Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Владимир Спиваков – Миша Майский – Максим Венгеров

Имя скрипача и дирижера Владимира Спивакова известно далеко за пределами России.

К окончанию Московской государственной консерватории по классу профессора Юрия Янкелевича (учителем Владимир Спиваков называет и Давида Ойстраха, во время учебы в Консерватории он был вольнослушателем в его классе) имя талантливого музыканта было уже широко известно.

В 1965 году он получил первую премию на международном конкурсе им. Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже, в 1967 году – премию на Конкурсе скрипачей имени Паганини в Генуе, в 1969 году – первую премию на Международном конкурсе в Монреале и в 1970 – вторую премию на Международном конкурс им. П.И. Чайковского. В тринадцать лет Владимир Спиваков получил первую премию на конкурсе «Белые ночи» в Ленинграде и дебютировал в качестве солиста на сцене Большого зала Ленинградской консерватории.

Спиваков неоднократно выступает в качестве солиста с лучшими симфоническими оркестрами мира, среди которых филармонические оркестры Москвы, Санкт-Петербурга, Берлина, Вены, Лондона и Нью-Йорка, амстердамский оркестр «Концертгебау», симфонические оркестры Парижа, Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга и Кливленда под управлением выдающихся дирижеров современности – Е.А. Мравинского, Е.Ф. Светланова, Ю.Х. Темирканова, М.Л. Ростроповича, Л. Бернстайна, С. Озавы, Л. Мазеля, К.М. Джулини, Р. Мути, К. Аббадо и др.

В 1979 году Владимир Спиваков совершил первую гастрольную поездку в США в качестве дирижера, где дебютировал с Чикагским филармоническим оркестром на фестивале в Равинии. После этого он выступает в крупнейших концертных залах мира с ведущими оркестрами – Лондонским, Филадельфийским, Кливлендским и Будапештским, с оркестром театра «Ла Скала», академии «Санта-Чечилия», Кёльнской филармонии и французского радио, лучшими российскими оркестрами. В том же году Владимир Спиваков создал камерный оркестр «Виртуозы Москвы», в котором объединил музыкантов лучших российских оркестров. За годы своего существования «Виртуозы Москвы» выступали с гастролями почти во всех крупных городах бывшего СССР, Европы, США и Японии. В 1990 году оркестр «Виртуозы Москвы» подписал пятилетний контракт с Фондом принца Филиппа Астурийского и до 1993 года находился в Испании.

4 декабря 1992 года Спиваков выступил в Центре исполнительских искусств им. Дж. Кеннеди в Вашингтоне с Национальным симфоническим оркестром США под управлением Мстислава Ростроповича. Он играл скрипичный концерт П.И. Чайковского. После концерта я спросил музыканта, почему из всех известных скрипичных произведений он выбрал концерт Чайковского:

«Должен сказать, что я всегда очень волнуюсь, когда исполняю этот концерт, особенно с того времени, когда я переехал в Испанию. Я совсем по-иному и глубже чувствую русскую музыку. Она мне стала еще ближе и еще дороже».

В ходе интервью в 1992 году Владимир Спиваков сказал мне, что собирается в Москву, где выступит с несколькими концертами:

«Мы скоро увидимся с российскими слушателями. Концерты состоятся в Москве 25 декабря, где мы с Евгением Федоровичем Светлановым откроем традиционный фестиваль «Русская зима» в Большом зале консерватории имени Чайковского, 26 декабря состоится вечер памяти выдающегося скрипача Бориса Гольдштейна, 28 декабря в Большом зале консерватории состоится концерт «Виртуозов Москвы» с замечательным молодым пианистом Могилевским, и 29 числа оркестр выступит в Ленинграде, ныне Петербурге, в прекрасном, святом, зале филармонии».

По приглашению Михаила Плетнева в 1999 году Спиваков занял пост главного дирижера Российского национального оркестра. В этой должности он работал до 2002 года.

Я снова встретился с Владимиром Спиваковым в 2003 году, когда в ходе турне по Соединенным Штатам оркестр «Виртуозы Москвы» выступил в пригороде Вашингтона. Тогда Спиваков сказал мне, что планирует создать в Москве новый независимый от государства оркестр под названием Национальный филармонический оркестр. Он осуществил свою мечту. Этот оркестр является своего рода культурным посланником пост советской России. Национальный филармонический оркестр совершил первую гастрольную поездку по Соединенным Штатам в 2007 году, а в марте-апреле 2009 года этот оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера совершил тридцатидневную гастрольную поездку по Соединенным Штатам, в ходе которой дал 36 концертов. 24 апреля он выступил в Вашингтоне. В программе концерта были произведения русских композиторов Лядова и Рахманинова. Первый концерт Рахманинова исполнил победитель XI конкурса имени Чайковского Денис Мацуев.

