Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

« Молодежь полагает, что КВН существовал всегда, как жмурки или салочки»

На сегодняшний день игра КВН бесспорно является одной из самых популярных. С каждым годом количество команд, штурмующих всевозможные лиги КВН, увеличивается в геометрической прогрессии. О том с чего все начиналось, я решила узнать у единственного ныне живущего отца-основателя КВН – Сергея Александровича Муратова.

ДОСЬЕ

МУРАТОВ Сергей Александрович. Родился 1 мая 1931 года в г. Харькове. В 1955 году окончил Московский государственный институт международных отношений. Взяв свободный диплом, выбрал работу на телевидении. В 1956 году основал на Шаболовке первую в стране молодежную редакцию «Фестивальная». В 60-е годы его ежемесячные обзоры в газете «Советская культура» стали первым опытом создания периодической телекритики в стране. Известен как ученый, которому принадлежат многие исследования по теории и практике телепублицистики и телекино. В 1961 году в соавторстве с А. Аксельродом и М. Яковлевым придумал игру КВН. Автор многих сценариев документальных телефильмов, спектаклей и оригинальных программ, пятнадцати книг и ряда учебных пособий.

Член Академии Российского телевидения, доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, сценарист, драматург, телекритик, педагог, исследователь теории телевидения и документального кино. С. А. Муратов – активный участник международных конгрессов по телевидению и документальному кино в США, Великобритании и Германии, один из руководителей международного семинара кинодокументалистов в г. Риге.

В настоящее время живет и работает в Москве.

Сергей Александрович, расскажите, каким был тот КВН, каким Вы его создавали?

КВН возник просто потому, что не мог не возникнуть. Придумали мы его вместе: врач Альберт Аксельрод — душа КВНа, инженер Михаил Яковлев — так сказать, наш министр добросердечия, и ваш покорный слуга — конструктор игры. Но соавтором была эпоха — результат первой «оттепели». Дело в том, что все мы трое в 1957 году за четыре года до создания КВНа уже делали первую в стране игровую передачу с участием живых зрителей — «ВВВ» («Вечер веселых вопросов»), сразу ставшую безумно популярной. В те годы юмор во всех проявлениях ощущался как вызов власти. Раз в месяц из Дворца Культуры МГУ на Моховой выходила в прямом эфире (другого тогда просто не было) симпатичная молодежная передача. Это была именно викторина между студенческими командами московских ВУЗов – и ничего больше! Разве что вопросы и задания подразумевали некую толику юмора.

Ведущие пообещали приз тому, кто первым среди лета придет в зрительный зал в валенках, тулупе и ушанке. Никто не мог предположить, во-первых, такой популярности передачи, а во-вторых - такого желания москвичей принять в ней участие. Через полчаса много сотенная толпа людей, сопревших в шубах теплым майским вечером, смела кордоны перед входом в зал. Эфир пришлось прервать. «ВВВ» закончился грандиозным скандалом с увольнениями, оргвыводами и специальным, закрытым, постановлением ЦК КПСС.

Из архивов ЦК КПСС: "Работники телестудии стали на путь подражания худшим приемам и нравам буржуазного телевидения... Подобный случай мог произойти только в условиях политической беспечности руководства телевидением. Партийно-политическая работа поставлена слабо, до сих пор среди работников студии не обсуждена статья Н. С. Хрущева "За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа..."

В 1961 году редактор молодежной редакции Лена Гальперина обратилась ко мне с просьбой: «Сергей, на телевидении очень скучно. Нельзя ли сделать что-то вроде того, что вы с ребятами делали четыре года назад?» Я говорю: «Лена, ты забыла, чем кончаются такие передачи?» А она мне: «Не забыла. Но всю ответственность беру на себя».

Тогда я собираю тех же авторов, и в течение месяца мы придумываем совершенно новую, никаких аналогов в мире не имеющую программу. В ночь, перед тем как отдать сценарий, спохватываемся: «А ведь нужно же название!» Тогда самый популярный отечественный телевизор назывался «КВН-49» — по первым буквам фамилий трех его изобретателей — инженеров, создавших эту марку в 1949 году. Ну, мы и решили назвать игру по-телевизионному — КВН, но расшифровать аббревиатуру иначе. То есть с самого начала игра была встроена в телевидение, а телевидение — в КВН.

