Все новости








21.09.2017 18:02
ИШАЙЯ ГИССЕР



















































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Еврейские жены – 3

Две драматические истории: Иоахим Готшалк и Ханс Мейер-Ханно. Фильм «Еврей Зюс».


       Два прекрасных комических актёра в немецкоязычной киноиндустрии предвоенной эпохи Ханс Мозер и Тео Линген так или иначе сумели сохранить своих еврейских жён в годы нацистского режима, хотя им пришлось преодолеть при этом  немалые трудности. Иначе сложилась ситуация у Иоахима Готшалка, который в общем то был не менее популярен у кинозрителя чем первые двое, хотя его кинематографическое амплуа было совсем иным. Родился он в городке Калау, в Бранденбурге в 1904 году. Закончив учёбу в школе работал матросом в торговом флоте, а скопив денег  начал брать в Берлине уроки актерского мастерства, стал актёром, достаточно успешным, играя поначалу на сцене  театра Фольксбюне в  Штутгарте. В 1931 году он вступает в брак с актрисой того же театра Метой Вольф и у пары в следующем году рождается сын Михаэль.

 

    В 1937 году актёру, обладающему очень привлекательной внешностью, впервые предлагают роль в фильме. Он отказывается, его жена – еврейка и он не хочет привлекать к себе излишнего внимания. Однако, желание попробовать себя в кинематографе преодолело всё-таки страх и в следующем 1938 году он впервые появляется на экране. Дебют в фильме «Ты и я» оказывается весьма успешным. Его партнершей в этом фильме стала восходящая звезда  германского кино Бригитта Хорни, тоже некогда актриса Фольксбюне, и этот актёрский дуэт оказался очень удачным. В следующем году И. Готшалк снимается ещё в трёх фильмах, в двух из них его партнерша опять Бригитта Хорни. Популярность актёра стремительно растёт, особенно у женской половины населения. Амплуа И. Готшалка – романтические роли и на горизонте явственно обозначилась романтическая пара, способная стать вровень с лучшими романтическими парами Голливуда типа Нельсона Эдди и Жанет МакДональд  или европейской парой Ян Кипура и Марта Эггерт, вынужденных  бежать за океан из-за наличия еврейской крови.  Движение к успеху и народной популярности у И. Готшалка идёт вполне последовательно, даже несмотря на столь тёмное пятно в его личной анкете, как жена-еврейка. Ведь несколько ранее в 1935 году принимаются так называемые Нюрнбергские законы, утверждающие необходимость «расовой чистоты» и ставящие вне закона смешанные браки. На И. Готшалка тоже оказывается определённое давление с требованием развестись с еврейской супругой, в частности со стороны руководителей киностудии  UFA (Universum Film AG), в фильмах которой он снимается.  Всё пока покрывает растущая популярность актёра. Друзья семьи, предвидя для неё достаточно мрачное будущее, предлагают уехать из страны, но оба супруга отказываются.

 

   Ситуацию меняет случай. Не чувствуя постоянно нависающей опасности И. Готшалк расслабляется и несколько теряет чувство реальности. Если в начале своей кинематографической карьеры он  предельно осторожен, зная, что его жена и ребёнок практически вне закона, то став человеком популярным он этой осторожностью иногда пренебрегает.  На приеме, организованном  Ассоциацией Артистов киноиндустрии в апреле  1941 года, он появляется с супругой. Среди других почётных гостей этой встречи министр пропаганды Йозеф Геббельс. Во время приема министр беседует с госпожой Готшалк и остаётся очарованным её умом, тактом, корректным поведением. Подчиненные, однако, докладывают ему, что его собеседница на этом званом обеде – еврейка. Й. Геббельс взбешен тем, что оказался в столь конфузной ситуации. Актер вызван для беседы в компетентные органы и ему предлагается развестись с женой. Тогда он беспрепятственно сможет продолжать свои театральную и кинематографическую карьеру, а жена и ребенок будут отосланы в более подходящие для таких людей места. И. Готшалк отклоняет сделанное ему предложение.  После этого ему сообщается, что его актерская карьера завершена, а жена и ребёнок будут депортированы в концлагерь Терезиенштадт. И. Готшалк  обращается с просьбой разрешить ему сопровождать семью, надеясь так защитить их, но ему отказывают и  сообщают о призыве в армию с последующей отправкой на фронт.

