Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Еврейские жены - 5

Классик современной музыки Пауль Хиндемит. Выставка «дегенеративной» музыки.


Неизвестно как бы сложилась жизнь композитора Пауля Хиндемита, если бы он не женился на Гертруде Ротенберг . Собственно говоря она даже не была стопроцентной еврейкой, во всяком случае по еврейскому религиозному закону она вообще не еврейка. Евреем был лишь её отец Людвиг Ротенберг, с которым Пауль работал вместе, состоя в оркестре оперного театра в городе Франкфурт на Майне. Но для нацистов она была еврейка и это определение в нацистской Германии автоматически означало угрозу для жизни.

 

Весь начальный период жизни Пауля связан с Франкфуртом. Родился он в городке Ханау (25 километров восточнее Франкфурта, здесь родились также знаменитые сказочники – братья Якоб и Вильгельм Гримм) в 1895 году. С малых лет начал обучаться игре на скрипке, рано оставил школу и продолжил обучение в Консерватории Франкфурта. Кроме игры на скрипке он изучал также дирижирование и композицию. В дальнейшем именно как композитор он наиболее ярко проявил себя.  Его наставниками по курсу композиции были Бернард Секлес (в дальнейшем директор этой консерватории, организатор первого учебного курса джазовой музыки, один из первых евреев профессионалов, уволенных нацистами) и Арнольд Людвиг Мендельсон (дальний родственник знаменитого композитора Феликса Мендельсона-Бартольди, христианин по вероисповеданию, писавший и церковную музыку, тем не менее «заслуживший» немедленный запрет на  исполнение его произведений по причине еврейского происхождения).

 

В 1914 году Пауль начинает работать в оркестре оперного театра во Франкфурте и  в том же году он становится второй скрипкой в струнном квартете, которым руководит его наставник в консерватории по классу скрипки австрийский скрипач Адольф Ребнер (в 1933 году был уволен из консерватории, а в следующем году изгнан из Германии). Квартет не только успешно гастролирует в Германии, но и во Франции, Испании, Великобритании. Он активен в музыкальной жизни, даже несмотря на войну. А в 1921 году П. Хиндемит становится организатором  струнного квартета Амар. Этот квартет тоже интенсивно гастролирует, делает музыкальные записи, выступает на радио и существует он до 1929 года, когда распался. Тем временем Пауль сам начинает сочинять музыку. В 1922 году некоторые из его сочинений были исполнены на фестивале в Зальцбурге (Австрия), организованном Международным Обществом Современной Музыки, и его имя становится известным в музыкальном мире. В следующем году он приступает к работе как член организационного комитета фестиваля современной музыки в городке Донаушинген, сочинения самого П. Хиндемита прозвучали ещё на этом фестивале 1921 года. Это – старейший фестиваль современной музыки и наиболее престижный. П. Хиндемит включает в программу сочинения таких авангардных композиторов как Антон Веберн и Арнольд Шенберг. В 1927 году Пауль Хиндемит становится профессором по классу  композиции в Высшей Музыкальной Школе в Берлине. Кроме всех этих событий, связанных с профессиональной жизнью Пауля, изменения происходят и в его личной жизни. 15-го мая 1924 года Гертруда Ротенберг становится госпожой Хиндемит.


