Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Америка у берегов Ирана

АВИАНОСЦЫ В ЗАЛИВЕ

 

Недавно в Аравийское море прибыли две американские авианосные ударные группы: одна из них во главе с авианосцем "Карл Винсон", другая - с авианосцем "Авраам Линкольн". Тогда же глава Пентагона Леон Панетта предупредил, что вооруженные силы США полностью готовы ответить на попытки Ирана перекрыть Ормузский пролив

 

Гигантские корабли рассредоточены сегодня по акватории Персидского залива. Окруженные десятками судов боевого охранения, прикрываемые с воздуха палубными истребителями и противолодочными вертолетами, они символизируют колоссальную ударную мощь. Это самые крупные корабли современности, способные парализовать угрозу, исходящую из тайных арсеналов Ирана.

 

ПЛАВУЧИЕ АВИАБАЗЫ АМЕРИКИ

 

   По оценке специалистов штаба ВМС США, 70 проц. населения земного шара живут в пределах до 330 км от океанской береговой черты, а около 80 процентов столиц расположены от нее не далее 500 км, то есть в прямой досягаемости палубной авиации. Сегодня авианосцы - "становой хребет" военно-морских сил США. Важнейшей их особенностью является возможность контроля обширных районов океанской акватории и демонстрация военной мощи государства в самых отдаленных районах планеты.

 

   Несмотря на сокращение угрозы глобального мирового конфликта, потребность в ударных оперативных соединениях сохраняется и в XXI столетии. Они дают возможность верховному руководству маневрировать мощными авиаракетными силами, быстро сосредотачивая их в кризисных районах, где отсутствуют базовые аэродромы. Только авиация в составе этих оперативных соединений, способна обеспечить господство на море и в воздушном пространстве, содействовать морским десантным операциям, сдерживать агрессора ядерными средствами морского базирования, перебрасывать войсковые контингенты и решать другие оперативные задачи.

 

   Эти задачи в новом тысячелетии обеспечиваются тем, что не менее пяти американских авианосных групп и столько же экспедиционных формирований морской пехоты развернуты на отдаленных океанских театрах боевых действий в готовности к немедленному применению. Но для таких целей необходимы не просто корабли, с палуб которых могли бы взлетать самолеты, а настоящие плавучие авиабазы. Именно такие и состоят сегодня в строю американских военно-морских сил.

 

 "ПРЕЗИДЕНТСКИЕ" АВИАНОСЦЫ

 

   Ранее США также обладали самым большим числом авианосцев, но они имели сравнительно ограниченный радиус автономного плавания. Устранить этот недостаток были призваны авианесущие корабли с атомной энергетической установкой. Первый авианосец с таким двигателем был введён в строй в 1961 году. Им стал "Энтерпрайз".

 

   В настоящее время в строю 11 атомных авианосцев. Они сошли со стапелей верфи Ньюпорт-Ньюс (штат Вирджиния). За "Энтерпрайзом", последовали корабли так называемой "президентской" серии: "Нимитц", "Эйзенхауэр", "Винсон", "Рузвельт", "Линкольн", "Вашингтон", "Стеннис", "Трумен", "Рейган" и "Дж. Буш (старш.)".

 

   Авианосцы этой серии - самые крупные на планете: водоизмещение 100 тысяч тонн, длина более 340 м, площадь двух взлетных палуб почти 2 гектара. Четыре турбины с приводом от атомных энергоустановок развивают аффективную мощность 260 тыс. лошадиных сил, позволяя со скоростью свыше 56 км/ч двигаться в автономном режиме плавания на 1,5 млн. км, то есть практически неограниченно. Экипаж - 6 000 офицеров и матросов.

 

   Основное вооружение атомных авианосцев намного превосходит дизельные. Они несут полное авиакрыло - по американской терминологии это соединение, равноценное российской смешанной авиадивизии, более 75 единиц: 48 истребителей-штурмовиков F/A-18 Hornet, 9 истребителей - перехватчиков F-35, 4 самолёта Радиоэлектронной борьбы EA-6B, 4 самолёта Дальней радиолокационной разведки E-2, 2 транспортных самолёта C-2, 8 противолодочных вертолётов SH-60.

 

   В одном вылете такое "крыло" способно нанести ядерный удар управляемыми авиабомбами и крылатыми ракетами почти по любому объекту на планете общей мощностью равной 3400 хиросимских бомб. В неядерном снаряжении боевая нагрузка около 1600 тонн тротила.

