Все новости

Вчера, 22:40
12-12-2017, 21:31
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Это интересно

Версия для печати


 Еврейские жены – 1


Франц Легар – классик Венской оперетты.


    Франц (Ференц) Легар родился 30-го апреля 1870 года в небольшом городке Комаром, заселённом преимущественно венграми, в Австро-Венгерской Империи (впрочем, далее этот город отошел к Чехословакии,  а затем после раздела Чехословакии попал в Республику Словакия и сегодня называется Комарно). Его отец был дирижером полкового оркестра в императорской армии. Среди его предков есть люди венгерского, немецкого и чешского происхождения, но семья считала себя венгерской и сам Ф. Легар считал себя венгром,  венгерский – его родной язык, хотя он великолепно владел также немецким и чешским языками. Ряд источников утверждает, что у семьи были и еврейские корни, но конкретных доказательств тому не приводится. Франц был музыкально одарённым ребёнком, быстро научился играть на скрипке и фортепиано, разумеется, его первым учителем был отец-музыкант, а далее он поступает в возрасте 12 лет учиться в Музыкальную Академию Богемии в Праге, его учебными специальностями были игра на скрипке и теория и сочинение музыки. Впрочем,  удивляться особенно нечему, ибо играть на музыкальных инструментах он научился раньше, чем обучился чтению и письму, а первое музыкальное сочинение написал уже в одиннадцать лет. Среди его наставников в консерватории можно отметить известного чешского композитора Антонина Дворжака, обучавшего юношу искусству композиции. А. Дворжаку приписывают следующую фразу, сказанную молодому студенту: «Положи свою скрипку в футляр, мой мальчик, и пиши музыку!» В 1888 году он завершает своё обучение и начинает работать в одном из немецких оркестров в качестве скрипача. Довольно скоро его призывают в армию, где он повторяет путь отца, играя  в полковых оркестрах,  сначала работая ассистентом отца в его военном оркестре, а затем сам становится дирижером в 1890 году и в этом качестве кочует по разным войсковым частям. Попутно он сочиняет марши и вальсы для своих оркестров. Далее он пишет свою первую оперу «Кукушка», которая в 1894 году ставится в Лейпциге, но та не имеет особого успеха. В это время Ф. Легар увольняется из армии, думая прокормиться музыкальным сочинительством, но скромный успех оперы заставляет его снова вернуться в армию. Правда, имя его постепенно становится известным, благодаря вальсам, самый известный из которых «Золото и серебро», созданный в самом начале 1902 года для бала, который давала  принцесса Паулина фон Меттерних, известная любительница и ценительница музыки, покровительница ряда известных композиторов. Помогала она и Ф. Легару.

 

   Весной 1902 года он окончательно оставляет военную службу получая работу музыкального директора и дирижера оркестра в известном театре Театр ан дер Вин  в столице империи – Вене. Он начинает активнее заниматься сочинением музыки и в ноябре того же года театр ставит его оперное произведение под названием  «Венские женщины». Но и на сей раз нет большого успеха. Однако, он знакомится с  Виктором Леоном, который в то время был весьма известным человеком в мире Венской оперетты. Родился он в Венгрии, при рождении его имя было Виктор Хиршфельд, перебрался в Австрию, поначалу был журналистом, затем увлекся театром и при этом взял себе более благозвучное имя Леон. Ко времени знакомства с Ф. Легаром он уже был опытным  либреттистом, с которым сотрудничали такие композиторы как Франц фон Зуппе и Иоханн Штраус («Венская кровь»). В. Леон предложил Ф. Легару либретто для оперетты и композитор написал музыку. Эта двухактная оперетта  была в декабре 1902 года поставлена в венском Карл Театре под названием «Лудильщик» и имела определённый успех. Весьма интересно, что один из персонажей этой оперетты зовётся Вольф Бер Пфефферкорн, торговец луком.  Достаточно редкий случай в те времена, когда на сцене появлялся полнокровный еврейский персонаж, не злодей и не веселящий публику комик. Героями этой оперетты были не аристократы, а простые люди, крестьяне и ремесленники, в среду которых мелкий торговец Пфефферкорн хорошо вписывался. Персонаж этот явно симпатичный, энергичный, с юмором  и именно он помогает распутывать все завязки сюжета  и находить молодым людям свою пару.