Жизнь Пауля Хиндемита идёт по восходящей линии, он завоевывает репутацию одного из наиболее талантливых и популярных композиторов, пишущих современную музыку. Пока не наступает 1933 год и к власти в Германии не приходит национал-социалистическая партия. Тут начинается противоречивый период. С одной стороны нацисты не жаловали такую модернистскую музыку как та, что создавал П. Хиндемит. С другой стороны они хотели иметь в числе опекаемых ими деятелей искусства такого талантливого, уже достаточно популярного и ещё молодого композитора как Пауль Хиндемит. Поначалу нацистский министр пропаганды Йозеф Геббельс определил, что это «без сомнения…один из самых многообещающих талантов  молодого поколения композиторов». В это время под руководством всемирно известного дирижера Вильгельма Фуртвенглера готовится к постановке опера П. Хиндемита «Матис, художник», которая должна была быть исполнена в сезоне 1934-35 годов. Но нацистские власти запрещают её исполнение. Причиной служит то, что композитор не осознал, что власть сменилась: он сотрудничал и попрежнему сотрудничает с людьми левых взглядов и евреями, такими как Курт Вайль и Бертольд Брехт.  В декабре 1934 года, выступая во дворце спорта в Берлине, тот же Й. Геббельс назвал композитора «производителем шума». Впрочем, у композитора нашлись и защитники. С письмом в его защиту в том же 1934 году выступил Вильгельм Фуртвенглер, к тому времени едва ли не единственный дирижёр мирового класса оставшийся в Германии после массового отъезда еврейских (Отто Клемперер и Бруно Вальтер, оба с мировой известностью, католик Йозеф Крипс, у которого оказался отец еврей, Курт Зандерлинг, бежавший в Советский Союз, после оккупации Чехословакии был отстранен от дирижирования и далее послан в концлагерь Карел Анчерл), да и не еврейских музыкантов, спровоцированного нацистами. Он угрожает подать в отставку, если бойкот произведений П. Хиндемита не будет прекращён. Тем не менее работы П. Хиндемита удостоились достаточно враждебных эпитетов типа «культурного большевизма» и «дегенеративного искусства» и практически исчезли из концертных программ. Под нажимом министра пропаганды П. Хиндемит берёт продолжительный отпуск на своём месте работы в Высшей Музыкальной Школе в Берлине и едет в Турцию по приглашению турецкого правительства.

 

В эти годы часть времени композитор вообще проводит в путешествиях, посетив Каир и несколько раз Анкару, столицу Турецкой республики. Глава этой республики Мустафа Кемаль Ататюрк в 1935 году поручает ему помочь реорганизовать музыкальное образование в стране и создать Национальный театр оперы и балета. Состоялось и несколько поездок в Соединенные Штаты, где П. Хиндемит выступает как музыкант-исполнитель. Нацистские власти приветствуют культурную деятельность П. Хиндемита на благо Турции, рассматривая его как посла германской культуры и в этом плане,  как элемент влияния на эту страну. Он и на самом деле внёс заметный вклад в развитие музыкальной жизни и в распространение западной музыкальной культуры в стране и заслужил уважение в турецких музыкальных кругах. Хотя отношение властей к П. Хиндемиту меняется и трудно предсказуемо, но произведения его почти не исполняются. В 1936 году выходит распоряжение властей о запрете их исполнения. Тем не менее, будучи человеком аполитичным и защищаемым своей международной репутацией, признающей его как одного из ведущих современных композиторов, П. Хиндемиту удается ладить с властями и даже временами удостаиваться поощрительных высказываний в свой адрес, продолжая свою музыкальную карьеру. При этом приходится делать примирительные жесты в сторону нацистских властей. В том же 1936 году он подписывает обязательство верности властям страны во главе с канцлером А. Гитлером. Взамен ему поручается сочинить музыкальное произведение для оркестра военно-воздушных сил и его произведения снова начинают исполняться. Но затем  развертывается официальная компания против модернистской музыки, которая характеризуется как «дегенеративная» и композитору становится ясно, что ему будет трудно постоянно ладить с властями. В октябре 1936 года на исполнение его произведений (впрочем, с несколькими исключениями) снова накладывается запрет. Более того, композитору оказывается такая честь как участие в выставке «дегенеративной музыки», которая имеет место в 1938 году.