 

   Атомные авианосцы не только самые мощные и крупные суда, но и самые дорогие. Стоимость постройки одного корабля превышает 5 млрд. долларов, не считая стоимости вооружения и самолетов. Поэтому их число намечено довести до 12-ти и прекратить строительство. Это позволит иметь 12 авианосных ударных групп.

 

   Авианосцы распределены практически равномерно по двум базовым региональным флотам Соединенных Штатов: Тихоокеанскому и Атлантическому. На Тихоокеанском они приписаны к двум базам: Бремертон (шт. Вашингтон) и Сан-Диего (шт. Калифорния); на Атлантическом - к портам Норфолк (шт. Вирджиния) и Джексонвилл (шт. Флорида). Однако эти пункты приписки являются лишь базами, а сами авианосные соединения выполняют оперативные задачи в самых различных акваториях Мирового океана.

 

   Авианосная ударная группа (АУГ) включает до десяти боевых кораблей разных типов и 2-3 обеспечивающих судна. Как правило, в состав АУГ входят: 1-2 крейсера, 2-3 эсминца, 1-3 фрегата, 1-2 многоцелевые субмарины, танко-десантные корабли, универсальные суда снабжения и др. Такой состав АУГ позволяет выполнять широкий спектр боевых задач, действуя автономно в течение продолжительного времени. Ударные возможности группы намного выросли за счет оснащения его кораблей крылатыми ракетами типа "Томахок" дальностью полета свыше 1500 миль. Теперь авианосная группа способна обрушить на противника до 1000 ракет "Томахок" в ядерном или обычном снаряжении.

 

   АУГ может вести боевые действия без пополнения запасов до 20 суток, наносить удары по кораблям в море на глубину до 700 миль, по береговым объектам - около 1600 миль. Способность АУГ перемещаться за сутки на расстояние до 700 миль обеспечивает относительную скрытность, а следовательно, и внезапность действий.

 

   Еще более высокий ударный потенциал имеет авианосное соединение, в которое входит 2-3 АУГ. Такое соединение способно сокрушить оборонный потенциал многих приморских государств, даже не применяя ядерного оружия. Именно такое соединение в настоящее время крейсирует в акватории Персидского залива.

 

  ЧЕХАРДА КОРАБЕЛЬНЫХ ИМЕН

 

   Советский Союз к строительству авианосцев приступил только в 60-х годах. Первым был противолодочный крейсер "Москва", следом вошел в строй однотипный "Ленинград" (они, в сущности, вертолетоносцы, но могли принимать и самолеты вертикального взлета Як-ЗбМ). На основе опыта постройки этих кораблей был сооружен в 1975 году многоцелевой авианесущий крейсер "Киев", имевший в качестве основного оружия 32 самолета вертикального взлета и посадки Як-38. Через три года в строй вступил однотипный "Минск". За ними последовали еще два корабля этой же серии, в 1982-м - "Новороссийск", в 1987-м - "Адмирал Горшков" (первоначальное наименование "Баку").

 

   Наконец, в 1990 году в строй вступил корабль, который в России называют тяжелым авианесущим крейсером, но, по сути, это многоцелевой авианосец среднего класса. При закладке он получил наименование "Рига", которое было изменено на имена "Советский Союз" и "Леонид Брежнев". Однако в строй авианосец вступил как "Тбилиси", а с 1991 года плавает под именем "Адмирал Кузнецов". Причудливые дела творит политика даже с наименованиями боевых кораблей!

 

   Его собратья в строю российских ВМС уже не состоят. Больше всех прослужил первый авианесущий корабль "Киев", но в 1995 году (после пожара) он был списан. Однотипные "Минск" и "Новороссийск" постепенно деградировали, чему способствовала утрата ремонтной базы в Николаеве и отсутствие береговой инфраструктуры в месте приписки. Оба авианосца проданы на металлом Южной Корее. Но в ноябре 1996 года фирма, которая приобрела "Минск", выступила с предложением переоборудовать его в плавучий отель.

 

   "Адмирал Горшков" не продержался в строю и четверти положенного срока службы. После аварии паровых котлов он был поставлен на ремонт в Мурманске. Но 20 января 2004 года продан Индии. В настоящее время корабль введён в состав ВМС Индии в качестве авианосца "Викрамадитья". Пока, однако, он находится на достройке на плаву у причалов мурманского завода. Передача корабля индийскому ВМФ планируется на 4 декабря 2012 года.

