Все новости

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Об этом говорят

Версия для печати


 Еврейский "Нью-эйдж" - в международном центре неформального еврейского образования "Меламедия"


Посетившему занятия постороннему наблюдателю может показаться, что он попал в центр по бизнес-тренингу или в консалтинговую фирму. Ведущий группы объясняет и комментирует такие термины, как мотивация, работа с клиентом, целевое планирование. Кажется, что выпускники скоро выйдут на бурлящий рабочий рынок Москвы и займут престижные должности в коммерческих фирмах, где современные техники бизнес-психологии уже стали неотъемлемой частью установившейся практики. Но в тоже время лектор объясняет, что концентрация внимания в процессе мотивирования клиента на его положительных сторонах (известный принцип в коучинге) на этом курсе определяется так: «Суди о каждом человеке с лучшей стороны» (Мишна, трактат «Авот», 1:6). А кипа на голове лектора наводит на мысль о том, что новаторство в области личностного развития персонала здесь рассматривается под другим углом.

Курс проводит новая образовательная еврейская организация «Меламедия» – Международный центр неформального еврейского образования. Этот центр основан Институтом изучения иудаизма в странах СНГ, возглавляемым раввином Адином Штейнзальцем, – структурой, имеющей огромный опыт работы в области еврейского образования в России. Мати Векслер, директор фирмы «Кавана – еврейский коучинг», сотрудничающей с центром «Меламедия» в России, поясняет: «Мы преподаем все общепринятые основы коучинга, и у выпускников после завершения обучения появляется возможность практиковать коучинг в любой сфере деятельности – коммерческой, образовательной и социальной. По определению Джона Уитмора, основателя бизнес-направления и менеджмента в коучинге, это профессия, помогающая человеку определить и реализовать свои личные устремления. Нас вдохновляет не только современная психология, но и еврейские источники, от Талмуда и Мишны до хасидизма и современных еврейских философов. Ведь наша главная цель – подготовить консультантов и коучей для работы в еврейских общинах, которые смогут помочь семьям открыть для себя “хорошо забытое старое” и воплотить в жизнь мечту – сделать свой дом еврейским».

Если вам показалось, что речь идет о случайном примере из области, которая обычно ассоциируется с модным движением под названием «нью-эйдж», то из разговора с психологом Натальей Слободяник, молодым и энергичным директором центра «Меламедия», вырисовывается интересная картина: «Мы верим, что знакомство с еврейскими источниками и древней традицией должно основываться на применении новых, современных методов, отвечающих запросам молодых людей, живущих в сегодняшней культуре. Главные принципы неформального образования – интеракция и креативность в группе, развитие индивидуума в меру его возможностей и желания, терпимость и равенство в образовательном процессе. Все наши программы работают согласно этим принципам. Большой стаж, репутация и опыт института Штейнзальца позволяют нам найти отклик не только в странах СНГ и в Прибалтике, но и в таких государствах, как Германия, Израиль и Америка, где в настоящее время мы развиваем нашу деятельность».

А в соседнем зале сидит группа молодежи и внимает неординарному и харизматичному оратору. Его громоподобный голос, сверкающие глаза и резкость суждений спугнут любого непосвященного. Это известный театральный режиссер Борис Юхананов, который занимался авангардной режиссурой еще при коммунизме. Для него театр – понятие очень широкое, постановка спектакля не является самоцелью, а театральные техники используются для самых разных целей. Его новая цель – используя театральные средства, приблизиться к иудаизму и привнести компонент изучения сакрального текста в театр. И он воплощает ее в жизнь, в том числе и в центре «Меламедия», в рамках программы «Общинная режиссура». Организаторы этого инновационного проекта, помимо организации мастер-классов Бориса Юхананова и его коллеги Григория Зельцера, предоставили участникам возможность ознакомиться с Вавилонским Талмудом и классическими источниками, которые преподает д-р Ури Гершович из института р. Штейнзальца. Он же возглавляет обширный проект издания Талмуда р. Штейнзальца на русском языке. «Талмудический бейт-мидраш – это и есть настоящий еврейский театр, – говорит Ури, – мы участвуем в процессе толкования вместе с мудрецами двухтысячелетней давности, и стол, за которым мы сидим, превращается в сцену, а наша учеба – в сценарий, но в нашем спектакле нет зрителей, все участвуют в игре, которая неотделима от жизни».