 

   Однако, следующие две оперетты Ф. Легара: «Идеальная невеста», поставленная в январе 1904 года в Карл Театре, и «Ложная женитьба», поставленная в декабре 1904 года в Театре ан дер Вин, успеха не имеют. Но вот объявлено, что в конце декабря 1905 года в Театр ан дер Вин состоится премьера его новой оперетты со слегка игривым названием «Веселая вдова». Либретто к ней написали Виктор Леон и Лео Штейн. Лео Штейн тоже к тому времени был одним из самых известных либреттистов Вены. Он – уроженец Львова, в те времена города в Австро-Венгерской империи, при рождении его звали Лео Розенштейн, занявшись литературной работой он сократил свою фамилию. Он уже сотрудничал с Виктором Леоном, в частности в написании либретто для популярной оперетты «Венская кровь» на музыку Й. Штрауса. В основу своего нового либретто они положили сюжет, взятый из комедии французского автора Анри  Мейлхака, комедии, написанной в 1861 году и называвшейся «Атташе посольства». Пьеса была поставлена в Париже в Театр дю Водевиль, но сошла со сцены после пятнадцатого представления. Её германская версия шла в Карл Театре в Вене с несколько большим успехом и периодически возобновлялась. Одну из постановок увидел Лео Штейн, идея пьесы ему понравилась и он привлёк к работе Виктора Леона. Вообще А. Мейлхак – один из самых талантливых, плодовитых и популярных французских либреттистов. Он автор или соавтор либретто для многих оперетт Жака Оффенбаха, он также автор или соавтор либретто для ряда известных опер таких как «Кармен» (музыку написал Ж. Бизе) и «Манон Леско» (музыку написал Ж. Массне). Именно его сюжет позаимствовали авторы либретто оперетты «Летучая мышь» (музыку написал Й. Штраус) и вот теперь его сюжет попал в «Веселую вдову».

 

    Поначалу, кстати, это либретто было предложено  другому композитору Рихарду Хойбергеру, более известному, но у того работа не пошла, либретто передали Ф. Легару и он за лето 1905 года написал музыку. Однако, она не очень понравилась директору театра Вильгельму Карчагу, который  считал, что эта музыка  слишком серьёзна для оперетты и даже однажды предложил композитору деньги за отмену всего проекта.  Ф. Легар ничего не собирался менять и от чего-либо отказываться, но  работа над постановкой шла не очень интенсивно из-за неудовольствия дирекции, во многом также из-за финансовых трудностей театра. Хотели использовать старые декорации и костюмы, это не всегда было возможно, в итоге премьеру  назначили под самый Новый Год, а  в это время венской публике премьера спектакля  не столь интересна из-за новогодних балов. Дело дошло до того, что исполнители главных ролей (Ханны Главари и графа Данило Даниловича)  Мицци Гюнтер и Луи Тройман сами оплатили изготовление своих костюмов. Их великолепная игра внесла существенный вклад в успех спектакля. На первых представлениях  народу и в самом деле было не так много и не все театральные критики остались опереттой довольны, но её прекрасная музыка  быстро зазвучала в местных кафе и на концертах и народ повалил в театр. Композитор добился  успеха и немалого. Публике оперетта настолько понравилась, что  к апрелю 1907 года она прошла на сцене театра уже 400 раз. После 300-го представления дирекция наконец то инвестировала деньги в новые декорации и костюмы, после 400-го представления композитор добавил к оперетте увертюру. Несколько слов об исполнителях главных ролей, чья удачная игра явилась важным компонентом успеха. 25-летняя сопрано Мицци Гюнтер, уроженка Богемии, после нескольких лет работы в провинциальных театрах переехала в Вену, где уже успела завоевать заметную популярность. 33-летний тенор Луи Тройман – уроженец Вены, его имя при рождении Алоис Политцер, поначалу тоже работал в провинциальных театрах, затем перебрался в Вену. Вместе с М. Гюнтер он принимал участие в постановке «Лудильщика» и по ряду предположений роль графа Данило была написана Ф. Легаром специально для него. Кроме хорошего голоса Л. Тройман обладал ещё и очевидным актёрским талантом.

