Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Кошер по-советски

О том, как проходило становление кашрута в России в последние советские годы и в 1990-х рассказал раввин Центрального федерального округа РФ Зеев Вагнер.

- Можно ли было кошерно питаться, живя в СССР?

- В принципе, да. В целом ряде городов в 1960-е и даже в 1970-е оставались шойхеты - часто из числа польских евреев, которые во время войны оказались на территории СССР и не смогли вернуться.

В Москве были знаменитые шойхеты Мотл Лифшиц, Велвл Богомольный, Давид Эльяшев. В Риге делали кошерную колбасу. Но здесь была одна проблема – сил этих шойхетов не хватало на обслуживание всех семей, соблюдавших кашрут, которых было довольно много.

Только в Москве, по моим оценкам, в конце 1960-х, кашрут соблюдали свыше тысячи семей. В первой половине 1970-х это количество уменьшилось из-за массового выезда религиозных семей в Израиль, однако и тогда кошерная пища требовалась сотням семей. В результате кошерное мясо было большим дефицитом, приходилось тратить много времени на то, чтобы его достать.

Те же, кто не мог этого делать из-за отсутствия времени или по финансовым соображениям, покупали кошерное мясо раз или два в году на праздники.

Они покупали это мясо у людей, которые специально брали мясо у шойхетов для тех, кто не мог сам стоять в очередях, либо, как вариант, годами жили без мясной пищи.

- Уехав из СССР в 1976 году, вы вернулись в конце 1980-х. Как складывалась ситуация тогда?

- В Москве к этому моменту оставался только М. Лифшиц, чьих усилий явно не хватало на всех. Тем более, что ситуация изменилась радикально. Зимой 1989-1990 года в Москву прибыл с визитом министр по делам религии Израиля Звулун Хамер.

Естественно, его нужно было обеспечить кошерным питанием. И вот я и рав Хаим-Арон Фейгенбаум с помощью известных ныне рестораторов Игоря Бухарова и Аркадия Кружкова организовали первый в СССР кошерный кейтеринг в Москве и Ленинграде, где Хамер также был.

Весной 1990 года я проводил бар-мицву у своего сына, и впервые она проводилась не в синагоге, а в специально снятом зале – и опять же И. Бухаров и А. Кружков обеспечили все необходимое.

В дальнейшем удалось наладить обслуживание туристических групп. И хотя не было какого-то постоянного помещения, было возможно организовать как изготовление кошерного обеда на двоих, так и обслуживание бар-мицвы, где присутствовало более 100 человек.

В 1991-1992 годах я, опять же с помощью И. Бухарова и А. Кружкова, организовал в Савеловском районе первую благотворительную кошерную столовую. Когда пути Бухарова и Кружкова разошлись, то у И. Бухарова в ресторане "Ностальжи" можно было, в случае предварительного заказа, получить кошерный стол.

- А в какой момент этот "кочевой" этап заканчивается?

- Уже в 1992 году была предпринята первая попытка открыть что-то стационарное. На площади Трех вокзалов было открыто некое заведение, где вроде бы продавали гамбургеры. Но на самом деле изготовлялись они из сои.

Естественно, основной доход владельцы получали не с евреев, но это заведение стало первым местом, куда можно было "выйти в люди". Правда, когда запас сои кончился, они закрылись.

Потом был ресторан "Монмартр" - шикарный ресторан, открывшийся рядом с ГУМом на последнем этаже одной из первых торговых галерей. Там всегда было многолюдно, подавали огромные порции, играл оркестр. Закрылись они после нескольких лет работы, когда здание поставили на ремонт, а после ремонта их уже не пригласили.

Ресторан "Кармель" – с ним была забавная история. У них был экшер (удостоверение кошерности) от Марьиной Рощи. Но продержался он только несколько дней. Но хотя экшер был снят, они продолжали готовить из кошерных продуктов, поставлявшихся из США, держали машгиаха.

Этот машгиах, если видел, что посетитель религиозного вида, подходил к нему и говорил, что ресторан не очень кошерный. Я сам на это натолкнулся, но, слава Б-гу, успел отменить заказ на мясо. А многие уже не успевали и вынуждены были платить.