 

   Покинуть Германию уже  практически невозможно, на всём европейском континенте  бушует война. Но и расстаться с семьей И. Готшалк не в состоянии. И тогда принимается драматическое решение. Шестого ноября 1941 года накануне уже назначенного дня депортации Меты и Михаэля  Иоахим, его жена и их девятилетний сын закрываются в своей квартире и открывают газовый кран. Смерть наступила от отравления газом. Й. Геббельс тут же специальным распоряжением запретил писать в прессе об этом трагическом событии и вообще далее упоминать имя актера и запретил всем без исключения присутствовать на похоронах. Слухи о случившемся, однако, быстро распространились по городу и  несколько наиболее смелых друзей актёра и его семьи, включая Бригитту Хорни, известных киноактеров Густава Кнута и Вернера Хинца пренебрегли  запретом.   Нацистская цензура, тем не менее, оказалась действенной и большинство поклонников и поклонниц И. Готшалка узнали о причине смерти своего кумира лишь после войны.  Свою популярность актёр завоевал успев сняться всего лишь в семи фильмах, в четырёх из них в дуэте с Бригит Хорни. Демонстрация фильмов с его участием не была запрещена, они продолжали идти и после смерти актёра. В заключение можно лишь сказать, что тот, кто заставил семью Готшалк принять столь драматичное решение, министр пропаганды Й. Геббельс  сам повторил его судьбу. В самом конце войны, когда союзные армии практически уже разгромили нацистов, Й. Геббельс, понимая, что ждёт его за совершенные преступления, вместе с женой покончил жизнь самоубийством вместе со своими шестью детьми.

 

   Завершилась война и в послевоенной Германии вспомнили о драматической судьбе семьи Готшалк, Иоахима, Меты и Михаэля. В 1947 году на только что созданной в советской зоне оккупации студии DEFA (Deutsche Film AG) был снят и выпущен в октябре на экраны фильм под названием «Брак в тени». Это был первый успешный фильм, снятый в послевоенной Германии, его увидело в стране почти 13 миллионов зрителей. Сценарий написал сценарист, актёр и режиссёр Ханс Швейкарт, который лично хорошо знал семью Готшалк, а сценарий написал он по написанной ранее своей повести об этой семье.  Поставил фильм Курт Метциг, для которого это был его первый художественный фильм и который впоследствии стал одним из ведущих кинорежиссеров Восточной Германии. Для К. Метцига это был фильм на хорошо знакомом ему материале, ибо в 1937 году он сам был исключен из Союза Кинематографистов и ему была запрещена профессиональная деятельность из-за матери-еврейки Марии Лион-Метциг. Мария тоже покончила жизнь самоубийством, чтобы избежать ареста тайной полицией (гестапо). «Брак в тени» стал первым художественным фильмом, в котором затрагивалась судьба евреев в нацистской Германии и преступлений нацистов. Сюжет фильма почти полностью повторяет те основные коллизии, через которые прошла семья Готшалк, хотя герои его носят имена Ханс Виланд и Элизабет Маурер-Виланд, но завершается фильм прямым посвящением  этой семье. Кинокритики, историки и создатели фильмов включают этот фильм в число ста наиболее важных фильмов германского кинематографа.

 

      3-го июня 1906 года в городе Ганновере родился Фриц Мартин Ханс Карл Мейер, ставший  актёром, музыкантом, художником и выступавшем  на  сцене под именем Ханс Мейер-Ханно.  Он получил образование как художник сцены и оформитель спектаклей и поначалу трудился в этом качестве. Попутно выступал как музыкант и певец. В 1929 году он начинает свою актерскую карьеру, выступая в берлинских кабаре «Катакомба» и «Ларифари», затем переходит на театральную сцену и начинает сниматься в фильмах, поначалу в небольших ролях, а с середины 30-х годов и в  ролях более серьёзных. Всего до конца своей жизни он снялся в 48 фильмах, правда, в большинстве из них в относительно небольших ролях. В 1927 году в берлинском районе Вильмерсдорф, расположенном на окраине города, в районе площади, которая тогда называлась  Лаубенхаймер,  Ассоциация германских писателей закладывает фундамент артистической колонии, где бы могли жить небогатые работники искусств. В 1929 году первые дома в этой колонии построены. Их заселяют, причём преимущественно лево-ориентированные интеллектуалы, находящиеся в оппозиции к набирающей силу национал-социалистической партии. Там поселяется молодой Ханс и, естественно, что такое окружение формирует его политические приоритеты. В 1931 году он один из основателей пролетарско-революционной театральной труппы, далее выступает и на других сценах, а в 1939 году становится членом труппы одного из самых известных театральных коллективов Германии – Шиллер Театра. В самом начале тридцатых годов Ханс женится на  Ирене Сагер, которая тоже принадлежит к артистическому миру, по профессии она музыкант, пианистка, тоже человек левых убеждений, хотя бы в силу своего еврейского происхождения.

