Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Бури приближающегося лета 2012-го – 2

   Уже упоминались основные события, которые скорее всего будут волновать жителей Израиля наступающим летом нынешнего года. Это: внутриполитическая обстановка в стране с возможностью досрочных парламентских выборов, выступление израильских спортсменов на очередных Олимпийских Играх, которые пройдут в Лондоне, и их шансы на завоевание уже ставшей традиционной  Олимпийской медали  и грядущие президентские выборы в Соединенных Штатах. Дела спортивные и дела американские были обсуждены в первой части этой статьи, а сейчас мы коснемся внутриизраильской ситуации. Cложна и запутана ситуация на внутриполитической арене Израиля и приближающееся лето явно не будет спокойным.

 

   Лето 2011 года отметилось в истории страны  социальным протестом, причем весьма массовым. Нельзя сказать, что это был первый социальный протест, случаи социальных конфликтов уже случались и до этого. Ещё в конце 50-х  годов имели место стихийные  волнения в бедном хайфском квартале Вади-Ниснас, заселённом в основном недавними репатриантами из арабских стран. Где-то спустя десять лет возникло уже более организованное движение «черных пантер», позаимствовавшее своё название   у чернокожих радикалов, боровшихся за равноправие негров в Соединенных Штатах. И опять это было движение евреев-выходцев из арабских стран, попавших в низшие социальные слои населения и чувствовавших себя в стране гражданами второго сорта. Лидерами его стали Чарли Битон и Кохави Шемеш, оба весьма молодые люди. Например, Ч. Битон родился в многодетной семье в Марокко в 1947 году и в двухлетнем возрасте прибыл с родителями в Израиль.  Движение не стремилось к насильственным действиям, хотя носило анархистский оттенок вольного отношения к общепринятым нормам и законам. Ч. Битон в конце концов даже стал членом Кнессета в 1977 году, правда, как беспартийный и проходил по списку коммунистической партии ХАДАШ, в основном арабской, но включавшей и евреев для демонстрации классовой солидарности.

 

   В 2011 году картина была уже совсем другая. Во-первых, движение социального протеста на сей раз не имело абсолютно никакого этнического оттенка и его участников никак не разделяли по происхождению. Во-вторых, это не было движение бедных слоёв населения, его участниками стали люди, в массе своей принадлежащие к среднему классу и даже высшему среднему классу. Именно они являются становым хребтом общества, это -квалифицированные специалисты, все работающие или учащиеся, держащие на своих плечах хозяйство страны и платящие основную часть налогов, собираемых в стране. Теперь они почувствовали себя в ней обделенными и потребовали большей доли в дележе государственных доходов. Глава правительства Б. Нетаниягу, которого никак нельзя обвинить в невнимании к общественным интересам, отреагировал весьма оперативно. Была создана специальная комиссия под руководством известного экономиста профессора С. Трахтенберга для рассмотрения поднятых протестующими проблем и возможности удовлетворения их требований. Комиссия весьма оперативно принялась за дело и не менее оперативно вынесла свои рекомендации, которые заслужили положительную оценку специалистов и были признаны весьма актуальными. На повестке дня появился ряд реформ, имеющих целью улучшить жизнь протестовавшего среднего класса. Но проведение реформ, как известно, требует финансирования. И деньги на проведение этих реформ решили по уже сложившейся традиции взять у армии, бюджет которой составляет весьма значительную часть бюджета государственного и которая, по неофициальному мнению, расходует много лишних денег.

 

   И тут за дело оперативно взялось армейское руководство. Начальник Генерального Штаба генерал-лейтенант Бени Ганц начал чаще и более тщательно упоминать угрозы стране, которых всегда хватает: и Хамас и Хизбалла и Иран и бедуины Синайского полуострова и. д. В помощь ему подтянулся министр обороны Эхуд Барак, который вообще-то лицо гражданское и лидер самостоятельной  партии Ацмаут, отошедшей от партии Авода. Поэтому Э. Бараку пришлось сидеть на двух стульях: поддерживать движение социального протеста как лидеру партии и в то же время поддерживать Б. Ганца в качестве министра обороны. Тут подоспело очередное обострение обстановки в южной части страны.

