Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Стен Гетц: Жизнь как босанова

Мода на босанову гремит уже почти полвека. Один из зачинщиков этой моды – американский джазмен Стен Гетц, – до конца жизни утверждал, что придумал эту музыку случайно, ни разу не побывав на ее родине – в Бразилии!

Кино про босанову можно было бы начать такой сценой: хрупкая певица с густо подведенными глазами поет о парне, что каждый день любуется идущей на пляж красивой девушкой, но она «смотрит вперед, не на него». Он хочет признаться в любви, но не решается. Публика в зале улыбается, кивает головой. На втором куплете к певице присоединяется саксофонист. Он начинает играть соло, но с первой же ноты вынужден прерваться: из-за оваций он не слышит самого себя. Саксофонист хитро улыбается, кивает головой, вновь начинает играть. В действительности именно эта сцена повторялась сотни раз. Реальные персонажи: певица – Аструд Жильберту, музыкант – джазовый тенор-саксофонист Стен Гетц. Песня – «Garota de Ipanema», она же – «The Girl from Ipanema». «Девушка из Ипанемы». Ипанема – престижный район с пляжем в Рио-де-Жанейро. Почему-то до сих пор главным фигурантом этой истории считается именно саксофонист Стен Гетц: якобы у него было отличное чутье на конъюнктуру. На самом деле успех «The Girl from Ipanema» и альбома «Getz/Gilberto» был случайным.

Хуже Джона Колтрейна

В начале 60-х Стен Гетц жил в Копенгагене со своей второй женой, юной Моникой. Вообще-то Моника была из Стокгольма, из аристократической семьи. Гетц был в большом фаворе у тамошней публики: в свои тридцать с небольшим этот недоучившийся сын еврейских эмигрантов из Украины был признан как настоящий виртуоз. Даже в США, где отличных джазменов пруд пруди, Стен имел безупречную репутацию. Ну а в Европе его вообще носили на руках – и публика, и коллеги. Он был молод, богат, влюблен, обеспечен интересной работой и совершенно не скучал по родине.

Американцы же привозили странные новости: дескать, привычные для Гетца джазовые стили «кул» и «бибоп» сходят на нет, а новый «крейз» – это модальный джаз, музыка простая и медитативная. Молодежь сходит с ума от стильной, холодной трубы Майлса Дейвиса и интроспективности Джона Колтрейна. Пьеса Колтрейна «My Favorite Things» стала хитом.

К тому же впервые за много лет Гетц слетел с вершины списка лучших саксофонистов года по версии журнала «Даун-бит», старейшего издания, пишущего о джазе. По опросу критиков и публики Гетц оказался «хуже Джона Колтрейна». Гетц любил и уважал Колтрейна, музыканта с настоящей выучкой, огромным опытом и талантом. Гетц, может, и сам проголосовал бы за Колтрейна. Он не завидовал. Просто перемены явно назрели…

Третье течение

Гетц решил, что довольно баюкать публику нежным, бархатным звуком сакса, надо придумать что-то умное. Он отправился в Штаты, дабы осуществить запись альбома с классическим струнным квартетом. В итоге был записан странный альбом «Focus». Гетц был абсолютно доволен: именно такой альбом он и хотел! Проблема в том, что публика ничего подобного не желала. Даже сейчас, когда весь старый джаз прямо-таки обожествлен, «Focus» слушается странно. Прекрасные мелодии, прозрачные аранжировки, чувственное сопение тенор-саксофона… Каждый элемент прекрасен, но вместе это – как черная икра с горьким шоколадом. А тогда, в начале 60-х, альбом практически провалился. Впрочем, Гетц не напрасно вернулся в Штаты. Именно здесь и именно в тот периода случилась судьбоносная встреча – в Вашингтоне Стен столкнулся со старым приятелем, известным гитаристом по имени Чарли Берд. Тот вернулся из турне по Латинской Америке и с увлечением рассказывал о своем открытии: музыке под названием «босанова», новая волна. Берд поведал, что самый крутой в Бразилии композитор, сочиняющий в этом стиле, – пианист и гитарист по имени Антониу Карлуш Жобим. И что у него есть соавтор, гитарист и певец Жану Жилберту. Вместе они творят нечто нереальное: джаз не джаз, с каким-то странным настроением, ностальгическими мелодиями…

Церковь для Гетца

«Хочешь послушать?» Гетц особенно не возражал. Дома Берд включил приятелю кассету с записями, а потом взял гитару и наиграл что-то. Гетцу музыка понравилась; он очень удивился, когда Берд промолвил: «Представляешь, никто в Штатах не хочет играть со мной это…» «Так уж и никто?» – усмехнулся саксофонист. Очень скоро он попросил продюсера Крида Тейлора «забить» студию «для записи альбома самбы». Студией стала… церковь в городе Вашингтоне – по мнению Берда, там была идеальная акустика.