 

   Меж тем жизнь в колонии продолжается и после прихода нацистов к власти в 1933 году. Разумеется,  о настроениях в колонии они были хорошо осведомлены  и уже 15-го марта люди тайной полиции (гестапо) провели там рейд с обысками, конфискациями и арестами. Арестовано было 14 человек, вся конфискованная литература, признанная как не соответствующая духу времени была после этого публично сожжена на площади  Лаубенхаймер.  После этих событий часть обитателей колонии, преимущественно евреи, оставили Германию.  Для большинства оставшихся  неприятие нацистского режима носило пассивный характер, но небольшая группа была настроена на активную борьбу с нацистами. И именно к этой группе примкнул Ханс Мейер-Ханно. Осенью 1940 года в своей квартире создаёт организацию сопротивления под названием «Революционные Рабочие и Солдаты» (RAS как она называлась в оригинале по начальным буквам трёх немецких слов) писатель граф Александр Штенбок-Фермор, получивший прозвище «Красный Граф», уроженец Риги, бывший в молодости белогвардейцем, но в Германии сблизившийся с коммунистами. Другими активными членами этой группы были известный антинацист Йозеф (Беппо) Рёмер, который с 1934 и по 1939 годы уже провёл время в концентрационном лагере Дахау за планирование покушения на лидера нацистов А. Гитлера, и Вилли Сакс, оба члены Коммунистической партии Германии до её запрета нацистами. Члены группы встречались, обычно раз неделю, в домах у членов группы, писали тексты листовок и небольших брошюр, которые затем изготовлялись  и далее распространялись, но другими людьми. Это делалось в целях конспирации, чтобы в случае провала одной группы, другие не пострадали. Именно распространение правдивой информации члены организации  считали своим главным оружием в борьбе с нацистским режимом. Й. Рёмер писал о ситуации на фронтах и о политической ситуации в стране, В. Сакс сообщал новости о положении рабочих и о рабочем движении, Х. Мейер-Ханно писал о работниках искусств, а его супруга Ирена сообщала о преследованиях евреев.

 

   Несмотря на то, что члены группы старались тщательно соблюдать условия конспирации ей не удалось просуществовать долгое время. Гестапо сумело внедрить туда своих людей, по доносу которых в феврале 1942 года Й. Рёмер и В. Сакс были арестованы и заключены в тюрьму. В тюрьме состоялся суд, приговоривший обоих к смертной казни и в 1944 году оба были казнены.  Ханс Мейер-Ханно был арестован позже, в июле 1944 года, был осужден на три года тюремного заключения и помещен в тюрьму в городке Баутцен. Там он погиб почти перед окончанием войны 20-го апреля 1945 года. Официально – «застрелен при попытке к бегству». По другой версии заключенным было предложено вступить в Фольксштурм, военизированную организацию спешно укрепляемую с целью обороны Германии от наступающей Красной Армии, он отказался и был застрелен. Что произошло на самом деле узнать теперь  достоверно уже  не удастся. Граф Александр Штенбок-Фермор уцелел и после войны участвовал в создании нескольких фильмов, посвященных анти-нацистскому подполью.

 

   Из  тех  многочисленных фильмов, в которых снимался Ханс Мейер-Ханно, большинство сегодня основательно позабыто, но в числе  тех нескольких, что упоминаются, совершенно особое место занимает один. Этот фильм вошёл в историю киноискусства, но не как образец мастерства его создателей, а как образец фильма, в котором мастерство его создателей было явно и недвусмысленно поставлено на службу весьма недостойным и подлежащим осуждению целям.  Это пропагандистский фильм «Еврей Зюсс», фильм, снятый в  марте – августе 1940 году на киностудии Терра (Terra Filmkunst)  по указанию министра пропаганды нацистской Германии Йозефа Геббельса и имевший ярко выраженную анти еврейскую направленность. Разумеется, тут же следует вопрос: как мог Х. Мейер-Ханно, убежденный анти нацист  и участник анти нацистского подполья и уже долгое время женатый на еврейке, принимать участие в создании такого фильма? И здесь почти все мнения сходятся: в целях конспирации и маскировки. Однако, на этом фильме заработали действительно дурную славу некоторые талантливые люди, согласившиеся или вынужденные согласиться в нём участвовать. Надо признать,  что давление Й. Геббельса было достаточно сильным, он провозгласил, что создание этого фильма – часть военных усилий страны и отказ от участия в нём равносилен дезертирству. Фильм заслужил весьма постыдную репутацию одного из самых анти еврейских фильмов всех времен и народов. Кстати, в Германии тех лет фильм имел явный коммерческий успех: его просмотрело около 20 миллионов зрителей, приблизительно такое же количество зрителей видело его в других странах Европы, фильм представлял Германию на традиционном кинофестивале в Венеции (Италия) 1940 года. Министр внутренних дел и глава полиции и службы СС Генрих Гиммлер настоятельно рекомендовал его для просмотра членам вверенных ему служб. Вообще-то Й. Геббельс с 1939 года инициировал создание трёх фильмов с ярко выраженной анти еврейской направленностью: «Ротшильды», «Вечный еврей» и «Еврей Зюс»,в этой трилогии  последний фильм оказался самым удачным. 

