Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Еврейские жены – 4

Лауреат Нобелевской премии по литературе – писатель Томас Манн.

 

Многие специалисты по германской литературе  считают Томаса Манна самым талантливым германским писателем двадцатого века, а часть из них помещают его в списке выдающихся германских литераторов сразу после Иоханна Вольфганга Гёте. Биография писателя выглядит следующим образом.  

 

Родился он в 1875 году и вообще-то был не чисто германского происхождения: мать его Джулия да Сильва Брюнс,  родом из Бразилии, из Рио-де-Жанейро,  в её родословной как германские, так и бразильские корни, но с детских лет она жила в Германии. Место рождения будущего писателя – северогерманский город Любек, где его отец имел бизнес, торгуя зерном. Пауль Томас Манн (таково его полное имя) был вторым сыном  в семье, за четыре года до его рождения родился  первый сын Людвиг Генрих Манн, тоже ставший известным писателем под именем Генрих Манн. Томас учился в гимназии в Любеке, где он не числился в числе наиболее прилежных и хорошо успевающих учеников.  В 1891 году умирает его отец, бизнес ликвидируется и семья переезжает в Баварию, в Мюнхен. Т. Манн работает недолгое время чиновником в страховой компании, чей директор был другом его отца, затем уходит со службы, полагая, что его призвание быть журналистом и писателем. В университетах этого города он продолжает своё образование и изучает историю, экономику, историю искусств и литературу. Год он проводит в Италии со своим старшим братом Генрихом. В 1898 году публикуется его первый сборник коротких рассказов  «Маленький господин Фридеманн». В Италии, в 1897 году он начинает писать свое первое большое произведение - роман «Будденброки», ему тогда всего лишь 22 года. Через три года, в июле 1900 года роман завершен и  выходит в свет в октябре 1901 года.  Через два года роман издаётся ещё раз, обозначая успех книги у читателей.     

 

В 1905 году ещё молодой, но уже ставший известным писатель вступает в брак. Его супругой становится Катарина (Катя) Прингсхайм, отец которой Альфред Прингсхайм – профессор математики в университете города Мюнхен. В 1903 году выходит в свет ещё один сборник коротких рассказов «Тристан», наиболее известный из включенных туда - «Тонио Крёгер». В 1909 году издаётся роман  «Королевское высочество».  В 1912 году появляется на прилавках магазинов новелла «Смерть в Венеции». Дописывая «Смерть в Венеции» Т. Манн уже обдумывает замысел следующего романа «Волшебная гора», оба произведения связаны тематически и начинает делать наброски, но начинается Первая Мировая война и эта война прерывает работу над начатым романом, да и вообще прерывает художественное творчество писателя. У него под влиянием идущей войны происходит  достаточно мучительная переоценка его фундаментальных  ценностей. Результатом этого интеллектуального процесса становится труд под названием «Размышления аполитичного человека», который был издан сразу по завершении войны в 1918 году.  Здесь он ещё стоит на достаточно патриотических про германских позициях, поддерживает консерватизм императора Вильгельма Второго и атакует либерализм, пацифизм и общественные реформы. Далее он начинает активно поддерживать Веймарскую Республику. Его политические взгляды  заметно сдвигаются в сторону лево настроенных демократов и либералов. Подталкивают этот сдвиг убийство германскими националистами министра иностранных дел  Вальтера Ратенау. С завершением военных действий Т. Манн начинает выезжать за границу с чтением лекций, сначала в Нидерланды, Швейцарию и Данию, весной 1923 года он едет в Испанию, в следующем году он – почётный гость только что открытого отделения ПЕН клуба в Лондоне, затем едет во Францию, а в 1927 году – в Польшу, в Варшаву.

