Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Алеет арабский Восток...

Придут ли к власти "Братья-Мусульмане"?


От этого во многом зависит позиция Египта, с которым связан самый протяженный период мира в жизни государства Израиль

 

ИСТОРИЯ: ОТ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ К РАДИКАЛИЗАЦИИ

Западные эксперты связывают появление "Братьев-мусульман" (Al-Ikhwan Al-Muslimun) с исламским мышлением XIX века и его составляющими: национализмом, идеей сильного государства, индустриализацией и достижением общего блага. Поэтому раздача еды обездоленным, создание начальных школ, бесплатная медицинская служба, предпринятые братством в первые годы своего существования, привлекало в его ряды новых приверженцев в Египте.

"Братья-мусульмане", одно из самых влиятельных исламских фундаменталистских движений на Ближнем Востоке, было создано в Египте Хасаном аль-Банна в 1928 году. Достаточно быстро обрастало сторонниками и сочувствующими ввиду яркой политической направленности - оно создавалось как ответ на крушение Османской империи и британского колониализма в Египте и считается первым революционным исламским движением. Одновременно с идеей избавления от чужеземной оккупации его лидеры создавали пропагандистский противовес, распространяя исламские представления о морали и об укладе жизни.

Братство постепенно перерастало рамки религиозного объединения и становилось все более нетерпимым к ценностям гражданского общества. Теряя облик инициатора благотворительных акций, оно в середине 30-х годов обретало другое политическое лицо, призывая египетские власти к учреждению исламского порядка и объявления вооруженного, наступательного джихада против немусульман (прежде всего, евреев под лозунгом "Евреи, вон из Египта!"), солидаризируясь с нацистами Германии.

Радикальные идеи привлекали множество поклонников. Братство быстро разрасталось: если в конце 1930-х годов оно насчитывало около 199 человек, то к началу 1940-х 60 тыс., к концу 1940-х - 500 тыс. Движение превращалось в мощную политическую структуру, обладающую своей собственностью (мечети, фирмы, фабрики, больницы и школы) и своим активом на ответственных должностях в армии и профсоюзах. Таким образом, росло влияние "Братьев-мусульман" в египетском государстве.

Было тайно сформировано боевое крыло движения, которое вначале участвовало в антибританских акциях, а затем и против высших представителей власти в Египте. После раскрытия правителями Египта военной сети "Братьев-мусульман" активисты движения арестовывались, деятельность приостанавливалась, пока не была сформирована агрессивная идеология, ставшая к середине 1960-х годов ядром ее деятельности. Новая волна популярности "Братьев-мусульман" последовала вслед за Шестидневной войной 1967 года и "экспортом" египетских преподавателей и техников на Аравийский полуостров в ходе нефтяного бума после 1973 года. Число сторонников движения оценивается в это время в 1 млн. среди военнослужащих и нескольких миллионов сочувствующих среди гражданских лиц.

После того, как в середине-конце 1970-х годов от "Братьев-мусульман" откололись радикальные группы at-Takfir wa'l-Higra (салафитское течение террористического направления) и "Египетский исламский джихад", ставящая своей целью свержение в Египте светского режима, движение стало относиться скорее к умеренным исламистским организациям. При этом президент Анвар Садат, находясь под давлением активистов движения, ввел изменения в официальное уголовное право (в статье 2 египетской конституции шариат объявлялся основой египетского закона) и создал религиозный совет.

НАСИЛИЕ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ

Официально считается, что египетские Мусульманские братья отреклись (когда точно, неизвестно, но, видимо, самое позднее в 70-е годы) от идеологии насилия и с тех пор борются за плюрализм, однако это совершенно не исключает воинственного характера их деятельности. В условиях, когда, образно говоря, винтовку перехватили "Исламский джихад" и at-Takfir wa'l-Higra, вполне уместно было надеть маску исламских демократов. Что и было сделано.

"Братья-мусульмане" - организация, ставшая, образно говоря, питомником, откуда перемещались в другие страны Востока, а также Европы и Старого Света саженцы экстремизма. При этом они превращались в самостоятельных носителей идей политического ислама. Так, размежевание движения на фундаменталистов и исламистов позволило создать военизированные террористические группы наподобие "Аль-Гамаа аль-Исламия", что привело к серии политических убийств, самое известное из которых - убийство президента АРЕ Анвара Садата в октябре 1981 года. Другой "саженец" - "Аль-Каэда", идеологической основой которой стало учение Хасана аль-Банны, развитое Саидом Кутбой.