 

К этим заботам  прибавляется и тревога о собственной супруге, которой начинает угрожать физическая опасность, ибо антиеврейские меры всё усиливаются. И Пауль Хиндемит начинает понимать, что он не сможет продуктивно работать в Германии, а его семья не сможет жить здесь в безопасности и принимает решение уехать из страны и в 1938 году переселяется в Швейцарию. Когда начинается Вторая Мировая война во второй половине 1939 года, друзья П. Хиндемита в Соединенных Штатах сочли, что и Швейцария тоже не совсем безопасное место и организовали для него приглашения в Соединенные Штаты читать лекции. Благодаря этому в феврале 1940 года следует переезд в Соединенные Штаты, где он с 1941 года начинает преподавать на музыкальном факультете университета Йелль, читал лекции он также в университете Гарвард.  В 1946 году он становится натурализованным американским гражданином. В 1951 году П. Хиндемит получил преподавательскую должность в Швейцарии, в Цюрихе, он начинает трудиться в местном университете и в 1953 году окончательно переселяется в Европу. Он поселяется в живописной деревушке Блоней на берегу Женевского озера. В эти годы он не только пишет музыку, но и много дирижирует и  делает многочисленные записи в основном своих музыкальных произведений.  В 1962 году он удостаивается престижной премии  Бальцана, присуждаемой за выдающийся вклад в развитие культуры, гуманитарных и естественных наук, развитие идей мира и братства. Скончался композитор  в самом конце 1963 года в своём родном Франкфурте.

 

Пауль Хиндемит – весьма значительная фигура в мире современной музыки. Он один из ведущих композиторов двадцатого века, но также и видный дирижер, преподаватель и музыкальный теоретик. Он оставил после себя работы в самых разнообразных музыкальных жанрах, у него есть сочинения для оркестра, камерная музыка для целого ряда инструментов, произведения для хора, песни, оперы, балеты, концерты для солирующих инструментов. Он автор нескольких книг и эссе из области теории музыки, целью композитора было нахождение универсально принятого музыкального языка. Некоторые музыкальные произведения П. Хиндемита носили  достаточно провокативный и эпатирующий публику характер, другие содержат элементы пародии и иронии. Композитор удостоился звания почётного доктора нескольких университетов, включая Университет Франкфурта, Свободный Университет в Берлине и Оксфордский Университет в Великобритании, он был награжден и немалым количеством самых разнообразных призов, а с 2000 года приз его имени присуждает муниципалитет города Ханау.

 

Одним из решающих факторов, подтолкнувшим композитора к столь спасительному для него решению переехать в Швейцарию явилась наряду с опасностью, угрожавшей его супруге, также и «честь участия» в выставке так называемой «дегенеративной музыки». Вообще-то нацисты проводили общую борьбу с «дегенеративными тенденциями» во всех видах искусства и выступления против «дегенеративной»  музыки были  частью этой компании. Выставка эта имела место  в конце мая 1938 года в городе Дюссельдорф. Цель выставки была всемерно опорочить модернистскую музыку и сочинивших её композиторов  первой трети двадцатого века с особым упором на композиторов – евреев. В этой «приятной» компании оказался и Пауль Хиндемит. Нацисты хотели видеть его, композитора чисто арийского происхождения, среди своих, но слишком многое в нём им не нравилось и в первую очередь музыка, которую он сочинял, несмотря на все партийные указания. Участием П. Хиндемита в этой выставке нацисты хотели доказать тезис, что тот, кто водится с евреями, сам становится таким же. По идее нацистов, которую они проводили в жизнь с начала 1933 года, музыка, как и другие формы искусства подлежала «нацификации». Она должна была соответствовать нацистским идеалам. А кто соответствует и кто нет, решали сами нацисты. Иногда политика «нацификации» принимала достаточно странные и комичные формы. Венгерский композитор и пианист Ференц (Франц) Лист превратился в композитора и пианиста германского. Вспомнили, что его прадедушка был германоязычным и мигрировал в Венгрию из Германии. Ещё одним германцем стал другой знаменитый композитор и пианист Фридерик Франтишек Щопен или Фридерик Франсуа Шопен во французской интерпретации. У Ф. Шопена не было явно выраженных германских корней, нацистов это не смутило. Отец композитора Николас Шопен был родом из Лотарингии, провинции спорной между Францией и Германией и переходившей из рук в руки. «Выяснили», что отец был германского происхождения, а далее всё было делом техники. Нацисты даже создали в Варшаве Музей Шопена, который открыл гауляйтер (управляющий) оккупированной  Польши.