 

После завершения войны возобновляется работа над уже начатым романом «Волшебная гора» и осенью 1924 года этот роман публикуется в двух томах.Затем  Т. Манн работает над несколькими новеллами и издаёт их, в их числе «Марио и волшебник», написанная в 1929 году.  В это время уже идёт работа над новым большим произведением, которое отличается от тех, что были созданы ранее. Сейчас писатель оставляет в стороне современный  мир и обращается к прошлому, к мифологии. Речь идёт о библейской истории и для нового романа планируется название «Иосиф и его братья». Отрывки публикуются в журналах и Т. Манн выступает с ними на публичных чтениях. Чтобы новый роман звучал более достоверно, предпринимается ознакомительная поездка на Ближний Восток в феврале - апреле 1930 года, во время которой посещаются Палестина и Египет. С 1924 года произведения Т. Манна начинают переводиться и издаваться на английском языке. В 1929 году писателю присуждается Нобелевская премия в области литературы формально за его эпический роман «Будденброки», хотя, конечно и его второй роман «Волшебная гора», который считается одним из наиболее значительных в германской литературе, да и в европейской тоже,  и его многочисленные короткие рассказы явно могут быть поставлены в заслугу автору при номинации и присуждении столь престижной премии.   В том же  1929 году писатель приобретает коттедж в рыбацкой деревушке Нида на Куршской косе, неподалёку от Кенигсберга. Там существует небольшая колония германских работников искусств. В 1930-32 годах он проводит в этих местах лето, интенсивно работая над романом «Йосиф и его братья». Тем временем в Германии начинают усиливать свои позиции национал социалисты. В 1930 году Т. Манн  произносит смелую публичную речь в Берлине под названием  «Воззвание к причине», в которой атакует национал-социалистов и призывает к сопротивлению со стороны рабочего класса и организации единого фронта  борьбы с нацизмом.  За этим выступлением последовали многочисленные другие выступления и лекции, на которых писатель критикует нацистов, он выступает и за пределами Германии. Его симпатии к социалистическим идеям растут, хотя симпатизирует он им исходя из того, что они представляются ему гарантами гуманизма и свободы. 

 

В 1933 году нацисты приходят к власти в Германии, писатель с семьей в это время находится на отдыхе в Швейцарии, его сын Клаус советует ему не возвращаться в нацистскую Германию, в итоге он решает оставить Германию и перебирается в местечко Кюснахт, около Цюриха. Писатель после некоторого периода колебаний занимает однозначно анти нацистскую позицию и в 1936 году  посылает открытое письмо в редакцию популярной швейцарской газеты «Нойе Цюрхер Цайтунг», в котором он чётко определяет свою позицию, утверждая, что политика нацистов подрывает все основы христианской и всей западной морали. В ответ нацисты лишают его тут же германского гражданства. Правда, книги его не сжигаются публично, как книги его старшего брата Генриха, видимо, нацистам всё же стыдно сжигать книги Нобелевского лауреата. В 1937 году под давлением нацистов Боннский университет лишает его почетного докторского звания (восстановленного в 1946 году).  В 1936 году он получает гражданство Чехословацкой Республики и с паспортом этой страны  в 1939 году эмигрирует в Соединенные Штаты, где поселяется в Принстоне и преподаёт германскую литературу в Принстонском университете.  В 1942 году Т. Манн с семьей переезжает в Пасифик Палисадес, достаточно фешенебельный район в западной части Лос-Анжелоса.  Именно в этом районе в 30-е и 40-е годы проживало значительное количество писателей и работников искусств, покинувших нацистскую Германию и Австрию. Там семья живёт до окончания  Второй Мировой войны. 23 июня 1944 года Томас Манн становится натурализованным гражданином Соединенных Штатов. В 1943 году выходит из печати  эпический роман «Иосиф и его братья» в четырех частях, написание которого продолжалось целых шестнадцать лет.  C 1940 года и до конца войны Т. Манн наговорил и записал 55 выступлений на немецком языке, которые предназначались  жителям нацистской Германии. Эти записанные выступления были пересланы в Лондон и британская радиовещательная станция БиБиСи транслировала их оттуда  на Германию. После войны эти выступления были изданы отдельной книгой.   В своем выступлении в сентябре 1941 года Т. Манн выступил против идеи истребления народа, подчеркнув нацистский характер этой идеи, которая абсолютно не свойственна режимам демократическим. Речь эта передавалась через три месяца после нападения Германии на Советский Союз, когда нацисты начали активно идею эту реализовывать. В следующих выступлениях в октябре и в ноябре Т. Манн упоминал о жертвах этой политики: евреях, поляках, сербах и сюда же включил французов.