 

  Кончилось всё тем, что армия настояла на увеличении, а не на уменьшении бюджета. По этому случаю выполнение целого ряда рекомендаций комиссии С. Трахтенберга оказалось отложенными на более поздний срок. Тем не менее, чтобы создать впечатление сдвигов под давлением социального протеста решили провести в жизнь давно принятый закон о бесплатном дошкольном образовании, но не реализованный из-за отсутствия нужных для этого средств. После утрясания армейского бюджета денег на его выполнение не оказалось в наличии и сейчас и тогда было принято решение сократить бюджеты почти всех министерств на несколько процентов (то-есть свернуть выполнение многих тоже нужных, но более мелких проектов, всего сокращение на десять миллиардов шекелей), а высвободившиеся деньги пустить на добавку к армейскому бюджету, дошкольные учреждения и выполнение ещё некоторых рекомендаций комиссии С. Трахтенберга. Введение бесплатного дошкольного образования потребует строительства изрядного количества дошкольных учреждений и подготовки квалифицированных кадров и посему растянется на несколько хороших лет.

 

   Второе направление, на котором было решено добиться прорыва, стало жилищное строительство, ибо цены на жильё в Израиле несоразмерно высоки и малодоступны для лиц с ограниченными финансовыми возможностями вообще и для молодых пар в частности. Вообще то жилья в Израиле строится не так уж и мало, только вот распределение его, особенно для тех, кто нуждается в льготах для его покупки, явно страдает. С 2009 года на посту Министра строительства находится Ариэль Атиас, который шёл на выборы занимая вторую позицию в списке религиозной партии ШАС. Партия эта вошла в коалицию, руководимую. Б. Нетаниягу, и А. Атиас, человек сравнительно молодой (он родился в 1970 году) и достаточно энергичный, получил свой пост. А. Атиас совсем не специалист в области строительства, всё своё образование он получил в ешивах и является знатоком области весьма далёкой от строительства, а именно - кашрута. Ну, а на своём министерском посту принципиальную задачу он видит в том, чтобы максимальное количество единиц построенного льготного жилья оказалось в руках ультраортодоксальных избирателей его партии, либо у таких же избирателей братской партии Агудат Исраэль. Для отбора тех, кто может воспользоваться льготами,  использовались разные критерии. Сначала их получали семьи с наибольшим количеством детей в семье. Затем с минимальным доходом на каждого члена семьи. Сейчас предлагается облагодетельствовать семьи с большим стажем семейной жизни.  Критерии использовались разные, но вот результат у них оказывался один и тот же: льготное жильё в первую очередь стараниями А. Атиаса и его единомышленников доставалось своим людям – ультраортоксам, живущим на государственных пособиях, не работающим, не служащим в армии и лишь плодящим бессчётное количество детей, вне всякой связи с реальными возможностями их вырастить. Поэтому среди протестующих оказалось заметное количество тех, кому льготы при таких критериях не полагаются, но и жильё самостоятельно купить не по силам.  Говоря общими словами – для снижения остроты жилищной проблемы в стране требуется не только  увеличить объёмы строительства, но и изменить критерии распределения доступного жилья.

 