 

   Йозеф Зюс Оппенхаймер  был реально существовавший исторический персонаж. Он родился в 1698 году и состоял придворным  правителя Вюртемберга (одна из германских земель, в те годы Германия ещё не была единым государством) Карла-Александра в Штутгарте. Он был его финансовым советником и благодаря этой позиции обладал достаточно большим влиянием при дворе. Он отвечал за сбор налогов и  установил государственную монополию на торговлю солью, кожами, табаком и алкогольными напитками, основал банк и открыл предприятие по производству фарфора. Естественно, что при столь активной деятельности он нажил и немало врагов и, когда его покровитель Карл-Александр внезапно скончался, то был арестован и обвинен в обмане, растрате денег, получении взяток, измене, распутном поведении по отношению к придворным дамам и попытке вернуть в страну католичество. Еврейская община попыталась уплатить за него выкуп, но безуспешно. Последовал  шумный судебный процесс, на котором при отсутствии каких-либо весомых доказательств Йозеф был приговорен к смертной казни. Для спасения ему предложили перейти в христианство, но он отказался. Вторично ему предложили перейти в христианство уже, когда он стоял рядом с палачом на эшафоте, и он снова отказался. 4-го февраля 1738 года он был казнен по приговору суда.

 

   Бурная жизнь этого человека издавна привлекала к себе внимание работников искусств. Ещё в 1827 году 22-летний германский поэт и писатель Вильгельм Хауфф описал историю подъема и падения Йозефа Зюсса Оппенхаймера в одном из своих романов. Но гораздо большую популярность завоевал роман известного писателя Лиона Фейхтвангера «Еврей Зюс», написанный в 1925 году. После выхода этого романа, кстати сразу переведённого на английский язык, тут же начались театральные постановки. В 1927 году в Нью-Йорке, в Художественном Театре на языке идиш, руководимым известным актером и режиссером Морисом Шварцем. В сентябре 1929 года в Лондоне ставится пьеса «Йозеф Зюс», написанная по роману местным драматургом Эшли Дьюксом, в январе 1930 года эта же пьеса появляется и на Бродвее, в Нью-Йорке. И, наконец, в ноябре 1930 года в Берлине ставится пьеса, написанная австрийским драматургом и литературным критиком Паулем Корнфельдом. Эстафету у театра перенимает кинематограф. В  1934 году фильм под названием  «Еврей Зюс» выходит на экраны в Великобритании. И здесь сценарий написан по мотивам романа Л. Фейхтвангера. Поставил этот фильм немецкий режиссер Лотар Мендес, а заглавную роль исполнил немецкий актёр Конрад Вейдт, оба к тому времени уже жили в Англии. Фильм задумывался как своеобразный протест против анти еврейской политики, принятой к действию в нацистской Германии. Цензура, однако, вмешалась, боясь разного рода протестов из Германии, и фильм в заметной степени потерял свою остроту по сравнению с романом. Он, разумеется, не был показан в Германии, вызвал дискуссии в Австрии, где в итоге был запрещен к показу.  Нацистский фильм 1940 года, как многие считают, и появился в качестве ответа на британский фильм Л. Мендеса. Но, если в британском фильме Й. Зюс Оппенхаймер показан как человек и государственный деятель с достоинствами и недостатками, то в нацистском фильме это – хитрый и коварный манипулятор, который стремится лишь к личному обогащению за счёт германского народа и соблазняет и насилует невинных дочерей почтенных  германских бюргеров.