 

    Меж тем оперетта продолжает своё успешное шествие. В 1906 году она появляется на сцене Нойес Опереттен Театр в Гамбурге и Берлинер Театр в Берлине, а также в Будапеште.  В  1907 году её поставили в июне в Лондоне (778 представлений в городе и по всей Великобритании) и в октябре Нью-Йорке, на Бродвее (416 представлений),  в 1908 году в Копенгагене, Москве,  Милане и Австралии, в 1909 году в Мадриде и Париже и в 1910 году в Брюсселе. Считается, что эта оперетта сыграла ключевую роль в новом росте популярности Венской оперетты, положив начало так называемому «Серебрянному Веку», давшему такие имена как Эммерих Кальман, Оскар Штраус и Лео Фалль. («Золотой Век» с такими композиторами как Иохан Штраус, Франц фон Зуппе и Карл Миллёкер завершился в конце предыдущего века). Нет нужды говорить, что коммерческий успех «Веселой вдовы» делает Ф. Легара состоятельным человеком. Он приобретает летний дом в курортном городке Бад Ишль, неподалеку от Зальцбурга, где имеет обыкновение отдыхать вся элита венского общества. Там в 1906 году он знакомится с весьма привлекательной замужней дамой по имени Софи Мет. Ей в то время 28 лет, её родители Зигмунд и Эрнестина Пашкис из Вены – люди весьма состоятельные, Зигмунд  - владелец бизнеса по торговле коврами. Между молодыми людьми начинается влечение друг к другу, переходящее в роман. Софи оставляет мужа, но на первом этапе  отношений своих они не регистрируют, да и живут пока в разных местах. Разумеется, продолжается и творческий процесс. Теперь Ф. Легар - известный композитор и театры заинтересованы в его произведениях. В сезонах 1908 - 1910 годов на сценах венских театров ставятся пять разных оперетт Ф. Легара, две из которых «Граф Люксембург», из жизни парижской богемы в начале двадцатого века, в написании либретто которого принимал участие Лео Штейн, и «Цыганская любовь», сцены из цыганской жизни, с музыкой пронизанной венгерскими и цыганскими мелодиями,  весьма и весьма успешны. Ф. Легар пытается установить контакт с двумя современными ему композиторами, которых он почитает. Джакомо Пуччини его музыка нравится, но Рихард Штраусс относится к этой попытке резко отрицательно, именуя его не композитором, а «венгерским военным дирижером» и заявляя, что музыки в его опереттах почти нет. Д. Пуччини в 1913 году посетил Вену и в том числе Карл Театр, через семь лет он прибыл ещё раз,  композиторы встретились и стали друзьями.

 

   Меж тем наступает 1914 год и начинается Первая Мировая война. Бад-Ишль пустеет, Франц и Софи возвращаются в Вену. Франц дирижирует военными оркестрами. Война завершается и ситуация оказывается отличной от довоенной. Появляются новые веяния в лёгкой и танцевальной музыке, во многом привнесённые из-за океана, из Южной и особенно Северной Америки, популярность оперетты падает.  Но Ф. Легар не собирается сдаваться, он пытается включить новые музыкальные элементы в свою музыку. В жизни его происходят два существенных изменения.  Софи Мет, с которой он не расстаётся всё это время,  уже разведена  с  супругом и Ф. Легар принимает решение узаконить их отношения.  В 1921 году Софи Мет становится Софи Легар. Во-вторых, начинается тесное творческое содружество с австрийским певцом-тенором Ричардом (Рихардом) Таубером, который заслужил репутацию одного из лучших певцов-теноров двадцатого века. Впервые его путь сошелся с путем Ф. Легара в 1920 году, когда в Берлине Р. Таубер успешно выступил в оперетте «Цыганская любовь». 12 мая 1922 года в Вене всё в том же Театр ан дер Вин премьера новой оперетты Ф. Легара «Фраскита», действие которой происходит в Испании. В главной роли Армана – Ричард Таубер, роль достаточно трудная в вокальном отношении, но для Р. Таубера с этим нет проблем.  После успеха этой оперетты Ф. Легар начинает сочинять новые произведения в расчете на то, что главную роль исполнит Р. Таубер и оба они наслаждаются успехом за успехом.  Первой такой опереттой стала оперетта «Паганини». Её премьера состоялась в Вене в октябре 1925 года в Йохан Штраус Театр, но ещё без Р. Таубера, который в это время был занят в другом месте, публика приняла оперетту весьма холодно. 30 января 1926 года – премьера спектакля на сцене Кюнстлер Театр в Берлине с Р. Таубером и  певицей Верой Шварц в главных ролях и на сей раз явный успех, три месяца оперетта не сходит с подмостков театра. Сюжет её – роман между знаменитым скрипачом Николой Паганини и Элизой Бонапарт, увлекающейся искусством и театром младшей сестрой Наполеона. Либретто написали Пауль Кнеплер и Бела Йенбах (Якубович).

