Все новости

Сегодня, 09:03
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Об этом говорят

Версия для печати

 Второе немецкое еврейство, или Жизнь на чемоданах кончилась

Почти четверть миллиона евреев приехали с начала девяностых годов из бывшего СССР в Германию. Как им живется? С какими проблемами они сталкиваются? Во Франкфурте впервые попытались осмыслить этот феномен.

"Ausgerechnet Deutschland!" - "Именно Германия"! - так, почти провокационно, называется проходящая во франкфуртском Еврейском музее выставка, которая рассказывает об эмиграции советских евреев в ФРГ. Что искали и что нашли эмигранты, для которых "своей" была не еврейская, а русская, советская культура, в Германии - стране Холокоста, где евреев убивали? Национальную самоидентификацию? Безопасную жизнь? Материальное благополучие?

Община или общество?

Выставку открывает то, от чего люди спасались: хаос перестройки, антисемитская листовка, демонстрация коммунистов на Красной площади... Фотография этой демонстрации, кстати, попала на афишу выставки, что мне кажется не слишком удачным: она сбивает с толку. Логичнее было бы увидеть на плакате, например, уезжающих евреев. А суровые мужики предпенсионного возраста с недобрыми лицами под проглядывающимся красным флагом смотрятся здесь странно.

Но это, в общем-то, детали. Самое главное: концепция выставки вполне убедительна, экспозиционные решения нетривиальны, порой даже остроумны. Чего стоит, например, настенный телефон, который время от времени вдруг начитает звонить! Вы снимаете трубку и слышите предотъездные анекдоты типа: "Брать зонтик - не брать зонтик?" Интересно придумано и неожиданное разветвление экспозиции. Пути посетителей расходятся, чтобы потом сойтись снова: один ведет в синагогальную общину, другой - к тому, что принято определять как ассимиляцию.

Это, кстати, еще один "плюс" выставки, может быть, даже самый большой: она открыто говорит о проблемах, с которыми сталкивались и сталкиваются в Германии евреи из бывшего СССР. И одна из этих проблем - общинные конфликты. Почти 60 процентов еврейских эмигрантов в Германии не являются членами общины и в религиозной жизни участия не принимают. В лучшем случае они приходят в общину, чтобы, как говорит одна из цитат в экспозиции, "в шахматы поиграть".

Многие "коренные" немецкие евреи это осуждают. Историк Дмитрий Белкин, научный сотрудник Института имени Фрица Бауэра и куратор выставки "Именно Германия!", родившийся и выросший в Днепропетровске, считает, что важнее все же должно быть участие не в общинной, а в общественной жизни. Как бы там ни было, но возвращение к религии предков выросших в атеистической стране и привыкших мыслить рациональными категориями людей - очень непростой процесс.

Русский уголок

Главный вопрос, который ставили перед собой организаторы выставки и который, пожалуй, ставит перед собой каждый ее посетитель: можно ли говорить сегодня о возрождении немецкого еврейства? Франкфуртская выставка не дает ответа. Точнее говоря, дает несколько ответов.

Если свести их к общему знаменателю, то можно сформулировать так: в Германии возникло "еврейство-2". Прежней еврейско-немецкой культуры нет, она была уничтожена национал-социалистами. И лишь массовая еврейская эмиграция из бывшего СССР в Германию, начавшаяся в девяностые годы, коренным образом изменила ситуацию.

"В Германии возникает новое сообщество - второе или новое немецкое еврейство, - говорит Дмитрий Белкин. - Его особенность состоит, в частности, в том, что в нем очень силен элемент русской культуры. Парадоксальным образом даже столь традиционные образцы немецко-еврейской культуры, как книги Гейне, Кафки, Фейхтвангера, возвращаются в немецкую жизнь на русском языке".

На выставке этот аспект иллюстрирует своеобразный "русский уголок": книжный шкаф со старыми "худлитовскими" изданиями Фейхтвангера и Гете, кресло, телевизор, показывающий одну из московских программ... Рядом - стенд с традиционными советскими продуктами вроде гречки и шпрот. "Кухонная" ностальгия и сейчас довольно широко распространена среди эмигрантов, но подавляющее большинство давно перешло на обычные немецкие продукты.

