет. В магазинах вы можете увидеть фантастически красивый янтарь всех оттенков, цена которого составляет от нескольких долларов до десятков тысяч.

Сосуа состоит из двух селений, расположенных на противоположных частях бухты: Лос-Чарамикос, сохранивший патриархальный сельский вид, и Эль-Батей - туристический центр.

Еврейские беженцы стали разводить крупный рогатый скот и наладили производство молока и молочных продуктов. Они же построили деревню Эль-Батей, которая вскоре превратилась в процветающий городок. В Сосуа находится огромный ремесленный рынок. Здесь можно найти все что угодно: изделия из кожи, глины, дерева, живопись, кораллы, и т. д. Никто не уходит с рынка с пустыми руками.

История еврейской общины в Сосуа началась в 1938 г. в городе Эвиане на берегу Женевского озера, где президент США Франклин Делано Рузвельт организовал международную конференцию по еврейскому вопросу в фашистской Германии. Делегаты 32 стран дружно возмущались действиями нацистов, но принять еврейских беженцев из Германии отказались. И лишь президент Доминиканской Республики Рафаэль Трухильо согласился принять от 100 до 200 тысяч евреев.

Репутация Р. Трухильо в глазах мировой общественности была отвратительной из-за убийства более 20 тысяч чернокожих - сезонных рабочих из Гаити. Шквал протестов из-за массовой резни пронесся по США, Европе и Африке. Р. Трухильо хотел заполучить в страну образованных и деловых людей. Кроме того, американские евреи обязались выплачивать Доминиканской Республике по 5 тысяч долларов за каждого беженца. Но при этом диктатор поставил условие: Доминиканская Республика будет принимать только семейные пары и молодых мужчин. Поэтому в 1939 году Трухильо не принял беженцев с печально известного корабля из-за того, что там было много женщин, детей и стариков.

Обустройством еврейских беженцев занимались не столько власти страны, сколько «Агро-Джойнт». С этой целью было зарегистрировано в Доминиканской Республике Dominican Republic Settlement Association (DORSA). На счет ДОРСА из США еврейские организации переводили деньги на покупку земли в районе между городами Сосуа и Сабенте, на приобретение сельскохозяйственного инвентаря, животных и прочие расходы.

В мае 1940 года в город Сосуа прибыла первая группа еврейских беженцев: 27 мужчин, 10 женщин и один ребенок по имени Денни Хербер. В середине сентября того же года в Сосуа прибыли еще 54 спасенных немецких еврея. В октябре пришло судно из Лиссабона с 44 евреями из Германии, Чехословакии и Австрии. Всего до конца 1940 г. в Сосуа прибыли 170 беженцев. Еще столько же добрались сюда в 1941 г. В 1942 г. количество беженцев в этом городе возросло за счет прибывших из Вены и Люксембурга, а общее количество евреев составило 571 человек. К несчастью, фашистские подводные лодки потопили в Атлантическом океане несколько судов с еврейскими беженцами, которые надеялись укрыться в Доминиканской Республике. В 1947 году в Сосуа прибыла группа немецких евреев из Шанхайского гетто.

Поначалу беженцы организовали киббуц - по типу израильских. Строились жилые дома, сельскохозяйственные сооружения, системы водо- и электроснабжения, канализационные сети и очистные сооружения. Проблемой стало то, что большинство беженцев были жителями городов, незнакомые с сельскохозяйственным производством. Поэтому жизнь поселенцев была трудной, но тяжелый труд фермеров постепенно принес плоды. Все усугубляла малярия. Тем не менее еврейская община увеличивалась за счет естественного прироста.

Далее последовало строительство медицинской клиники, которая начала обслуживать еврейских поселенцев и местных жителей. Это подняло авторитет евреев среди обитателей Сосуа. Затем построили синагогу и школу. К 1950 году были построены гостиница, кинотеатр и дороги к фермам, синагога и еврейский музей.

Р. Трухильо с гордостью показывал иностранным гостям еврейский комплекс в Сосуа и пропагандировал подобное строительство в других городах. Кроме того, он использовал зарождение еврейского поселения в своей стране как пропагандистский шаг. И вправду, нищая Доминиканская Республика приняла несколько сот евреев, а высокоразвитые страны отказались.

Но жизнь в тропическом климате и непривычный род деятельности были мучительными. Поэтому после окончания Второй мировой войны часть евреев уехали в США и Израиль. И все же 50 семейных ферм производили молоко и сыры, выращивали скот на мясо и продукты из него. Продукция еврейских ферм считалась в стране деликатесом.

Всяческого уважения заслуживает создание еврейского музея в Сосуа и архива при нем. Здесь хранятся вещи первых еврейских беженцев 1940-х годов и документы. Не осталось следов только от семи семей, прибывших до 1950 года. Все остальные семейные истории более или менее подробно представлены в еврейском музее и архиве. Сотрудники музея ведут летопись жизни еврейской общины Сосуа. Экспозиция музея рассказывает о повседневной и религиозной жизни местных евреев на протяжении более полувека до сегодняшних дней.



В.Снитковский, Еврейский мир (З)

  • 26-03-2008, 18:33
  • Просмотров: 2956
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

Эксклюзивные подарки от Йосефа Роджеро


  • Sterling Silver Biblical Chess Set
  • Sterling silver clock
  • Sterling Silver Bird
Перейти к подаркам

    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список