В центре «Меламедия», который превращает неформальное образование в ведущее направление в еврейском образовании в России, первые выпускники курса скоро завершат учебу. В ноябре этого года на последнем семинаре в Израиле им вручат академические дипломы Московского института открытого образования, партнера «Меламедии» в этой программе. Уникальность программы бросается в глаза из просмотра списка учеников – в нем вы найдете представителей всех действующих в СНГ еврейских организаций, из разных течений – ортодоксов, хасидов и литваков, консерваторов и реформистов, религиозных и светских, из всех стран бывшего Советского Союза. А некоторые из них узнали, что они земляки, и подружились на курсах «Меламедии». Пожалуй, центр «Меламедия» и институт р. Штейнзальца являются на сегодняшний день едва ли не единственным местом, где представители всех организаций и течений чувствуют себя как дома. Надо отметить, что участники тратят немало времени и средств ради участия в программах.

«Мы смотрим в будущее с оптимизмом и стараемся шагать в ногу со временем, приобщая коллег и учеников к нашим инициативам. Благодаря таким чертам неформального образования, как новаторство и высокая результативность, наша организация продвигается вперед семимильными шагами, – говорит Давид Палант, директор Института изучения иудаизма в странах СНГ. – Следующий этап – это открытие профессиональных курсов в области неформального образования, коучинга и медиации – еще одна область “нью-эйджа”, которая завоевывает поклонников во всем мире. Мы подписали соглашение с ведущей фирмой в России в области медиации – Научно-методическим центром медиации и права, и ближайшей зимой открывается программа, выпускники которой получат не только диплом специалистов по неформальному образованию, но и профессию – коуч или медиатор. Эти сферы деятельности что ни на есть еврейские, кроме того, они очень эффективны в решении кризисов и конфликтов. Коучинг и медиация способствуют личностному развитию. В тоже время мы фокусируем свое внимание на сложных задачах, существующих в еврейских общинах и в еврейском образовании. Мы видим в этом выбор стратегического направления, который позволяет нам приобщить к образовательной деятельности молодое поколение. Молодежь найдет здесь сочетание личностного развития и приобретения профессии с последующим вкладом полученных знаний и навыков в жизнь общины. Ребята получат возможность применить эффективные техники в образовании и доступ к огромной аудитории, не связанной с еврейством, но заинтересованной в знакомстве с еврейской культурой. Исследование, проведенное нами совместно с Центром “Левада” и Институтом Гутмана по теме “Еврейская самоидентификация в России и на Украине”, показало, что такая аудитория существует».

Кроме того, в рамках «Меламедии» создан центр педагогических ресурсов, в котором разрабатываются уникальные материалы, основанные на методах неформального образования, включая образовательные комплекты для общин и семей, мультфильмы и игры для детей. «Несмотря на сложность задач, отзывы более чем положительные, – говорит д-р Йона Шнайдер, директор ресурсного центра и академический директор центра «Меламедия», – “нью-эйдж” всегда впереди нас, а не позади; продолжение следует…»

Когда мы обратились к президенту организации, одному из известнейших в мире еврейских философов, раввину Адину Штейнзальцу и спросили его, действительно ли можно развивать еврейское образование, которому тысячи лет, не классическими, а современными методами, он ответил: «Еврейское образование всегда было неформальным и является таковым до сих пор. Это выражается в его принципах, в его характере, в его целях. Еще Рамбам (Маймонид) говорил о том, что раввин должен сидеть не на возвышении, а среди учеников, обращать внимание на вопросы, поощрять любознательность и стимулировать процесс обучения, исходящий из потребностей и способностей учеников. Все это важнее формальных знаний. Еврейское образование основано на синтезе обучения, эмоциональных впечатлений и жизненного опыта, которые охватывают все личностные стороны человека».

Несмотря на то, что обучение проходит в групповом формате, наша цель – развитие креативных способностей каждого участника группы. Успех человека измеряется индивидуально, а не в сравнении с другими. Как сказал р. Штейнзальц: «Если есть что-то, способное вывести еврейское образование в России из тупика, в котором оно находится, – то это неформальное еврейское образование. Нам предстоит бороться с предрассудками, подозрительностью и упрямством. Пришло время расстаться с шаблонами!»

Дополнительную информацию о программах «Меламедии» вы найдете по адресу: www.melamedia.org



melamedia.org

| Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.


Наш архив