Подготовленное египетскими "Братьями-мусульманами" радикальное крыло породило многочисленное воинство, которое показало свою выучку в Афганистане. Движение финансировало обучение в престижной мусульманской духовной академии - каирском университете Аль-Азхар - будущих руководителей фундаменталистских движений из Чечни и Средней Азии, фактически реализуя идею экспорта экстремистских идей. Многие западные эксперты рассматривают движения ИДУ и "Хизб ут-Тахрир" как центральноазиатские отделения движения "Братья-мусульмане", также со временем становящиеся региональными питомниками экстремизма.

ДЕМОКРАТИЯ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗЦА


Для движения, как говорят его руководители, "не может быть никакого сомнения в том, что должна преобладать подлинная демократия". Однако это должна быть демократия, основанная на исламских установлениях.

К примеру, декларируя лозунг "ислам - решение любого вопроса", они определяют целесообразность jizya, подушного налога для немусульман, предписанного Кораном. Идея его состоит в том, что немусульмане, поскольку они не служат в вооруженных силах мусульманского государства, должны платить за их защиту мусульманами. В 1997 году Мустафа Машхур, руководитель "Братьев-мусульман", предпринял попытку ввести данный пункт в конституцию страны. Однако при наличии в тот момент 6 млн. христиан, предпринявших организованный протест, эта "оригинальная идея", как именовали ее радикалы, не прошла. Движение, однако, получило свои политические баллы: оно изначально утверждало, что слова Корана и методы действий ранних мусульман, независимо от исторических условий, должны быть незыблемы и приняты к исполнению, а все, кто этому препятствует, - противник Аллаха и его пророка.

Демократия в исламском формате имеет, как мы видим, ярко выраженные специфические черты, совершенно отличные от цивилизованного понимания. Точно также трактуется понятие "терроризм". Главарь ХАМАСа, также выкормыша "Братьев-мусульман", Халед Машаль, выступая в Москве в феврале 2010 г., указал: "Настоящий террорист - это тот, кто захватывает чужую землю, а не тот, кто защищает свою родину и свой народ от оккупации. Поэтому во главе террористического списка должен быть Израиль".

ДВИЖЕНИЕ К ВЛАСТИ

"Братья-мусульмане" неоднократно демонстрировали признание широкими слоями общества, в частности, участвуя в выборах в парламент. Поскольку закон 1954 года после неудачного покушения на президента Насера о запрете организации не отменен, это вынуждает выступать либо по спискам зарегистрированных партий, либо в качестве "независимых" кандидатов. Так или иначе, сначала в блоке с либералами "Нового Вафда" в 1984 году они провели в парламент 8 кандидатов, затем в союзе с "Исламским альянсом" в 1987 году - 37 кандидатов, чтобы в 2000 г. представлять свои политические взгляды устами 17 депутатов, а в 2005 г. - уже 88 депутатов. Как сенсация, было воспринято в демократическом мире заявление в египетском парламенте о том, что "Братья-мусульмане" желали бы участвовать в реформировании политической системы в Египте и переходе ее к демократическим устоям. Хотя после первого тура последних парламентских выборов (28 ноября 2010 года), движение объявило о бойкоте второго из-за многочисленных нарушений, оно не отказалось от активного политического участия в жизни страны и ее преобразованиях.

Сегодня "Братья-мусульмане" имеют в Египте примерно 1 млн. активных членов. Движение поддерживает различные благотворительные учреждения, прежде всего больницы в бедных кварталах, участвует в распределение продуктов питания и программе по созданию рабочих мест для молодежи. Этим объясняется поддержка движения бедствующими слоями Египта, составляющими большинство населения страны.

Движение неоднородно и в последние годы трансформируется. Меняются политические предпочтения. Если члены его в возрасте 50-70 лет предпочитают теократические формы, то более молодые представители требуют, напротив, преимущественно внедрения формы "демократия с исламскими элементами", тогда как самые юные участники протестного движения на площади Ат-Тахрир в Каире декларировали внедрение шариата. При этом руководство египетских "Братьев-мусульман" неоднократно заверяло, что движение не будет участвовать в работе нового правительства в случае изменения режима.

 

Одновременно вице-президент Омар Сулейман призывал их участвовать в национальном диалоге, что отрицалось Мухаммадом Бади по причине того, что президент Хосни Мубарак еще в должности. Эта позиция позднее неоднократно пересматривалась, корректировалась и обсуждалась в ходе встреч в верхах оппозиционеров с правительством.

Судя по интервью в Guardian от 8 февраля 2011 г., руководство движения "производит переоценку положения каждый день, возможно, каждый час", и действует, руководствуясь обстоятельствами, а не четкой программой.

