Все новости

13-12-2017, 22:40
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Панорама SEM40

Версия для печати


 Короли "анисовки"


Предки Йоси Голда почти 200 лет назад репатриировались из Украины на Святую землю, где открыли свой маленький бизнес — кошерная водка для местной еврейской общины. Без «глезеле» (стопочки) в шаббат и в праздники — не обойтись.

Сегодня фирма Josepf Gold & Sons Ltd — главный производитель анисовой водки в Израиле, и ей же принадлежит треть объема производства обычной водки в нашей стране. Эти спиртные напитки поставляются в разные страны мира, ежегодно получают медали на самых престижных международных выставках.

Секрет производства анисовой водки передается от отца к сыну, и больше — никому. Нынешним владельцем формулы «анисовки» является Йоси Голд — седьмое поколение в этой династии бизнесменов.

«since 1824»
(надпись на этикетке водки «Голд»)

Начало у истории переселения предков семейства Голд на Святую землю — печальное. Из семейных преданий следует, что после очередного погрома в украинском местечке от большой семьи остались два брата. Приходились они внуками основателю хасидизма — Баал Шем Тову. И местный раввин велел братьям уезжать — одному в Америку, другому в Эрец Исраэль — кто-нибудь с Б-жьей помощью да выживет. К счастью, оба брата добрались по указанным адресам. И один из них обосновался в Цфате, где и начал делать свою кошерную водку. Стопочка водки в еврейской традиции присутствовала всегда, ее и на историческую родину захватили. Для веселья.

«Дед мой каждый день, вернувшись с работы, выпивал за ужином стопочку водки», — вспоминает Шломо Голд.

Кошерное вино в те времена трудно было раздобыть, и его оставляли на кидуш в субботний вечер. А кошерную водку делали из свеклы или сладких фруктов — инжира, фиников, стручкового дерева и т.п.

В семейном альбоме Голдов хранятся снимки их промышленного производства в Цфате вековой давности: новейшая по тем временам техника, однако без осла обойтись было невозможно. Люди практичные, они понимали, что рынок надо расширять, выходить за пределы небольшой ашкеназской общины с ее весьма скромными запросами. Их соседи-евреи — выходцы из средиземноморских стран — пили арак, приятный анисовый запах которого действовал так, что в доме Голдов были не прочь иногда заменить традиционную рюмочку водки араком. Но не так-то просто проникнуть в тайны его изготовления. Для хорошей обычной водки нужен только спирт высокой очистки без всяких примесей и запахов. Анисовая же делается по другому принципу. Тут важна правильная смесь различных ингредиентов. Во Франции, например, анисовка называется «пастис» и смешивается с небольшим количеством карамели, в Италии это — «самбука» — напиток более сладкий и т.д.

К 1879 году, проехав по Ливану и Сирии, продолжатели семейного бизнеса, собрав информацию, начали выпускать арак и уже вывозили товар в еврейские общины соседних стран. Их водка и анисовка с успехом шли в еврейских общинах США и Европы. Бизнес переходил, как водится, от отца к сыну и с благословения раввинов продвигался удачно. В семье прилежно работали и усердно учили Тору.

«Символ нашего семейного бизнеса на этикетке арака — два оленя», — рассказывает Йоси Голд. — «Одного из моих прадедов, узнавшего секрет изготовления этого напитка, звали Цви-Гирш. Цви на иврите — олень. Один олень большой, другой — поменьше, династия...

«Страна развивалась, и мы — с ней и в ней»

В 1948-м, когда было объявлено о рождении Еврейского государства и арабские армии попытались его уничтожить, мужчины большой к тому времени семьи Голд взялись за оружие. Когда же война закончилась, — за работу. Как все. «Страна развивалась, и мы — с ней и в ней», — говорит Йоси.

