Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

В стране многоцветного туфа

Редкое солнце, частый дождь, в горах сменившийся снегом, – так встретила нас скалистая Армения. Это действительно страна камня. Как будто ее вырубали прямо из гор…

В Ереване вскоре проглянуло солнышко, озарив все многоцветие камня, из которого сложены столичные дома-дворцы. Ереван выстроен из «национального» армянского камня – туфа. Его цвета – это краски заката, угасающего светила. От солнечного желтого – к яркому апельсиновому, дальше – розовый, приглушенный сиреневый, насыщенный фиолетовый, тусклый серый и почти черный. Всё! Солнце зашло…

Архитектура армянской столицы – тот редкий случай, когда и в жестких условиях современности народ сумел сохранить национальные традиции и древнее достоинство. Даже в эпоху Страны Советов армянские зодчие умудрялись возводить современные дома, «с естественностью и грацией воспроизводящие рисунок и контуры древних армянских строений».

НЕСМЕТНОЕ МЕНЬШИНСТВО

Наверное, в равной мере применимо и к евреям, и к армянам определение Хуана Рамона Хименеса – «несметное меньшинство»…

Армяне – древний народ, народ, переживший множество войн, народ-путешественник, народ, веками терпевший гнет захватчиков, народ, в борьбе обретавший свободу и вновь попадавший в рабство.

Армяне строги, но доброжелательны и чем-то неуловимо отличаются от всех остальных кавказских народов. Один мой коллега объяснил этот феномен просто: «Им присущи все кавказские добродетели, но не свойственны противные кавказские “понты”».

Две нации – армян и евреев – сближает схожая история: многочисленные войны, гнет иноземцев, рассеяние по всему миру. А еще – геноцид всего народа. Но объединяет евреев и армян не только история испытаний, но и близость отношения к вещам символичным – книге и вину. Если говорить о виноделии (прежде всего о винокурении), то армяне преуспели в этом никак не меньше евреев…

И книгу они, как и евреи, боготворят. Оказывается, в каждом армянском селении существовали выборные «книжники», крепкие парни, в обязанности которых входило в случае опасности спасать книги – народную мудрость и общечеловеческое знание. И высоко в горах Армении, в малодоступных местах, археологи не раз находили просмоленные мешки, а в них – старинные рукописи. Говорят, во время землетрясения в Спитаке в 1988 году книги спасали наравне с людьми. «Если выживут книги – сохранится нация». Это и у армян, и у евреев в крови…

Раввин Армении Герш-Меир Бурштейн считает, что общность двух народов имеет глубокие исторические корни, ведь границы Великой Армении доходили до границ Великого Израиля. Заметно сходство и в старинной еврейской и армянской музыке, в армянском языке много слов из арамейского. У обоих народов большая диаспора, больше, чем население этих двух государств.

«Между нами, естественно, есть и различия. Не надо забывать: армяне никогда до конца не теряли свою историческую родину. А евреи две с половиной тысячи лет родины не имели, это способствовало их большему сплочению во имя национальной безопасности Израиля. Идея возвращения и объединения существовала у евреев на протяжении всей истории рассеяния», – говорит рав Герш.

Истина, приписываемая Иосифу Флавию и в обыденном сознании ставшая аксиоматичной: «Евреям в Армении живется хорошо». В наших беседах на земле армянской мы вольно или невольно приходили к выводу: на сегодняшний день проблема антисемитизма для здешних евреев неактуальна. Во всяком случае, в этих краях им всегда жилось легче, чем где-либо, – людьми «второго сорта» среди армян, уважающих народ Книги, они себя никогда не ощущали.

Другое дело – отношения с властью. Но они всегда специфичны вне зависимости от ее национальной принадлежности. Во всяком случае, с сожалением констатирует рав Герш, помощи от руководства республики в возврате еврейской собственности община не ощутила. В гуманитарной сфере, на уровне личных контактов – другое дело…

ОТ ТИГРАНА ДО САРКИСЯНА

В Армении евреи живут более двух тысяч лет. Исторические документы указывают, что первые иудеи появились здесь во времена правления царя Ирода I Великого в Израиле и царя Тиграна II Великого в Армении.

