Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Окна Дины Рубиной

Новый сборник новелл израильской писательницы Дины Рубиной — словно ее взгляд на мир через множество окон: московских и иерусалимских, маленьких и громадных… «Труду» Дина Ильинична рассказала, отчего она надеется, что читатель не захлопнет ставни на первых же страницах повествования.
 
 — Вы говорили, что в этой книге как бы решили забыть о читателе.
 
— Я не то что решила забыть о читателе, а просто мне захотелось пуститься в неторопливое путешествие мимо некоторых окон моей и не только моей жизни. Как бывает в Венеции, Делфте, Амстердаме или Брюгге: ты плывешь каналами, а назад уходят освещенные окна, и каждое — как сцена идущего спектакля.
 
— Героями ваших романов прежде были зеркальные отражения, потом куклы, а теперь — окна. Что же, нам теперь ждать описаний дверей, фонарей?
 
— И фонари тоже прекрасное сообщество… Но меня все же интересуют именно люди, их судьбы. Только сейчас я, как некий фотограф, смотрю на них сквозь раму окна.
 
— В одной новелле вы делаете вывод: человек всегда одинок. Тем не менее в книге, как и в жизни, рядом с автором — семья: муж-художник (кстати, в реальности ваш муж проиллюстрировал книгу), временами появляется дочь… Нет ли здесь противоречия?
 
— Я же пишу: «Человек несчастен всегда, даже если он очень счастлив в данную минуту». Потому что все мы догадываемся, чем заканчивается эта жизнь. Тем не менее мы живем, и радуемся близким, и любим те минуты и часы, когда — как в новелле «Долгий летний день в синеве и лазури» — оказываемся перед распахнутым окном в синеву моря, неба, гор и любви.
 
— Приходилось ли вам самой долго стоять у окна в ожидании мужчины?
 
— Конечно, стояла и ждала — и мужчину, и своих припозднившихся детей… Я вообще часто подхожу к окну и считаю его завершением образа комнаты, жилища. Всегда тщательно выбираю занавески, предметы, что стоят на подоконнике. Вам приходилось гулять по какому-нибудь голландскому или бельгийскому городу и заглядывать в эти неповторимые огромные окна их гостиных, где выставлены всегда лучшие в доме вазы, цветы, скульптуры? Такие комнаты они называют «красивыми». Окно — важный спутник движений нашей души, это и разлука, и встреча. И надежда, конечно же. Разве первый ежеутренний взгляд в мир не направлен у нас в окно?
 
— В России едва ли не каждый день школьники сводят счеты с жизнью, бросаясь из окон многоэтажных домов. Наверняка берясь за книгу, вы думали и о таком повороте темы.
 
— Ну конечно, собирая самые разные окна сюжетов, я не могла обойти мотив суицида. Все мы слишком хорошо знаем подобные случаи. Поэтому в книге есть новелла «Самоубийца» — рассказ женщины-психолога, работающей на телефоне доверия. Кстати, заканчивается эта новелла благополучно.
 
— Есть ли разница между человеком, который в детстве смотрел из окна квартиры на высоком этаже, и тем, чье окно почти на уровне земли?
 
— Широта обзора, конечно, много значит, но встречала я узких и неинтересных людей, выросших на девятом этаже блочного дома, встречала и чрезвычайно широкие, творческие натуры, выросшие в тесной полуподвальной квартирке. Человек более сложен и неоднозначен, чем думается многим. Но, конечно, для человеческого зрения, для широты душевного обзора высота полезна, благоприятна, целительна. Если, конечно, нет боязни высоты. Я росла сначала в коммуналке на четвертом этаже, в доме на шумном вокзальном перекрестке. Очень любила сидеть на подоконнике, наблюдать, как движутся трамваи, как крошечные люди снуют на перекрестке… Потом мы переехали в другой район, в квартиру на втором этаже. И уверяю вас, для моего воображения и тут нашлась работа. Среди каких-нибудь «детей подземелья» столько же писателей, музыкантов и художников, как и среди обитателей башен на горах.
 
— Все-таки окно — это разделение тебя и мира невидимой стеклянной преградой. Неспроста в стихотворении Маяковского «Лиличка» после воспоминаний: «За этим окном впервые руки твои, исступленный, гладил», — резкое действие: «Выбегу, тело в улицу брошу я»!
 
— Так откройте, черт возьми, форточку! А если серьезно, Набоков считал, что писатель должен жить в башне из слоновой кости. Зато, например, Бабель «бросил тело» не только «в улицу», но и в Конармию, в резню, в убийства… Каждый писатель сам решает, как быть с той преградой, которая способна ограничить его взгляд на реальность, а то и лишить воздуха.
 
— В России сейчас окна преимущественно одинаковые. Если люди смотрят из одинаковых евроокон на мир, значит, они сами невольно становятся одинаковыми?
 
— Хороший вопрос. Да, меня пугает унифицированность пространств. Как любого творческого человека. Но и тут по-разному бывает: встречала я поэтов-индивидуалистов, живущих в таких безликих берлогах, что диву даешься.
 
— Нет ли в вашей новой книге интимных любовных описаний? Ведь в окна еще и подсматривают. Некоторые женщины и вовсе любят раздеваться перед окном.
 
— Знаете, в моей книге окно все же играет роль провод-ника в душевный мир, это не просто функциональное отверстие в стене дома. Некоторые вещи меня просто не интересуют. Эксгибиционизм, например.

Анжелика Заозерская

Источник: Труд
  • 6-03-2012, 22:30
  • Просмотров: 7701
  • Комментариев: 3
  • Рейтинг статьи:
    • 85
     (голосов: 3)

Александр

7 марта 2012 06:53
Дина Ильинична, вы прелесть.
1

А.Клибанский

8 марта 2012 14:58
В Израиле много пишущих на русском. Но Дина Рубина лучше всех.(IMHO)
2

yefim

10 марта 2012 08:17
vot zdec' feministy otdyhaiut - ne videl zhenschin-picatelei, ect' zhenschiny, umeiuschie delat' den'gi etim trudom. Da malo li kakim trudom oni umeiut delat' den'gi!
3

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список