Потом был еще ресторан "Царь Давид" на Бронной. Возник он абсолютно анекдотическим образом: человек узнал, что в Москве много олигархов-евреев и решил, что если он сделает кошерный ресторан, то все они будут приходить к нему обедать. Приехал, вложил деньги. Естественно, никто к нему не пошел, и, проработав где-то месяца полтора, ресторан закрылся.

Были попытки создать рестораны с экшером от синагоги на Бронной. Сначала был ресторан "для своих" на Никитской улице – без всякой вывески. Кто знал, тот приходил. Потом был ресторан "Гамбринус" на углу Никитской и Бульварного кольца.

Он существовал одновременно с "Монмартром" и был, в отличие от него, дешевым. "Гамбринусу" также удалось организовать у себя питание туристических групп. Правда, приходилось долго ждать пока обслужат. Потом владельца ресторана убили и он закрылся.

Рестораны под своим экшером пыталась открыть и синагога на Спасоглинищевском. Помимо ресторана во дворе синагоги они открыли еще один – в Олимпийской деревне.

Это была абсолютно безумная затея, поскольку ресторан с огромным залом на 400 мест расположенный так далеко от основных еврейских центров города просто не мог реально наполняться.

Еще одним необычным явлением были несколько ресторанов, которые предлагали еврейскую кухню, но безо всякого экшера. Наиболее известный ресторан такого рода – ресторан "У Юзефа", располагавшийся рядом с Павелецкой, и открывшийся в 1989 г. Посетителям VIP-зала, как мне рассказывали, открывалась удивительная картина – мезуза на двери и иконы на стенах.

В Санкт-Петербурге было открыто несколько кошерных ресторанов - ресторан при Хоральной синагоге, ресторан "Шалом". Я был и там, и там. Цены, конечно, ниже, чем в Москве, но ассортимент у них гораздо уже.

Более интересен екатеринбургский опыт. Там в ресторане общинного центра в разное время кормят разных – это столовая для клиентов хеседа, а вечером там подают уже другие, более дорогие блюда, и люди собираются другие.

- А если люди хотели не только обедать в ресторанах, но и что-то готовить дома, могли они в 1990-е где-то купить кошерные продукты?

- Впервые я увидел в продаже израильские продукты в 1990 г. в магазинчике при постпредстве (сейчас – посольстве) Латвии (тогда, понятное дело, Латвийской ССР).

Потом, время от времени, израильские кошерные продукты появлялись в магазинах на Профсоюзной улице, на Садово-Кудринской. Но до создания супермаркета на Трифоновской улице магазинов, в которых кошерные продукты были представлены более-менее полно, к сожалению, не было.

Приходилось как-то выкручиваться. Вот одна история из тех времен. Я как-то обнаружил неподалеку от места, где мы жили частную армянскую пекарню. Зашел, посмотрел - некошерных ингридиентов нет, все нормально.

И вот я договорился, что я буду приходить, включать печь, выпекать полный поддон хлеба и забирать. Договорился, хожу, выпекаю. Но меня поражает одна вещь: владельцы, которым это не очень удобно – останавливать производство, давать мне печь – никаких дополнительных денег за услуги с меня не берут.

И вот, в один из дней я узнал причину. Жена владельца пекарни как-то сказала мне: "Вы единственные, кто бьет мусульман. Как же мы можем брать с Вас какие-то дополнительные деньги!" - тогда шла война в Карабахе.

Надо заметить, что и сейчас ситуация с обеспечением кошерными продуктами в России отличается в худшую сторону, к примеру, от Украины, где есть большой выбор мясных и молочных продуктов, вин и так далее.

Но даже в Москве эти продукты, хотя их гораздо ближе везти, чем из Израиля и США, появляются лишь периодически, но не постоянно.

На фото: Раввин Зеев Вагнер



Семен Чарный aen.ru

  • 19-04-2010, 12:45
  • Просмотров: 4763
  • Комментариев: 15
  • Рейтинг статьи:
    • 85
     (голосов: 1)

Сергей В.