Мовсес Хоренаци в своей «Истории Армении» (V век н. э.) утверждает, что царь поселил многих иудейских пленников (согласно источникам, около 300 тыс.) в городах Армении. Как сообщают армянские летописцы, вначале – в древнем Армавире и в селении Вардкес на берегу реки Касах. Второй раз, взяв в плен евреев, Тигран II поселил их в Ване. Первая волна приняла христианство, а вторая – ванские евреи – продолжала исповедовать иудаизм.

В армянском народном сознании прочно укрепился миф: ванцы – это потомки евреев. Ведь ванец сначала спрашивает: «Дэхин канисэ?» («Желтое почем?»), то есть «Сколько стоит золото?», а потом уже говорит: «Доброе утро!»

С 1840 года евреи Эриванской губернии были представлены двумя общинами – ашкеназской и сефардской. У первых был молельный дом (шул), у вторых – синагога «Шейх Мордехай», действовавшая с 1860 года. Там наряду с ивритом был в ходу иранский язык, во время молитвы сидели «по-ирански».

В 1920-х годах численность евреев в Армении значительно сократилась: в 1926-м их было, по официальным данным, всего 335, причем мужчин вдвое больше, чем женщин. Это объясняется историей 1915 года и последующей советизацией Армении.

Современная еврейская община в основном представлена евреями, приехавшими в Армению из разных республик бывшего СССР. Первые поселенцы появились в середине 1930-х годов, сюда же эвакуировались евреи в годы Великой Отечественной. В послевоенные годы Армения переживала период бурного развития, и в республику начали стекаться евреи-специалисты; оставались по окончании срока службы многие военные с семьями.

Согласно исследованиям, 37% нынешних евреев поселились в Армении до 1960-х годов. В 1989 году около 70% евреев назвали родным языком русский, 26% – идиш и 5,6% – армянский.

Конец 1980-х – начало 1990-х ознаменовались событиями в Азербайджане, Нагорном Карабахе, землетрясением, обострением социальных проблем.

Из-за блокады республику в 1992–1993 годах покинули около 6 тыс. евреев. «Данная алия состояла из людей, раннее об отъезде и не помышлявших. Причем они стали покидать Армению тогда, когда, наконец, получили возможность развивать общину», – говорит рав Герш. Сейчас, по его словам, здесь проживает до 600 евреев по Галахе: «Сегодня община пусть и малочисленна, но достаточно активна. А отток евреев из Армении в настоящее время прекратился».

Более того, в последние годы евреи начали снова съезжаться в Армению. По некоторым оценкам, это уже 10% от общего количества. Сегодняшние члены ереванской общины обладают высоким образовательным цензом и востребованными профессиями: большинство – врачи, педагоги, инженеры, музыканты, ученые, специалисты в области информационных технологий. Безработица среди евреев меньше, чем в среднем по стране. Евреи Армении в основном говорят по-русски, в том числе и в общине. Многие изучают иврит, большинство хорошо владеют армянским. Однако национальный язык остается изучаемым, а русский – наиболее употребительным…

ДРЕВНЕЙШЕЕ ЕВРЕЙСКОЕ КЛАДБИЩЕ

Мы километрах в 130-ти от армянской столицы, на юго-востоке страны, в марзе (области) Вайоц Дзор. Камни вокруг неповторимого зеленовато-серого оттенка – «цвета вечности». Центр марза – город Ехегнадзор. Не доезжая до него с десяток километров – село Ехегис (а может быть, Егегиз или Ерегиз – русскими буквами армянское произношение не передашь). За селом – лишь переехать мост через одноименную реку – цель нашей поездки, старинное еврейское кладбище.

Камни непривычной формы. Это не обычные плиты – мацевы, полукруглые или же треугольные сверху. Надгробия на средневековом еврейском кладбище по форме напоминают толстенные гладко оструганные бревна, «распиленные» на куски метра по полтора длиной. На многих сохранились надписи, некоторые украшены необычным орнаментом.

Ряд камней – явно ограда, разделяющая две части кладбища (скорее всего, мужскую и женскую). Видно: ничего не менялось на протяжении многих столетий. Перед нами «срез древнейших времен»…

Громкую научную славу местное захоронение обрело совсем недавно, когда профессор Майкл Стоун из Еврейского университета в Иерусалиме заявил: обнаружено самое раннее в мире еврейское кладбище, уникальное тем, что на многих надгробиях сохранились надписи на иврите и арамейском.