 

   21 февраля 1927 года в Кюнстлертеатре в Берлине имеет место премьера оперетты «Царевич», либретто которой написано по пьесе польской писательницы Габриэлы Запольской того же названия и повествует о царевиче Алексее, сыне Петра Первого и его приключениях. В главных ролях Р. Таубер и В. Шварц.  4 октября 1928 года в  Метрополь Театре в Берлине премьера оперетты «Фридерика», главное действующее лицо которой знаменитый германский поэт Иохан Вольфганг Гёте, тогда ещё студент, изучающий юриспруденцию, влюбленный в Фридерику, дочь пастора. Интересно, что театральные критики  достаточно холодно встретили постановку, но публике она понравилась. В течение года оперетта прошла по всей Европе, в сентябре 1930 года она была поставлена в Лондоне, а в феврале 1937 года и на Бродвее, в Нью-Йорке. Либретто этой оперетты написали Людвиг Херцер и Фриц Лёнер и именно удачное либретто побудило Ф. Легара сочинить музыку для этой оперетты. Людвиг Херцер, уроженец Вены, литературный псевдоним врача-гинеколога Луи Херцля, автора или соавтора многих либретто. Фриц Лёнер родился в Богемии, при рождении он звался Фридрих Лёвы, попал в Вену с родителями в юном возрасте, изучал юриспруденцию, но стал профессиональным литератором, один из самых популярных либреттистов в Вене в двадцатые годы. Более известен под своим псевдонимом Беда (по чешски его имя Фридрих произносится как Бедржих, уменьшительное от которого Беда, так звали его дома).

 

   10 октября 1929 года в Метрополь Театре в Берлине, который в то время потеснил Вену и стал ведущим городом в мире Венской оперетты, очередная премьера новой романтической оперетты под названием «Страна улыбок». Говоря по правде сюжет её был использован ранее в оперетте «Жёлтый жакет», музыку к которой также сочинил Ф. Легар. Премьера имела место в феврале 1923 года в Театр ан дер Вин, но большого успеха спектакль не имел. Новое либретто было написано Людвигом Херцером и Фридрихом Лёнер-Беда, Ф. Легар заново написал музыку,  в главной роли принца Су-Чонга выступил  Ричард Таубер. Его партнерша на сцене опять Вера Шварц. На сей раз  успех, причём  по степени успеха эту оперетту можно поставить на второе место после «Веселой вдовы» среди оперетт Ф. Легара. Действие её происходит в Вене и в Китае в 1912 году. Название взято от китайского обычая улыбаться, независимо от того, что реально произошло. Ария из этой оперетты «Ты услада моего сердца» («Dein ist mein ganzes Herz») особенно удалась композитору, она необычайно популярна до сего дня и находится в репертуаре всех ведущих теноров мира. Оперетта ставится в различных городах Европы, попадает и за океан.   Последней опереттой Ф. Легара, в которой блистал Р. Таубер стала «Джудитта». Она оказалась вообще последней опереттой, для которой Ф. Легар написал музыку. Музыка к ней написана для большого состава оркестра, близкого к оперному и посему премьера её имеет место в оперном театре Вены 30 января 1934 года, а партнершей Р. Таубера на сей раз выступила чешская певица Ярмила Новотна. Сюжет оперетты весьма романтичный: красавица Джудитта оставляет мужа Мануэле и уходит с офицером Октавио, затем Октавио возвращается в армию, оставляя Джудитту и т.д., немного похоже на сюжет «Кармен». Либретто к этой оперетте написали Пауль Кнеплер и Фритц Лёнер. Премьера  оперетты транслировалась множеством радиостанций из разных стран мира.