   А теперь чуть отвлечемся от движения социального протеста и чуть коснемся экономического положения стране. В общем, степень народного благосостояния во многом определяется уровнем экономического богатства страны. Экономически богатые страны, то ли по причине наличия у них мощного индустриального комплекса или из-за наличия запаса полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа, обеспечивают, как правило, высокий уровень жизни для населения. Израиль – несколько непонятное исключение из этого логичного правила. Экономические достижения страны весьма впечатляют. В прошедшем 2011 году экономика Израиля достигла роста 4.7%, в то время как среднеевропейский показатель был только 2%. Экономика Германии выросла лишь на 3%, Соединенных Штатов - на 1,7%, а в Греции, например, наблюдался спад в 6.1%. И при этом экономисты ещё остались недовольны, ибо в Израиле предсказывался рост в 5%. В 2010 году экономика Израиля возросла на 4,8%, а в 2009 году, когда весь мир страдал из-за жестокого экономического кризиса и роста практически почти не было, израильская экономика тем не менее все же продемонстрировала рост, заметно, правда, более умеренный, всего лишь в 0,8%. По темпам роста Израиль отстаёт лишь от таких стран как Китай (9.2% в 2011 году) и Индия. И прогнозы на следующие годы дают не менее впечатляющие цифры, темпы роста все ещё солидные, хотя  несколько ниже. Банк Израиля даёт прогноз в 2,8% на нынешний 2012 год и 3,7% - на 2013 год, специалисты из Международного Валютного Фонда, правда, считают последнюю цифру несколько завышенной. Но вот только что глава Банка Израиля Стенли Фишер подправил прогноз на текущий 2012 год, причём в сторону увеличения экономического роста с указанных 2,8% на 3,1%, обосновав это тем  фактом, что экономика страны нормально функционирует. Постоянно растёт важнейший экономический показатель – годовой объём товаров и услуг в пересчёте на душу населения. Сегодня этот показатель около 33 000 долларов, как у развитой европейской страны. Глава правительства Б. Нетаниягу, поддержанный Министром экономики Ю. Штайницем,  провозгласил, что ближайшая цель экономики страны обойти по этому показателю такие европейские гиганты экономики как Великобритания и Франция. И, наконец, ещё один важный показатель состояния экономики – величина безработицы. 5,7% - в настоящее время и прогноз на следующий 2013 год – 5,8%. Где ещё в Европе столь мало (в процентном отношении) безработных? И, наконец, очень неплохие перспективы, связанные с разработкой недавно открытых больших месторождений природного газа в Средиземном море. А недавно появилось сообщение, что найдено к западу от Герцлии  в море месторождение нефти, пригодное для промышленной добычи.

 

   Казалось бы жить в Израиле и радоваться, а тут столь мощный социальный протест. В чём дело? Есть достаточные доходы у государства, об этом говорят цифры, приведённые выше, да вот распределение этих доходов страдает. Причин несколько. Первая – повышенные по сравнению с другими странами расходы на национальную оборону. Причины объяснять не надо, они лежат на самой поверхности. Правда, выражается мнение, что полного порядка в армии нет и она расходует заметное количество лишних денег. Очевидно, что некоторые основания для такого утверждения имеются. И в этом отношении протестное движение оказалось полезным. Да, деньги, отпускаемые армии, увеличились, но одновременно в первый раз со времени образования государства в 1948 году бюджет министерства обороны станет прозрачным для чиновников министерства финансов, которые смогут проследить за правильным расходованием денег, соглашение об этом подписано представителями обоих министерств. Хотя решение о том, как расходовать деньги будут по прежнему принимать руководители армии и министерства обороны. Но до сих пор всё, что делалось в армии, касалось только армии и было окутано завесой непроницаемости для всех остальных, теперь целесообразность тех или иных трат сможет быть проверена. Кстати, сейчас бюджет министерства обороны – самый высокий за всю историю страны и равен 60 миллиардам шекелей.

 