 

   Главными фигурами в создании нацистского фильма стали Вейт Харлан, режиссёр и один из авторов сценария и сыгравший главную роль Фердинанд Мариан.  Вейт Харлан  пользовался репутацией одного из ведущих германских кинорежиссёров  тех лет, многие считали его вторым после любимицы А. Гитлера Лени Рифеншталь. По иронии судьбы он получил образование в театральной студии Макса Рейнхардта, а первой из его жен была актриса и певица кабаре Дора Герсон, кончившая свою жизнь в Освенциме. В молодости В. Харлан был человеком довольно левых убеждений.  По свидетельствам родственников и друзей В. Харлан персонально не испытывал никаких враждебных чувств по отношению к евреям и согласился работать над фильмом  лишь уступая настойчивому требованию Й. Геббельса. Тем не менее  талант В. Харлана был одним из основных факторов коммерческого успеха фильма.  Вынуждена была в нём участвовать и тогдашняя супруга В. Харлана – шведская актриса  Кристина Седербаум, сыгравшая роль белокурой невинной арийской девушки Доротеи Штурм , которую совращает и насилует еврей Зюс. В дальнейшем она, кстати, выразила явное сожаление, что согласилась участвовать в этом фильме. После войны Вейт Харлан попал под суд, в основном за этот фильм, ему были вменены в вину «преступления против гуманности». После нескольких сессий суда В. Харлану удалось убедить судей, что инициатором всего был Й. Геббельс, а он даже пытался смягчить анти еврейскую направленность фильма. Возможно, так дело и обстояло, ибо Й. Геббельс был в курсе деталей работы над  фильмом и отдельные части были переделаны по его прямому указанию. Тем не менее  В. Харлан был осуждён, хотя получил сравнительно лёгкое наказание, после отбытия которого вернулся к постановке фильмов, хотя до конца дней своих был объектом протестов, участием в этом фильме он безвозвратно замарал своё имя. Судьба посмеялась над ним. Его внучка Джессика, дочь Сюзанны Корбер, дочери В. Харлана вышла замуж за еврея и перешла в иудаизм. Один из её дедушек - В. Харлан, поставивший анти еврейский фильм, а один из дедушек её супруга погиб в Минском гетто в годы войны. Племянница В. Харлана Кристина вышла замуж за знаменитого американского кино режиссера Стенли Кубрика, еврея по происхождению.

 

   Не меньше запятнал своё имя согласившись сняться в этом фильме и Фердинанд Мариан, известный австрийский актёр. Его настоящее имя Фердинанд Хашковиц, он сын оперного певца, талантливый самоучка,   не получивший формального актерского образования. Тем не менее в 1938 году он был принят в труппу одного из самых престижных драматических театров Германии Немецкого Театра. Активно снимался в фильмах. Он не был первым кандидатом на роль Еврея Зюса, но после того как ведущие кандидаты – известные киноактеры Эмиль Джаннингс и Густав Грюндгенс под разными предлогами (например,  Э. Джаннингс  сослался на то, что он слишком стар и полноват для этой роли, а  Г. Грюдгенс заявил, что он слишком занят своей работой как директор Прусского Государственного Театра) отказались играть эту роль  Й. Геббельс в конце концов предложил эту роль Ф. Мариану и сломал сопротивление последнего. Вообще-то за Ф. Марианом совсем  не замечалось никаких проявлений враждебности по отношению к евреям. Более того, его первой женой была пианистка еврейского происхождения Ирена Сагер, вторым мужем которой стал Ханс Мейер-Ханно. От И. Сагер у Ф. Мариана была дочь, числившаяся «полуеврейкой». Первый супруг второй жены Ф. Мариана  Марии Бик  Юлиус Гелнер был  еврей и Ф. Мариан со своей второй супругой некоторое время укрывали его в своём доме. Возможно, наличие вот таких тёмных мест в биографии и вынудило Ф. Мариана уступить нажиму Й. Геббельса. Актёр он был талантливый и создал образ сугубо материалистичного, без всяких моральных стопоров,  изворотливого и коварного мошенника. После войны Фердинанд Мариан  был тоже вынужден объяснять причины своего участия в фильме комиссии по денацификации. Ф. Мариан погиб в дорожном происшествии в   августе 1946 года. По одной версии он вёл машину не будучи трезвым, по другой, правда менее достоверной, это было самоубийство. В 2010 году в Германии сняли и выпустили на экраны фильм режиссёра Оскара Релера «Еврей Зюс: подъём и падение», в котором  со всеми деталями была передана история создания фильма 1940 года. Ещё один интересный документальный фильм снял в Германии режиссёр Феликс Мёллер «Харлан: В тени «Еврея Зюса», в котором собраны высказывания потомков В. Харлана о фильме и нем самом.

 

Фотоиллюстрация: Йозеф Зюс Оппенхаймер

  • 29-05-2012, 23:13
  • Просмотров: 8459
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 85
     (голосов: 2)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список