 

В рамках «нацификации» полностью была запрещена к исполнению музыка, созданная такими гениальными композиторами как Ф. Мендельсон-Бартольди, Д. Меербер и Г. Малер из-за их еврейского происхождения. Пострадал даже такой маститый композитор чисто германского происхождения как Георг Фридрих Гендель, некоторые произведения которого были созданы на библейские сюжеты с еврейскими персонажами. Кое-где переписали либретто, выкинув евреев, а кое-что было запрещено к исполнению. Но это были композиторы предыдущих поколений. А в Германии в то время жили и работали и живые классики  Арнольд Шенберг и Пауль Хиндемит. А. Шенберг, родом из Вены, из Австрии, к моменту прихода нацистов к власти уже долгое время был жителем Германии,  достаточно пожилым человеком (ему было 59 лет), композитором с мировой известностью, а также художником, теоретиком музыки и широко известным педагогом, у которого учились сами ставшие знаменитостями такие композиторы как Альбан Берг, Антон Веберн, Ханс Айслер. Его взгляды, часто полемические, на музыкальную историю и эстетику оказали сильное влияние на ведущих музыкальных критиков и исследователей двадцатого века. А. Шенберг был композитором-новатором, авангардистом, чей подход к сочинению музыки оставил хорошо видимый след в музыкальной жизни начала двадцатого века. Он заметно отличался от романтического стиля в германской музыке, представленного такими композиторами как Й. Брамс и Р. Вагнер. В чести у нацистов были также Л. ван Бетховен и  А. Брукнер, композитор, живший во второй половине девятнадцатого века и находившийся под сильным влиянием музыки Р. Вагнера. Именно романтический стиль нравился А. Гитлеру и был официально принят нацистской партией как соответствующий германскому национальному духу и Р. Вагнер занял уверенное первое место в списке музыкальных предпочтений нацистов.  Если добавить к этому еврейское происхождение композитора (в 1898 году А. Шенберг оставил еврейскую веру и перешел в лютеранство, но в 1933 году снова стал членом еврейской общины), то отношение к нему нацистов было крайне легко предугадать. К чести А. Шенберга надо сказать, что он хорошо понял ситуацию, ему принадлежит следующая фраза: «Наконец, я хорошо усвоил урок, который мне преподали в этом году и я не забуду его. Он состоит в том, что я не немец, не европеец, едва-едва человек вообше (европейцы видят худшее, что в них есть, во мне), но я – еврей».

 

Музыка, сочиненная А. Шенбергом, была признана не германской по духу и запрещена к исполнению. Вообще вся модернистская, авангардная музыка была признана «дегенеративной» и «еврейской по духу» и охарактеризована как «культурный большевизм». Посему ясно, почему обвиненным  оказался и П. Хиндемит, у которого, правда, с происхождением всё было в порядке, но музыку он писал не ту, что требовалось, и в его окружении было слишком много левых и евреев. Но А. Шенберг ещё в 1933 году, правильно оценив ситуацию, уехал в Соединенные Штаты и главный удар пришелся на П. Хиндемита. Наряду с авангардной новаторской музыкой «дегенеративным» искусством был признан и джаз и свинг. Джаз и свинг было велено считать «музыкой чернокожих», по нацистской расовой теории негры не считались полноценными людьми, значит такой была и их музыка.

 