 

После войны, поскольку Т. Манн стал человеком весьма левых убеждений,  он попадает в поле зрения ФБР, так как началась так называемая «холодная война» и  такие как он попадали в категорию сочувствующих коммунистам. Его приглашают дать показания в комиссии Палаты Представителей по Анти-Американской деятельности. Тем не менее первые годы после войны писатель проводит в Соединенных Штатах, в 1949 году он посещает Германию, где принимает участие в мероприятиях, посвященных двухсотлетию со дня рождения Иоханна Вольфганга Гёте во Франкфурте и Веймаре, жизни и творчества которого он коснулся в своём романе «Лотта в Веймаре», опубликованном в 1939 году. В 1947 году выходит в свет роман «Доктор Фаустус», начатый ещё в 1943 году и имеющий подзаголовок «Жизнь германского композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом».  В 1952 году Т. Манн  оставляет Соединенные Штаты и держит путь в Европу, поселяясь опять в Швейцарии в городке Кильхберг,  около Цюриха, где он и провел все последние годы своей жизни, бывая  наездами  в Германии. Он умер в 1955 году в госпитале в Цюрихе и похоронен в Кильхберге. Его последний роман  «Признания Феликса Круля» (1954) так и остался незаконченным.

 

Томас Манн прославился в первую очередь как автор нескольких больших эпических романов. Первым из них стал роман «Будденброки». Роман имеет подзаголовок  «Упадок семьи» и описывает то, как постепенно деградирует экономически, физически и духовно состоятельная  купеческая семья, живущая в неком городе, описание которого достаточно прозрачно выдаёт то, что писатель по сути дела описывает свой родной Любек, а некоторые описанные события подобны тем, что имели место в его семье. Наблюдение за делами этой семьи идёт на протяжении четырёх поколений. В общем книга воспринимается как обобщающий портрет германской буржуазии на протяжении нескольких десятилетий девятнадцатого века (считается, что время, когда происходили описанные в романе события,  это с 1835 и по 1877 годы). Поэтому в сюжет романа вписались такие события как революция 1848 года, Австро-Прусская война, создание Северо-Германской Конфедерации и, наконец, создание Германской Империи.  По стилю написания книга продолжила реалистические традиции романов девятнадцатого столетия, она никак не является историческим романом, исторические события лишь становятся  фоном для сюжета.     

 

После завершения войны возобновляется работа над уже начатым романом «Волшебная гора» и осенью 1924 года этот роман публикуется в двух томах. Он повествует о молодом образованном человеке по имени Ханс Касторп, который посещает своего кузена, лечащегося от туберкулеза в швейцарском санатории. Где он сам задерживается по медицинским соображениям на несколько лет до начала войны, когда он отправляется добровольцем  в армию. В санатории ему встречается масса разнообразных  персонажей, представляющих в миниатюре мир довоенной Европы и  втянутых в  идеологические конфликты и  с  разными пониманиями современной европейской цивилизации. К такому сюжету писателя подтолкнуло пребывание его собственной супруги, имевшей проблемы с лёгкими, в частном санатории в городке Давос, в Швейцарии. В мае и июне 1912 года он навестил её там и познакомился с врачами и пациентами. Критическому анализу подвергается  буржуазное общество, продемонстрировавшее такую деструктивную силу во время недавней войны, обсуждаются вопросы жизни и смерти, болезней, здоровья, сексуальности. Читатели проявляют заметный интерес к книге, которая выдерживает несколько изданий. Возможно, книга не очень интересна широким массам, из-за её сложного языка, внешне реалистичного, но с символическим подтекстом, но образованной части публики она нравится. Трудности повседневной послевоенной жизни располагают эту публику к философским рассуждениям и обобщениям.      