13 февраля 1962 года музыканты прилетели в Вашингтон из Нью-Йорка на один день, за который успели записать материал для целого альбома.

20 апреля альбом, который назвали «Jazz Samba», поступил в продажу, а уже в августе Гетц с удивлением обнаружил, что диск хорошо пошел. В сентябре песня «Desafinado» (авторства упомянутого Жобима) попала… в поп-чарты. Успех сингла, как позднее признавался Гетц, отлично обеспечил его материально. Гетц до конца жизни утверждал, что никогда не видел в бразильской музыке никакого коммерческого потенциала. Он не предчувствовал моду, не пытался нащупать тренд. Ему просто нравилось «лабать» мелодии Жобима. Хорошо продается? Тем лучше.

Через время Гетц захотел пригласить бразильских гениев, Жобима и Жильберту, в Нью-Йорк, чтобы записать нормальный, полноценный альбом с настоящими представителями тамошней культуры. Бразильцы и настоящий американский джазмен – что может быть интереснее? В творческом плане.

Весной 1963 года долгожданные бразильские гости прибыли в Штаты. Они не могли связать и пары слов, но музыканты общаются в основном нотами, так что это не стало большой проблемой. С Жильберту приехала его молодая жена Аструд – очаровательная особа с хорошим английским. Аструд была домохозяйкой без всяких амбиций, но именно она сыграла во всей этой истории одну из главных ролей. Во время записи Гетц (который все утверждал, что ничего не понимает в хитах и не интересуется музыкальной конъюнктурой) решил, что песни «Corcovado» и «Garota de Ipanema» обязательно нужно петь на английском. О чем песни – он не знал, так как в своем португальском и испанском дальше «ола» и «ком эста» не ушел. Аструд перевела стихи и напела их Гетцу. «Я никогда не училась петь, – признавалась она. – Нет, мы, конечно, с Жану дома напеваем что-то, но специально музыкой я не занималась». Голос у нее был хрупкий, невинный, неуверенный, со слабой атакой. Как у ребенка. Однако в ноты она попадала. Стена такой голос задел за живое.

С этого момента невозможно выяснить правду: фигуранты событий расходятся в показаниях. Аструд говорит, что Жану вечером в гостинице сообщил ей «приятную новость»: «Ты будешь петь!» Гетц утверждает, что сразу влюбился в голос девушки, в то время как Жобим и Жильберту идею записать Аструд высмеяли: «Какой же она вокалист? Она домохозяйка!» Аструд продолжает разоблачать неконъюнктурного Гетца: он, дескать, шептал ей на ухо: «Ипанема» будет твоим большим хитом».

Здесь он просчитался в пользу игроков: песня стала большим хитом для них всех. Вымышленный герой песни – единственный, кому от девушки из Ипанемы ничего не перепало, все остальные неплохо пожили за ее счет. Аструд стала международной поп-звездой. Стен Гетц заработал свои основные миллионы. Авторский дуэт Жобим/Жильберту оказался востребован наравне с братьями Гершвин или Ленноном/Маккартни. Не осталась внакладе и звукозаписывающая компания Verve, по сей день перепечатывающая альбом с этой песней.

Любимец президентов

До всей этой истории Гетц в Бразилии не бывал, но благодаря босанове и самбе заочно влюбился в страну: «Там должны жить прекрасные люди!» Люди действительно оказались неплохими: бразильцы чествовали Гетца чуть ли не на государственном уровне. Американцы не отставали: президент Линдон Джонсон, а затем и Джимми Картер не раз приглашали музыканта играть в Белом доме. Казалось, что вся американская политическая элита и дипломатия помешана на джазе вообще и босанове Стена Гетца в частности.

Однако до конца жизни музыкант не считал зазорным отправиться с концертами в какую-нибудь далекую страну вроде ЮАР или Израиля. Или выступить в небольшом европейском клубе. «Деньги мне не нужны, – говорил он. – Я просто хочу приносить людям радость. А если честно, я продолжал бы играть джаз, даже если бы меня никто не слушал».

Жизнь Стена Гетца

1927, 2 февраля. В Филадельфии родился Стен Гетц.

1940. За 35 долларов отец купил Стену первый инструмент: альт-саксофон.

1941. Стена приняли в нью-йоркский «All City High School Orchestra».

1942. Исключен из школы. Знакомится с великим Джеком Тигарденом, начинает работать в его оркестре.

1944. Присоединяется к оркестру «Стена Кентона». Записывает соло в песне Аниты О Дей «And Her Thears Flowed Like Wine». Песня становится хитом. Начинает употреблять героин.

1945. Присоединяется к оркестру великого кларнетиста Бенни Гудмена. Знакомится с Беверли Бирн, певицей знаменитого оркестра Джина Крупы.

1946. Стен женится на Беверли.