Ассам аль-Эриан, реформист в руководящем совете "Братьев-мусульман", изо всех сил старается схематически изобразить пределы политических амбиций его организации, отмечают западные обозреватели. Он настаивает, что у движения нет и не может быть никаких планов управлять процессом продвижения кандидатов в будущие президенты. Хотя любой широко поддерживаемый кандидат от "единой" оппозиции будет, очевидно, нуждаться в одобрении движения. Но он идет далее и говорит, что "Братья-мусульмане" не будут заниматься даже поисками поддержки в парламенте. И, по его мнению, в связи с этим предсказания многих западных аналитиков, что движение только и ждет момента, чтобы расправить крылья и захватить контроль над самой густонаселенной арабской страной - не более, чем вымысел.

Наша задача - создание широкой коалиции, говорит Ассам аль-Эриан:

"Такова наша стратегия по многим причинам: главное - не напугать ни сторонников "Братьев-мусульман", ни представителей других политических течений. Мы все должны осознать: страна разрушена усилиями Мубарака и его семьи. Задача восстановления - не только наша задача, это - работа для всех египтян".

Он указывает, что "Братья-мусульмане" - особый случай, потому что движение не ищет власти путем насилия, как другие исламские организации.

Халиль аль-Анани, эксперт по вопросам египетского политического ислама в Даремском Университете, указывает, что во время недавних демонстраций в Каире "Братья-мусульмане" не выдвигали определенных политических требований, которые касались бы собственных целей. Они сделали грамотный тактический ход, уйдя под крыло Мохаммеда аль-Барадеи, чтобы стать частью египетских сил оппозиции. Таков был их сигнал Западу.

Но если братство не ищет политическую власть, какова ее истинная цель? Западноевропейские эксперты считают, что она должна быть рассмотрена в контексте его более ранней антиколониальной борьбы. Речь идет, прежде всего, о конкретных ежедневных нуждах египтянина, указывает английский исследователь Йош Стечер. На решении этих проблем, объединенных понятием dawa, или социальный евангелизм, сконцентрирована значительная группа "Братьев-мусульман". При достижении успехов на этом пути можно будет говорить о дальнейшей исламизации египетского общества. "Мы готовы играть политическую роль, но не самостоятельно, а под зонтиком более широкой политической структуры", - утверждают их лидеры.

В контексте этой идеи "Братья-мусульмане" формируют демократический альянс в преддверии выборов, поскольку готовы к сотрудничеству с самыми широкими социальными слоями, от коптских христиан до женских групп. Причем, реформистское крыло в пределах братства, как указывает Халиль аль-Анани, будет усилено, в основном, "за счет консервативной старой гвардии".

Он считает, что режим Мубарака намеренно преувеличивал влияние "Братьев-мусульман" и представлял его как угрозу египетскому обществу и Западу. Намеренная демонизация движения была предлогом для сохранения репрессивного характера режима.

"Если Египет стал бы завтра проводить свободные и справедливые выборы, движение "Братья-мусульмане" не получило бы большинства. Возможно, обладало бы существенным присутствием в парламенте, но расклад оказался бы вполне плюралистическим, - подчеркивает Халиль аль-Анани. - Наступило время для Запада, чтобы заново продумать его отношение к движению. Если он не начнет точно оценивать вес братства, то уже в ближайшие дни сделает главные просчеты".

Пока Запад знает о "Братьях-мусульманах" то, что должен, по мнению руководства движения, знать. А именно: цель движения - возвращение к основам ислама.

Между тем, западные эксперты сигнализируют: декларация об отсутствии политических амбиций - откровенная ложь.

Мусульманское братство принадлежит к самым влиятельным исламским фундаменталистским движениям на Ближнем Востоке. Движение имеет сторонников в странах Западной Европы. Так, Нижнесаксонское ведомство по охране конституции сообщало, что, по состоянию на 2005 год, в Германии насчитывалось примерно 1800 членов "Братьев-мусульман". Как указывается в докладе федерального ведомства по охране конституции (2009), численность, начиная с 2008 года, упала до 1300 членов, однако это свидетельствует не о снижении уровня рекрутирования, а о том, что члены движения пополнили Исламское сообщество Германии (IGD) и рассредоточились при мечетях Нюрнберга, Штутгарта, Франкфурта-на-Майне, Кельна, Марбурга, Брауншвейга и Мюнстера.

Что из всего этого следует?

ОРГВЫВОДЫ, СДЕЛАННЫЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИМИ ЭКСПЕРТАМИ

Первый.

Египет - это не только родина, но и самое ответственное место деятельности "Братьев-мусульман" (в государстве с населением 84 млн. человек можно эффективней рекрутировать в свои ряды значительные группы населения), хотя они там официально запрещены. Братство имеет филиалы в более чем 70 странах мира, самые важные из которых - в Саудовской Аравии, обеспечивающий (в том числе через исламские центры Женевы и Мюнхена) приток средств; в Тунисе, обеспечивающий контроль и поддержку антиизраильских настроений в странах Магриба; и в Ливане, обеспечивающий вероятный плацдарм нападения на Израиль. В центре Европы обеспечивается духовная и финансовая поддержка египетскому движению "Братья-мусульмане".