Усик Мелконян – старший научный сотрудник Института археологии и этнографии НАН РА, кандидат исторических наук и руководитель археологической экспедиции, исследовавшей это кладбище, – изучал его еще в конце 1970-х. Однако тогда серьезные археологические работы не велись.

После стоуновского открытия был подписан трехсторонний договор между Иерусалимским университетом, ереванским Институтом археологии и этнографии и Армянской апостольской церковью и в 2000–2001 годах организована совместная экспедиция. В ходе работ были найдены и изучены 12 надгробных камней с двадцатью надписями (на некоторых камнях сразу по 2–3 текста), которые датируются периодом с 50-х годов XIII века до начала XIV века. По форме камни не отличаются от армянских надгробий того же времени – очевидно, их делали армянские мастера, а затем на плиты наносился текст на иврите и арамейском (биографические сведения, указание профессии покойного и прочее).

…Однако оказывается, что открытие это еще более раннее. Заметка, посвященная Ехегисскому кладбищу, появилась в трудах Императорской академии наук «Христианский Восток» (том 1) в… 1912 году.

«Член Эчмиадзинской братии» архимандрит о. Гарегин (Овсепян) в 1910 году был в Ехегисе, сфотографировал камень и прислал снимок академику Николаю Марру. Тот обратился к крупнейшему русскому гебраисту профессору П.К. Коковцеву, который датировал надпись 1808 годом селевкидской эры, «т. е. 1496–1497 г. по Р. Х.». (Напомним, что МайклСтоун, Усик Мелконян и другие ученые утверждают, что все надписи в Ехегисе относятся к XIII и XIV векам.) Михаил Носоновский из Бостона считает, что, если датировки памятников верны, можно говорить о существовании еврейской общины в Ехегисе не только в конце XIII века, но на протяжении более 230 лет, по крайней мере вплоть до конца XV столетия.

Так что новое – это хорошо забытое старое. Особенно, если дело касается археологии.

На Севане – одном из самых высоко расположенных в горах озер в мире, мы отведали форели и сига, полюбовались синевой воды и красотой обрамляющих озеро гор и даже белизной ни с того ни с сего обрушившегося на нас снега. А главное – встретились с удивительными людьми, представляющими в Армении еврейскую общину русских-иудеев!

На высоте 2000 метров над уровнем моря, в поселке Севан (бывшее село Еленовка), в доме Татьяны Караваевой на улице Наиряна, 50, собрались наши добрые хозяева – прочитать молитву, попеть еврейские песни, отпраздновать Пурим и нежданный приезд гостей из далекой Москвы. Председатель общины Михаил Жарков нездоров, и нас привечают другие иудеи Севана, не многочисленные, но очень радушные. Типично русские фамилии – Ершовы, Гусевы, Уткины, Королевы – соседствуют с библейскими именами: Аарон, Моисей, Иосиф, Яков…

Они появились в здешних краях в 1830-х, после присоединения этих земель к Российской империи. Как рассказывали старожилы, выселяли их на Кавказ из Тамбовской, Саратовской, Тульской губерний еще при Екатерине II. Сначала жили в горах, потом перебрались к озеру Севан, где и основали Еленовку.

Название это восходит к имени невестки московского царя Ивана III, принявшей иудаизм. Известно, что при дворе Ивана Великого позиции «жидовствующих» были достаточно сильны: к ним, помимо Елены, примыкал царский фаворит дьяк Федор Курицын; митрополит Зосима, как писал летописец, соблазнял простых людей, «питая их еврейским ядом», да и сам царь вел переписку на иврите с купцом из Кафы Хозой Кокосом, уполномоченным хана Менгли-Гирея. Однако в 1504 году руководители секты были сожжены, а Елена брошена в темницу, где вскоре умерла. Иудеи ушли в подполье.

Еленовцы показывают нам свои сидуры, по которым молились их деды и прадеды. На потемневшей от времени обложке – тисненая надпись: «Молитвы евреев». Юрий Ааронович Ершов открывает книгу своего деда. Это напечатанные в Эривани в 1908 году «Молитвы иудейской общины на весь год». Осуществил это издание Елиазар Ааронович Семенов, он же основал в середине XIX века еленовское еврейское кладбище.