 

В 1943 году выходит из печати  эпический роман «Иосиф и его братья» в четырех частях, написание которого продолжалось целых шестнадцать лет. Это – самое большое произведение писателя, сам он считал этот роман своим лучшим творением. Действие романа происходит в четырнадцатом столетии до нашей эры, это библейская глава истории,  описанная в Книге Бытия 27 – 50, история Якова и его одиннадцатого сына Иосифа, предшественников двенадцати колен Израиля.  Воспроизводится мир патриархов и фараонов, мир древних цивилизаций Египта, Мессопотамии и Ханаана, конфликт между личной свободой и политической тиранией и вечный мир человеческих чувств и страстей, человеческая любовь, преодолевающая случайные барьеры, отделяющие людей один от другого. В своём романе Т. Манн исследует роль мифологии и ритуалов, природу мифов  и зарождение монотеизма, зарождение человеческой цивилизации и появление моральных ценностей, зарождение религиозного мировоззрения, которое кажется присущим человеческому разуму, появление человеческой концепции божественного и стремление людей к подобной концепции.

Возвращаясь к современности писатель публикует в 1947 году  роман «Доктор Фаустус», начатый ещё в 1943 году и имеющий подзаголовок «Жизнь германского композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом». Это история интеллектуального и творчески талантливого молодого человека, который одержим стремлением к славе. Повторяется средневековая легенда о Фаусте, перенесённая в первую половину двадцатого века и в неспокойную Германию того периода. Композитор  Адриан Леверкюн продаёт душу дьяволу взамен чего получает гениальность и экстраординарный творческий потенциал. Но в конце концов имеет место полное крушение, когда он теряет свои творческие способности и переходит в инфантильное состояние, завершая этим свою жизнь. Подъем и падение Адриана Леверкюна символизирую подъём и падение германской культуры, да и самой Германии  перед началом и далее уже в годы Второй Мировой войны, когда душа народа была продана нацизму и Гитлеру.     

 

Это – наиболее значительные произведения писателя, но он является автором и ещё нескольких романов. В 1909 году выходит в свет роман  «Королевское высочество»,  действие которого развертывается при дворе.  В романе подвергаются обсуждению  моральные вопросы и проблемы такие как пути примирения аристократического сознания с потребностями общества. Жизни и творчества И. В. Гёте Т. Манн коснулся в своём романе «Лотта в Веймаре», опубликованном в 1939 году. Лотта – это Шарлотта Кестнер, которая является в Веймар, чтобы увидеть Й. В. Гёте после сорокалетней разлуки. Роман их молодости завершился выходом Шарлотты замуж за другого человека. Именно эта история была положена в основу такого известного произведения И.В. Гёте как «Страдания молодого Вертера» (1774). А теперь на эту историю откликнулся и Томас Манн.  Его последний роман с оттенком пародии «Признания Феликса Круля» (1954) так и остался незаконченным. Впервые этот персонаж получил известность в коротком рассказе, появившемся в печати в двадцатых годах, в последние годы своей жизни автор расширил рамки этого рассказа и опубликовал первую часть нового романа о Феликсе, приятном молодом человеке, который завоевывает благожелательность и расположение к себе, играя персонажей,  которых другие хотели в нём видеть и не очень ограничивая себя рамками морали. В более общем плане речь идёт о нужности или ненужности моральных ограничений для артиста, ибо Феликс действует не столько из корыстных побуждений сколько, чтобы получить удовлетворение творческого плана. Но вторая часть романа так и не была написана.

 