 

   Между тем, в США такие суда ходят не менее 25 лет. И даже после этого их не продают и не списывают "на иголки". Авианосцы-ветераны переводятся в резерв. Конечно, это требует немалых расходов, но они на много порядков ниже затрат на постройку таких гигантов.

 

   Ныне "Кузнецов" остается единственным авианосцем российского флота. Водоизмещение 55 тысяч тонн, дальность плавания 8 тыс. миль, рассчитан на 26 палубных самолетов типа СУ-27K и МиГ-29К, а также 12 противолодочных вертолетов. Однако такого оснащения на нем никогда не существовало.

 

   В январе текущего года этот самый крупный корабль России, после двух лет простоя у заводской стенки в Североморске, совершил дальний поход в восточное Средиземноморье и подошел к единственной в этом регионе российской базе - порту Тартус. Однако "Кузнецов" слишком велик, чтобы отшвартоваться в Тартусе, и потому встал на рейде, но заместитель Верховного главкома сирийских вооруженных сил, министр обороны генерал Дауд Раджха, оторвавшись от насущных дел по истреблению внутренней оппозиции, прибыл с большой делегацией на борт. К визиту генерала всю наличную авиатехнику подняли из ангаров, но громадная полетная палуба все равно пустовала. Ибо в этот поход "Кузнецов" отправился всего с восемью последними исправными истребителями Су-33 и двумя вертолетами Ка-27. На борту нет ударных противолодочных вертолетов и ни одного Ка-31 дальнего радиолокационного дозора. Без этих вертолетов "Кузнецов" - слепой и беззубый инвалид, прогулочное судно, прикинувшееся боевой единицей. Основное противокорабельное вооружение "Кузнецова" - крылатые сверхзвуковые ракеты П-700 "Гранит" - также малоэффективны, если невозможно надежное дальнее определение целей.

 

   У "Кузнецова" основная паротурбинная силовая установка постоянно ломается, и за ним тенью в походе следует спасательный буксир "Николай Чикер", чтобы тащить домой последний российский авианосец, если опять откажет. Кроме буксира - противолодочный корабль "Чабаненко" и танкер. Вот и вся российская боевая авианосная группа. Единственная. Спрашивается, если за двадцать лет, страна так и не смогла привести в порядок свой единственный авианосец, то нужны ли они ей вообще? По силам ли? Не проще ли "Мистрали" у французов покупать?

 

КИТАЙСКИЙ АВИАНОСЕЦ "ВАРЯГ"

 

   Конечно же, в китайском флоте у этого корабля другое имя. Советский авианосец получил имя "Ши Ланг" в честь генерала, который в 1861 году присоединил Тайвань к материковому Китаю. Назван так с намеком и угрозой. Да и "Варяг" - не первое имя этого корабля.

 

   Два самых крупных в истории российского кораблестроения авианосца: в 1985 году - "Вильнюс" и в 1988 году - "Ульяновск" были заложены на верфях города Николаева. Последний должен был оснащаться атомной энергоустановкой и нести до 80 самолетов и вертолетов. В 1990 году "Вильнюс" переименовали в "Варяга".

 

   Оба авианосца в 1993 году достались Украине вместе с крупнейшим в СССР судостроительным заводом. Готовый на 17 проц. "Ульяновск" строить прекратили и разрезали на металлом. А "Варяг" законсервировали, несмотря на 70-процентную готовность и то, что корабль уже был спущен на воду. На него израсходовали более 700 млн. долларов и требовалось еще 250 млн. Но в апреле 1998 года "Варяг" был продан за $20 млн. китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd, которая будто бы вознамерилась соорудить на нем плавучее казино.

 

   Буксировка корабля длилась почти два года. Однако в 2004 году космическая разведка установила, что его не в казино превращают, а возрождают в качестве авианосца. Таким образом, на достройку и оснащение первого китайского авианесущего корабля потребовалось более 10 лет. Вооружен "Ши Ланг" будет палубными истребителями "Shenyang J-15", которые большинство экспертов считает нелегальной копией российского истребителя СУ-33, один из первых прототипов этого самолета Китай также приобрел в Украине в 2005 году. В апреле 2011-го министр обороны Украины Михаил Ежель сообщил, что Китай арендует украинский полигон НИТКА для обучения китайских пилотов взлету и посадке на авианосец. Таким образом, Украина, похоже, сделала все, чтобы превратить Китай в авианосную державу - от продажи авианосца и палубного истребителя, до подготовки пилотов.