   Вторая причина относительно невысокого уровня жизни (по сравнению с тем какой мог бы быть) для значительной части израильтян – это высокий уровень концентрации капитала. Капитализм, а это экономическая система, принятая в стране, предполагает наличие свободного рынка с яростной конкуренцией между поставщиками товаров и услуг за свою долю на этом рынке. Побеждать в этом соревновании должен тот, кто сможет предложить наиболее низкие цены и тем привлечь покупателей. И в Соединенных Штатах и в Европе эта система великолепно действует, в Израиле – не очень. Причина в том, что Израиль – страна не большая, в силу своего географического положения полу изолированная. Число конкурентов в каждой области производства и продажи товаров и услуг невелико и все  прекрасно друг друга знают. В итоге вместо конкуренции во многих случаях имеет место обратный процесс, называемый картелизацией, когда эти немногочисленные производители, хорошо зная и понимая друг друга держат вместе высокий уровень цен. К тому же часто местные производители защищены от внешней конкуренции высоким уровнем таможенных пошлин. Результат – высокий уровень цен на потребительские товары и услуги, иногда дело доходит до абсурда. Ряд товаров, произведенных в Израиле и продаваемых за границей, стоит там дешевле и иногда заметно дешевле чем в Израиле. И это при дополнительных расходах на перевозку и хранение. Газета «Израиль сегодня» последние несколько месяцев в каждом номере сравнивает цены на пищевые и потребительские товары в супермаркетах Израиля, Великобритании и Соединенных Штатов. В редких случаях цены соизмеримы, в большинстве случаев израильские цены выше на 20 – 30%, часто на 50 – 60%, а бывает, что они чуть ли не вдвое выше. Конечно, это результат практического отсутствия конкуренции и сговора производителей. Надо сказать, что власти осознали в определённой степени эту проблему и действует комиссия, занимающуяся декартелизацией в хозяйстве страны. Потребительские бойкоты и протесты также частично помогают. Так сеть продовольственных магазинов «Суперсаль» утеряла 44% своей прибыли в последнем квартале 2011 года в основном из-за потребительского бойкота молочных продуктов местного производства по причине их высоких цен. Надо упомянуть также государственные компании – поставщики услуг населению типа Электрической Компании или Водной Компании «Мекорот», которые вообще действуют вне всякой конкуренции, недостаточно эффективны и все свои промахи покрывают обычно очередным увеличением цен для потребителей. Свеж ещё в памяти недавний пример. Год тому назад Электрическая Компания призвала потребителей быть более экономными наступающим летом, опасаясь, что мощностей компании может не хватить для удовлетворения спроса. Потребители оказались сознательными и откликнулись на призыв. Потребление электроэнергии упало и доходы компании тоже, причём они оказались меньше запланированных. Результат – повышение цены на электричество, чтобы заткнуть прореху в бюджете компании. Смахивает на анекдот, но, к сожалению, это действительность.

 

   И, наконец, третья причина, которая является с моей точки зрения принципиальной для объяснения причин не совсем нормальной ситуации, сложившейся в стране. Для начала приведу несколько цифр. Источником этой статистики являются статистические сборники Организации по Экономическому Сотрудничеству и Кооперации (O.E.C.D.), публикуемые ежегодно. Организация эта, в которой объединены почти все ведущие в экономическом отношении страны мира и членом которой относительно недавно стал и Израиль (тоже признак экономического прогресса страны), публикует наиболее тщательно проверенную информацию. Цифры показывают процент реально работающего населения по отношению ко всему населению  страны находящемуся в тех возрастных группах, когда люди должны и могут работать, данные относятся к 2010 году. В Швейцарии работает 78,6%, в Норвегии 75,4%, в  Нидерландах 74,7%, в Дании 73,4%, в Швеции 72,7%, в Австралии 72,4%, в Новой Зеландии 72,3%, в Австрии 71,7% , в Канаде 71,5%, в Германии 71,2%, в Великобритании 70,3%, в Японии 70,1%. Ну, а что же в Израиле? А у нас эта цифра составляет 60,2%, то-есть более чем на 10% меньше чем в передовых западных странах. Не работающие это – безработные, то-есть люди ищущие работу, но пока её не нашедшие и люди не работающие и не ищущие работу. Процент безработных у нас ниже чем почти во всех упомянутых странах, значит мы  явные рекордсмены по количеству тех, кто просто не хочет работать и не ищет работу. Разумеется, есть люди, которые не могут работать по состоянию здоровья, домашние хозяйки и т.д., но их процент более или менее одинаков в экономически развитых странах. А кто же составляет те дополнительные по сравнению с нормальными странами 10%, которые не работают, значит не платят государству никаких налогов, но которых надо кормить, поить и обслуживать, то-есть тратить деньги и не малые? Нет необходимости лишний раз называть этих людей, все они в состоянии работать, но не делают этого, ибо законы, принятые в стране, дают им возможность вполне сносно существовать.и именно эта ситуация во многом порождает социальную несправедливость: кто-то работает и содержит не только себя, но вынужден содержать и тех, кто не хочет работать. Здесь хранится ключ к решению вопроса о социальной несправедливости, имеющей место в стране.