Второй.

"Братья-мусульмане" с самого начала своей деятельности демонстрируют двойные стандарты. Это касается, например, отношения к западным ценностям: когда Хасану аль-Банна нужны были средства для сооружения мечети в районе Суэцкого канала, а затем и вечерних школ для рабочих, и европейские демократические стандарты непосредственно касались судеб членов движения "Братья-мусульмане", о "тлетворном влиянии Запада" воинствующие исламисты забывали.

Третий.

Насилие, ставшее основным инструментом политического ислама как у "папы" ("Братья-мусульмане"), так и у "дочери" (ХАМАС), становится легальной и узаконенной деятельностью экстремистов.

Четвертый.


Старейшая исламистская группировка в Египте на протяжении всей своей истории всегда имела отношение к любому виду антиправительственной деятельности, отмечает европейская печать. Сейчас движение получило шанс возвратить свое былое положение как ведущего оппозиционного движения в стране, настраивая определенным образом локальное или западное мнение.

Пятый.

Движение "Братья-мусульмане" берет на себя роль лидера исламских организаций мира, знаменосца таких радикальных идей, осуществить которые возможно лишь при наличии политической власти. "Братья-мусульмане" позиционируют себя как мирная организация, действующая согласно конституции, то есть согласно светскому закону. Однако готовы действовать - с точки зрения провозглашенной миссии - достаточно решительно, а, возможно, и жестоко, применяя насилие. Действовать эффективно им поможет наработанный за 56 лет официального запрета опыт мучеников и борцов за справедливость, легко транслируемый в массы и позитивно ими воспринимаемый.

Шестой.

Оценка "Братьями-мусульманами" событий в Египте и весь ход их последующих действий определен перечнем указанных на сайте движения девизов, в числе которых - "Коран - наш закон. Джихад - наш путь". Учитывая наличие подготовленных в Чечне, Афганистане и Ираке бойцов, египетское движение вполне способно к действиям в условиях войны.

Седьмой.

Усиление контактов "Братьев-мусульман" с ХАМАСом и другими террористическими группировками в непосредственной близости от границ с Израилем может привести (а, возможно, уже и привело) к разработке совместных планов действий против Израиля, что способно аннулировать действующие 33 года мирные договоренности Египта и Израиля, упразднить частичную блокаду Газы и, таким образом, спровоцировать локальное или масштабное вооруженное противостояние между Израилем и арабским миром.

Восьмой.

Вероятная потеря основного арабского партнера заставит Израиль пересмотреть ранее действовавшую доктрину безопасности, произвести тотальное перевооружение, возможное с помощью ведущих стран Запада, в первую очередь, с США и с Германией. В связи с этим в ближайшие недели вероятны срочные израильско-натовские консультации с политическим и военным руководством стран, оперативная реструктуризация экспортного потенциала ФРГ, которая в значительной степени формирует облик современной израильской армии.


 
Александр МЕЛАМЕД, собкор еженедельника "Секрет" по странам Западной Европы

 

Использованы данные сайта "Институт Ближнего Востока", SPIEGEL, The Guardian, Verfassungsschutzbericht 2009, die Тageszeitung, Frankfurter Rundschau, El Pais, сайтов фонда Эберта (Friedrich-Ebert-Stiftung), Jadaliyya, The Global Muslim Brotherhood Daily Report, www.al-azhar.ru

  • 23-03-2011, 19:04
  • Просмотров: 3788
  • Комментариев: 3
  • Рейтинг статьи:
    • 34
     (голосов: 1)

efim

24 марта 2011 10:11
Возвращение Синая не за горами
1

Крылов

24 марта 2011 22:12
@Александр МЕЛАМЕД
"Если Египет стал бы завтра проводить свободные и справедливые выборы, движение "Братья-мусульмане" не получило бы большинства."
В 1932-33 гг. Гитлер также не имел большинства. Его лучший результат - 30 %.
Что фашистов и исламо-фашистов роднит: их решительность, тоталитарная идеология и наличие достаточных финансовых средств.
2

steel

24 марта 2011 23:45
Фима, к сожалению в Израиле нет уже Голды Меир и Леви Эшколя что бы возвратить Синай. А так называемые сегодняшние "лидеры" умеют только покупать себе дорогие часы, за деньги налогоплатильщиков конечно. Ещё кое какие умеют трахать баб подряд.
3

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

Ещё в разделе:
Выборы в Израиле - 2006




    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список