Получили широкую известность и несколько произведений более малых форм. В сборнике  рассказов «Тристан»(1903), наиболее известный из включенных туда - «Тонио Крёгер».  История жизни человека смешанного немецко-итальянского происхождения с его школьных дней до того как он становится взрослым и известным писателем. Основная мысль рассказа в том, что артист, творческий человек не должен реагировать на все повороты и зигзаги респектабельного общества его окружающего в повседневной жизни, он должен быть вне его, он должен служить лишь искусству.  В 1912 году появляется на прилавках магазинов новелла «Смерть в Венеции». Как и «Тонио Крёгер» она посвящена жизни артистов, творческих личностей и обе выражают взгляды Т. Манна на искусство.  Героем этой новеллы  сделан также известный писатель Густав фон Ашенбах (аристократический титул с приставкой фон он получил именно за литературные заслуги).  Его переживания, волнения, терзания составляют основную канву, сексуально-эротические эмоции также присутствуют с гомосексуальным оттенком, второй герой новеллы и объект влечения – польский мальчик Тадзио, из-за влечения к которому писатель остается в Венеции во время эпидемии холеры и сам погибает.  «Марио и волшебник», написанная в 1929 году, где он предвидит приход фашистской идеологии и предупреждает об этом, открыто критикуя эту идеологию. Здесь уже видно, как Т. Манн меняет свои политические взгляды переходя с позиции убежденного сторонника императора на позиции защитника прогрессивных и демократических ценностей и борца с фашизмом. В ней действует гипнотизёр Циппола, манипулирующий  массами людей, прообраз авторитарного правителя, напоминающий лидера итальянских фашистов Б. Муссолини, с предупреждением о возможности прихода таких людей к власти. Марио убивает Ципполу, предвосхищая и конец Б. Муссолини в 1945 году.  

 

Томас Манн является  также автором ряда публицистических работ и сборников эссе, некоторые из них вызвали достаточно широкий резонанс во времена их публикации.

 

С конца девятнадцатого века, когда началась литературная и публицистическая деятельность Томаса Манна, и до 1933 года, когда к власти пришли нацисты, евреи играли весьма заметную роль в культурной, да и политической жизни Германии. Как уже отмечено выше в 1905 году супругой писателя стала Катя Прингсхайм, происходившая из культурной, образованной и чисто светской еврейской семьи. Отец её состоял профессором математики в Мюнхенском университете. Сама Катя стала первой женщиной в Мюнхене, завоевавшей право поступить в университет и далее она стала одной из первых женщин-студенток. Супруги Манн оказались родителями шестерых детей, трое из которых: Эрика, Клаус и Ангелус Готфрид Томас, последний более известный под именем Голо, также проявили себя впоследствии на литературном поприще. Особенно Голо Манн – известный историк, писатель и эссеист. Еврейское происхождение Кати в семье, если не скрывалось, но и не упоминалось, впоследствии она  перешла в лютеранство, Т. Манн тоже был лютеранином.

 

Профессор Альфред Прингсхайм, кроме математики, серьёзно увлекался также и музыкой, особенно музыкой Р. Вагнера, Т. Манн также, кстати, высоко ценил этого композитора. А. Прингсхайм был с ним лично знаком и даже поддерживал композитора материально. Это была дружба несколько странная, ибо Р. Вагнер резко негативно относился к евреям. Когда нацисты пришли к власти профессор отказался покидать Германию, частично из-за возраста (ему было за 70), частично оттого, что он чувствовал себя связанным с немецкой культурой и наукой. Однако, все анти еврейские меры нацистов распространились и на него в полной мере: он был уволен, лишен всех прав и, более того, ему запретили покидать страну. Винифред Вагнер, жена сына Р. Вагнера Зигфрида пыталась ему помочь, но не смогла. Лишь по ходатайству ректора Мюнхенского университета Карла Хаусхофера, знавшего лично одного из нацистских главарей Рудольфа Гесса, и профессора математики Оскара Перрона, бывшего учеником А. Прингсхайма, тому в последний момент разрешили выезд в Швейцарию, в Цюрих вместе с женой. Помог оформить паспорт и некий оставшийся безымянным офицер СС, иначе бы этот друг и поклонник Р. Вагнера кончил бы жизнь в концлагере. Впрочем, его коллекции произведений искусств и дом тут же продали за бесценок. Несколько лет под властью нацистов не прошли бесследно, в середине 1941 года профессор скончался, его запуганная жена сожгла семейный архив, включая переписку с Р. Вагнером, и сама умерла через год.

