Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Еврейские жены – 2

Три популярных актера: Конрад Вейдт, Ханс Мозер, Тео Линген.


   Не так уж много культурных радостей досталось населению Советского Союза в трудные дни Второй Мировой войны. В числе тех немногих, что они получили, были три фильма: «Багдадский вор», «Леди Гамильтон» и «Книга джунглей», подаренные продюсером этих фильмов Александром Корда, известным британским деятелем кино  Советскому Союзу в качестве признательности за его вклад в борьбу с нацизмом. Больше всех запомнился «Багдадский вор», фильм снятый по мотивам «Сказок 1001 ночи» и полный совершенно необычных для того времени визуальных спецэффектов. Съёмки фильма были начаты в Великобритании, но затем из-за начала войны перенесены в Голливуд, в Америку, где он и был завершен в 1940 году. И больше всего запоминался в фильме злой визирь-волшебник Джаффар, который замыслил свергнуть доброго багдадского короля Ахмада и самому занять его престол. И вот эту роль Джаффара прекрасно исполнил уже хорошо известный к тому времени актер Конрад Вейдт.

 

   Правда  известный, не как актёр британский или американский, а германский.  Актёром британским К. Вейдт стал относительно недавно, имея за плечами уже длинный послужной список удачных ролей в кинематографе. Родился он в рабочем квартале Берлина в 1893 году как Ханс Вальтер Конрад Вейдт. После завершения учёбы в гимназии получил актёрское образование в школе знаменитого актера и режиссера Макса Рейнхардта и начал работать в его «Немецком  Театре» в Берлине. В 1914 году оказался в германской армии, ибо  началась  Первая Мировая война, попал на фронт, воевал, заболел и в конце концов был отпущен из армии. В 1917 году вернулся в Берлин с намерением стать актером. Но стал не только и не столько театральным актёром, сколько киноактером. За свою жизнь он снялся в более чем 100 фильмах. В том числе в двух весьма примечательных германских фильмах эпохи немого кино: «Кабинет доктора Калигари» (1920 год) и «Человек, который смеется»(1928), снятый по  одноименному роману Виктора Гюго. Уже первый из этих фильмов сделал его звездой кинематографа. Побывал и в Голливуде, куда его пригласили после успеха немого фильма  «Студент из Праги» (1926),  там он участвовал в съемках нескольких немых фильмов, но по английски  К. Вейдт тогда говорил с акцентом и с началом эры звукового кино вернулся в Германию. В немых фильмах К. Вейдт снимался также в Швеции и Италии. В 1929 году он снялся в первом германском звуковом фильме «Земля без женщин» и переход от немого к звуковому кино оказался для него весьма успешным, упрочив его статус «звезды». Действие фильма происходит в Австралии, во времена тамошней «золотой лихорадки». В 1931 году он снимается в роли графа Меттерниха в музыкальной комедии «Конгресс танцует», имевшей заметный успех и выпущенной в прокат сразу на трёх языках. В 1932 году выходит на экраны историческая драма «Распутин, демон с женщинами», где Конрад Вейдт исполняет заглавную роль. Этот стройный гигант (рост его был 191 см.) становится одним из самых популярных и высокооплачиваемых германских актеров.

 

   Впрочем, долго трудиться в Германии ему не пришлось. На подходе к власти в стране уже была национал-социалистическая партия, а К.  Вейдт  был убеждённым противником национал-социализма и этот факт хорошо всем был известен. Нацистская тайная полиция (гестапо) внесла его в список активных противников режима, подлежащих устранению, и К. Вейдт знал об этом. К 1933 году, когда нацисты пришли к власти происходят изменения и в личной жизни К. Вейдта. Разваливается его второй брак с дамой из германской аристократической семьи Фелицитас Радке и К. Вейдт женится третий раз на  Илоне (Лили) Прагер.  Опасность со стороны нацистских властей в сочетании с женой еврейкой вынуждают К. Вейдта спешно (всего через неделю после вступления в брак) покинуть страну. Он держит свой путь в Великобританию, где в 1938 году получает гражданство, улучшает свой английский и снова снимается в фильмах. «Багдадский вор» - один из них, это единственный цветной фильм с участием К. Вейдта.  Скоро Великобритания становится воюющей страной и К. Вейдт переезжает в Америку, где съемочная группа завершает «Багдадский вор» и далее он снимается ещё в нескольких фильмах, в том числе в  двух ставших широко известными:  «Нацистский агент» (1942), где он сыграл роли двух братьев близнецов, и «Касабланка» (1942), один  из лучших фильмов мирового кинематографа, где он показался на экране в относительно небольшой роли  нацистского офицера майора Хейнриха Штрассера. Она стала, по мнению кинокритиков, самой запоминающейся ролью из всех им сыгранных за свою карьеру. Впечатляет, ибо он играл роль ярого нациста, будучи сам на деле столь же ярым антинацистом.

