Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

По стопам «Духов еврейского кладбища острова Кюрасао»

Одно из моих хобби – путешествовать по местам, связанным с еврейской историей. В конце ноября, воспользовавшись выходными, мы с женой и сыном отправились на неделю на остров Кюрасао в Карибском море.

Остров был открыт в 1499 году в ходе третьей экспедиции Колумба и первоначально принадлежал Испании. В 1634 году остров был захвачен Голландией. Тогда же здесь появился первый еврейский поселенец, Самуэль Кохено , служивший переводчиком в Вест-Индийской Компании. В 1650 г. на Кюрасао проживало 12 еврейских семей. В 1651 году создается сельскохозяйственное поселение и община «Микве Исраэль» с синагогой, первой в Новом Свете. В 1654 г. прибывают переселенцы из Бразилии, и община увеличивается. Возводятся еще три синагоги.

Еврейская община острова считалась «родительницей» всех еврейских общин Америки, она помогала создать первые синагоги на территории США.

В 1750 году на острове проживало 2000 евреев, они составляли около половины его белого населения. Местные власти часто посылали евреев с дипломатическими поручениями в Венесуэлу и на соседние острова. С 1830-х годов евреи избирались в руководство местных совещательных органов, таких как Колониальный совет, они часто становились консулами Нидерландов в разных странах Северной Америки.

Количество евреев на острове сокращается, начиная со второй половины XIX века в результате эмиграции в США и другие страны, а также ассимиляции. В начале ХХ века насчитывалось несколько сот евреев, ныне обе общины, ашкеназская и сефардская, составляют примерно 300 человек.

Музей в гостинице

Мы жили в отеле «Кура Хуланда» (на местном языке папьяменту это означает «Голландское подворье») в Отрабанде, представляющем собой отреставрированное поместье XVIII-XIX вв. Этот отель, при котором действует музей, был создан голландским евреем Яковом Деккером , большим любителем Африки. Я не ожидал увидеть в небольшом музее, посвященном африканским рабам, что-либо особенно интересное, и был приятно удивлен, обнаружив здесь впечатляющие экспозиции, посвященные истории работорговли, африканскому искусству, царствам западной Африки и многому другому.

Из экспонатов, связанных с мореплаванием и колонизацией Вест-Индии, меня больше всего заинтересовало устройство для опреснения воды (размером с большой самовар). Также весьма любопытна выставка “The Lands of Abraham”, посвященная древнему Ближнему Востоку, с упором на Палестину. Особенно интересной мне показалась менора III века до нашей эры (по уверению директора музея) из Луристана в Иране. Удивительно, что так много подлинных (по уверению экскурсоводов) экспонатов находится в таком удаленном месте, как музей при отеле на Кюрасао.

Язык папьяменту

На острове два официальных языка: голландский и папьяменту. Папьяменту – креольский язык, созданный разноплеменными рабами для общения друг с другом и с колонизаторами. Имеет грамматику языка субстрата, восходящую к африканским языкам, а словарный состав заимствован из многих языков, прежде всего, испанского и португальского, голландского, аравакского (языка местных индейцев).

Долгое время папьяменту оставался бесписьменным языком, но в настоящее время на нем издаются газеты, художественные произведения. Любопытно, что самым ранним известным письменным документом на папьяменту является датированное 1776 годом письмо одного еврея с Кюрасао своей жене.

Особенно интересен вопрос о еврейском влиянии на папьяменто. Евреи, составлявшие до половины белого населения острова, были в основном потомками выходцев из Португалии. Еврейско-португальский оставался официальным языком синагоги до конца XIX века. Это облегчало для евреев контакт с рабами, прибывавшими из португальских колоний в Африке, таких как Ангола. В настоящее время сложно отделить португальские и испанские слова, принесенные рабами из Африки, от слов, заимствованных у евреев. Однако в папьяменту есть и ряд слов, заимствованных их иврита.

Профессор Исаак Эммануэль в книге Precious stones of the Jews of Curacao приводит примеры:

Beshimanto. От «бэ-симан-тов» («хорошая примета», ивр.) – используется при успешном завершении сложного дела.