Знакомство со знаменитым американским композитором и дирижером Леонардом Бернстайном произвело на талантливого советского музыканта глубокое впечатление. Они познакомились в середине 1980 годов в Зальцбурге во время совместного выступления на фестивале Моцарта. К тому времени Спиваков был уже известен как талантливый дирижер. В знак своей симпатии и веры в будущее Спивакова как дирижёра выдающийся американский музыкант подарил ему свою дирижёрскую палочку. Что может сказать об этом ныне выдающийся российский дирижер?

«Да, моя дирижерская палочка – это подарок Леонарда Бернстайна. Я бережно храню ее в скрипичном футляре и никогда не выхожу без нее на сцену. Можно сказать, она стала моим талисманом».

***

Миша Майский – один из горстки выдающихся виолончелистов нашего времени. Его интерес к инструменту, как он рассказал мне в интервью перед концертом в Центре исполнительских искусств имени Кеннеди в Вашингтоне 14 мая 2005 года, проявился, когда ему было 8 лет. В 1965 году, когда ему было 17 лет, Миша Майский получил первую премию на Всесоюзном конкурсе виолончелистов и был приглашен Мстиславом Ростроповичем продолжить обучение у него в Московской консерватории. Уже в следующем году Майский стал лауреатом Московского международного конкурса имени Чайковского.

«Официально я начал учиться у Ростроповича после того, как внезапно умер мой отец. Мстислав Леопольдович очень помог мне именно в житейском плане. Он практически стал для меня вторым отцом», – говорит Майский.

В 1970 году Миша Майский был арестован. Что послужило поводом для ареста?

«Когда я поступил в Московскую консерваторию, я купил на небольшую премию Конкурса имени Чайковского портативный магнитофон «Sony» и стал записывать мастер-классы Ростроповича. Это закончилось для меня плачевно. После четвертого курса «Sony» пришел в негодность. На толкучке мне предложили приобрести сертификаты для магазина «Березка», где я мог купить новый магнитофон. Меня тут же арестовали. Я полагаю, что всё было организовано заранее. За два года до этого моя сестра эмигрировала в Израиль и, как я думаю, советские власти полагали, что я последую её примеру. Их очень раздражало то, что я учился у Ростроповича и что образование получил бесплатно. Я был хороший студент, лауреат Премии Чайковского, и выгнать меня из Консерватории не могли. Самый простой путь избавиться от меня и лишить права продолжать заниматься в Консерватории лежал через Бутырскую тюрьму. Таким образом, я остался без формального образования».

– Как сложилась дальнейшая судьба молодого музыканта?

«В Бутырской тюрьме я сидел четыре месяца, а потом четырнадцать месяцев в поселке Правдинск, Горьковской области, где я, вместо того, чтобы играть на виолончели, грузил лопатой цемент. Я строил коммунизм. После освобождения из лагеря, чтобы не попасть в армию я был вынужден два месяца провести в психиатрической больнице. Чтобы продолжать заниматься музыкой, мне нужно было уехать».

В 1973 году в возрасте 25 лет Миша Майский эмигрировал в Израиль. В том же году он вышел победителем на Международном конкурсе имени Гаспара Кассадо во Флоренции, а в ноябре состоялся его дебют в нью-йоркском Карнеги Холле с Питтсбургским симфоническим оркестром. После концерта меценат, пожелавший остаться неизвестным, подарил ему виолончель работы итальянского мастера Монтаньяни.

Миша Майский – единственный виолончелист, который учился у двух звёзд – Мстислава Ростроповича в Москве и Григория Пятигорского в Америке. Что дали эти великие мастера молодому музыканту?

«Ответить на этот вопрос нужны недели, а не минуты. Я всегда говорил, что я самый счастливый виолончелист в мире, потому что мне посчастливилось учиться у Ростроповича и Пятигорского, которые, на мой взгляд, были не только великими виолончелистами, но и замечательными педагогами и личностями. Оба они заменили мне отца – Ростропович в первой моей жизни (мой отец умер очень рано) и Пятигорский – во второй, уже на Западе».