Чемодан, вокзал, Германия

Несмотря на то, что Федеративная Республика Германия сама решила принять евреев из СССР, которые получили официальный статус "контингентных беженцев", им пришлось столкнуться с теми же трудностями, с которыми сталкиваются все эмигранты.

Это не только язык. Один из разделов, носящий устрашающее для каждого эмигранта немецкое название "Amt", то есть "учреждение", представляет собой стеллаж, забитый папками-скоросшивателями. Голос, доносящийся ниоткуда, бесстрастно сообщает: "Согласно существующим правилам ваш диплом за номером... об окончании... не может быть признан ввиду несоответствия программ обучения..."

Фраза эта знакома многим переселившимся в Германию советским евреям. Люди устраиваются, как могут. Одна из самых печальных фотографий на выставке - снимок входа в общественный туалет: стул, стол, тарелочка для мелочи на столе... На таких "рабочих местах" нередко можно встретить эмигрантов.

Но выставка показывает и удавшиеся судьбы, причем не только молодых людей. Учительница музыки и кардиолог, адвокат и дизайнер, владелец супермаркета и даже полицейский, - их портреты иллюстрируют историю успеха. О востребованности математиков, программистов, химиков, фармацевтов и говорить не приходится. Но главное все же - не частные случаи. Главное в том, что еврейская эмиграция обжилась в Германии, что она чувствует себя здесь "как дома", что люди перестали сидеть на чемоданах. Этими старыми советскими чемоданами, уже не нужными, и завершается выставка.

Иллюстрация: Евреи-ветераны войны - граждане страны побежденных



Ефим Шуман, dw-world.de

Источник: | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Игорь 1-й

27 июня 2010 19:47
Да,Семен из Ро, ваша (?) история очень поучительна и Алиса, определённо, в стране чудес.
1

Игорь 1-й

28 июня 2010 20:45
Для Vlad: Отвечу вам словами Е. Евтушенко: "...сомнительная честь - из ненависти к собственным подонкам, в объятия к чужим подонкам лезть". Хоть мои предки никогда не жили в Германии, но после всего, что произошло, у меня неприятие "родства" с немцами на генетическом уровне.
2

me

28 июня 2010 21:03
а по4ему Кыш провокатор ? все правил,но.
3

Натан

27 июня 2010 21:45
называть, тех кто уехал в Германию,евреями язык не поворачивается. это просто дешовки.
4

Александр

27 июня 2010 21:14
Уехавшие в Германию евреи-на-халявники внесли свою совершенно заметную лепту в раздувание антисемитизма в Германии и в Европе вообще. Спросите любого немца должен ли он платить из своего кармана содержание для еврея, сидящего в берлинском парке и играющего в домино. А тем людям, увешенным значками (см. фотографию), я бы сказал: " Это плохая, глупая провокационная выходка. Всему этому просто нет оправдания.
5

Amitai

27 июня 2010 21:28
Ya sam yze mnogo let rabotau v Germani v naychnoy laboratorie pri Universitete, xotya sam iz Tel-Aviva. Prekrasnya strana, lydi prosto syper. Da, i ysloviya esty vce dlya togo chtoby rabotaty i zity. Ich liebe Deutschland.
6

Квентин

27 июня 2010 22:02
Как же быстро все забывается. Как быстро все прощается. Европейская культура... перед холокостом она тоже ведь как будто была.
7

Игорь 1-й

27 июня 2010 06:02
Хотелось бы спросить у евреев, уехавших в Германию - почему всё-же Германия, а не Израиль, США, Канада? ПОЧЕМУ?
8

валентин

27 июня 2010 07:30
в статье так и не даётся ответа, что являлось мотивом для переселения на ПМЖ в Германию
9

торонтон

27 июня 2010 08:23
Для Игорь 1-й. В Канаду, например, на халяву не пускают. Строгая медкоммисия всех членов семьи, профессия, деньги в западном банке и прочие проверки. Короче, никаких сентиментальных слюней, чистый дарвинизм.
10

Альберт

27 июня 2010 22:55
Среди переехавших в Германию,есть и пережившие катастрофу.Это объясняется более высоким уровнем жизни,по сравнению с Израилем,лучшими социальными условиями.То есть человек материально там устраивается лучше,чем в Израиле.
11