 

   Бесплатных завтраков не бывает, это известно и, если кто-то, находясь во вполне работоспособном возрасте и будучи полным сил, не работая получает деньги и существует на них, значит у кого-то их забирают, кто-то оплачивает такое нетрудовое существование. А забирают их у среднего класса, который несёт основное налоговое бремя и платит тяжелые налоги. Но есть и другая категория лиц, которые страдают ещё более сильно, но о которых молчат, ибо их возможности протестовать заметно меньше. Это люди, сидящие на всевозможных пособиях, но потому что они-то действительно уже не в состоянии работать: по старости, по инвалидности и т. д. Эти пособия в Израиле мизерны и намного уступают нормам, принятым среди экономически развитых стран, к которым сейчас должен причисляться и Израиль. На пособия в Израиле тратится менее 3% от валового национального продукта, в то время как усредненная цифра для стран O.E.C.D. 6.5%, а в отдельных странах (Австрия, Франция) она превышает даже 10%. Просто у этой категории лиц, в основном состоящей из старых и не здоровых людей нет сил устраивать такой мощный протест, как устроили представители среднего класса. Изрядный процент среди них – русскоязычные репатрианты, не очень хорошо знающие язык и не очень понимающие порядки в стране. И не находится политиков, которые бы обратили внимание на эту категорию людей, у которой попросту забирают деньги в пользу молодых и здоровых иждивенцев израильского общества. А ведь многие эти люди буквально борются за выживание, но, к сожалению, нет человека, который бы сказал благочестивым иждивенцам, что пора прекратить забирать деньги у старых и больных, это должно быть стыдно и не этично  .

 

   Из вышесказанного напрашиваются два вывода. Первый – то, что очередная волна мощного общественного протеста очень вероятна и в нынешнем году и первые, хотя ещё и слабые волны уже пошли с наступлением тёплых дней. Усугубило ситуацию подорожание горючего на международных рынках и следом за этим в стране. Ну и Электрическая Компания тоже не могла упустить шанса заткнуть свои дыры очередным подорожанием. Второй вывод – кардинально улучшить экономическую ситуацию ущемлённых слоёв населения можно лишь послав трудиться всех способных, но не желающих работать. Сегодня здесь государство теряет дважды: не получая с этих не работающих людей налоги (по неофициальным подсчётам около 15 миллиардов шекелей год) и тратя гигантские деньги на содержание этого непроизводительного, но хорошо потребляющего сектора. Ситуацию обостряет ещё одно обстоятельство. Летом нынешнего года заканчивается срок действия так называемого закона Таля, названного так по имени главы специальной комиссии, занимавшейся ситуацией с учащимися религиозных учебных заведений: ешив и коллелей. Не вникая в суть дела можно сказать, что закон этот освобождал практически  этих учащихся как от службы в армии, так и от альтернативной службы в пользу государства. Учитывая, что эти вечные ученики (а многие из них учатся там чуть ли не всю жизнь, поскольку срок учёбы ничем не ограничен) и составляют костяк тех 10%, о которых шла речь выше, то правительству и лично его главе предстоит принять трудное решение, что делать с этим сектором, который стал слишком тяжелой ношей для экономики, разлагает общество (если они не служат в армии, то почему мы это должны делать?), к тому же быстро увеличивается в размерах и при всём сказанном совсем не испытывает чувства благодарности и признательности к тем, кто его содержит.

 

