Все новости

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Дискуссионный клуб

Версия для печати


 "Еврей Зюсс" – разрушительное исследование героя нацистского фильма


БЕРЛИН (Hollywood Reporter) – фильм "Еврей Зюсс: взлет и падение" очаровывает вас столь же сильно, сколь и разочаровывает. Это – поучительная история об актере, который получил заглавную роль в самом известном из пропагандистских фильмов нацистской Германии, "Еврей Зюсс", и о той разрушительной роли, которую этот антисемитский фильм играет в его жизни, не говоря уж о том, как умело он подогревает ненависть расистов к европейскому еврейству в период Холокоста. В каком-то смысле этот фильм, созданный немецким режиссером Оскаром Релером, тоже является своего рода пропагандой, подвергая суровой критике любого, кто оказывается хотя бы отдаленно замешан в деяниях нацистов, без учета таких реалий, как почти полное отсутствие свободной воли в нацистской Германии, и без какого-либо намека на сочувствие к его главному персонажу.

Со своей выраженной противоречивостью, "Еврей" станет желанным гостем на международных фестивалях и, что вполне вероятно, в итоге выйдет в прокат за пределами немецко-говорящих регионов. Не последнюю роль в его успехе может сыграть и то обстоятельство, что фильм содержит исчерпывающий кино-портрет Йозефа Геббельса, который, будучи министром пропаганды Рейха, не чурается играть роль руководителя старой доброй голливудской киностудии, хотя и с неограниченными полномочиями. Сыгранный самым известным немецким актером Морицом Бляйбтроем [Moritz Bleibtreu], Геббельс предстает перед нами в роли хитрого интригана, властного и хариазматичного вестника судьбы, который, следуя своей главной страсти, пытается в разных окружениях открывать людям глаза, проповедуя истины Третьего Рейха.

И все же фильм не о нем. Его главным героем является выходец из Вены, актер Фердинанд Мариан (1902-1946 гг.), которого Геббельс заметил в одном из берлинских театров, где он играл роль Яго в шекспировском "Отелло". Геббельс решил, что он будет неплохо смотреться в его пропагандистских фильмах в роли отрицательных героев (подразумевая евреев и англичан).

Мариан, сыгранный Тобиасом Моретти, который действительно внешне напоминает актера, является беспринципным карьеристом и распутником, несмотря на наличие любящей жены и маленькой дочери, не чуждым, однако, голосу совести. Он укрывает своего друга актера (Хериберт Зассе [Heribert Sasse]), еврея по национальности, и отклоняет предложение Геббельса о главной роли в "Еврее Зюссе".

Действительно, согласно некоторым источникам, Мариан в течение года отказывался от предложенной ему роли, пока не решился принять ее из страха перед унизительными последствиями безработицы. Однако, по сценарию, написанному совместно режиссером фильма и Клаусом Рихтером [Klaus Richter], Мариан оказался пленником не только своей роли, но и оглушительного успеха, который фильм имел на Венском фестивале 1940 года.

Его жена (Мартина Гедек [Martina Gedeck]) просит его, воспользовавшись преимуществами недолгой славы перебраться из Германии в Америку, однако он настаивает на том, чтобы остаться до берлинской премьеры фильма. В скором времени его жизнь оказывается подчиненной алкоголю и распутству по мере того, как он все яснее осознает, что его участие в "Еврее Зюссе" является настоящим преступлением.

Как Скруджу в "Рождественском гимне", ему открывается будущее, выросшее из его собственных грехов: его вынужденное путешествие вслед за серией премьер и экранизаций приводит его в безжалостно опустошенное еврейское гетто и на строительную площадку Аусшвица.

В фильме особо подчеркивается, что Геббельс, будучи уверенным в важности фильма для успеха военной кампании, настаивает на том, что "Еврей Зюсс" не может укладываться в рамки дешевой пропаганды, и должен иметь собственную ценность как произведение искусства кино. Он хочет, чтобы фигура коварного еврейского дельца была изображена искусно, а не карикатурно. Как ни странно, что Релеру следовало воспользоваться советом Геббельса. Все его нацистские персонажи выглядят такими отвратительными злодеями, а главный герой – столь безнадежно запачканным сотрудничеством с ними, пусть и ненамеренным, что он отказывает Мариану в малейшем шансе на искупление.

Как бы ни старался Моретти показать сложность и глубину своего персонажа в начальных сценах, к середине фильма его герой неизбежно превращается в типичного пропойцу. Действительно, после Вены Мариан едва ли имеет возможность трезво собраться с мыслями, все больше и больше проникаясь ненавистью к собственному опустившемуся "я". Таким образом, Геббельс Бляйбтроя оказывается победителем в этом фильме.

Несмотря на то, что искалеченная правая нога вынуждает нацистского министра заметно хромать, он легко проскальзывает через перипетии фильма благодаря своему несколько сальному шарму и острому языку. Он слушает людей лишь для того, чтобы опровергнуть их утверждения, и не терпит противоречия.

Сцена, в которой он указывает журналистам, как им следует строить свои сюжеты о "Еврее Зюссе", отражает привычный порядок вещей в тоталитарном государстве. Бляйбтрой "командует парадом" в каждой сцене, чтобы в итоге незаметно ускользнуть с нее, когда война уже не сулит нацистам скорого триумфа.

Женщины в фильме несомненно показаны с большей симпатией. Гедек способна видеть то, что не в состоянии увидеть ее муж, но не в силах донести до него эту истину. Эрика Марозсан [Erika Marozsan], его чешская любовница, а позднее жена, в конце концов также не может соперничать с его любовью к выпивке.

Второстепенные роли подаются несколько утрировано, за исключением выжившего узника нацистского лагеря, сыгранного Зассе, которым, в первую очередь, движет стремление заклеймить Мариана за то, что тот делал фактически ведомый рукой судьбы.

Сильной стороной фильма является его постановочная часть. Операторская манера Карла Ф. Кошника [Carl F. Koschnick] не балует цветом, так что некоторые сцены выглядят практически черно-белыми. Декорации Исидора Виммера [Isidor Wimmer] смотрятся очень убедительно, а костюмы Томаса Олаха [Thomas Olah] передают декадентский шик Берлина в первые годы войны.



Кирк Ханикатт, hollywoodreporter.com, перевод Sem40.ru

| Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Павел из Ро

27 февраля 2010 19:59
Роман очень хороший, о фильме про фильм по роману- ничего сказать не могу
1

Ivanna

27 февраля 2010 18:16
Фердинанд Мариан не еврей, не надо его подсинивать, погиб в 1946 в автоаварии, никогда не был в гетто, его жена тоже не еврейка, правда её первый муж был евреем, авторы фильма очень отклонились от исторической правды, историки и кинокритики дают отрицатетельную оценку фильму.
2

Vladimir

2 марта 2010 13:00
Необxодимо говорить о миллионаx евреев, ушедshиx от евреyства в годи наzисма и так и не вернувшись, xотя ,возможно, многие би етого xотели, но , ведь, сложно. Скажем, далеко не все потомки знают о своиx....., при етом в Германii до сиx пор наzистские арxиви закрити , сушествует определенниy псиxологическиy климат...
3

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.


Наш архив