Мы считали, что КВН — лишь стартовая площадка, «ракета-носитель», которая должна была вывести подобного рода творчество, по меньшей мере, на три орбиты. Одна — театр веселых и находчивых: испытание артистичности, своеобразный поединок, построенный на домашних заданиях. Вторая орбита — конкурс эрудитов, вплоть до интеллектуальной дуэли лишь двух соперников. И, наконец, третья — театр публицистический, где поводом для разговора служит соревнование команд, а действующими лицами станут члены жюри — первоклассные публицисты, писатели. Сегодня на телевидении, не в КВНе, а в нескольких других программах, отчасти реализовано лишь второе направление — соревнование эрудитов.

Как проходили первые игры КВН? Какие конкурсы играли?

Сначала в КВНе вообще ничего подготовленного не было: участники не знали, что будет происходить. Правила игры вырабатывались от раза к разу. На первой передаче прошел конкурс капитанов и закрепился в дальнейшем. Где-то на четвертый раз родилась разминка. На седьмой — домашнее задание. Окончательная структура, дошедшая до нашего времени, сложилась за полгода.

В течение первых трех лет мы писали все сценарии, и к тому же довольно долго один из нас, Алик Аксельрод, вел в живом эфире КВН вместе со Светланой Жильцовой. Он был великолепный импровизатор, остроумный, талантливый человек. Помню, по ходу одного из соревнований у Аксельрода неожиданно спросили, что общего между его профессией реаниматолога и увлечением КВНом. На что он, не задумываясь, бросил: «Оживление в зале». Вот эта атмосфера импровизационности впоследствии мало-помалу ушла из игры. КВН губила появившаяся в нем постановочность. Все придумывалось заранее, а выдавалось за экспромт.

Почему в 1964 году, можно сказать, на пике популярности КВН вы ушли из программы?

Сегодня существует версия, что Аксельрод ушел из КВН писать диссертацию. Это неправда. Просто руководство ТВ решило - нехорошо, что самую популярную программу ведет еврей, надо подобрать русского ведущего. Редакция долго сопротивлялась, потом устала. Им тоже было непросто с такими творческими авторами, которым хотелось все время что-то изобретать. А формат уже сложился, был успешен и можно было бы жить поспокойнее, если бы авторы не теребили редакцию своими идеями. И Алика «сдали». Ему было сделано предложение – не дразнить никого своей еврейской физиономией и фамилией, а скромно остаться в титрах вместе со мной и Яковлевым - автором сценария.

Сочтя предложение унизительным, если не омерзительным, Аксельрод ушел из КВН. А мы разумеется, по законам дружбы и понятий того времени, не могли после этого оставаться. Ушли все трое.

Сергей Александрович, в 1971 году программу закрыли. В чем на Ваш взгляд, истинная причина закрытия КВН?

Причина закрытия КВН – личная ненависть тогдашнего председателя Гостелерадио С. Лапина (Брежнев передачу как раз любил).

Владимир Ворошилов, режиссер и автор знаменитой телеигры «Что? Где? Когда?», вспоминал, как закрывал его предыдущую программу «Аукцион» тогдашний председатель Гостелерадио Сергей Георгиевич Лапин. Для начала он вызвал режиссера в свой кабинет. «Как вы думаете, для чего вы делаете эту телепрограмму?» - «Как – для чего? Люди начинают думать. Начинают в кадре мыслить. Я ставлю проблему – они начинают ее решать». – «Вот-вот. Вы государственный преступник. Вы же контрреволюционер. Сейчас вы их учите мыслить и думать по поводу какого-нибудь маленького вопросика. Но они выйдут на улицу, жизнь подбросит им другие вопросы, а они по привычке начнут думать!». Я говорю: «А что же делать?». – «Спортом надо заниматься на телевидении». Вы помните, тогда почти все время в эфире был спорт? «Бегать надо, прыгать, вот эти самые таскать – как они называются?.. А не думать». Я уже стал догадываться, к чему дело идет. Он говорит: «Это первая причина. Вторая. Вот вы мне скажите: кто у вас лучше всего думает?». – «Как? Есть дураки, есть умные люди…». – «Да нет! Это не то. Ну кто лучше всего думает у вас? Назовем их знаете как? Чтобы вам не было обидно – «одесситами». У вас «одесситы» лучше всех думают. Вы показываете всему народу, что у нас в стране самые умные – это «одесситы»! Вы дважды государственный преступник и дважды контрреволюционер. А самое главное не в этом. Третья причина, почему я закрыл ваш «Аукцион»…». А я этого еще не знал, я совершенно оторопел. «Как – закрыл?!». «Да! – говорит. – А третья причина – о ней у Ленина прочтем, у Владимира Ильича». Раскрыл томик красненький и цитирует. Но перед этим спросил: «У вас популярная передача?». Я схватился как за соломинку: «Да, ее смотрят миллионы! Очень популярная!». Он говорит: «Вот-вот-вот». И читает Ленина: «Там, где миллионы, там большая политика»… Вы думаете, у вас не политическая передача? У вас огромная политическая программа, раз ее смотрят миллионы. Вас надо трижды обозвать государственным преступником! Но не расстраивайтесь. Чтобы вам не было так одиноко, мы сейчас закроем и КВН».