 

   Вскоре по прибытии в Великобританию он снимается в двух фильмах «Странствующий еврей» и «Еврей Зюсс». Последний фильм сделан по роману того же названия Л. Фейхтвангера, весьма злая сатира на нацистские антиеврейские законы.  О художественных достоинствах этих фильмов судить трудно, это были больше пропагандистские фильмы, в которых присутствовали вполне симпатичные евреи  и назначением которых было бороться с волной нарастающих антиеврейских чувств, причём не только в Германии, но и в других странах. Это была пощечина в лицо Адольфа Гитлера, его министра пропаганды Йозефа Геббельса и всей нацистской партии с их анти еврейской риторикой и политикой. Й. Геббельса подобный шаг просто вывел из себя, он выступил с публичным осуждением и фильмов и самого актера: «Конраду Вейдту было уплачено за измену своей стране похвалами еврейской публики. И с учетом этого не осталось ни единой причины хвалить его в Германии». После этого все фильмы с участием К. Вейдта были запрещены в Германии. Причём всё это имело место ещё в середине 30-х годов, когда нацистский режим казался весьма прочным. Естественно, что после этого ни о каком возвращении в Германию не могло идти и речи, а его положение в Великобритании ещё было неустойчивым. Тем не менее неприязнь К. Вейдта к нацизму была столь велика, что он пошел на этот рискованный для него шаг.  Одно время распространялись слухи об еврейском происхождении К. Вейдта. Слухи эти основаны на том, что заполняя одну из анкет сразу  после прихода нацистов к  власти К. Вейдт, протестуя против  анти еврейской политики нацистов,  демонстративно записал себя евреем. На самом деле он был родом из  немецкой протестантской семьи.  Став британским гражданином Конрад Вейдт бескорыстно передал часть своих финансовых накоплений правительству Великобритании, чтобы помочь её военным усилиям, и далее постоянно отчислял на военные нужды часть своих доходов от съемок в фильмах. К сожалению, в 1943 году актёр скоропостижно скончался от неожиданного сердечного приступа,  играя в гольф в Лос-Анжелосе. В возрасте лишь 50 лет. Прах его впоследствии был перевезён в Великобританию и захоронен там.

 

  Актёр театра и кино Ханс Мозер прожил всю свою достаточно долгую жизнь в  родном городе Вена. Родился он в столице Австро-Венгерской Империи  в августе 1880 года под именем Иохан Жюльер, отцом его был французский скульптор, мать – коренная австрийка. Учился в школе, затем в Коммерческом Училище и начал работать счетоводом в магазине кожаных изделий. Любовь к театру пересилила и он стал брать уроки актерского мастерства. Одним из его учителей был Йозеф Мозер, актер одного из венских театров, у которого юный Ханс позаимствовал фамилию, ставшую его псевдонимом. В 1897 году начинается актерская карьера самого Ханса, он играет небольшие роли в различных провинциальных театрах, часто работает в передвижных труппах. В 1910 году  возвращается в Вену, где продолжает свою актерскую карьеру. В 1911 году  женится на Бланке Хиршлер, в 1913 году у пары рождается дочь Маргарет.  В 1914 году начинается Первая Мировая война и Ханс Мозер оказывается в армии, сначала на восточном фронте, затем в северной Италии. Война кончилась и в 1918 году театральная карьера возобновляется. Ханс Мозер начинает завоевывать популярность как характерный комедийный актёр. Его стали замечать, известный автор Фриц Лёнер-Беда в 1922 году пишет ему текст для выступления в кабаре, композитор Роберт Штольц  в 1923 году приглашает его в своё ревю, он уже выступает на сценах ведущих кабаре и варьете  города, а в 1925 году  актёр и режиссёр Макс Рейнхардт  приглашает его в руководимый им Театр ин дер Йозефштадт. В этом же году он начинает свои выступления на престижном Фестивале в Зальцбурге. В 1926 году он дебютирует на сцене Немецкого Театра в Берлине, которым также руководит М. Рейнхардт. Достаточно быстро  становится одним из ведущих актеров у М. Рейнхарда  и принимает участие в гастролях труппы в Соединенных Штатах в 192728 годах.

