Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Демоны существуют для тех, кто в них верит

В московском клубе "Улица ОГИ" прошла заключительная лекция мини-цикла лекций филолога, этнографа и фольклориста Марии Каспиной "О букве и духе еврейской магии", организованного проектом "Эшколот", действующим при поддержке фонда "Ави хай".

Темой последней лекции цикла стала еврейская демонология. Координатор проекта "Эшколот" Семен Парижский шутливо заметив, что демоны существуют для тех, кто в них верит, предположил, что присутствующие смогут узнать из лекции существуют ли демоны для тех, кто их изучает.

В ответ Мария Каспина заметила, что для ученых, изучающих демонологию, демоны скорее все же не существуют, после чего началась собственно лекция.

Как отметила Мария, собственно в ТАНАХе о демонах говорится крайне мало. Исключение составляет демон Азазель, тот самый к которому раз в году отпускали в пустыню козла, на которого переваливали все грехи Израиля.

Зато демонология активно (по мнению М. Каспиной, иногда даже чересчур) развивалась в так называемых апокрифах – произведениях, не вошедших в состав ТАНАХа и созданных в промежутке 2 в. до н.э. – 2 в. н.э.

"Если мы взглянем, к примеру, на кумранские апокрифы, то увидим практически дуалистическую картину мира. Тогда окончательно появляется образ Сатаны как нечистого духа", - отметила исследователь.

В Вавилонском Талмуде демонология получает дальнейшее развитие. Там демоны предстают в облике существ, находящихся в услужении у Вс-вышнего, и выполняющих особые функции.

"Демоны поджидали талмудических евреев на каждом шагу. Двумя особенно любимыми местами обитания демонов были колодцы и туалеты", - подчеркнула Мария Каспина, рассказав несколько забавных историй, сохранившихся в Талмуде.

В постталмудический период демонология развивалась в основном в рамках Каббалы с добавлением демонологических традиций народов, среди которых жили те или иные евреи.

Мария Каспина выделила несколько точек, когда сформировавшиеся тогда воззрения дожили, хотя и в рудиментарном виде до наших дней, будучи зафиксированы участниками этнографических экспедиций в Черновцах.

Так, в книге "Сефер хасидим", появившейся в 12 веке в Германии в среде приверженцев течения "Хасидей ашкеназ", рекомендовалось не переносить на другое место печи, двери и окна, поскольку этими путями ходят демоны, а в случае переноса на их пути окажутся люди.

Лурианская каббала в 16 веке ввела понятие "гилгуль" (неприкаянная душа, вселяющаяся в животное) и "диббук" (она же, вселяющаяся в человека).

Последний термин вошел в мировую культуру, благодаря знаменитой пьесе С. Ан-ского "Диббук". Впрочем, по словам М.Каспиной до сих пор в иерусалимских газетах можно встретить сообщение о том, что тот или иной великий раввин в очередной раз изгонял диббука.

Автор – Семен Чарный

aen.ru

  • 7-10-2009, 00:38
  • Просмотров: 1150
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список