Имя:

28 июня 2010 21:07
33 - Гость: нука нука разверните тему про авантюристов американских пожалуйста - очень интересно....
12

Квентин

28 июня 2010 21:52
Когда я слышу о евреях уехавших на ПМЖ в Германию, мне сразу хочется говорить много грубых и нехороших слов.
13

Барух

28 июня 2010 22:39
Гость и другие-вас никто неимеет права обвинять,каждый вправе выбирать свою судьбу.Соглашусь с вами что в Израйле вы не нужны,так как ненужна была ему и эта миллионая алия,которую левый истеблешьент использовал как дешевую рабочую силу,что бы самому жировать и торговать страной.Начиная с 1948года положение Израйля было тяжелым, но всегда в самую трудную минуту население сплачивалось и выдвигало лидера,сегодняшние лидеры натравливают одну группу населения на другую,а когда нет связующей идеи а преобладает культ потребления и накопления-жди беды.
14

Boris

27 июня 2010 09:27
Насколько я помню, для Канады главным было владение дефицитной профессией, а в Австралии необходимо было набрать определенное количество очков за образование, профессию, здоровьэ и прочее. Для Америки главное наличие родственников, ну и многое другое. Для Германии нужно было указать на свое еврейское проишождение и лично принести в посольство. Поэтому последний вариант из неизраильских вариантов был самым доступным. По поводу Холокоста. Живут же евреи в самой антисемитской стране Украине, живут и в других страхнах некогда очень неблагоболучных. Евреи издревле спасая цвои жизни перемеwались по Европе и другим континентам. Выгнали из Англии, отправились в Германию, стало невыносимо там, двинулис; обратно или в Польшу, Россию... Будет лучше в России, может еwе вернемся. Это не предательство, не голос культуры или крови, это биологический инстинкт выживания, неевреям не понять.
15

Т.

27 июня 2010 18:18
для Лизы.Это не ваших детей в Гановере нацисткие и мусульманские выродки на днях средь бела дня и большом скоплении настоящих демократов камнями закидали.Все еще впереди и до вас доберуться.
16

Жoрeс

27 июня 2010 20:46
Koму нaдo дoкaзывaть,чтo сoврeмeнный мир сoздaн Зaпaднoй Eврoпoй? A гeрмaнцы и нeмцы всeгдa были сaмыми сильными и рaзвитыми в Зaп.Eврoпe. Eсли учeсть,чтo иoнийцы,сoздaвшиe дрeвнeгрeчeскую культуру, тoжe из гeрмaнских плeмён,тo нeдooцeнивaть дaлeкo прeвoсхoдящий ( oтнoситeльнo слaвян, гaллoв,кeльтoв итд) вклaд гeрмaнцeв будeт тoлькo идиoт. В Гeмaнии и сeгoдня нeрeдкo имя Иoнaс, a нa сeвeрe Пруссии рaскoпaли пoсeлeния 8-7 вeкoв д.н.э. сo мнoгими прeдмeтaми.тaкжe присущими иoнийскoй культуры тeх врeмён. Тaк чтo,тo ччтo люди тянутся к цeнтру мирoвoй культуры, пoнятнo.Тaк дeлaли eврeи и и другиe и дo вoйны.
17

Мефодий

27 июня 2010 11:01
Я бы на месте евреев ветеранов Второй мировой войны не очень бы дефилировал со своими орденами и медалями по улицам Германи.Они все же получены в боях с немцами и за немецкую пролитую кровь ( дедов и прадедов тех за кой счет получают пожизненные пособия эти континентальные беженцы ! )
18

markis67

27 июня 2010 15:34
Модератор, почему не помещаете моё мнение о том, что возрождение еврейства в Германии не состоялось. Ведь в массе "новых немецких евреев" только порядка 20% являются евреями. Остальные - их нееврейские супруги, "половинки", "четвертинки" и просто купившие в бывшем СССР у неподкупных ментов новы метрики с еврейскими корнями. Среди евреев тоже очень мало истинно религиозных. Поэтому т. н. "еврейская жизнь" в Германии поддерживается в основном местными евреями.
19

Isaak

27 июня 2010 15:47
Pochemu Germania a ne Rossia ? Zachem meniat konki na sanki ?
20

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.