Кто же сочинял музыку, так осуждаемую нацистами?  Прежде всего композиторы - евреи по происхождению, независимо от того остались ли они евреями иудейского вероисповедания или конвертировались в христианство. Уже  их происхождение предопределяло то, что их музыка не должна была восприниматься ушами арийцев, ибо она не была истинно германской. Кстати, и исполнять истинно арийскую музыку, скажем оперы Р. Вагнера, могли только музыканты арийского происхождения, считалось, что своим участием евреи её оскверняют. Поэтому оперные театры и филармонические оркестры были весьма проворно очищены от евреев. Помимо  композиторов, о которых речь шла выше, кто ещё стал участником выставки? Назовем несколько имён: Франц Шрекер (еврей по отцу, известный оперный композитор и педагог, с 1920 года директор Высшей Школы Музыки в Берлине), Вальтер Браунфельс (еврей по отцу, оперный композитор,  пианист и педагог, основатель и первый директор Высшей Школы Музыки в Кельне), Эрих Вольфганг Корнголд (музыкальный вундеркинд, далее композитор, сочинявший симфоническую музыку и оперы и музыку к кинофильмам), Бертольд Голдшмидт (известный композитор и дирижёр),  Эрвин Шулхоф (уроженец Чехословакии, композитор и пианист, одна из самых ярких фигур в европейской музыкальной жизни двадцатых и начала тридцатых годов, симпатизировал коммунистам, погиб в концлагере). Но не только евреи стали участниками этой выставки. Композитор Эрнст Кренек, уроженец Австрии чешского происхождения, попал туда за увлечение джазовыми мотивами. Композитор и дирижёр Антон Веберн, чистокровный австриец, оказался там за непризнание  культурной политики нацистов, за дружбу с А. Шенбергом, даже после его отъезда за океан. Ещё один чистокровный австриец Албан Берг попал на выставку за свою модернистскую музыку.

 

Выставка в Дюссельдорфе была организована под руководством д-ра Ханса Северуса Циглера, руководителя Национального Театра в городе Веймар и главой департамента культуры в провинции Тюрингия, ветерана борьбы с «культурным большевизмом». В своей речи на открытии он объяснил присутствующим, что упадок современной музыки вызван «влиянием иудаизма и капитализма». На выставке было семь секций по числу источников дурных влияний на современную музыку по классификации Х. С. Циглера. Естественно, что одна из секций была целиком сконцентрирована на иудаизме, своя секция оказалась у А. Шенберга и у П. Хиндемита, любопытно, что в компании с ними оказался и франко-американский композитор русского происхождения Игорь Стравинский, которому тоже была выделена отдельная секция. Материалы выставки состояли из фотографий, плакатов, карикатур, портретов, программок и т.д., призванных продемонстрировать низкий, антигуманный уровень музыкантов и их произведений, оказывающих столь тлетворное внимание на окружающих. В параллель с выставкой в Дюссельдорфе прошла неделя концертов, на которых исполнялась «хорошая германская» музыка, идеологически и этнически чистая, чтобы подчеркнуть разницу между настоящей музыкой и «дегенеративной», представленной на выставке.

 

Можно заметить, что анти еврейские выпады нацистов нашли сочувственный отклик и у многих германских музыкантов, изначально настроенных враждебно по отношению к евреям. Значительная часть германской интеллектуальной элиты всегда полагала, что влияние евреев на интеллектуальную жизнь страны слишком велико. Элли Ней, вундеркинд и далее любимая пианистка А. Гитлера была одной из них. Она стала членом партии в 1937 году, читала со сцены отрывки из трудов А. Гитлера  перед началом своих концертов, приветствовала статую Л. ван Бетховена нацистским салютом. Уже в возрасте десяти лет она оскорбила своего учителя музыки только за то, что тот был еврей. Когда в 1933 её попросили заступиться за уволенного еврея музыканта, она ответила, что такая просьба является оскорблением для неё. После войны роли поменялись и её выступления как ярой нацистки были запрещены.  Ли Штадельман, известная пианистка и арфистка, специалист по музыке Й-С. Баха. Член партии с 1933 года, считала, что «наши германские мастера должны найти германских интерпретаторов», а евреям нет места в германской культуре и обществе. Ханс Пфитцнер, уроженец Москвы, но выросший во Франкфурте. Довольно успешный в своё время, но ныне почти забытый композитор. Под влиянием поражения Германии в Первую Мировую войну, последовавшей затем революционной смуты и создания Веймарской республики съехавший на националистические позиции и считавший международное еврейское влияние причиной всех германских бед. Был противником модернистской музыки и джаза, поклонником Р. Вагнера и сторонником теории последнего, что евреи портят немецкую культуру и музыку. В апреле 1924 года, когда А. Гитлер сидел в тюрьме, послал ему в подарок книгу с дарственной надписью. Правда, до конца Х. Пфитнер не пошёл, не стал членом нацистской партии, отказался осудить нескольких известных еврейских музыкантов, с которыми трудился ранее, считая, что они адаптировались к германской культуре. Любопытно, что именно ему нацисты хотели поручить переписать музыку к пьесе В. Шекспира «Сон в летнюю ночь» со знаменитым свадебным маршем, написанную Феликсом Мендельсоном-Бартольди, чтобы освободить её от еврейского духа. Композитор отказался, признав, что написать лучше композитора еврея он не сможет.