 

   Между тем, еще в начале 90-х годов прошлого века Пекином был одобрен план разработки и изготовления авианесущего корабля. По этому плану, для ускорения работ Китай закупил несколько зарубежных авианосцев, выведенных из боевого состава. Первым был приобретен за 1,4 млн. долл. австралийский "Мельбурн", который, буквально, разобрали на части для изучения.

 

   Затем, в 1997 году за 5 млн. долл. китайцы приобрели тяжелый авианесущий крейсер "Минск". Его ремонтировали, попутно изучая, почти два года, а теперь под именем "Минск Уорлд" он стоит на вечном якоре рядом с экономической зоной Шеньчжень и служит аттракционом для туристов. В 1999 году китайцы купили за 8,4 млн. долл. авианесущий крейсер "Киев", отбуксировали его в порт Тянцзинь, где он и находится на восстановительном ремонте. Сегодня неясно, будет ли он аттракционом или боевым кораблем.

 

   Все дело в том, что стратегическая программа, принятая китайским военно-политическим руководством, предусматривает превращение страны в мощную океанскую державу. В качестве основного компонента, определяющего обретение такого статуса, названо создание так называемого "флота открытого моря", способного осуществлять "проекцию силы" на всю акваторию Мирового океана. Вполне очевидно, что решение таких задач в современных условиях невозможно без наличия в составе этого флота авианесущих, а еще лучше - авианосных кораблей. На их разработку и создание в 1996 году Пекин выделил 4 миллиарда долларов и уже в 1999 году на Шанхайской верфи был заложен авианесущий крейсер водоизмещением 48 тыс. тонн - первый, так сказать, китайский. Впрочем, он не построен и до сих пор.

 

   Между тем, появление на сцене китайского авианосца будет иметь серьезные последствия в случае любого конфликта вокруг Тайваня. Пекин сможет эффективней подавлять ВВС Тайваня и контролировать ведущие к острову морские пути. Эксперты полагают, что в скором времени у Китая могут появиться еще два полноценных авианосца, аналогичные "Ши-Лангу", на этот раз собственного производства. Безусловно, Китаю потребуются многие десятилетия до обретения военно-морского паритета с США, обладающими 11 авианосцами, но для эффективных действий Пекину на акватории омывающих Китай морей, пока достаточно располагать тремя кораблями класс "Ши-Ланга".

 

   Нужно специально отметить, что многоцелевых авианосцев такого класса, какими располагает Америка, нет ни у одной державы и, судя по всему, в ближайшие 2-3 десятилетия вряд ли появится. Именно колоссальная стоимость многоцелевых авианосцев, наряду с насущной необходимостью иметь палубную авиацию, привела к созданию класса легких и средних авианесущих кораблей в тех странах, которые не могут себе позволить такие расходы.

 

   Кстати, ближайший эквивалент американской АУГ был сформирован Францией во время операции в Ливии в 2011г. Авианосная группа состояла из многоцелевого атомного авианосца "Шарль де Голль", фрегата "Форбин" и небольших фрегатов ПЛО "Жан Бар", "Дюпле", "Аконит", дополненных атомной субмариной "Рюби" и танкером снабжения "Медуза". Хотя по количеству кораблей и по их разнообразию французское соединение приближается к АУГ США, тем не менее, его возможности гораздо скромнее. Авианосец "Шарль де Голль" почти втрое меньше американских и несет авиагруппу из 40 самолетов и вертолетов. Корабли сопровождения не оснащены крылатыми ракетами средней дальности.

 

   Легкие современные авианосцы имеют флоты той же Франции ("Клемансо"), Англии ("Инвинсибл" и "Илластриес"), Италии ("Джузеппе Гарибальди"), Испании ("Принц Астурийский"). Устаревшие авианесущие корабли приобрели у других держав Индия и Бразилия.

 

Марк ШТЕЙНБЕРГ, военный историк, Нью-Йорк - специально для еженедельника "Секрет"

  • 29-02-2012, 23:09
  • Просмотров: 4005
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 85
     (голосов: 5)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список