«Вода в Цфате в те времена была только дождевая, ее очень берегли и экономили, — поясняет Шломо Голд. — У нас, конечно, был свой колодец, был и небольшой дизель, и насос. Но чтобы мыть бутылки, всей этой техники, а главное — воды было слишком мало. И тогда дед и отец решили, что завод придется закрыть. И объявили об этом рабочим. Те рассказали раввинам — главному ашкеназскому и главному сефардскому. Спустя неделю нас вызвали на собрание раввинов. Вечером мы пришли туда, и первый раввин объявил, что все они единогласно решили: завод должен продолжать свое существование, мы должны перевезти его на место, где есть вода».

Так нынешняя фирма Josepf Gold & Sons Ltd переселилась в конце 1950-х в Хайфу. Завод постепенно начал выпускать продукцию самого разнообразного ассортимента — все те же водка и арак только открывали перечень из примерно сорока названий. К ним добавились ликеры, джины, вина, коньяки и даже виски. У штурвала стояли Шломо Голд с братом. Шломо — химик по образованию. Отучившись в хедере и иешиве, он поступил в хайфский Технион. Тайные знания отцов обогатились теперь новыми находками, экспериментами, новыми секретами.

«Честно говоря, моя профессия из другой области — я врач, пластический хирург», — улыбается Йоси Голд. — «И очень успешный!» — вставляет его отец, Шломо, и гордо добавляет: «А в армии он был летчиком. Он прекрасный профессиональный летчик!» Шломо очень гордится сыном.

— Наш бизнес хранили семь поколений, и мы думаем, это совсем неплохо, — продолжает Йоси. Есть некая шуточная формула, в которой большая доля истины: у семейного бизнеса — три поколения: поколение основателей, поколение, которое укрепило и расширило бизнес, и третье — поколение, которое его растрачивает. Войны между дядьями, внуками, троюродными братьями — и бизнес кончился. Мы рады уже тому, что смогли сохранить наше дело на протяжении почти 200 лет».

«Пейте с удовольствием, но разумно»

Вил Дюрант, автор одиннадцатитомной истории цивилизации, уверяет: «Нет такой цивилизации, в которой жизнь показалась бы выносимой без... алкоголя». В новом тысячелетии его вывод подтверждает жесточайшая конкуренция на рынке спиртных напитков. Ежегодные международные конкурсы и ярмарки-продажи подогревают честолюбие и изобретательность технологов фирм-изготовителей, не жалеющих денег на новые лабораторные исследования и рекламу. Трудно проникнуть на рынок и трудно удержаться на нем. Именно поэтому фирма Голд, выйдя на новый технологический рубеж во главе с новым хозяином — Йоси Голдом, отказалась от длинного ассортиментного списка и сосредоточилась на выпуске недорогой и чистой водки и, конечно же, «анисовки». Объем продукции, выпускаемой ею сегодня, — десятки тысяч бутылок в час.

— Очень интересно видеть, как всего за одну человеческую жизнь все здесь изменилось.

Йоси Голд приглашает пройтись по территории завода.

— Отцу недавно исполнилось 80 лет, все эти изменения происходили при нем. На новом предприятии сегодня работают 60 человек. Они почти незаметны в огромных цехах площадью 6000 кв. метров. Новый комплекс закуплен в Германии и привезен сюда в сорока контейнерах.

Я пришел в бизнес из мира медицины. Может показаться, что то, что я делаю сегодня, вступает в противоречие с моей профессией. Но когда я работал пластическим хирургом, моей целью было сделать людей счастливыми, радостными. Сегодня цель моя не изменилась, я, по сути, делаю то же самое, только другими средствами.

На наших этикетках надпись: пейте с удовольствием, но разумно. Мы не хотим, чтобы люди пьянели.

Мы хотим, чтобы им стало веселее — между пьяным и веселым есть разница. Алкоголь существовал всегда, со времен библейского Лота. Он прошел через всю историю человечества. Люди пили и будут пить алкогольные напитки. Но нам очень хочется верить, что они это будут делать правильно — на здоровье, а не во вред. Лехаим!?

Реувен Амстель, «В семье»


Источник: | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.


Наш архив