 

В завершение несколько слов о знаменитом композиторе Рихарде Штраусе. В момент прихода нацистов к власти в Германии ему было уже 69 лет и он пользовался мировой известностью. Нацисты сделали его главой Государственной Музыкальной Палаты (Reichsmusikkamer), хотя его биография была далеко не безупречной. Автором либретто его нескольких опер был австрийский поэт, писатель и драматург Хуго фон Хофмансталь, имевший еврейских предков и сам женатый на еврейке, Р. Штраус высоко ценил творчество Ф. Мендельсона-Бартольди, не скрывал этого и имел много еврейских друзей. Р. Штраус согласился на предложение нацистов, ставя себе при этом целью повышение уровня музыкальной культуры в стране, ибо музыка, по его мнению, стала слишком коммерческим занятием, улучшение музыкального образования  и улучшение материальных условий жизни композиторов. В политику он старался не лезть. Его первичным интересом была музыка, а не этническое происхождение композитора или исполнителя. Он регулярно отказывался увольнять еврейских музыкантов, продолжил сотрудничество со своим другим либреттистом известным австрийским писателем, журналистом и драматургом Стефаном Цвайгом . Начались конфликты с нацистскими властями, министр пропаганды Й. Геббельс перестал доверять ему и лишь мировая слава спасала композитора от опалы. А того от более резких действий удерживал тот факт, что его единственный сын Франц был женат на еврейской женщине Алисе фон Граб, в браке с которой у него родилось двое сыновей. Мать Алисы оказалась в концлагере Терезиенштадт, Р. Штраус хотел навестить её там, но охрана его не впустила, несмотря на высокую должность. Семью своего сына ему удалось переместить в Вену в 1942 году, где было чуть легче. Тем не менее один раз Алису арестовали и Р. Штраусу с трудом удалось добиться её освобождения, после этого ему пришлось переместить всех в  городок Гармиш-Партенкирхен, где он жил сам и семья сына находилась там под домашним арестом до конца войны. В 1935 году Р. Штраус покинул свой пост. Формальным поводом для отставки явился отказ убрать фамилию С. Цвайга с афиш своей новой оперы «Молчащая женщина». Кстати, сам А. Цвайг не настаивал, он хотел помочь композитору, но Р. Штраус проявил принципиальность. Премьера имела место 24 июня 1935 года в Дрездене, Й. Геббельс не прибыл на премьеру, хотя ранее было заявлено о его намерении быть. Причина была ещё и в том, что тайная полиция (гестапо) перехватила письмо Р. Штрауса С. Цвайгу, в котором он пренебрежительно отзывался о своей работе на посту главы Музыкальной Палаты. Санкции последовали быстро: после трёх представлений опера была снята с репертуара. А затем последовала отставка Р. Штрауса. Пытаясь оправдаться Р. Штраус написал персональное письмо А. Гитлеру, но ответа не удостоился. Впрочем,  другие произведения композитора не были запрещены к исполнению. Он, в частности, написал гимн, исполненный по случаю открытия Олимпийских Игр 1936 года в Берлине. После войны он был оправдан от обвинений в сотрудничестве с нацистами, хотя писатель Томас Манн назвал его «композитором Гитлера».

 

Вениамин Чернухин



Источник: sem40.ru
  • 6-07-2012, 15:32
  • Просмотров: 8697
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 85
     (голосов: 2)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список