 

   Теперь надо немного отвлечься от оперетты и посмотреть на ситуацию в Германии, ибо Берлин в двадцатые и в начале тридцатых годов стал ведущим центром Венской оперетты. Но в январе 1933 года в Германии проходят всеобщие выборы, на которых добивается решающего успеха национал-социалистическая партия во главе с Адольфом Гитлером. Она формирует правительство и Адольф Гитлер становится канцлером, то-есть главой правительства. Партийная политика превращается в государственную. А партийная политика была изначально предельно анти еврейской. Нацистам не понадобилось много времени, чтобы начать реализовывать свою партийную программу. Уже первого апреля 1933 года начинается бойкот всех еврейских бизнесов, ещё через шесть дней принимается закон, по которому евреев нельзя принимать на государственную службу и т.д. Будущее евреев в Германии становится крайне неопределённым. А мир оперетты полон евреев и большинство из них начинает покидать Германию и перебираться в Австрию, пока независимую. Туда возвращается и Ричард Таубер, с которым так связан Ф. Легар. Кстати, и Р. Таубер весьма ценил Ф. Легара. Когда его критиковали за то, что певец такого уровня поёт в оперетте, то он отвечал: «Я не пою оперетты, я пою Легара».  Р. Таубер был смешанного происхождения, его мать актриса Элизабет Зайферт - австрийка, но  отец актёр Ричард Антон Таубер  еврейского происхождения,  ставший католиком по вероисповеданию. Рождён ребенок был вне брака.  Тем не менее для нацистов Р. Таубер был настоящим евреем и именно по этой причине в 1933 году певец был атакован прямо на улице Берлина группой нацистов . После этого он покинул Германию. Поэтому и премьера «Джудитты» имела место уже в Вене, а не в Берлине. Все эти бурные события, видимо, выбивают Ф. Легара из колеи.

 

   Он больше не сочиняет музыку для оперетт. Правда, пишет музыку к фильмам, в частности участвует в создании кинематографических версий своих оперетт. В 1935 году он основывает  музыкальное издательство «Глокен Ферлаг», чтобы через его посредство лучше контролировать  свои права на созданные им произведения.  Прежняя жизнь продолжается ещё несколько лет  в Вене, но и этому приходит конец. В марте 1938 году имеет место «аншлюс» - присоединение Австрии к Германии и нацисты начинают хозяйничать и в этой стране. Результат – поспешный отъезд из страны, граничащий с бегством, тех, кому угрожает опасность от рук нацистов.  Покидает страну Эммерих Кальман, самый талантливый композитор «серебряного века» после Ф. Легара, и Пауль Абрахам, автор «Бала в Савойе» и «Цветка Гавайев», двух оперетт имевших большой успех в начале тридцатых годов, оба евреи. Покидает страну плодовитый Оскар Штраус, автор оперетт, музыки к фильмам, песен для  кабаре и т.д. и  совсем недавно добившийся широкого признания  Йозеф Беер, оба евреи. Покидает страну Ральф Бенацкий, автор нескольких популярных оперетт, он сам чешского происхождения, но его жена танцовщица Мелани Хоффман – еврейка, да и о нём ходят слухи, что он-еврей, но скрывает происхождение и Роберт Штольц, у которого всё в порядке с родословной как и у его супруги, но он - убеждённый антифашист. Уезжает Вера Шварц, талант которой способствовал успеху нескольких его оперетт. Что же касается Р. Таубера, то он в середине тридцатых годов снялся в нескольких музыкальных фильмах в Великобритании, работая там он встретил британскую актрису Дайяну Напьер и в 1936 году вступил с ней в брак. Пока он раздумывал, что делать, какой-то высокопоставленный нацистский офицер, видимо ценитель его пения, настоятельно рекомендовал его супруге увезти певца из страны и в итоге Р. Таубер оказывается в Великобритании. Большинство литераторов, сочинявших либретто для его оперетт, евреи и многие из них также покидают страну, например  Пауль Кнеплер и Людвиг Херцер.