19 апреля 2010 13:05
К слову, цены на такие продукты тоже очень даже "кошерные", особенно на Трифоновской
1

эксперт

19 апреля 2010 13:12
Обычным людям, не обладавшим сверхдоходами и не жившим в Москве, строго соблюдать кашрут, живя в совке, не было никакой возможности. Или надо было быть абсолютным вегетарианцем. Те, которые утверждают обратное, врут.
2

Александр

19 апреля 2010 14:24
"Эксперту" - как раз в глубинке было легче резать кошерное мясо, чем в Москве.
3

злой

19 апреля 2010 17:33
четверг был рыбный день в стране..,курятины на базаре всегда хватало,говядина, баранина ,свинина и сахар это было по талонам,из расчета на одну семью из четырех человек,жить можно было просто надо было стоять в очереди или через знакомых действовать...все ныли,и у всех были полные холодильники и морозильники....
4

эксперт

19 апреля 2010 19:44
Александру. Надо читать все, а не выборочно. Я шойхетом не работал, поэтому что было резать легче, а что тяжелее, не знаю. К тому же, трудно себе представить, чтобы какой-нибудь суперправоверный еврей специально забрался в "глубинку", чтобы соблюдать кашрут. А я писал об обычных людях.
5

злой

19 апреля 2010 20:51
Лично мне очень не понравилось его воспоминание по поводу отношений между армянами и азербайджанцами.Духовное лицо не имеет право озвучивать такие вещи,даже если оно так и было...
6

Лёня

20 апреля 2010 20:39
По воспоминаниям отца в Москве до войны был еврейский ресторан (где-то рядом с театром им.Ермоловой, если правильно запомнил). Очень даже популярный и там подавали кошерные блюда, но только под заказ клиента, для остальных работала обычная кухня. Даю это просто как историческую справку.
7

Joseph

21 апреля 2010 11:48
Принцип кошерности говядины может соблюдаться только когда в стране есть гои которые едят заднюю некошерную часть коровы. Придумал кошерную пищу со всякими ограничениями человек с больной фантазией. Одна рыба кошерная, другая нет. Одно мясо кошерно, другое нет. Пусть Рэбе отличит, если не сказать ему, кошерную соль от некошерной. Если не отличит значит он нерелигиозный.
8

Joseph

21 апреля 2010 12:02
В риге продавали кошерную колбасу,........ во Владивостоке продавали кошерную рыбу, в Ленинграде продавали мацу, в Тбилиси продавали кошерное вино, в ташкенте продавали кошерные финики, в Алмаате продавали кошерные яблоки..........Этот РЭбе с хорошим чувством юмора, дай Б.г ему здоровья.
9

roma

21 апреля 2010 12:51
полная ерунда. в СССр евреи еще не знали что такое кошер и не надо видумиват сказки, это уже потом , в 90 годах узнали, что нельзя кушать свинину и т. д. , так что не вешайте лапшу. в ссср кошера не било и бит не могло. вот т так
10

Boris

21 апреля 2010 15:03
Евреем, господа, очень непросто жить на этом свете. Можно и с голоду сдохнуть в поисках кошерной еды.
11

TURBO M.S.

21 апреля 2010 15:30
Для - Joseph. Вы ещё забыли про кошерных астраханских осетров и камчатских крабов.
12

Boris

21 апреля 2010 15:48
Рома, что за страусиная логика! Если ты не знал, что такое кошер, не означает, что его не было. Мировоззрение не может ограничиваться стенами одной квартиры.
13

TURBO M.S.

22 апреля 2010 04:50
Для - Boris. **// Евреем, господа, очень непросто жить на этом свете. Можно и с голоду сдохнуть в поисках кошерной еды. //** --- Совершенно не согласен. Уверен, что существуют отмазки. Ведь можно же попросить Бога, чтобы везде продолжала быть суббота, а в том месте где вы нашли кошелёк, стал четверг. А некоторые даже не будут просить Бога о четверге, а просто поднимут кошелёк и пойдут дальше.
14

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список