 

    Параллельно начинается и карьера Ханса Мозера в кино, которая впоследствии принесла ему куда большую известность, чем его выступления в театре. Это  был период немого кино. Первый раз он снимается в фильме ещё в 1921 году, а через три года, в 1924 году он занят в фильме с весьма многозначительным названием «Город без евреев». Фильм был создан по мотивам  одноименного  романа, снабженного подзаголовком «Повесть   послезавтрашнего дня», который написал плодовитый австрийский писатель  и журналист Хуго Беттауэр (Максимллиан Хуго Беттауэр, 1872-1925, отец его родом из Львова). Роман написан в 1922 году в форме аллегорического предвидения ближайшего будущего  как сатирический ответ на распространившиеся  анти еврейские настроения, часто опиравшиеся на весьма примитивные слухи. Такие настроения имели место в те годы в немецкоязычных странах, побеждённых в войне, население которых жило в  довольно суровых послевоенных условиях. Роман немедленно завоевал популярность у читателя, был переведён на несколько языков и было продано более четверти миллиона экземпляров уже в первый год  издания. Сюжет романа во многом оказался весьма пророческим. Христианско-социальная партия приходит к власти в Австрии и её лидер д-р  Швердфегер, глава правительства, проводит закон об изгнании евреев из Вены, якобы отвечая пожеланиям жителей города, страдающих от засилья евреев. Заказываются тридцать вагонов для перевозки евреев  и их вещей на восток. Город очищен и жители довольны, но скоро начинают сожалеть об этом шаге. Беднеет культурная жизнь города, страдает торговля, экономика города деградирует, жизнь в городе явно изменилась в худшую сторону. И вот возникает движение, требующее вернуть евреев обратно. Без евреев даже третировавшая их партия, добившаяся их изгнания, чувствует себя не комфортабельно: не на кого валить вину за все просчёты. В конце концов справедливость торжествует, закон об изгнании отменен и евреи возвращаются в Вену. Именно такая концовка романа вызывала заметное раздражение у нацистов. Есть в книге и молодая пара – венская девушка Лотте и художник-еврей Лео, разумеется, влюбленные друг в друга и активно борющиеся за ликвидацию несправедливого закона. Роман с таким содержанием немедленно вызвал острые дискуссии и у Х. Беттауэра появилась масса почитателей, но и не меньшее количество недоброжелателей.

 

   Фильм по роману поставил известный к тому времени австрийский режиссёр Ханс Карл Бреслауэр, сделав нечто вроде сатирической комедии, рассчитанной на широкую публику и сгладив при этом многие острые места романа. Так, например, в романе город назван Вена, а в фильме он получил название Утопия. Режиссёру надо было думать о цензуре, которая могла не пропустить фильм, и о зрителях, которых надо было не оттолкнуть. Но в общем фильм получился и, хотя и не был столь успешным как книга, но тоже вызвал широкую общественную дискуссию. Два слова об авторах. Х. Беттауэр, родившийся и выросший в еврейской семье, стал христианином-евангелистом в 1890 году. Впрочем, это был чисто прагматический шаг, 18-летний юноша хотел попасть в элитную воинскую часть, куда евреев не брали. После выхода в свет книги, а затем и фильма Х. Беттауэр стал врагом нацистов и 10-го марта 1925 года зубной техник Отто Ротшток выстрелил в него несколько раз, через полмесяца писатель скончался от полученных ранений. Выяснилось, что убийца некоторое время был членом нацистской партии, его признали невменяемым и после курса лечения выпустили на свободу. А вот Х.К. Бреслауэр из кинорежиссера превратился в журналиста и писателя, стал сотрудничать с нацистами, после их прихода к власти, а в 1940 году стал членом нацистской партии.