1950. Песня «Early Autumn» Вуди Германа с соло Гетца становится хитом. Гетц – звездой. Беверли и Стен покупают дом в Нью-Йорке.

1952. Записывает хитовую песню «Moonlight in Vermont». Зарабатывает 1000 долларов в неделю. Все тратит на героин.

Подписывает контракт с лейблом Clef Records. Выходит «LP» в стиле «кул» «Stan Getz Plays». Пойман полицией с героином, приговорен к тюремному заключению с отсрочкой приговора.

1955. Знакомится со шведской студенткой Моникой Силвершиольд, в будущем – второй женой. Уезжает в Стокгольм. Лечится от героиновой зависимости.

1961. Возвращается в США. Записывает альбом «Focus». Гитарист Чарли Берд знакомит Гетца с латиноамериканской музыкой.

1963. Начинает работать в студии с Жану Жильберту и Антониу Карлушем Жобимом.

1965. Альбом «Getz/Gilberto» получает «Гремми» в номинации «Альбом года», «The Girl from Ipanema» получает «Песню года», еще две премии присуждены звукоинженеру альбома и Стену – за «Лучшее соло в стиле джаз».

1972. Стен подписывает контракт с престижным лейблом Columbia.

1975. Выходит альбом «The Best of Both Worlds» – новая коллаборация Стена и Жану Жильберту.

1986. Гетц становится преподавателем в Стенфорде.

1987. У Гетца обнаружена опухоль на сердце. Операция по удалению опухоли.

1988. Трубач и владелец звукозаписывающей компании Херб Элперт предлагает Стену контракт.

1990. У Гетца обнаружен рак печени. Состояние ухудшается. С пианистом Кенни Барроном записывается в Копенгагене шедевральный концертный альбом «People Time».

1991, 6 июня. Стен Гетц скончался в возрасте 64 лет. Его прах развеяли на Малибу.



Александр Беляев, журнал Imperial

  • 13-02-2010, 12:05
  • Просмотров: 1999
  • Комментариев: 10
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

завклуб

13 февраля 2010 19:19
Неужели нет более интересной темы, чем о заочном любителе бразилианов? Есть ведь например замечательные актёры Валентин Гафт и Константин Райкин.
1

marks

14 февраля 2010 00:42
zavklub- i Gaftu i osobenno K Raikinu do nego plit iplit
2

WOW

14 февраля 2010 01:48
для - завклуб: да насчет Гафта трудно не согласиться. А Костя Райкин... подавал надежды пока его папа был в силе, видать за ним старался тянуться. Да и кто выкрестов особо уважает. Юрский много ярче дарованием, но и он сильно огорчил тем, что о еврейста резко открещивается.
3

Соломон

14 февраля 2010 18:00
Странные комментарии.При чём тут драматические артисты? Речь идёт о выдающемся джазовом музыканте. Знал и слушал его давно, но не знал, что он еврей.Статья хорошая.Неплохо бы указать, что советские джазовые музыканты играли вместе с ним джем-сешн на нескольких джазовых фестивалях.Искажена фамилия выдающегося тромбониста - он Джек Тигарден (Teagarden).Спасибо за эту нехарактерную для сайта статью.
4

Имя

14 февраля 2010 21:57
хорошая статья. "завклуба" явно не слышал музыку босанова, Аструд Жильберто ....The Girl from Ipanema - это как вдыхать свежий морской воздух...завклуба, не пора ли выбраться из скорлупы ? жизнь то не стоит на месте....
5

завклуб

15 февраля 2010 02:30
Ответ для - WOW. Всё-таки даже выкресты и открещивающиеся на этом (русскоязычном) сайте более уместны, чем скучные рассказы о Бар Рафаэли.
6

завклуб

15 февраля 2010 02:45
Ответ для - Имя. Больше всего морской воздух запомнился в местечке Систиана, неподалёку от Триеста. А лучше всего он вдыхался под песню Рода Стюарта "I am sailing". Музыку босанова Я никогда не слышал. У меня предубеждение ко всему африканскому и латиноамериканскому.
7

Соломон

15 февраля 2010 13:16
Завклуб, наверное, всё-таки слушал "Голубку" и "Бесаме мучо", а вообще он может пожалеть, что богатая латиноамериканская музыка прошла мимо него.
8

завклуб

15 февраля 2010 18:42
Ответ для - Соломон. Христос свидетель - не слушал! И никогда не пожалею. Только европейская музыка - Моцарт, Вивальди, "July morning", "Horst Wessel", "Славное море священный Байкал" и т.д. и т.п.
9

Соломон

16 февраля 2010 14:21
завклуб, судя по Вашим комментариям, у Вас хорошая подготовка для восприятия джаза и лат.амер. музыки. Найдите "Бахиану" бразильского композитора Вилла-Лобоса, написанную в стиле Баха. Она исполнялась оркестрами, сопрано с виолончелями, а также джазовым квартетом.
10

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список