Beth haim ta spok. От «бейт-хаим» ("кладбище", ивр), «та» – глагол связка, «spok» от голландского "охотится". Значит "[Духи с] еврейского кладбища преследуют" – о голодном человеке.

Bo ta un Parnas. От «бо» – для (португ.), «та» (глагол связка, афр.), «ун» – (неопределенный артикль, исп.), «парнас» (должность старосты в синагоге (ивр.). Выражение обозначает упрямого человека.

Lantabel Lanta. От alevantar ("подниматься", исп.), авель ("траур", ивр.). Обозначает человека, завершившего первую неделю траура.

Mal panim. От «Mal» ("плохой", исп.), «паним» ("лицо", ивр.). Обозначает человека с дурными качествами.

Panim beganab. От «паним» ("лицо", ивр), «бе» (предлог местонахождения, ивр), ганав ("вор", ивр.)

Talbit talha col amesh maptin. – «маарих тирха, коль хамеш мафтир», ивр. (или что-то в этом роде), рассказывает одну и ту же историю пять раз.

Синагога «Сноа»

Как уже было сказано, синагога общины «Микве Исраэль» была построена в 1730 году и действует до сих пор. При синагоге есть небольшой музей, привлекающий туристов. Во дворе выставлены копии наиболее красивых надгробий со старого еврейского кладбища. Названия синагоги, «Сноа», происходит от Esnoga (португ.) эш ногеаh («Сияющий огонь» на иврите, некоторые каббалистические толкования обозначают этим выражением синагогу).

Интересной особенностью синагоги является слой мелкого сухого песка, покрывающий пол. Песок символизирует времена исхода из Египта и скитаний по пустыне. К другой особенности следует отнести наличие органа. Как известно, галаха запрещает инструментальную музыку в ходе субботнего и праздничного богослужения. Однако после раскола общины в 1864 году и отделения богатых реформистов, руководство общины задумалось о том, как сделать богослужение более привлекательным и зрелищным. Среди рекомендаций комитета общины было создание хора и установка органа. Хахам (раввин) Хумасейро постановил, что органистом должен быть нееврей, во избежание нарушения евреем шаббата. В 1930 году, по многочисленным просьбам верующих, правление синагоги разрешило органную музыку даже в Йом-Кипур.

К 1950-60-м годам практически стерлась разница между ортодоксальной общиной «Микве Исраэль» и реформистской «Эммануэль» - в образе жизни и отношении к религии. Общины объединились, используя реконструктивистский ритуал. Богослужения проводятся в синагоге «Сноа», а здание «Темпл Эммануэль» было продано государству. Ныне в нем располагается островная прокуратура.

Мы посетили синагогу «Сноа» в пятницу вечером и субботу утром. Присутствовало человек десять из общины (включая одну темнокожую женщину) и несколько туристов. Служба с органом и микрофоном ведется американским «рабаем». Молитвы на иврите, но все пояснения, проповеди и прочее – по-английски. Прозвучала только одна традиционная молитва по-португальски, кажется, за здравие королевы Нидерландов. К сожалению, это означает, что своих голландско-сефардских традиций у них уже практически не сохранилось.

Я разговорился с человеком, который оказался представителем династии Мадуро (он и читал португальскую молитву). Семейство Мадуро весьма влиятельно на острове. Принадлежащий им банк – крупнейший на Нидерландских Антильских островах. Они же открыли на Кюрасао мемориальную историческую библиотеку. На мой вопрос, почему в синагоге не используют традиционный сефардский молитвенник (вместо американского реконструктивистского с английским переводом), он ответил, что ему это тоже не нравится, но все раввины у них из Америки. Во всем мире сефардские синагоги – ортодоксальные (кроме еще одной в Панаме), а их община не хочет пользоваться ортодоксальным ритуалом, вот и приходится использовать американский ашкеназский молитвенник.