   В чём особая трудность у главы правительства? Б. Нетаниягу всегда опирался и опирается сейчас на ультраортодоксальные партии, полагая их естественными союзниками своей правящей партии Ликуд. И в соответствии с этим всегда пытается смягчить удары или ограничения, которые пытаются провести в жизнь те, кто хочет сделать из ультраортодоксов полезных членов общества. Вот пример. Как только заговорили о том, что подходит к концу срок действия закона Таля, Б. Нетаниягу тут же заявил, что он собирается продлить срок его действия ещё на пять лет. Правда, сразу же поменял своё мнение на обратное увидев какое возмущение в народе вызвало это предложение. В свете привязанности главы правительства к ультраортодоксам пытается переключить народные симпатии на себя лидер партии «Исраэль Бейтейну» Авигдор Либерман. Его партия выдвинула два предложения, в защиту которых собирается бескомпромиссно выступить в правительстве и в Кнессете. Первый из них требует признать в качестве критерия для покупки льготного жилья, наряду со стажем семейной жизни, тот факт, что члены семьи, претендующие на это жильё, работают. Это лишает преимущества ультраортодоксов, которые в массе своей не работают, но очень рано вступают в брак, поскольку освобождены от службы в армии и не обременены необходимостью получать образование, ибо не собираются работать. Второй законопроект ещё более жестк и требует от каждого гражданина страны пройти либо военную либо альтернативную службу. Этому законопроекту предвидятся самые яростные возражения со стороны партий, представляющих ультраортодоксальных избирателей, которые прекрасно понимают, что он начнёт разрушать тот замкнутый мир ешивот, который выращивает людей, неприспособленных для самостоятельного проживания и потому боящихся  оставить это закрытое и отгороженное от внешнего мира сообщество. Служба в армии или альтернативная служба выведет учеников ешивот во внешний мир и часть явно не вернётся обратно.

 

   Только что появился ещё один лидер, заявивший, что собирается не больше и не меньше, как возглавить движение социального протеста. Это  избранный новым лидером лево-центристской партии Кадима Шауль Мофаз.  Но именно Ш. Мофаз, кстати начинавший свой партийный путь в Ликуде, всегда был более примирительно настроен по отношению к ультраортодоксам чем его проигравшая соперница Ц. Ливни. Легче выдвигать лозунги, чем искать реальное решение проблемы. Интересно будет пронаблюдать вступит ли Ш. Мофаз в конфронтацию с ультраортодоксами, как это намерен сделать А. Либерман, или попытается всё свести к косметическим поправкам, как это делает Б. Нетаниягу, сдабривая всё большими порциями риторики на темы безопасности и противостояния Ирану, Хизбалле и т.д. Кстати, в последнее время начали раздаваться призывы прекратить топить социальную тематику в море речей и высказываний о национальной безопасности и грядущих угрозах и именно Б. Нетаниягу обвиняют в том, что он намеренно раздувает эту риторику, ибо у него нет прагматичного варианта решения социальных проблем. Всё что делается пока – это перекладывание денег из одного кармана в другой, сокращение одних нужных проектов в пользу других более нужных на сегодняшний день, а не коренная встряска, меняющая приоритеты. А лидеры протестного движения должны понять, что непосредственно протесты неприятны для правительства, но успех будет лишь тогда, когда будет тщательно продумано и конкретно сказано откуда взять и куда передать. А иначе это будет лишь новый вариант прошлогодней компании и с тем же результатом.

 

Вениамин Чернухин

Источник: Sem40.ru
  • 8-04-2012, 22:07
  • Просмотров: 5077
  • Комментариев: 2
  • Рейтинг статьи:
    • 68
     (голосов: 7)

Вениамин

10 апреля 2012 11:36
Число неработающих ультраортодоксов и арабов в Израиле в ближайшие 20 лет удвоится. Таковы результаты исследования, проведенного министерством промышленности, торговли и занятости.
Сейчас число неработающих ультраортодоксов и арабов составляет примерно 830 тыс. Через 20 лет, по прогнозам министерства, оно составит 1,8 млн, став тяжким бременем для экономики Израиля.
Комментариев к этим только появившимся статистическим данным не требуется.
1

Haim

14 апреля 2012 00:05
Все наши деньги уходят на содержание 36 ненужных министров и их огромные службы.В Израиле нет зкономического подъёма за счёт прогрессивных технологий, все экономические успехи только за счёт высоких косвенных налогов и акцизов на машины , бензин, товары и продукты, электричество, воду, газ и Т.Д.. Что изменится если сократить 20 министров и их службы? Ничего страшного! Появятся средства для установления реального прожиточного минимума для пенсионеров, которые проработали не меньше 10 лет в Израиле. Все эти министры нужны только для поддержки Нетаниягу в коалиции. Министры вообще не должны быть депутатами, законодательная и исполнительная власти обязаны быть разделёнными,тогда меньше будет протекционизма и коррупции. Если в стране не произойдут изменения, страна развалится.
2

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список