В заключение интервью я спросил, не думает ли он, как это делают другие выдающиеся музыканты, на каком-то периоде своей творческой деятельности взять в руки дирижерскую палочку? Вот как ответил на это Миша Майский:

«В настоящее время я довольно сильно занят игрой на виолончели. Для меня качество всегда важнее количества. Я предпочитаю не распыляться, а продолжать делать то, чем могу приносить радость людям».

О себе Миша Майский говорит:

Я – космополит. Я родился в Риге, учился в Москве и Ленинграде. Я играю на итальянской виолончели с немецкими струнами французским смычком. Я езжу на японской машине, у меня израильское гражданство, я долго жил в Париже, а сейчас живу в Бельгии.

Исполнительская манера Майского отличается ярко выраженной романтической направленностью интерпретации. Он исполняет музыку разных эпох – барокко, классицизма, произведения XX века (особенно сочинения Прокофьева и Шостаковича). Миша Майский записал все сюиты для виолончели соло Баха, сонаты Шуберта, Франка, Дебюсси, концерт для скрипки и виолончели Брамса и концерт для виолончели с оркестром Шумана, два концерта для виолончели с оркестром Гайдна и другие произведения. Интерпретация Майского еврейской рапсодии «Шломо» Эрнста Блоха с Леонардом Бернстайном и Израильским филармоническим оркестром считается одним из лучших исполнений этого сочинения.

Миша Майский очень экстравагантен. Он выходит на сцену с взбитой шевелюрой седых волос в рубашке или свитере темного цвета или в робах из жатого шелка с массивным золотым ювелирным украшением с бриллиантом старинной огранки и множеством других камней. На концерте в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, на котором мне довелось присутствовать, Миша Майский исполнил три сонаты Баха для виолончели соло, три раза меняя наряды золотого, серебряного и бронзового цвета, которые носили музыканты во времена Баха.

***

«Максим Венгеров – гигант в музыке и международная суперзвезда», – писала о нем лондонская газета «Таймс». «Максим Венгеров олицетворяет вершинный уровень исполнительского мастерства», – высказывание Тихона Хренникова.

Лауреат Конкурса Венявского в Варшаве в возрасте 10 лет, лауреат премии «Слава», учрежденной Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской, музыкант, которому Родион Щедрин посвятил скрипичный концерт «Кантабиле», посол Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ. Все это относится к Максиму Венгерову.

28 ноября 2002 года состоялось сольное выступление Максима Венгерова в Центре исполнительских искусств имени Кеннеди в Вашингтоне. Он исполнял произведения Баха, сонату «Эхо» Родиона Щедрина и четыре сонаты Эжена Изаи. После концерта молодой музыкант любезно согласился дать мне интервью.

Из нашей беседы я узнал, что у новосибирского вундеркинда было всего два учителя – Галина Турчанинова и Захар Брон, которые привили ему «потрясающую русскую школу исполнения Давида Ойстраха и Петра Столярского».

После возвращения домой с конкурса Венявского в Варшаве десятилетний Венгеров сыграл Родиону Щедрину его сонату «Эхо». Как это произошло?

«Я хотел удивить композитора. Мне стоило огромных усилий выучить эту сложнейшую сонату. Помню, пришел я в Дом композитора и сказал Родиону Константиновичу: «Я могу сыграть вашу сонату наизусть». Он был несколько удивлен и несколько раз произнес: «Ну, интересно, интересно...» Я ему сыграл, а потом он пригласил меня на фестиваль советской музыки в Америке. Тогда мне было, как вы правильно заметили, 10 лет. К сожалению, советской группе не дали виз, и я тогда в Америку не попал. Через 12-13 лет после этого Родион Константинович позвонил мне и сказал, что хочет написать для меня концерт. Он написал потрясающий концерт «Кантабиле».

В 1998 году Максим Венгеров стал лауреатом премии «Слава». За что присуждается эта премия, и кто состоит в составе жюри?

«Это премия "музыканта года". Это очень почетная премия. Я думаю, что это премия за заслуги в музыкальной деятельности. Я езжу с концертами по всему миру. Меня оценили в России, и это для меня большая честь. Я получил эту премию из рук самого маэстро. В жюри этой премии состоят такие великие музыканты как Пласидо Доминго, Иегуди Менухин, Вэн Клайберн и многие другие».

Максим Венгеров часто выступал с Мстиславом Ростроповичем. Что связывает этих выдающихся музыкантов разных поколений?