Перед революцией в Еленовке было около 400 дворов. Лишь в XX веке появились беженцы из Турции, Ирана. Место было богато рыбой; разводили овец и коров, сажали яблони, груши, сливы, выращивали пшеницу, ячмень, картофель. Жили зажиточно. Юрий Ааронович рассказывает, что его дед Исай перед революцией ездил в Палестину, купил там землю; «но заваруха началась, и все пропало».

На той же улице Наиряна, под номером 8, – здание из черного базальта, бывшая синагога. После 1917 года дом отобрали. Сейчас здесь магазин.

До того как построили синагогу, собирались на молитву в доме Куделиных. Раньше было три Сефер Торы, сейчас два свитка находятся в Тбилиси, третий передан в Ереван, говорит Юрий Ааронович. Строго соблюдали субботу (по пятницам печку топили два раза, чтобы всю субботу сохранить в домах тепло и заготовить еды в чугунках), отмечали все еврейские праздники. Перед Песахом в русской печи пекли мацу, в огородах обязательно выращивали хрен. Вспоминают, что на Пурим всегда было много снега: «Поэтому катались на санях с гармошкой, пели, плясали. Весело справляли!»

Сегодня здесь осталось человек 20 пожилых людей, говорит Ольга Аароновна Ершова, остальные уехали, в основном в Россию, часть из них компактно поселилась на Кубани. Известны случаи, когда умерших в России привозили в Севан, чтобы похоронить на своем кладбище, прочитать кадиш.

Жизнь в общине, встречи субботы, совместная молитва, еврейские праздники – вот радости, которые остались у пожилых членов севанской общины. Они садятся кружком у теплой печи и начинают распевно… Звучит песня про Йосефа и его двенадцать братьев…

«Я ЗАБЕРУ ТВОЮ БОЛЬ…»

В резолюции о геноциде армян, принятой недавно конгрессом США, приводятся слова Гитлера, сказанные им в 1939 году: «Кто помнит сейчас о резне армян?» Фактически с этих слов начинался Холокост. Закономерная параллель между двумя крупнейшими геноцидами XX века: геноцид армян остался безнаказанным, что и обусловило Холокост. Не будем забывать об этом! Огромная стела серого камня вознеслась к небесам, словно вопиет о страшной катастрофе армянского народа. У подножия монумента из недр земли вырывается Вечный огонь. Оттуда же, из земли, льется траурная музыка. Мы – в Ереване, на холме Цицернакаберд, у мемориала жертвам геноцида.

Рядом, на Аллее памяти, установлены мемориальные плиты, среди которых одна – с именем еврея Генри Моргентау, посла США в Османской империи в 1913–1916 годах, организовавшего и возглавившего движение протеста против геноцида армян. Еще одна – в память о Теодоре Верфеле, авторе «40 дней Мусса Дага», одного из самых ярких романов об армянской резне.

Есть в центре Еревана еще один памятник. Он уникален тем, что к нему приносят и цветы, и камни. Он объединил два горя, две боли – геноцида и Холокоста, – две величайшие трагедии ХХ века, схожую участь армянского и еврейского народов. На двух белоснежных стелах надписи на армянском и на иврите: «Быть или забыть...» Между стелами – стилизованный огонь Памяти двух народов. Эта бронзовая свеча по вечерам горит, словно говоря: «Никогда больше!» Мемориал открыли 27 сентября 2006 года. Инициатором его создания в центре армянской столицы стала еврейская община Армении. Открывали памятник под звуки скрипок, исполняющих «Песнь песней» армянского композитора Вилли Вайнера.

Есть в армянском языке выражение: «Цавэт танэм». Дословно переводится так: «Я заберу твою боль». Смысл прост: я возьму на себя часть твоих страданий, и тебе станет легче. Страшная память – о геноциде и о Холокосте – объединяет два народа: «Цавэт танэм!..»

ЕВРЕЙСКИЙ КОРАБЛЬ

Конечно, здесь, в Армении напрашивается сравнение не с кораблем, а с ковчегом. Но это было бы некорректно. Я не знаю, сколько на ковчеге было палуб. А в ереванской синагоге – знаю: три.