 

   А что же Франц Легар? Композитор решает никуда не ехать, остаться. Формально он обосновывает своё решение тем, что он – музыкант и вне политики. Он и его жена уже в почтенном возрасте: на подходе к семидесяти. Австрия и Германия это страны, где композитор добился своего успеха, где его знают и любят. А на новом месте, да ещё в это бурное время даже мировая слава не всегда помогает быстро завоевать место под солнцем. С другой стороны жена его – еврейского происхождения (Ф. Легар был католиком и супруга тоже конвертировалась формально в католицизм перед их бракосочетанием) и, разумеется, тайной полиции (гестапо) это хорошо известно. В пассиве композитора сотрудничество с многочисленными евреями-либреттистами и среди них с Фрицем Лёнером, находящемся на крайне плохом счету у того же гестапо. Ф. Лёнер не скрывал своего негативного мнения относительно нацистов, был связан с сионистскими кругами, выступал против ассимиляции и перехода евреев в другие религии, был одним из основателей и почётным президентом венского еврейского спортивного клуба «Хакоах». Среди действующих лиц оперетт Ф. Легара были евреи («Лудильщик») и цыгане («Цыганская любовь»), это обстоятельство никак не могло нравиться нацистам. Но в то же время нацисты выставляли себя любителями и ценителями искусства, в том числе и оперетты, они лишь боролись против чуждого арийскому духу «упадочнического и  дегенеративного еврейского искусства». Но, кроме Ф. Легара, все лучшие композиторы, писавшие музыку для оперетт, оставили страну, остались лишь композиторы второго разряда.  Нацисты это, кстати, поняли и попытались вернуть Э. Кальмана и, когда тот был в Париже, ему предложили вернуться с титулом «почетного арийца», но Э. Кальман благоразумно отказался и продолжил путь в Соединенные Штаты.

 

   У Ф. Легара не осталось в Германии конкурентов, равных ему по таланту. Официально он получил титул «мастер Германской оперетты». Известно, что некоторые нацистские лидеры, в частности министр пропаганды Й. Геббельс, любили музыку Ф. Легара и сам А. Гитлер любил слушать «Весёлую Вдову». Именно Й. Геббельс дал разрешение исполнять оперетты Ф. Легара, несмотря на «еврейские либретто». Более того, постановка оперетт Ф. Легара поощрялась нацистами, а сам он часто дирижировал их исполнением. Проблема у властей была с либреттистами, ибо там фигурировали в основном еврейские имена. Некоторые либретто были частично изменены и новыми авторами стали, разумеется, арийцы. В других случаях фамилии либреттистов были попросту стерты и оперетты шли без их упоминания. Ф. Легар не протестовал даже в тех случаях, где либреттисты были его личные друзья. Роскошная постановка «Веселой Вдовы» была осуществлена в Германии и шла при полных залах. Ф. Легар был принят А. Гитлером, удостоил его своим приемом и лидер итальянских фашистов А. Муссолини, сыграв для него на скрипке серенаду из  оперетты «Фраскитта».   Но будучи обласканный властями на самом высоком уровне Ф. Легар совсем не живёт так спокойно, его всё время заботит ситуация с его супругой, которая раздражает гестапо: еврейка, живущая на виду у всех в обход всего существующего ныне порядка. Властями предлагается решение этой проблемы разводом с женой, но Ф. Легар категорически отказывается и даже давление, оказываемое на него по этому поводу, не помогает. Кроме того, не все его еврейские друзья захотели или сумели покинуть Австрию. Оставшихся  арестовывают и отсылают в концлагеря. Среди них в первую очередь надо упомянуть Луи Троймана. Тот почему то не покинул Германию, возможно из-за солидного возраста (ему было уже за 60), может надеялся, что его репутация известного актёра театра и кино поможет ему, но  в 1935 году нацисты заставили его оставить сцену. В 1942 году он с супругой были арестованы и помещены в пересылочный лагерь. Популярный актёр и режиссер Тео Линген (сам, кстати женатый на еврейке Марианне Цофф, первой жене Бертольда Брехта) ходатайствует за него и добивается освобождения, но скоро его арестовывают опять, друзья снова пытаются помочь, но в конце концов Л. Троймана отправляют в концлагерь Терезиенштадт, где он умер в марте 1943 года. Есть сведения, что и Ф. Легар просил за него, но, видимо, не слишком энергично, у него возможности были куда больше чем у Т. Лингена. В качестве печального курьёза можно указать, что Ф. Легар подарил А. Гитлеру театральную программку «Веселой вдовы», любимой оперетты нацистского лидера, со своим автографом. Программку, которая в числе прочего была украшена портретом еврея Л. Троймана, А. Гитлер подарок принял. Второй пострадавший от рук нацистов – Фриц Лёнер. Непонятно почему этот активный человек не оставил страну. Возможно уже собирался, но после прихода нацистов в Австрию он был определён как один из наиболее опасных противников режима нацистов и  арестован немедленно, одним из первых. Его отправили в концлагерь Дахау, затем в Бухенвальд и завершил он свой путь в Освенциме в декабре 1942 года. Здесь участие Ф Легара было ещё меньше и он практически не сделал ничего существенного, чтобы помочь своему другу. Впрочем, точно сказать, что именно сделал и что не захотел сделать Ф. Легар в помощь своим друзьям нельзя, нет конкретных свидетельств  и существуют разные версии относительно его поведения, хотя почти все сходятся в том, что он мог сделать заметно больше.