 

   В этом фильме Ханс Мозер  сыграл роль члена парламента Бернарда, настроенного против евреев. Перед решающим голосованием в парламенте о возвращении евреев Лотте и Лео удаётся напоить его и он не принимает участия в голосовании, но попадает в психиатрическую клинику, где ему мерещится угроза со стороны Звезды Давида. В фильме в отличие от книги вообще все действия представлены как его некая мечта, как сон, от которого Бернард в конце концов пробуждается с мыслью, что евреи это – плохо, но без них ещё хуже. Кстати и не все евреи выглядели в фильме особо симпатичными. Режиссёр определённо попытался снизить политическую остроту романа. Х. Беттауэр не был этим доволен и его отношения с Х.К. Бреслауэром были весьма натянутыми. В 1926 году фильм пошёл в Берлине и в 1928 году в Нью-Йорке. Во время демонстрации фильма в Австрии и Германии имел место ряд провокаций со стороны нацистов. Придя к власти в Австрии нацисты позаботились уничтожить все копии этого фильма, но нашлась копия в киноархиве в Нидерландах и фильм удалось восстановить.

 

   Внимание, которого удостоился фильм, сделало Х. Мозера достаточно известным в кинематографических кругах. Он снялся ещё в нескольких  немых фильмах, хотя  особо успешных среди них не было. Наступает эпоха звукового кино. Х. Мозер активно снимается в германских фильмах, хотя играет преимущественно роли второго плана. Приходит 1933 год и многие деятели кино убегая от нацистов переселяются в Австрию, в Вену. Получает толчок австрийская кинематография, особым успехом пользуются музыкальные мелодрамы и  комедии. Ханс Мозер снимается в нескольких фильмах ведущего режиссёра этого периода Вилли Форста. Вырабатывается специфический творческий почерк актёра: характерные нервные движения, спонтанная чуть бессвязная речь с неоконченными предложениями и зрители по этим признакам и по росту (его рост был всего 157 см. и из-за этого ему пришлось отказаться от ролей героев любовников и стать характерным актером) узнают актёра, который становится любимцем публики и особенно хорош в комедиях. Он, как правило, снимается в ролях простых людей: прислуги в богатом доме, официанта, владельца небольшого магазина, мелкого чиновника и т.д. Обычно людей прямых и честных, которые не могут стоять в стороне  видя некую несправедливость и из-за этого попадают во всякие передряги и часто втягивают в них и других людей. Часто в конце фильма, когда все недоразумения во многом благодаря ему улажены, герой Х. Мозера признаётся, что был неправ и неправильно оценил ситуацию. Многие из его фильмов музыкальные и актёр в них и поёт. Уникальная комбинация выражений лица, жестов и речи создают прекрасный комический эффект и ему удаётся сделать запоминающимися фильмы даже с посредственными сценариями.

 

   Типичный пример  фильма с его участием - «Моя дочь живёт в Вене», выпущенный на экраны в 1940 году, а в 60-х годах не без успеха шедший на экранах Советского Союза. Владелец небольшого магазина в провинциальном городке Флориан Клагхофер приезжает в Вену, где живёт его дочь. Они в ссоре и он не читает её письма. Случайно он узнаёт, что его дочь намерена выйти замуж за богатого жениха и тогда решает приехать и поздравить её. На самом деле дочь замужем, но её брак разваливается. Приехав и не зная, что происходит, Ф. Клагхофер тут же оказывается в середине конфликта, следует целый ряд недоразумений и в конце концов счастливый конец: семейная жизнь дочери восстановлена.

 

   Приходит 1938 год и Австрия присоединена к Германии,  нацисты начинают активно насаждать в ней свои порядки. Хансу Мозеру предлагают развестись со своей еврейской женой. Х. Мозер категорически отказывается. Запретить ему его профессиональную деятельность нацисты не могут, ибо он очень популярен. Но для участия в съемках фильмов ему каждый раз приходится получать специальные разрешения. Хотя Х. Мозер не лезет в политику, но особого расположения к нацистам у него нет. По ряду сведений он также помог своим некоторым еврейским коллегам выехать в Швейцарию при появлении нацистов в Австрии. В 1939 году его супруга переселяется в Венгрию, где при режиме М. Хорти евреям жилось не сладко, но все же над ними не висела угроза уничтожения. А в Австрии Х. Мозер не смог получить от властей гарантии её безопасности.  Благодаря своей популярности Х. Мозер получил от нацистских властей разрешение на регулярные посещения Будапешта и свиданий со своей «не-арийской» супругой.

 

   После войны Х. Мозер продолжил свою профессиональную работу в театре и кино, супруга вернулась в Вену из Будапешта. Он стал актером Бургтеатра в Вене, активно продолжил съёмки в кино (всего на его счету более 150 фильмов), а в последние годы жизни активно работал и на телевидении.  Умер он в 1964 году в возрасте 83 года.