Пристань еврейского корабля – в Ереване на улице Нар-Доси, 23. Это Еврейский религиозный центр Армении «Мордехай Нави». Капитан – раввин Герш-Меир Бурштейн, а его верная подруга в трудном плавании по высоким волнам веры – рабанит ЛеяПремыслер, возглавляющая благотворительный общинный центр «Орот Хесед».

Общинный центр «Мордехай Нави» – это, конечно, молельный зал, а также благотворительная столовая и воскресная школа. Еженедельно в шабат после молитвы в Центре устраиваются трапезы, на которых беседуют обо всем, что связано с еврейскими традициями, на курсах для взрослых разъясняются недельные главы Торы. Здесь же проходят торжества по случаю каждого еврейского праздника.

История еврейской религиозной общины Армении начиналась в 1980-х, рассказывает рав Герш. А Вилли Вайнер вспоминает аж 1970-е, когда они, открыв телефонный справочник Еревана, просто обзвонили всех «-штейнов», «-еров» и «-манов». Благодаря чему удалось перезнакомить большое количество еврейских семей. Потом собирали книги, еврейские журналы, пластинки, ноты:

В конце 1980-х учреждается «АРЕВ» – организация армяно-еврейских культурных связей. Инициативная группа в 1991 году организует еврейскую религиозную общину Армении. Тогда же была открыта первая в республике еврейская воскресная школа «Тора Ор» («Свет Торы»). В дальнейшем появился и Еврейский культурный центр (сначала «Тхия», а позже – «Менора»).

В настоящее время в центре «Мордехай Нави» реализуются различные программы – религиозные и образовательные, для взрослых и детей, благотворительные программы «Орот Хесед» – всего более 20. Программы «Хеседа» курирует хазан синагоги «Мордехай Нави» Артур Петросян. Он историк, а потому – большая находка для общины. Кроме всего прочего, он преподает курс истории еврейского народа в воскресной школе и в ульпане. Продолжает работать детская воскресная школа «Тора Ор», идут занятия по традициям и истории, ивриту, музыке и английскому языку; ребята изучают основы Торы, а в старших классах – Талмуда, еврейского закона. Здесь же кошерно и бесплатно обедают. Ученики школы принимают активное участие в общинных торжествах, театрализованных представлениях и праздничных концертах. Выпускники продолжают образование в Израиле, а также в Институте XXI века в Москве.

НАЛОГ НА ВОЗДУХ

– Не забудьте оставить денег на то, чтобы оплатить «налог на воздух», – предупреждают нас провожающие.

– Налог… на что?

Оказывается, в аэропорту Еревана каждый вылетающий пассажир обязан заплатить 10 тыс. драмов (порядка 35 долларов) за право покинуть гостеприимную армянскую землю. Плата за въездную визу предусмотрена в большинстве стран мира. Но, наверное, только хитроумные армяне додумались продавать визу… выездную!

Захотелось спросить:

– А если не заплатим – не выпустят?

…Мы неохотно расстаемся с гостеприимным Ереваном, трудолюбивым и мудрым народом Армении, евреями этой страны, с течением времен ставшими естественной составляющей сурового и прекрасного горного пейзажа. И говорим: – Цтесуцюн, Хайястан! Минч хандипум! До, свидания Армения! До встречи!



Илья Карпенко lechaim.ru

  • 17-07-2008, 21:15
  • Просмотров: 2642
  • Комментариев: 8
  • Рейтинг статьи:
    • 68
     (голосов: 1)

Армен

13 мая 2010 23:25
В Армении к евреям всегда относились,относятся и будут относиться с добрыми чувствами!Судьбы наших народов схожи практически 1 в 1.Более того армянский и еврейский народы уникальны в своей истории!Я считаю еврейский народ братским,а те провокаторы которые пытаються рассорить наши народы пусть подавяться,ибо им это не удасться!
1

Артур Манук

27 июня 2010 11:45
Я думая самый умный трудолюбивий народ в мире это ЕВРЕЙ. Я вас уважаю, так держать.
2

тото

3 июля 2010 14:26
вот так любите друг друга.
3

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список