 

   Военные годы Ф. Легар с супругой провели в Бад Ишле, его дом в Вене был конфискован нацистами. На этом настаивала Софи, полагая, что будет безопаснее держаться подальше от нацистских властей.  Помощь они получили со стороны Альберта Геринга, сводного брата Германа Геринга, одного из ближайших сподвижников А. Гитлера, Президента Рейхстага и министра авиации. В отличие от своего брата А. Геринг активно помогал жертвам нацизма и с его помощью Софи получила титул «почетной арийки».  Тем не менее однажды к их дому прибыли два гестаповца и позвонили. Ф. Легар поинтересовался, что им надо. В ответ ему сообщили, что они пришли забрать его супругу. Взволнованный и перепуганный Ф. Легар закричал:  «Я буду говорить с гауляйтером Биркелем!». В конце концов гестаповцы ушли после разговора с нацистским чиновником. Но не будь Ф. Легара в этот момент дома, он бы более не увидел свою супругу. После этого инцидента Софи начала носить яд в своей сумочке, намереваясь принять его в случае ареста. Постоянное нервное напряжение дало себя знать. Дирижируя в Будапеште своей старой опереттой «Цыганская любовь», в которой переписали либретто, убрав всех цыган и назвав её «Странствующий студент», он упал в обморок прямо на дирижерском подиуме и после этого несколько месяцев провёл дома безвыходно, находясь на попечении супруги. Наконец, война завершилась. Почитание Ф. Легара нацистами привлекло к нему внимание Комиссии по денацификации, но после нескольких бесед его освободили от всяких подозрений. Ф. Легар не был приверженцем нацистской идеологии и сотрудничал с нацистами из чисто прагматических побуждений. В 1946 году супруги Легар отправляются в Швейцарию, в Цюрих. Туда же приезжает старый друг Р. Таубер. Но потрясения войны дают себя знать. В 1947 году скоропостижно умирает Софи, летом 1948 года Франц возвращается в Бад Ишль, приводит в порядок дела, передаёт свой дом городу при условии, что после его смерти там будет его музей. В конце октября 1948 года Ф. Легар скончался.

 

   Два слова в завершение. И Первая и Вторая Мировая война вызвали сильные потрясения в мире Венской оперетты. Но после Первой Мировой оперетта сумела возродиться и далеко не в последнюю очередь благодаря еврейским композиторам и либреттистам.  После Второй Мировой это не произошло, хотя нацисты и любили этот вид искусства. Но исчезли евреи,  исчезла и Венская оперетта. Многие бежавшие от нацистов, правда, вернулись в Европу, но ничего примечательного они уже не создали. Практически единственным, кто продолжил интенсивно работать как и до войны, оказался Роберт Штольц, «последний классик Венской оперетты», чистокровный австриец, всегда бывший другом евреев. Но один в поле не воин и у Венской оперетты всё только в прошлом.

 

  На фото: Франц Легар со своей женой Софи в саду их дома в австрийском Бад-Ишле в июне 1945 г.


Источник:Вениамин Чернухин | Оцените статью: +28

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.


Наш архив