 

Если исключить из рассмотрения исторический роман «Иосиф и его братья», то, как-будто, единственным заметным персонажем еврейского происхождения  в произведениях у Томаса Манна является пациент туберкулезного санатория Лео Нафта из романа  «Волшебная гора». Два человека борются за душу главного героя Ханса Касторпа – итальянец  Лодовико Сеттембрини, светский гуманист и энциклопедист, проповедующий идеи освобождения и развития личности, и Лео Нафта – радикал и реакционер, проповедник слепой и иррациональной веры, логическим путем ведущей к террору. Этот идеологический спор находит в романе завершение в споре реальном и дуэли на пистолетах. Сеттембрини стреляет в воздух, Нафта в гневе стреляет в себя. Л. Нафта – польско-еврейского происхождения, воспитанник испанско-иезуитской школы. Считается, что прототипом Нафты послужил, если не полностью, то в значительной степени, Георг (Дьердь) Лукач (при рождении Дьердь Бернат Лёвингер), венгерский философ, литературный критик и историк марксистского направления. Выходец из состоятельной еврейской семьи, далее ставший лютеранином по вероисповеданию, обладатель докторской учёной степени, сблизившийся с коммунистами и ставшим проповедником революционного террора. В короткое время существования Венгерской Социалистической Республики в марте-августе 1919 года он был Комиссаром по делам народного образования и культуры. А также комиссаром пятой дивизии Венгерской Красной Армии, санкционируя расстрелы противников новой власти. После поражения революции Г. Лукач бежал в Австрию и, когда местные власти хотели его выдворить, то именно Т. Манн ходатайствовал за него.   

 

Еврейская тема гораздо заметнее зазвучала в той серии анти нацистских выступлений, которые Т. Манн наговорил для передач на Европу и Германию через радиостанцию БиБиСи.  Евреи наиболее сильным образом пострадали от  политики нацистов и Т. Манн не может не выделить их. Уже в своих выступлениях в первой половине 1942 года он несколько раз упоминает, например, о нескольких сотнях молодых голландских евреев, привезенных в Германию и погибших частично в концлагере Маутхаузен и частично при испытаниях ядовитых газов. У Т. Манна были какие-то свои персональные источники информации и о некоторых событиях, имевших место в Германии и оккупированных странах, он узнавал одним из первых. Во всяком случае он неоднократно упоминает об убийствах евреев, особенно после начала войны против Советского Союза, когда в руках нацистов оказались обширные территории с большим еврейским населением. Конечно, в приводимых писателем цифрах и фактах могли быть и неточности, обусловленные тем, что нацисты запрещали подобную информацию к распространению. В своём выступлении в январе 1945 года, когда война ещё не кончилась, Т. Манн детально рассказывает своим немецким слушателям о концлагерях Майданек и Освенцим, которые он называет «фабриками смерти» и «адом на земле».  Ещё в 1942 году Т. Манн убеждал своих слушателей в правдивости своих страшных рассказов, упоминая, что это низшая точка падения германского народа и отвергая утверждения нацистов о том, что речь идёт лишь о пропаганде враждебной им.

 

Томас Манн был, вне всякого сомнения, красноречивым и последовательным противником нацизма и его расовой доктрины. Тем не менее нельзя совершенно однозначно сказать, что он был другом и защитником германских евреев. Это утверждение звучит более правильно для того периода его жизни, когда он обитал в Соединенных Штатах и состоял членом многочисленных комитетов помощи беженцам, а среди беженцев было много евреев. В годы Первой Мировой войны писатель с национально-патриотических позиций выступал в поддержку императорской власти, в защиту традиционных консервативных ценностей: преданности работе, справедливости, национального достоинства. Германия, по его мнению, должна была быть хранителем этих ценностей.  Меж тем Германия после поражения в Первой Мировой войне пережила большие социальные потрясения, которые завершились исчезновением монархии и появлением республики. Восстание моряков в Вильхельмсхафене, отказавшихся продолжать воевать, когда война уже по сути дела завершилась. Отречение от престола императора Вильгельма Второго и провозглашение Германии республикой в ноябре 1918 года. Январское (иначе называемое Спартаковское) Восстание в январе 1919 года в Берлине. Провозглашение Баварской Советской Республики в апреле 1919 года в Мюнхене, изгнание короля Баварии Людвига Третьего, репрессии против противников новой власти,  свержение коммунистического правительства после уличных боев и опять репрессии против сторонников свергнутого правительства. Наблюдая за всеми этими дестабилизирующими и  деморализующими страну событиями Томас Манн с его тогдашними  консервативными воззрениями на роль Германии в цивилизованном мире едва ли испытывал положительные эмоции. Вся эта сумбурная, полная жестокости и беспорядка революционная обстановка никак не могла понравиться достаточно консервативному Т. Манну, видевшему в своей родной стране хранителя упорядоченности и  многих других добродетелей. А далее надо непременно упомянуть, что как и в Российской Империи  и в Венгрии,  также и в Германии евреи были очень важным компонентом происходивших революционных событий. Среди лидеров левых партий и движений   их процент был много выше, чем их процентная доля в населении Германии. Раздражение этим фактом усиливало и то обстоятельство, что часть из них вообще не были местными уроженцами, а прибыли из других стран, как, например Роза Люксембург, одна из руководительниц крайне левой марксистской группы Союз Спартака, уроженка Польши.