25 мая 1986 года в эфир вышла первая игра возрожденного КВН. Кто был инициатором возрождения игры?

Инициатором возрождения КВН был бывший капитан А. Меньшиков. В 60-е он был капитаном очень сильной команды КВН МИСИ, в которой, в частности, играли будущий депутат Госдумы Владимир Семаго, будущий телеведущий Леонид Якубович и будущий народный артист России Геннадий Хазанов. Когда КВН закрыли, Меньшиков какое-то время еще преподавал в родном МИСИ, а потом попал на Центральное телевидение и стал заведующим отделом массовых передач и конкурсов молодежной редакции.

Когда возобновили КВН, пригласили «отцов-создателей» игры: сперва в жюри, потом в качестве почетных гостей. Мне не нравилась тенденция нового КВН, но Аксельрод, человек ответственный, сказал, что если они откажутся там бывать, все вообще пойдет куда-нибудь «не туда». (Так оно впоследствии и вышло). Мы, трое «стариков», пытались придумать что-то забавное, тот же пиджак, но Маслякова наша инициатива раздражала. Потом двое моих друзей ушли из жизни. После их смерти мне позвонили один раз – пригласили на программу гостем, в зале посидеть. Но я отказался. Сидеть и молчать про уход двоих авторов, как будто ничего не произошло, было невозможно. Больше мне не звонили. На 45-летие КВН тоже не позвонили. Все отношения с КВН закончились.

В 1991 году Александр Масляков создал независимую компанию ТТО «АМиК», фактически приватизировав КВН и как формат, и как бизнес-проект. Скажите, эти действия были согласованы с Вами, как с одним из создателей программы?

Создание АМИКа – личное желание Маслякова, с нами, создателями КВНа, не согласованное.

Знали ли Вы, что Масляков зарегистрировал на себя все права на ТЗ «КВН»? Почему не заявили о своем авторстве на КВН?

Присланное вами свидетельство на права меня несколько изумило, но я в эти интриги вмешиваться не собираюсь.

Мы писали абсолютно все сценарии до нашего общего ухода с программы. Только ПОСЛЕ нашего ухода по нашему формату сценарии писали другие, и в патенте нам отказали просто потому, что тогда это было не принято – патентовать идеи и названия телепрограмм.

Сейчас Вы следите за играми КВН? В чем главное отличие современного КВН от придуманного Вами?

За сегодняшними играми КВН не слежу, они мне представляются очень скучными, поскольку не соблюдаются три традиции, исповедуемые создателями: 1. Непредсказуемость 2. Принцип импровизации 3. Отсутствие всякой пошлости (наглядная предсказуемость – тоже своего рода пошлость). Я уже не говорю об отсутствии остротЫ (не острот).

Общаетесь ли Вы с А.В. Масляковым?

Специально нет, хотя, когда случайно встречаемся, например, на ТЭФИ, вежливо здороваемся.

Из первого поколения КВНщиков вышли многие известные ведущие, представители шоу-бизнеса. На Ваш взгляд: Что же такое КВН?

Об этом наиболее близко высказался когда-то Леонид Лиходеев, заметив, что КВН – игра, для которой и придумано телевидение.

И последний вопрос: в данный момент между АМиКом и Белорусским КВН идут судебные разбирательства о правах на три буквы КВН. Как Вы относитесь к происходящему?

Идея запретить игру в КВН в Белоруссии представляется нелепой. В КВН играют в Америке, Израиле, Австралии и много где еще. Преимущество этой игры, что она открыта для всех. Эта ее особенность тоже интерпретирована наизнанку. Недавно нам рассказали, что молодой ведущий Пушной говорил, что молодец, Масляков – народ играл в КВН на всяких предприятиях, а он догадался сделать игру телевизионной.

Видимо, молодежь полагает, что КВН был всегда, как жмурки или салочки.

Организаторы АМиКа зарегистрировали свое название, завели сайт в Интернете, считая, видимо, это название более продвинутым. Но потом узнали, что команда из Краснодара открыла сайт под названием КВН. Ребята из Краснодара несколько лет назад ко мне приезжали за информацией и рассказали, что, спохватившись, АМиК пытался них перекупить название, но они отказались.



Majorca

  • 6-02-2009, 13:12
  • Просмотров: 2755
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список