«С маэстро Ростроповичем связала меня подготовка к записи двух концертов – Шостаковича и Прокофьева. Помню, приехал я к нему во французский город Эвиан и сказал, что хотел бы ему поиграть. Он согласился. После этого он сказал: «Хорошо, давай начинать работу. Мы с тобой должны сделать «Запись века». Мне тогда было 17 лет. Он дал мне часть своего восприятия музыки, научил меня по-настоящему любить музыку и по-настоящему вникать в музыкальный репертуар и, конечно же, передал мне свое восприятие музыки Шостаковича и Прокофьева. Это было бесценно для меня как молодого музыканта. На протяжении многих лет мы продолжали сотрудничать и на сцене, и в записях.

Максим Венгеров – первый классический музыкант, назначенный послом Детского Фонда ООН «ЮНИСЕФ». Какие страны по заданию ЮНИСЕФ посетил музыкант?

«Я был в Таиланде, где посетил лагеря для детей, которых забрали у родителей. Эти дети пережили большую травму. Многие из них пользовались наркотиками, над ними издевались, многие были изнасилованы. Работа для ЮНИСЕФ дала мне возможность играть для детей во всем мире, не только в цивилизованных странах, но и в таких отдаленных местах, куда очень трудно добраться. Один из самых сильных опытов был в Уганде, где я играл для детей, которые были украдены мятежниками. Эти дети уже успели быть солдатами, их заставляли брать в руки оружие. У них трудная судьба. ЮНИСЕФ делает всё, чтобы вернуть им детство. Это была очень важная поездка, потому что я понял, как много музыка может сделать для этих детей».

На вопрос – почему он решил выступить с сольным концертом, Максим Венгеров ответил так:

«Я просто хотел увидеть, что может скрипка сделать без аккомпанемента. Вначале это был просто чистый эксперимент, а потом это превратилось в огромное турне с записью диска виртуозных произведений Изаи, Щедрина, Иоганна Себастьяна Баха. Что самое интересное – я могу со скрипкой и с этими произведениями создать прекрасную атмосферу в зале. И действительно, зал любого масштаба превращается в маленькую комнатку, я выхожу, играю с удовольствием. Для меня это всегда прекрасное событие».

В заключение интервью я спросил выдающегося музыканта, гражданином какой страны он является и где живет постоянно. На этот вопрос он ответил так:

«У меня два гражданства – израильское и германское, а живу я постоянно в самолете».

С июня 2007 года из-за травмы плеча Максим Венгеров, которого называют самым высокооплачиваемым скрипачом в мире, не выступает как солист и отменил расписанные на несколько лет вперед концерты.

В интервью лондонской газете «Таймс» Максим Венгеров сказал, что намерен отложить смычок и взяться за дирижерскую палочку. Эти слова уже подкреплены делом. Музыкант, выступающий в лучших концертных залах мира, упражнялся в дирижерском искусстве с молодежным оркестром UBS Verbier Festival Chamber Orchestra, а недавно продирижировал концертом другой молодой звезды — американского скрипача Джошуа Белла на открытии скрипичного конкурса имени Иегуди Менухина в Кардиффе. Недавно Венгеров стал заниматься педагогической деятельностью. С 2005 года он преподает в лондонской Королевской академии музыки и уделяет много внимания созданной им недавно в небольшом израильском городке Мигдаль школе для музыкально одаренных детей.



Люсьен Фикс "Семь искусств"

  • 27-05-2010, 15:22
  • Просмотров: 4226
  • Комментариев: 5
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

вовочка

31 мая 2010 20:07
изумительно, большое спасибо,поражён профессионализмом создателей этого сайта.
1

ilona

1 июня 2010 10:46
В статье скромно умолчали о том, какую премию получил Владимир Спиваков в Генуе. Не первую. Так как первую тогда получил замечательный скрипач Григорий Жислин.
2

Артем

1 июня 2010 17:44
ilona, а к чему Вы вспомнили про Жислина? Надеюсь на ответ.
3

ilona

3 июня 2010 10:25
Артёму. Вспомнила, потому что, не в обиду Спивакову, мне очень нравится один из лучших учеников проф. Янкелевича скрипач Григорий Жислин, к сожалению, редко бывающий в России. А про Спивакова не раз приходилось читать, что он был победителем престижнейшего конкурса в Генуе. Так вот - не он. P.S. К Спивакову отношусь с большим уважением.
4

Артем

3 июня 2010 20:30
ilona, спасибо за ответ. С наилучшими пожеланиями!
5

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список