 

Посему отношение Т. Манна к евреям трудно в те годы назвать однозначно положительным, они, по его мнению, были разделяющим фактором в германском обществе, несмотря на обилие талантливых людей. Хотя среди личных друзей Т. Манна евреев хватало.  Достаточно негативной оценки роли евреев Т. Манном не смогли смягчить даже такие факты, как то, что в годы Первой Мировой войны около 100 000 евреев воевали в составе германской армии и 12 000 из них погибли в боях. Или то, что министром внутренних дел Германии в 1919 году стал Хуго Пройс, профессор юриспруденции и лидер Берлинской еврейской общины, которого считают составителем так  называемой Веймарской конституции, которая впервые ввела в Германии парламентскую демократическую систему. День принятия этой конституции  11 августа 1919 года считается днем окончания революционных событий в стране. Т. Манн был сторонником  упорядоченной жизни  в стране, а революционеры такую жизнь нарушали своими действиями.  Евреев среди них хватало, отсюда и мнение Т. Манна, что евреи неисправимый и пагубный компонент. В его дневниках можно найти достаточно резкие высказывания о его друзьях и знакомых еврейского происхождения. Поэтому даже отправившись в 1933 в изгнание и будучи  глубоко  враждебным нацизму Т. Манн первое время выражал определённое понимание того, что, скажем, юридическая система страны оказалась свободна от евреев. Однако, Т. Манн был  гуманистом и у него скоро начинает преобладать возмущение преследованиями евреев и антигуманными действиями по отношению к ним.   

 

Поначалу этот протест носит ещё достаточно умеренный характер, ибо писатель чувствовал себя связанным с Германией, там оставалось его семейное имущество и он ещё полагал, что будет продолжать печататься в Германии и его книги и статьи будут противовесом нацистской идеологии.  Этот этап завершился в 1936 году после открытого  письма в газету «Нойе Цюрхер Цайтунг», в котором писатель отрицает вредное, космополитическое влияние евреев на германскую литературу и пишет, что то, что приписывают евреям в равной степени относится к нему и его брату Генриху. Ненависть к евреям направлена не только против них, но и в той же степени против европейцев, включая жителей Германии, которые остались верны высоким моральным принципам, и против христиан и основных принципов Западной цивилизации. Поводом для этого письма явилось появление в январе 1936 года в этой серьёзной и весьма респектабельной газете статьи литературного критика  и издателя газеты Эдварда Корроди, утверждавшего, что эмигрантская германская литература является на самом деле еврейской, а не германской. Статья Т. Манна вызвала многочисленные отклики: позитивные в эмигрантской среде и резко негативные у нацистов. Для самого Т. Манна эта статья была важна, наконец, она чётко определила его позицию после нескольких неопределённых лет. Это письмо сделало Т. Манна одним из наиболее авторитетных и известных лидеров германской эмиграции.

  • 15-06-2012, 14:31
  • Просмотров: 6980
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 85
     (голосов: 4)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список