Кладбище

Кладбище "Бет-Хаим" ("Дом Жизни" – это название отражает веру евреев в бессмертие души, заимствовано у амстердамского кладбища Бет-Хаим), расположено к северу от Виллемстада, где находилось первоначальное еврейское поселение. Самый старый сохранившийся памятник датирован 1668 годом. Большинство из 2500 надгробий представляют собой тумбы-саркофаги с надписями на верхней поверхности. Надписи, как правило, на португальском и испанском языках, хотя встречаются английские и даже на французском и идише. Многие надписи содержат хотя бы несколько древнееврейских слов.

Необычными являются изображения на надгробиях. Здесь встречаются вполне реалистически проработанные библейские сюжеты, различные мотивы, символизирующие смерть и бренность жизни: череп с костями, песочные часы, косы, срубаемые деревья, сцены на смертном одре, изображения руки с топором, простирающейся с небес. Встречаются изображения корабля и ангелочков с крыльями.

Сефардские евреи Кюрасао считали изображения людей вполне допустимыми. Впрочем, подобные изображения можно встретить на кладбищах Амстердама или Венеции. Многие исследователи полагают, что эти изображения свидетельствуют об ассимиляции и заимствовании изобразительных мотивов у христиан и об общей моде того времени на неоклассические памятники.

К традиционным еврейским изобразительным мотивам я бы отнес изображения благословляющих ладоней и короны на надгробиях коэнов.

На кладбище имеется надгробие Ривки Спинозы (1695), сестры философа Баруха Спинозы .

Посещение синагоги и кладбища наводит на мысль, что за какие-то 150-200 лет после изгнания с Иберийского полуострова попавшие в Нидерланды сефарды сформировали культурную традицию, столь сильно отличающуюся от более привычных нам сефардов из Марокко или Турции.

Рядом с выделяющимся среди остальных памятником семьи Ешурун мы обнаружили тарелку, а на ней несколько камней, старые заржавевшие монеты и другие предметы. Поскольку у евреев вроде бы не принято приносить усопшим на могилы подношения и деньги, то возникло подозрение, что делают это неевреи.

Г-н Мадуро рассказывал мне, что это делают вудуисты, которые полагают, что духи евреев обладают особенно ценными качествами, потому они проводят свои обряды именно на еврейском, а не на других кладбищах. По его словам, делают это не местные потомки рабов, а переселенцы с острова Гаити. Известно, что у местных темнокожих островитян (а не пришельцев с Гаити) существуют разнообразные поверья о духах с еврейского кладбища.

Михаил Носоновский , Вашингтон, используя материалы http://berkovich-zametki.com (публикуется в сокращенном виде)



http://skyglobe.ru/referat/referat/74760/

  • 18-06-2008, 11:41
  • Просмотров: 960
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

Ещё в разделе:
Австралия | Австрия | Азербайджан | Алжир | Америка | Аргентина | Армения | Африка | Багамы | Балканы | Белоруссия | Бельгия | Бирма | Боливия | Босния и Герцеговина | Бразилия | Великобритания | Великобритания | Великобритания | Венгрия | Венесуэла | Гаити | Гваделупа | Германия | Гибралтар | Голландия | Греция | Грузия | Дагестан | Дания | Доминиканская республика | Европа | Европа | Евросоюз | Египет | Зимбабве | Израиль | Индия | Индокитай | Индонезия | Ирак | Иран | Ирландия | Испания | Италия | Йемен | Кавказ | Канада | Каталония | Киргизия | Китай | Коста-Рика | Куба | Латвия | Латинская Америка | Ливия | Литва | Люксембург | Мальдивы | Марокко | Мексика | Молдова | Нидерланды | Никарагуа | Новая Зеландия | Норвегия | о.Кюрасао | Панама | Перу | Польша | Португалия | Россия | Румыния | Северная Корея | Сербия и Черногория | Сингапур | Сирия | Словакия | Суринам | США | Таджикистан | Тобаго | Тринидад | Тунис | Турция | Уганда | Узбекистан | Украина | Уругвай | Финляндия | Франция | Франция | Чехия | Швейцария | Швеция | Шотландия | Эстония | Эфиопия | ЮАР | Южная Корея | Япония




    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список