 

  Одним из постоянных партнеров Х. Мозера во многих фильмах и не менее популярным чем он у публики был Тео Линген, немецкий актёр, режиссер и сценарист. Он родился в 1903 году в немецком городе Ганновер под именем Франц Теодор Шмиц, там и вырос, а актерский талант его выявился ещё во время учёбы в гимназии. Когда он начал свою актерскую карьеру, то своё второе имя сделал первым, а в качестве фамилии выбрал название северогерманского городка, где родился его отец. Поначалу Т. Линген играет на провинциальных сценах в Ганновере, Мюнстере, Франкфурте и других городах, постепенно завоевывая репутацию хорошего комедийного актера с характерной манерой голоса. В 1929 году начинается его кинематографическая карьера. Среди фильмов того периода, в которых он снимался, такие известные как «М» и «Завещание д-ра Мабузе» режиссера Фрица Ланга. Известный драматург и режиссер Бертольд Брехт в том же 1929 году приглашает его в свой берлинский Театр ам Шиффбауэрдамм.

 

   В феврале 1928 года рождается дочь у актрисы и оперной певицы Марианны Цофф. Хотя в то время она состояла в законном браке с Бертольдом Брехтом, но отцом её ребёнка был Тео Линген. Познакомились Т. Линген и М. Цофф играя вместе в провинциальных театрах. Б. Брехт и М. Цофф разводятся в сентябре того же года и вскоре М. Цофф сочетается законным браком с Т. Лингеном. Забегая вперёд можно сказать, что этот брак оказался весьма удачным и долгим. У М. Цофф есть ещё одна пятилетняя дочь, отцом которой был Б. Брехт, Т. Линген принимает и её и относится к ней несравненно лучше чем её родной отец.  

 

   И профессиональная и семейная жизнь протекают у Т. Лингена вполне успешно  пока не приходит 1933 год и нацисты не оказываются у власти. Тут начинаются проблемы. У его супруги Марианны Жозефины Цофф мать еврейка, по нацистской классификации она сама «полу-еврейка» и в эту же категорию заносятся обе девочки. М. Цофф запрещена всякая профессиональная деятельность, да и жизни всех троих угрожает опасность. Т. Линген  не собирается расставаться с супругой и рассматривает возможность отъезда из страны. Но он уже киноактёр очень популярный  и его любит видеть на  экране сам министр пропаганды Йозеф Геббельс. Тот  выдаёт ему специальный документ, разрешающий продолжать свою профессиональную деятельность и обеспечивающий защиту жене и дочерям. Т. Линген становится актером государственного театра Пруссии, снимается в фильмах и сам занят постановкой фильмов в качестве режиссёра. В 1944 году Тео Линген оставляет Германию, переезжает в Австрию, оставляя сцену и поселяется в своём коттедже в сельской местности.

 

   После войны Т. Линген остаётся в Австрии (его супруга родом из этой страны), работает в качестве актера в Бургтеатре в Вене, гастролирует в Германии, снимается в фильмах, а затем начинает выступать и на телевидении. Скончался он в 1978 году. Всего за свою кинематографическую карьеру, которая продолжалась с 1929 и по 1978 годы  Тео Линген снялся в более чем 230 фильмах, а с 1936 и по 1960 годы  был режиссером 21 фильма.

 

   В завершение надо отметить, что Т. Линген пользовался в Германии в годы власти нацистов большой популярностью и заметным авторитетом. И это он старался использовать, чтобы помочь тем, кому в эти годы было трудно. Когда он узнал, что нацистами арестован и должен быть отправлен в концлагерь актёр и певец Луи Тройман, он ходатайствовал за того перед властями. Л. Тройман был по его ходатайству освобожден. К сожалению, позже его арестовали снова, Т. Линген на сей раз об этом не знал и Л. Троймана отправили в Терезиенштадт, где он и погиб. Надо отметить, что имея «не-арийскую жену и детей» и будучи постоянно озабоченным их безопасностью,  требовалось иметь немалую смелость просить ещё за кого-то. У Т. Лингена эта смелость была. Он пытался помочь поэту и писателю, человеку театра и кино Морицу Зилеру, художникам  супругам Гансу и Лее Грундиг, прокоммунистически настроенным антинацистам. Возможно есть и другие, о которых не стало известно, ибо подобные попытки помощи  никак не афишировались.

 

Вениамин Чернухин

 

На фото: Тео Линген

Источник: Sem40.ru
  • 16-05-2012, 23:51
  • Просмотров: 6609
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 68
     (голосов: 4)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список